Развитие речи.
календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

 ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ  И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon razvitie_rechi.zip21.75 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ  И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.

ТЕМА

ЦЕЛЬ

ДАТА

1 ЧЕТВЕРТЬ

1

День знаний

Скоро в школу

Закреплять умение составлять рассказ по памяти по теме «Что я видел в школе».

Учить подбирать обобщающие слова для группы предметов «школьные принадлежности».

Дать представление о понятиях «речь», «слово», «предложение».

Развивать фонематический слух.

Воспитывать интерес к слову

 

2

Дети идут в школу (сюжетный

рассказ)

Речь.Слово.Предложение.

Обучать навыкам составления сюжетного рассказа по картине «Дети идут в школу».

Закреплять понятия «речь», «слово», «предложение».

Учить:

- составлять предложения, используя вводные слова и слова в переносном значении;

- членить слова на слоги. Познакомить со слоговым составом слова.

3

К. Ушинский «Четыре желания»

Продолжать учить пересказывать текст точно, выразительно, последовательно (рассказ К. Ушинского «Четыре желания»).

Развивать связную речь детей.

4

Звуки в речи. Гласные и согласные звуки.

Сформировать представление уч-ся о гласных и согласных звуках

5

Гласный звук  [а]

Познакомить  детей со звуком [а], буквой «А», «а»,

Учить  выделять заданный звук в словах,

 Развивать внимание, память

6

Явления природы (рассказ по предметным картинам)

Ударение.

Формировать умение составлять коллективный рассказ по предметным картинам.

Учить:

- сравнивать явления природы по признакам различия и сходства;

- подбирать синонимы и антонимы, выделяя существенные признаки предмета.

Д а т ь понятие об ударном слоге.

Закреплять умение определять место ударения в словах.

Гласный звук  [о]

Познакомить  детей со звуком [о], буквой «О», «о»,

 Учить  выделять заданный звук в словах,

 Развивать внимание, память, мышление

8

Гласный звук  [и]

Познакомить  детей со звуком [и], буквой «И», «и»,

     Учить  выделять заданный звук в словах,          Развивать внимание, память

9

Осень, осень, в гости просим

Гласный звук  [и]

Учить:

- составлять рассказ на осеннюю тематику, описывать окружающую природу;

- узнавать реальные признаки осени в их поэтическом выражении;

- понимать и использовать слова в переносном значении. Продолжать учить различать и называть гласные звуки, придумывать слова с заданным звуком, делить слова на слоги,

определять род предмета.

Развивать речевое дыхание, умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.

10

Гласный звук  [ы]

Познакомить  детей со звуком [ы], буквой «ы»,

                    Учить  выделять заданный звук в словах,

                    Развивать внимание, память.

11

В. Бианки. «Купание медвежат»

Гласный звук  [ы]

Развивать умение последовательно и выразительно передавать небольшой по объему литературный текст (пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»).

Учить:

- объяснять непонятные слова, встречающиеся в тексте;

- подбирать слова, используя рифму, различать простейшие случаи многозначности слова.

Активизировать словарь: визг, треск, скрип, шорох, жужжание, хруст, звон.

Продолжать учить дифференцировать понятия «буква», «звук», «гласные и согласные звуки», придумывать предложение из 2 слов

12

Гласный звук  [у]

Познакомить  детей со звуком [у], буквой «У», «у»,

                    Учить  выделять заданный звук в словах,

                    Развивать внимание, память

13

Золотая осень (рассказ по картине-пейзажу)

Гласный звук  [у]

Познакомить с репродукцией картины И. И. Левитана «Золотая осень».

У ч и т ь описывать предметы по картине, выделяя их характерные признаки.

Формировать умение проникнуться тем настроением, которое отразил художник в своем пейзаже, и передавать свои чувства, ощущения в высказываниях.

Продолжать учить называть и различать гласные звуки в словах, придумывать слова

с заданным звуком.

Развивать умение дифференцировать гласные звуки на слух.

