Главные вкладки

    Развитие речи.
    календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

     ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ  И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon razvitie_rechi.zip21.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ  И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.

    ТЕМА

    ЦЕЛЬ

    ДАТА

    1 ЧЕТВЕРТЬ

    1

    День знаний

    Скоро в школу

    Закреплять умение составлять рассказ по памяти по теме «Что я видел в школе».

    Учить подбирать обобщающие слова для группы предметов «школьные принадлежности».

    Дать представление о понятиях «речь», «слово», «предложение».

    Развивать фонематический слух.

    Воспитывать интерес к слову

     

    2

    Дети идут в школу (сюжетный

    рассказ)

    Речь.Слово.Предложение.

    Обучать навыкам составления сюжетного рассказа по картине «Дети идут в школу».

    Закреплять понятия «речь», «слово», «предложение».

    Учить:

    - составлять предложения, используя вводные слова и слова в переносном значении;

    - членить слова на слоги. Познакомить со слоговым составом слова.

    3

    К. Ушинский «Четыре желания»

    Продолжать учить пересказывать текст точно, выразительно, последовательно (рассказ К. Ушинского «Четыре желания»).

    Развивать связную речь детей.

    4

    Звуки в речи. Гласные и согласные звуки.

    Сформировать представление уч-ся о гласных и согласных звуках

    5

    Гласный звук  [а]

    Познакомить  детей со звуком [а], буквой «А», «а»,

    Учить  выделять заданный звук в словах,

     Развивать внимание, память

    6

    Явления природы (рассказ по предметным картинам)

    Ударение.

    Формировать умение составлять коллективный рассказ по предметным картинам.

    Учить:

    - сравнивать явления природы по признакам различия и сходства;

    - подбирать синонимы и антонимы, выделяя существенные признаки предмета.

    Д а т ь понятие об ударном слоге.

    Закреплять умение определять место ударения в словах.

    Гласный звук  [о]

    Познакомить  детей со звуком [о], буквой «О», «о»,

     Учить  выделять заданный звук в словах,

     Развивать внимание, память, мышление

    8

    Гласный звук  [и]

    Познакомить  детей со звуком [и], буквой «И», «и»,

         Учить  выделять заданный звук в словах,          Развивать внимание, память

    9

    Осень, осень, в гости просим

    Гласный звук  [и]

    Учить:

    - составлять рассказ на осеннюю тематику, описывать окружающую природу;

    - узнавать реальные признаки осени в их поэтическом выражении;

    - понимать и использовать слова в переносном значении. Продолжать учить различать и называть гласные звуки, придумывать слова с заданным звуком, делить слова на слоги,

    определять род предмета.

    Развивать речевое дыхание, умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.

    10

    Гласный звук  [ы]

    Познакомить  детей со звуком [ы], буквой «ы»,

                        Учить  выделять заданный звук в словах,

                        Развивать внимание, память.

    11

    В. Бианки. «Купание медвежат»

    Гласный звук  [ы]

    Развивать умение последовательно и выразительно передавать небольшой по объему литературный текст (пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»).

    Учить:

    - объяснять непонятные слова, встречающиеся в тексте;

    - подбирать слова, используя рифму, различать простейшие случаи многозначности слова.

    Активизировать словарь: визг, треск, скрип, шорох, жужжание, хруст, звон.

    Продолжать учить дифференцировать понятия «буква», «звук», «гласные и согласные звуки», придумывать предложение из 2 слов

    12

    Гласный звук  [у]

    Познакомить  детей со звуком [у], буквой «У», «у»,

                        Учить  выделять заданный звук в словах,

                        Развивать внимание, память

    13

    Золотая осень (рассказ по картине-пейзажу)

    Гласный звук  [у]

    Познакомить с репродукцией картины И. И. Левитана «Золотая осень».

    У ч и т ь описывать предметы по картине, выделяя их характерные признаки.

    Формировать умение проникнуться тем настроением, которое отразил художник в своем пейзаже, и передавать свои чувства, ощущения в высказываниях.

    Продолжать учить называть и различать гласные звуки в словах, придумывать слова

    с заданным звуком.

    Развивать умение дифференцировать гласные звуки на слух.

