Обучение грамоте - один из важных этапов перехода к разумному чтению.
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Опыт работы по подготовке детей к обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!

Мне хотелось бы представить вашему вниманию мой опыт работы на тему «Обучение грамоте – один из важных этапов перехода к разумному чтению».

«Ребенок должен научиться говорить прежде, чем он может перейти к разумному чтению».

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Пересмотрев устоявшуюся методику по обучению грамоте, которая вызвала у меня большое количество разногласий, мною были представлены новые способы и методы, которые отвечают современным требованиям образования и улучшающие учебно-воспитательный процесс.

Мною была поставлена следующая цель: правильно ввести ребенка в грамоту, а именно подготовить к усвоению основ русского языка, постигнув азы чтения. Ежегодное анкетирование и обработка анкетных данных дают результаты социального заказа родителей изменить содержание занятий по подготовке к обучению грамоте в детском саду и дополнить через игру обучение чтению.

Содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте включает в себя 3 направления:

- развитие связной речи;

- подготовка к обучению чтению;

- подготовка к обучению письму.

При организации учебно-воспитательного процесса осуществляю интегрированный подход, заключающийся в проведении интегрированных занятий.

Интеграция по подготовке к обучению грамоте осуществляется через развитие речевого слуха, сенсорное развитие в области языка, формирование звукового анализа и синтеза, ознакомление с предложением и словом в предложениях.

Интегрированные занятия провожу при следующем сочетании предметов:

- обучение грамоте + математика;

- художественная литература + развитие речи + обучение грамоте.

Первым направлением при подготовке к обучению грамоте является развитие связной речи. Формирование связной речи включает развитие умения строить высказывания разных типов: описание, повествование и рассуждение. Развитие связной речи происходит посредством обогащения словаря и путем грамматического строя речи.

Основным фундаментом  и подготовкой к усвоению речи графической является серьезное и основательное упражнение в устной речи. Нельзя подводить к грамоте ребенка, который не владеет устной речью.

Чтение является сложным навыком и требует значительного времени на отработку и доведение до автоматизма. Требования к знаниям детей, поступающих в школу, непрерывно растут, и от сформированности навыка чтения зависит успеваемость ребенка по другим предметам.

Для того чтобы ребенок овладел навыками чтения и письма необходимо проводить с детьми комплексные упражнения для развития руки дошкольника, используя пальчиковые игры, упражнения для правильного распределения мышечной нагрузки, развивать мелкую моторику. Выполнение движений сопровождается стихами, рассказами, которые произносятся детьми и взрослыми.

Обучение грамоте осуществляется в доступной игровой форме, что значительно облегчает образовательный процесс. Ведь игровая деятельность является ведущей на данном возрастном этапе. И через игру дети лучше понимают и воспринимают новую, ранее не знакомую информацию. Игра необходима и для сохранения преемственности между детским садом и школой, и для снижения психических и физических перегрузок.

В своей работе использую разнообразные виды игр: словесные «Доскажи словечко», «Слова-невидимки»; дидактические «Найди свой домик», «Слоги рассыпались», «Слоговое лото».

Основная задача по подготовке к обучению чтению в старшей группе – это формирование у детей общей ориентировке в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова. Чтобы овладеть звуковым анализом, необходимо не только произносить вслух, но и показывать слово в предметном виде, представив его звуковую структуру в виде модели. В старшем дошкольном возрасте у детей закрепляю и совершенствую умение делить слова на слоги и проводить звуковой анализ слова, используя различные средства: схему звукового состава слова, фишки, интонационное выделение.

Третьим направлением при обучении грамоте является подготовка к обучению письму.

Систему обучения письму осуществляю с помощью следующих методов: копировальный или стигмографический, заключающийся в обведении букв в специальных тетрадях; тактический метод – письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе; метод Карстера – обучение письму путем прописывания специальных упражнений для развития движения руки. Наилучшие результаты достигаются путем разумного сочетания этих способов на определенных этапах обучения письму.

Таким образом, используемый мною опыт работы по обучению грамоте дошкольников является переходом к обучению детей в школе. Большинство моих воспитанников, заканчивающих детский сад и поступающих в первый класс, обладают необходимыми навыками и умениями в чтении и письме.

Основной перспективой на будущее для себя считаю более глубокий системный переход на интегрированные занятия, которые способствуют повышению мотивации обучения, формируют познавательный интерес, способствуют развитию речи и формированию разносторонне развитой личности.

В заключение моего выступления хочется отметить, что «у ребенка есть тысячи путей стать взрослым» - говорили в Древней Греции. Вот почему поиск возможностей помочь детям раскрыть свои способности к овладению грамотой является важным этапом в работе педагога, владеющего методикой обучения чтению и письму.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль - один из важных этапов методической работы в ДОУ

качество и эффективность контроля, система контроля в ДОУ, алгоритм и организация контроля в соответствии с ФГОС ДО...

Конспект занятия по речевому развитию - обучение грамоте на тему: Буква Х. Звуки Х – Хь. Чтение слогов, слов.

Занятие ориентировано для детей подготовительной группы. Тема: Буква Х. Звуки Х – Хь.Цель: формировать правильное произношение звуков  [х], [х′]  в слогах, словах, фразах, отличать...

Конспект ООД по обучению грамоте «Все профессии важны»

Форма ООД: игра-путешествие.Цель: совершенствование навыков звукового анализа слов, совершенствование умения анализировать предложение и составлять его графическую запись.Методика: Н.С. Варенцова &quo...

Речевая готовность к школьному обучению – один из важнейших этапов развития ребенка дошкольного возраста

Речевая готовность к школьному обучению – один из важнейших этапов развития ребенка дошкольного возраста...

Обучение грамоте. Тема: «Звуки Б- П, буквы Б, П, чтение слогов»

Обучение грамоте.Тема: «Звуки Б- П, буквы Б, П, чтение слогов»...