14

Обобщение по теме : «Гласные звуки»

 Обобщить умение выделять заданный звук в словах, составлять предложения, текст по сюжетной картинке, выполнять слогозвуковой анализ слова.,

                Продолжить работу по  развивать внимание, мышления,

                Воспитание ответственного отношения к учебе.

15

Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»

Закреплять:

- умение участвовать в драматизации сказки (русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»);

- знание детей о сложных словах;

- умение составлять сложные

слова;

- знание о гласных звуках.

Продолжать знакомить  с понятием «предложение».

Учить:

- определять местонахождение ударного слога в двухсложном слове, называть ударный звук;

- составлять предложение, опираясь на слово, предложенное воспитателем

16

Слияние согласного с гласным. Звуки [н],  [н’]

Познакомить  детей со звуками  [н],  [н’], буквой  Н, н.

                    Учить  выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки,

                    Развивать внимание, память

17

Звуки [н],  [н’]

Учить детей сливать гласные звуки с согласным

18

Моя семья

Учить:

- составлять рассказ по опорным вопросам на тему «Моя семья», восстанавливать деформированный текст повествовательного характера;

- придумывать предложения по схеме, типу высказывания, с определенным словом. Расширять и систематизировать знания о предложениях. Развивать навыки правильного грамматического строя речи

2 ЧЕТВЕРТЬ

1

Звуки [с],  [c’]

Познакомить  детей со звуками  [c],  [c’], буквой  C, c.

                    Учить  выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки,

                    Развивать внимание, память

2

Звуки [с],  [c’]

 Закрепить умение детей сливать гласные звуки  со звуками  [c],  [c’]

                    Учить  выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки,

                    Развивать внимание, память

3

Звуки [к],  [к’]

Познакомить  детей со звуками  [к],  [к’], буквой  К, к.

                    Учить  выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки,

                    Развивать внимание, память

4

Мой первый день в группе

Звуки [к],  [к’]

Развивать умение составлять рассказ из личного опыта на тему «Мой первый день в детском саду».

Учить формулировать личную оценку героев, воспринимать смысл пословиц, выраженных образно.

Закреплять знание о месте звука в слове.

Упражнять в придумывании слов на заданный звук, назывании слов с противоположным значением (антонимы). Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками. Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять род предмета

5

Звуки [т],  [т’]

Познакомить  детей со звуками  [т],  [т’], буквой  Т, т.

                    Учить  выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки,

                    Развивать внимание, память.

6

Лиса с лисятами (сюжетный

рассказ по картине)

Звуки [т],  [т’]

Учить:

- составлять сюжетный рассказ по картине «Лиса с лисятами»;

- отвечать на поисковые вопросы воспитателя;

- выделять согласные звуки и определять глухость или звонкость этих звуков.

Развивать умение самостоятельно придумывать событие, предшествующее изображенному, а также последующее.

Закреплять умения выделять ударный звук, выполнять звуковой анализ слов, определять твердость и мягкость согласного звука

7

Звуки [л],  [л’]

Познакомить  детей со звуками  [л],  [л’], буквой  Л, л.

                    Учить  выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки,

                    Развивать внимание, память.

8

Сказка «Как ежик выручил зайца»

Звуки [л],  [л’

Учить придумывать сказку на тему «Как ежик выручил зайца», давать описание внешнего вида персонажей, их действий, переживаний.

Развивать речевые умения по подбору однокоренных слов, синонимов и антонимов. Упражнять: 

- в понимании многозначных  слов;

- в проведении звукового анализа, подборе слов с разной длительностью звучания. Закреплять умение определять род существительных, твердость (мягкость), звонкость (глухость) первого звука в слове.

9

Звуки [р],  [р’]

Познакомить  детей со звуками  [р],  [р’], буквой  Р, р.

                    Учить  выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки,

                    Развивать внимание, память.