    14

    Обобщение по теме : «Гласные звуки»

     Обобщить умение выделять заданный звук в словах, составлять предложения, текст по сюжетной картинке, выполнять слогозвуковой анализ слова.,

                    Продолжить работу по  развивать внимание, мышления,

                    Воспитание ответственного отношения к учебе.

    15

    Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»

    Закреплять:

    - умение участвовать в драматизации сказки (русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»);

    - знание детей о сложных словах;

    - умение составлять сложные

    слова;

    - знание о гласных звуках.

    Продолжать знакомить  с понятием «предложение».

    Учить:

    - определять местонахождение ударного слога в двухсложном слове, называть ударный звук;

    - составлять предложение, опираясь на слово, предложенное воспитателем

    16

    Слияние согласного с гласным. Звуки [н],  [н’]

    Познакомить  детей со звуками  [н],  [н’], буквой  Н, н.

                        Учить  выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки,

                        Развивать внимание, память

    17

    Звуки [н],  [н’]

    Учить детей сливать гласные звуки с согласным

    18

    Моя семья

    Учить:

    - составлять рассказ по опорным вопросам на тему «Моя семья», восстанавливать деформированный текст повествовательного характера;

    - придумывать предложения по схеме, типу высказывания, с определенным словом. Расширять и систематизировать знания о предложениях. Развивать навыки правильного грамматического строя речи

    2 ЧЕТВЕРТЬ

    1

    Звуки [с],  [c’]

    Познакомить  детей со звуками  [c],  [c’], буквой  C, c.

                        Учить  выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки,

                        Развивать внимание, память

    2

    Звуки [с],  [c’]

     Закрепить умение детей сливать гласные звуки  со звуками  [c],  [c’]

                        Учить  выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки,

                        Развивать внимание, память

    3

    Звуки [к],  [к’]

    Познакомить  детей со звуками  [к],  [к’], буквой  К, к.

                        Учить  выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки,

                        Развивать внимание, память

    4

    Мой первый день в группе

    Звуки [к],  [к’]

    Развивать умение составлять рассказ из личного опыта на тему «Мой первый день в детском саду».

    Учить формулировать личную оценку героев, воспринимать смысл пословиц, выраженных образно.

    Закреплять знание о месте звука в слове.

    Упражнять в придумывании слов на заданный звук, назывании слов с противоположным значением (антонимы). Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками. Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять род предмета

    5

    Звуки [т],  [т’]

    Познакомить  детей со звуками  [т],  [т’], буквой  Т, т.

                        Учить  выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки,

                        Развивать внимание, память.

    6

    Лиса с лисятами (сюжетный

    рассказ по картине)

    Звуки [т],  [т’]

    Учить:

    - составлять сюжетный рассказ по картине «Лиса с лисятами»;

    - отвечать на поисковые вопросы воспитателя;

    - выделять согласные звуки и определять глухость или звонкость этих звуков.

    Развивать умение самостоятельно придумывать событие, предшествующее изображенному, а также последующее.

    Закреплять умения выделять ударный звук, выполнять звуковой анализ слов, определять твердость и мягкость согласного звука

    7

    Звуки [л],  [л’]

    Познакомить  детей со звуками  [л],  [л’], буквой  Л, л.

                        Учить  выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки,

                        Развивать внимание, память.

    8

    Сказка «Как ежик выручил зайца»

    Звуки [л],  [л’

    Учить придумывать сказку на тему «Как ежик выручил зайца», давать описание внешнего вида персонажей, их действий, переживаний.

    Развивать речевые умения по подбору однокоренных слов, синонимов и антонимов. Упражнять: 

    - в понимании многозначных  слов;

    - в проведении звукового анализа, подборе слов с разной длительностью звучания. Закреплять умение определять род существительных, твердость (мягкость), звонкость (глухость) первого звука в слове.

    9

    Звуки [р],  [р’]

    Познакомить  детей со звуками  [р],  [р’], буквой  Р, р.

                        Учить  выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки,

                        Развивать внимание, память.