10

Какие бывают предметы

Звуки [р],  [р’]

Закреплять умение рассматривать, описывать и сравнивать предметы (например, стеклянные и пластмассовые). Учить:

- сравнивать предметы, выделяя существенные признаки;

- подбирать существительные и прилагательные, синонимы, однокоренные слова. Развивать творческую деятельность способом морфологического анализа.

Дать понятие о предлогах. Упражнять в умении выделять предлоги в речи, придумывать предложения с заданными предлогами.

11

Звуки [в],  [в’]

Познакомить  детей со звуками  [в],  [в’], буквой  В, в.

                    Учить  выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки,

                    Развивать внимание, память.

12

Зимний вечер (описательный рассказ)

Звуки [в],  [в’]

Продолжить работу над  составлением описательного  рассказа по картине «Зимний вечер» (любого автора).

Учить:

- придумывать самостоятельно сюжет, использовать выразительные средства при описании зимы;

- разделять предметы на одушевленные и неодушевленные, задавая вопросы «кто?», «что?». Познакомить с многозначностью слов (идет - падает снег, идет - человек). Расширить знание о словах, обозначающих предмет. Упражнять в придумывании предложений с заданным словом.

13

Буква е

Познакомить  детей со звуком  е, буквой Е

14

Зимний вечер (сравнительно-описательный рассказ)

Буква е

Активизировать словарь, использованный при описании картины на прошлом занятии.

Учить:

- сравнивать явления природы по признакам различия и сходства;

- подбирать синонимы и антонимы;

- отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов;

- правильно задавать вопрос к словам, обозначающим предмет.

Совершенствовать умение называть предметы женского рода.

Дифференцировать собственные и нарицательные существительные.

Упражнять в звуковом анализе слов.

Обобщить знания и умения полученные за 2-ю четверть

3 ЧЕТВЕРТЬ

1.

Звуки [п],  [п’]

Познакомить  детей со звуками  [п],  [п’], буквой  П, п.

                    Учить  выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки,

                    Развивать внимание, память.

2

Зимушка-зима, зима снежная была

Звуки [п],  [п’]

Учить сравнивать картины «Зима» И. Шишкина и «Сказка инея» И. Грабаря.

Вызывать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации, связанные с собственным опытом восприятия зимней природы.

Формировать эстетический вкус, умение соотносить образы с настроением в пространстве картины.

Продолжать учить правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы. Совершенствовать умение производить звуковой анализ слова, называть слова с заданным ударным звуком. Развивать умение называть предметы мужского и женского рода.

3

Звуки [м],  [м’]

Познакомить  детей со звуками  [м],  [м’], буквой  М, м.

                    Учить  выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки,

                    Развивать внимание, память.

4

Зимние забавы

Звуки [м],  [м’], средний род.

Учить:

- составлять рассказ о зимних забавах по сюжетным картинам;

- подбирать обобщающие слова для групп однородных предметов;

- использовать языковые выразительные средства при описании зимы.

Закрепить знания о словах, обозначающих одушевленный и неодушевленный предмет. Упражнять в умении задавать вопросы, называть предметы мужского и женского рода. Познакомить с предметами  среднего рода.

5

Звуки [з],  [з’]

Познакомить  детей со звуками  [з],  [з’], буквой  З, з.

                    Учить  выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки,

                    Развивать внимание, память.

6

Сказка про храброго зайца

Звуки [з],  [з’]

Закреплять умение участвовать в драматизации сказки «Сказка про храброго зайца».

Учить:

- Отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов.

- подбирать прилагательные и существительные, задавать правильные вопросы;

выделять в тексте слова-признаки предмета.

Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксом.

Расширять знание о словах, отвечающих на разные вопросы.

7

Звуки [б],  [б’]

Познакомить  детей со звуками  [б],  [б’], буквой  Б, б.

                    Учить  выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки,

                    Развивать внимание, память.

 с8

Л. Воронкова «Елка»

Звуки [б],  [б’]

Учить:

- понимать идею произведения (Л. Воронкова, «Елка»).

- отвечать на вопросы воспитателя, самостоятельно ставить вопросы по содержанию текста; - выделять и называть слова, обозначающие действия предмета. Совершенствовать умение детей пересказывать литературные произведения, передавать диалоги действующих лиц.

Развивать слуховую память и внимание.

Упражнять в придумывании предложений с заданным словом.

9

Звуки [д],  [д’]

Познакомить  детей со звуками  [д],  [д’], буквой  Д, д.

                    Учить  выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки,

                    Развивать внимание, память.

10

Сказка «У страха глаза велики» (пересказ)

Звуки [д],  [д’]

Закреплять умение выразительно пересказывать сказку «У страха глаза велики».

Развивать речевые умения в образовании однокоренных слов.

Учить:

- составлять загадки о предметах, выделяя их существенные признаки;

- подбирать обобщающие слова для групп однородных предметов.

Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксами.  

Упражнять в подборе слов, близких и противоположных по смыслу к заданному слову.

11

Буквы Я, я

Познакомить  детей со звуком  [йа], буквой Я.

Развивать внимание, память и мелкую моторику.

12

Моя любимая игрушка

Буквы Я, я

Обучать навыкам составления рассказа на основе личного опыта по теме «Моя любимая игрушка», отбирая наиболее важные факты. Учить рассказывать последовательно, выразительно.

Расширять представление о словах.

Познакомить с многозначными словами, омонимами и словами, употребляемыми только во множественном числе.

Закреплять умение производить звуковой анализ слова, делить слово на слоги, определять род предметов.

Развивать фонематический слух

13

Звуки [г],  [г’]

Познакомить  детей со звуками  [г],  [г’], буквой  Г, г.

                    Учить  выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки,

                    Развивать внимание, память.

14

Литературный калейдоскоп

Звуки [г],  [г’]

Учить:

- воспринимать короткие литературные произведения;

- объяснять непонятные слова;

- ставить вопросы к тексту, отвечать на поставленные вопросы;

- подбирать слова, используя рифму;

- различать простейшие случаи многозначности слов. Продолжать учить составлять разные виды предложений и предложения с заданными словами.

Закреплять умение придумывать слова с заданным звуком и слогом.

15

Звук  [ч]

Познакомить  детей со звуком    [ч’], буквой  Ч,ч.

                    Учить  выделять заданный звук в словах, знать что звук [ч] только мягкий звуки,

                    Развивать внимание, память.

16

Сюжетный (свободный) рассказ по серии картинок

Звук  [ч]

Учить: - участвовать в коллективном составлении рассказа по серии картинок и опорным вопросам;

- формулировать личную оценку поступков героев;

- развивать речевые умения в подборе определений, синонимов и антонимов.

Закреплять умение детей делить слова на слоги, выделять ударный звук, производить звуковой анализ слов, называть имена собственные.

 Развивать фонематический слух.

17

Буква Ь

Познакомить детей с буквой Ь,

Учить  читать слова с этой буквой на конце слова, в середине слова.

18

Моя мама (рассказ из личного опыта)

Буква Ь

Обучать составлению рассказа из личного опыта на тему «Моя мама».

Учить:

- придумывать сюжет рассказа без опоры на наглядный материал;

- рассказывать последовательно, интересно, грамматически правильно по плану;

- подбирать прилагательные к существительному; - на слух определять количество слов в предложении, придумывать предложения с заданным словом или определённым количеством слов. Воспитывать доброе, уважительное отношение к маме. Закреплять знание о последовательности слов в предложении.

Развивать связную речь.

19

Звук  [ш]

20

Веточка в вазе (творческое рассказывание

Звук  [ш]

Учить составлять коллективный творческий рассказ, придумывать ему точное название на основе наблюдений за веточкой в вазе.

Совершенствовать умения:

- различать слова, обозначающие предметы, признаки, действия;

- задавать вопросы к таким словами и самостоятельно их придумывать.