    10

    Какие бывают предметы

    Звуки [р],  [р’]

    Закреплять умение рассматривать, описывать и сравнивать предметы (например, стеклянные и пластмассовые). Учить:

    - сравнивать предметы, выделяя существенные признаки;

    - подбирать существительные и прилагательные, синонимы, однокоренные слова. Развивать творческую деятельность способом морфологического анализа.

    Дать понятие о предлогах. Упражнять в умении выделять предлоги в речи, придумывать предложения с заданными предлогами.

    11

    Звуки [в],  [в’]

    Познакомить  детей со звуками  [в],  [в’], буквой  В, в.

                        Учить  выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки,

                        Развивать внимание, память.

    12

    Зимний вечер (описательный рассказ)

    Звуки [в],  [в’]

    Продолжить работу над  составлением описательного  рассказа по картине «Зимний вечер» (любого автора).

    Учить:

    - придумывать самостоятельно сюжет, использовать выразительные средства при описании зимы;

    - разделять предметы на одушевленные и неодушевленные, задавая вопросы «кто?», «что?». Познакомить с многозначностью слов (идет - падает снег, идет - человек). Расширить знание о словах, обозначающих предмет. Упражнять в придумывании предложений с заданным словом.

    13

    Буква е

    Познакомить  детей со звуком  е, буквой Е

    14

    Зимний вечер (сравнительно-описательный рассказ)

    Буква е

    Активизировать словарь, использованный при описании картины на прошлом занятии.

    Учить:

    - сравнивать явления природы по признакам различия и сходства;

    - подбирать синонимы и антонимы;

    - отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов;

    - правильно задавать вопрос к словам, обозначающим предмет.

    Совершенствовать умение называть предметы женского рода.

    Дифференцировать собственные и нарицательные существительные.

    Упражнять в звуковом анализе слов.

    Обобщить знания и умения полученные за 2-ю четверть

    3 ЧЕТВЕРТЬ

    1.

    Звуки [п],  [п’]

    Познакомить  детей со звуками  [п],  [п’], буквой  П, п.

                        Учить  выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки,

                        Развивать внимание, память.

    2

    Зимушка-зима, зима снежная была

    Звуки [п],  [п’]

    Учить сравнивать картины «Зима» И. Шишкина и «Сказка инея» И. Грабаря.

    Вызывать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации, связанные с собственным опытом восприятия зимней природы.

    Формировать эстетический вкус, умение соотносить образы с настроением в пространстве картины.

    Продолжать учить правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы. Совершенствовать умение производить звуковой анализ слова, называть слова с заданным ударным звуком. Развивать умение называть предметы мужского и женского рода.

    3

    Звуки [м],  [м’]

    Познакомить  детей со звуками  [м],  [м’], буквой  М, м.

                        Учить  выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки,

                        Развивать внимание, память.

    4

    Зимние забавы

    Звуки [м],  [м’], средний род.

    Учить:

    - составлять рассказ о зимних забавах по сюжетным картинам;

    - подбирать обобщающие слова для групп однородных предметов;

    - использовать языковые выразительные средства при описании зимы.

    Закрепить знания о словах, обозначающих одушевленный и неодушевленный предмет. Упражнять в умении задавать вопросы, называть предметы мужского и женского рода. Познакомить с предметами  среднего рода.

    5

    Звуки [з],  [з’]

    Познакомить  детей со звуками  [з],  [з’], буквой  З, з.

                        Учить  выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки,

                        Развивать внимание, память.

    6

    Сказка про храброго зайца

    Звуки [з],  [з’]

    Закреплять умение участвовать в драматизации сказки «Сказка про храброго зайца».

    Учить:

    - Отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов.

    - подбирать прилагательные и существительные, задавать правильные вопросы;

    выделять в тексте слова-признаки предмета.

    Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксом.

    Расширять знание о словах, отвечающих на разные вопросы.

    7

    Звуки [б],  [б’]

    Познакомить  детей со звуками  [б],  [б’], буквой  Б, б.

                        Учить  выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки,

                        Развивать внимание, память.

     с8

    Л. Воронкова «Елка»

    Звуки [б],  [б’]

    Учить:

    - понимать идею произведения (Л. Воронкова, «Елка»).