Упражнять в выполнении звукового анализа слова

4 ЧЕТВЕРТЬ

1

Буква Е

Познакомить детей со звуком [е], буквой е.

Учить находить эту букву в трех позициях

2

Звук  [й]

Познакомить детей со звуком [й], буквой й.

Учить  выделять заданный звук в словах

                    Развивать внимание, память.

3

Весна в изображении художников (описательный рассказ по пейзажной картине)

 Звук  [й]

Рассматривание картины И. Левитана «Весна. Большая вода».

Учить:

- составлять описательный рассказ по картине;

- видеть художественный образ, единство содержания и языка пейзажной живописи;

- правильно употреблять местоимения и предлоги в речи. Обогащать речь эмоционально окрашенной лексикой.

Развивать эмоциональную отзывчивость на весеннее пробуждение природы.

Упражнять в согласовании местоимения с глаголами, придумывании предложений с определенным количеством слов и типом высказывания.

4

Л. Толстой. «Белка прыгала с ветки на ввертку» (пересказ)

Буква Ъ

Закреплять умение пересказывать литературный текст (сказка Л. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку»). Активизировать в речи употребление сложных предложений.

Обратить внимание на краткую форму прилагательных, ввести их в активный словарь. Формировать представлению букве «ь», ее месте в словах.

Учить:

- анализировать слова с «ь»;

- составлять изложение из определенных слов

5

Звуки [х] , [х’]

Познакомить  детей со звуками  [х],  [х’], буквой  Х, х.

                    Учить  выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки,

                    Развивать внимание, память.

6

Мой друг (рассказ из личного опыта)

Звуки [х] , [х’]

Закреплять умение составлять рассказ на тему «Мой друг» из личного опыта.

Развивать умение:

- придумывать концовку к рассказам;

- формулировать личную оценку поступков героев;

- воспринимать смысл пословиц, выраженных образно.

  Формировать представление о букве «ь».

Познакомить с ее особенностями и ее месте в словах.

Учить анализировать слова с буквой «ь».

7

Буква Ю.

Познакомить  детей со звуком  [йу], буквой Ю

Учить находить звук в словах в трех позициях.

Развивать внимание, память и мелкую моторику

8

Мы зняем сказки (моя сказка)

Закреплять навыки составления сказки на предложенную тему; - умение проводить звуковой анализ слов, содержащих букву «ь» и мягкие согласные. Активизировать употребление в речи существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода.

Развивать интонационную сторону речи.

9

Звук  [ц]

Познакомить  детей с глухим согласным  звуком  [ц],   буквой  Ц, ц.

                    Учить  выделять заданный звук в словах

                    Развивать внимание, память.

10

Весна в городе Скороговора

Звук  [ц]

Закреплять умение точно, правильно, выразительно и с соответствующей интонацией использовать в своей речи малые формы фольклора.

 Воспитывать интерес к скороговоркам, пословицам, считалкам.

11

Звук  [щ]

Познакомить  детей со звуком [щ],Буквой Щ,щ

Учить  выделять заданный звук в словах

                    Развивать внимание, память.

12

Кому сказки Пушкина не любы?

Звук  [щ]

Закреплять умение:

- рассказывать о своих любимых книгах;

- инсценировать любимые фрагменты произведений.

Воспитывать интерес к художественной литературе.

13

Звуки [ф] , [ф’]

Познакомить  детей со звуками  [ф],  [ф’], буквой  Ф, ф.

                    Учить  выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки,

                    Развивать внимание, память.

14

Звуки [ф] , [ф’]

Закреплять умение читать слоги, слова из 2-3 слогов

15

Буква Э.  Алфавит.

Познакомить  с буквой Э,Э

Обобщить и систематизировать знания по теме «Гласные и согласные звуки.»

16

Проведение итоговой диагностики

Провести обследование речевого развития детей на конец года и проанализировать результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...