    - отвечать на вопросы воспитателя, самостоятельно ставить вопросы по содержанию текста; - выделять и называть слова, обозначающие действия предмета. Совершенствовать умение детей пересказывать литературные произведения, передавать диалоги действующих лиц.

    Развивать слуховую память и внимание.

    Упражнять в придумывании предложений с заданным словом.

    9

    Звуки [д],  [д’]

    Познакомить  детей со звуками  [д],  [д’], буквой  Д, д.

                        Учить  выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки,

                        Развивать внимание, память.

    10

    Сказка «У страха глаза велики» (пересказ)

    Звуки [д],  [д’]

    Закреплять умение выразительно пересказывать сказку «У страха глаза велики».

    Развивать речевые умения в образовании однокоренных слов.

    Учить:

    - составлять загадки о предметах, выделяя их существенные признаки;

    - подбирать обобщающие слова для групп однородных предметов.

    Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксами.  

    Упражнять в подборе слов, близких и противоположных по смыслу к заданному слову.

    11

    Буквы Я, я

    Познакомить  детей со звуком  [йа], буквой Я.

    Развивать внимание, память и мелкую моторику.

    12

    Моя любимая игрушка

    Буквы Я, я

    Обучать навыкам составления рассказа на основе личного опыта по теме «Моя любимая игрушка», отбирая наиболее важные факты. Учить рассказывать последовательно, выразительно.

    Расширять представление о словах.

    Познакомить с многозначными словами, омонимами и словами, употребляемыми только во множественном числе.

    Закреплять умение производить звуковой анализ слова, делить слово на слоги, определять род предметов.

    Развивать фонематический слух

    13

    Звуки [г],  [г’]

    Познакомить  детей со звуками  [г],  [г’], буквой  Г, г.

                        Учить  выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки,

                        Развивать внимание, память.

    14

    Литературный калейдоскоп

    Звуки [г],  [г’]

    Учить:

    - воспринимать короткие литературные произведения;

    - объяснять непонятные слова;

    - ставить вопросы к тексту, отвечать на поставленные вопросы;

    - подбирать слова, используя рифму;

    - различать простейшие случаи многозначности слов. Продолжать учить составлять разные виды предложений и предложения с заданными словами.

    Закреплять умение придумывать слова с заданным звуком и слогом.

    15

    Звук  [ч]

    Познакомить  детей со звуком    [ч’], буквой  Ч,ч.

                        Учить  выделять заданный звук в словах, знать что звук [ч] только мягкий звуки,

                        Развивать внимание, память.

    16

    Сюжетный (свободный) рассказ по серии картинок

    Звук  [ч]

    Учить: - участвовать в коллективном составлении рассказа по серии картинок и опорным вопросам;

    - формулировать личную оценку поступков героев;

    - развивать речевые умения в подборе определений, синонимов и антонимов.

    Закреплять умение детей делить слова на слоги, выделять ударный звук, производить звуковой анализ слов, называть имена собственные.

     Развивать фонематический слух.

    17

    Буква Ь

    Познакомить детей с буквой Ь,

    Учить  читать слова с этой буквой на конце слова, в середине слова.

    18

    Моя мама (рассказ из личного опыта)

    Буква Ь

    Обучать составлению рассказа из личного опыта на тему «Моя мама».

    Учить:

    - придумывать сюжет рассказа без опоры на наглядный материал;

    - рассказывать последовательно, интересно, грамматически правильно по плану;

    - подбирать прилагательные к существительному; - на слух определять количество слов в предложении, придумывать предложения с заданным словом или определённым количеством слов. Воспитывать доброе, уважительное отношение к маме. Закреплять знание о последовательности слов в предложении.

    Развивать связную речь.

    19

    Звук  [ш]

    20

    Веточка в вазе (творческое рассказывание

    Звук  [ш]

    Учить составлять коллективный творческий рассказ, придумывать ему точное название на основе наблюдений за веточкой в вазе.

    Совершенствовать умения:

    - различать слова, обозначающие предметы, признаки, действия;

    - задавать вопросы к таким словами и самостоятельно их придумывать.

    Упражнять в выполнении звукового анализа слова

    4 ЧЕТВЕРТЬ

    1

    Буква Е

    Познакомить детей со звуком [е], буквой е.

    Учить находить эту букву в трех позициях

    2

    Звук  [й]

    Познакомить детей со звуком [й], буквой й.

    Учить  выделять заданный звук в словах

                        Развивать внимание, память.

    3

    Весна в изображении художников (описательный рассказ по пейзажной картине)

     Звук  [й]

    Рассматривание картины И. Левитана «Весна. Большая вода».

    Учить:

    - составлять описательный рассказ по картине;

    - видеть художественный образ, единство содержания и языка пейзажной живописи;

    - правильно употреблять местоимения и предлоги в речи. Обогащать речь эмоционально окрашенной лексикой.

    Развивать эмоциональную отзывчивость на весеннее пробуждение природы.

    Упражнять в согласовании местоимения с глаголами, придумывании предложений с определенным количеством слов и типом высказывания.

    4

    Л. Толстой. «Белка прыгала с ветки на ввертку» (пересказ)

    Буква Ъ

    Закреплять умение пересказывать литературный текст (сказка Л. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку»). Активизировать в речи употребление сложных предложений.

    Обратить внимание на краткую форму прилагательных, ввести их в активный словарь. Формировать представлению букве «ь», ее месте в словах.

    Учить:

    - анализировать слова с «ь»;

    - составлять изложение из определенных слов

    5

    Звуки [х] , [х’]

    Познакомить  детей со звуками  [х],  [х’], буквой  Х, х.

                        Учить  выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки,

                        Развивать внимание, память.

    6

    Мой друг (рассказ из личного опыта)

    Звуки [х] , [х’]

    Закреплять умение составлять рассказ на тему «Мой друг» из личного опыта.

    Развивать умение:

    - придумывать концовку к рассказам;

    - формулировать личную оценку поступков героев;

    - воспринимать смысл пословиц, выраженных образно.

      Формировать представление о букве «ь».

    Познакомить с ее особенностями и ее месте в словах.

    Учить анализировать слова с буквой «ь».

    7

    Буква Ю.

    Познакомить  детей со звуком  [йу], буквой Ю

    Учить находить звук в словах в трех позициях.

    Развивать внимание, память и мелкую моторику

    8

    Мы зняем сказки (моя сказка)

    Закреплять навыки составления сказки на предложенную тему; - умение проводить звуковой анализ слов, содержащих букву «ь» и мягкие согласные. Активизировать употребление в речи существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода.

    Развивать интонационную сторону речи.

    9

    Звук  [ц]

    Познакомить  детей с глухим согласным  звуком  [ц],   буквой  Ц, ц.

                        Учить  выделять заданный звук в словах

                        Развивать внимание, память.

    10

    Весна в городе Скороговора

    Звук  [ц]

    Закреплять умение точно, правильно, выразительно и с соответствующей интонацией использовать в своей речи малые формы фольклора.

     Воспитывать интерес к скороговоркам, пословицам, считалкам.

    11

    Звук  [щ]

    Познакомить  детей со звуком [щ],Буквой Щ,щ

    Учить  выделять заданный звук в словах

                        Развивать внимание, память.

    12

    Кому сказки Пушкина не любы?

    Звук  [щ]

    Закреплять умение:

    - рассказывать о своих любимых книгах;

    - инсценировать любимые фрагменты произведений.

    Воспитывать интерес к художественной литературе.

    13

    Звуки [ф] , [ф’]

    Познакомить  детей со звуками  [ф],  [ф’], буквой  Ф, ф.

                        Учить  выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки,

                        Развивать внимание, память.

    14

    Звуки [ф] , [ф’]

    Закреплять умение читать слоги, слова из 2-3 слогов

    15

    Буква Э.  Алфавит.

    Познакомить  с буквой Э,Э

    Обобщить и систематизировать знания по теме «Гласные и согласные звуки.»

    16

    Проведение итоговой диагностики

    Провести обследование речевого развития детей на конец года и проанализировать результаты.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

    Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

    Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

    Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

    Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

    Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи (по познавательному развитию, по развитию речи, по рисованию, по ознакомлению с природой и т.д.) «Перелётные птицы»

    Цель- расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицахЗадачиКоррекционно-образовательные:- расширять знания о перелетных птицах;- упражнять в...