Главные вкладки

    Как научить ребёнка читать
    методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) по теме

    Балакирева Елена Владимировна

    Рекомендации для родителей, гувернёров, педагогов "Как научить ребёнка читать"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kak_nauchit_rebenka_chitat.doc40 КБ

    Предварительный просмотр:

    Научившись читать до школы, ребенок гораздо быстрее развивается, впитывая разнообразную информацию из книг, уличных вывесок, заголовков газет, титров в мультфильмах и так далее.

    Грамотный ребенок, поступив в школу, получает определенные преимущества перед сверстниками, не умеющими читать, легче и лучше учится. Это тем более важно, что в последние годы при поступлении во многие гимназии и лицеи от ребенка требуется умение читать.

    Чтение – прекрасное занятие, отвлекающее ребенка от шалостей и скуки и дарящее его родителям свободное время.

    Буквы или звуки.

    При обучении чтению ребенка надо делать упор на запоминание звуков, а не букв. То есть, например, при освоении буквы Б нужно учить ребенка говорить /б/, а не /бэ/. Соответственно /г/, /т/,…, а не /гэ/, /тэ/ и т.д.

    При таком подходе ему в дальнейшем будет гораздо проще понять, почему, к примеру, /б/ и /а/ в слоге БА дают /ба/. Если же учить буквы, как они произносятся в алфавите, то, согласитесь, переход от /бэ/ и /а/ к /ба/ не очень естественен.

            Итак, Б + А = БА, …

            /б/ + /а/ = /ба/, …

    Пугаться же того, что ваш ребенок не будет знать правильные (алфа-витные) названия букв не стоит – пойдя в первый класс и уже умея читать, он без труда выучит требуемые имена букв.

    При изучении алфавита вовсе не обязательно заставлять малыша заучи-вать все 33 буквы. Для начала достаточно освоить 15 – 20 наиболее употре-бимых букв: обязательно несколько гласных (А, О, У, И, Ы, Э) и несколько согласных (Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П,…). Уже этого набора будет вполне достаточно, чтобы успешно осваивать слоги. А остальные буквы «подтя-нутся» позже.

    Итак, на первом этапе нужно выучить 5 гласных букв и минимум 10 согласных, причем последние запоминаются и произносятся именно как звуки: /б/, /г/, /в/…, а не /бэ/, /гэ/, /вэ/…

    Слоги с фиксированной гласной.

    Выучив большую часть букв, можно переходить к слогам, составленным из этих букв. Здесь важно учесть несколько тонкостей.

    1. Сначала осваиваются только слоги вида согласная + гласная, т.е. БА, НО, ГУ и т.д.

    2. Поскольку слоги с гласными Е, Ё, Ю, Я являются более трудными для чтения, то на первом этапе нужно читать  слоги только с гласными А, О, У, Ы, И, Э.

    3. Прежде, чем читать слоги на бумаге, надо научиться читать их «в уме». Говорите малышу: «Б, А – что получится? Правильно, БА!» и т.д. (Не рекомендуется говорить: «Б и А – что получится?» союз и будет мешать малышу правильно соединять буквы и слоги.) После чтения «в уме» можно переходить к чтению слогов на бумаге.

    4. Стремитесь к тому, чтобы ребенок, в конце концов, читал слоги сразу, а не по буквам.

    5. Для того чтобы облегчить маленькому ученику работу, сначала предлагайте ему читать «в уме» слоги только с одной гласной: БА, ВА, ГА,… Когда этот этап будет пройден, переходите к  слогам с другой гласной: БО, ВО, ГО,…

    6. Обратите внимание на продолжительность занятий и их частоту. Продолжительность одного занятия с детьми 3 – 4 лет не должна превышать 10 минут. В этом возрасте даже необязательно заниматься каждый день. Тем не менее, старайтесь не делать большие перерывы (больше 4 дней) в занятиях. С детьми 5 – 6 лет занимайтесь не больше 15 – 20 минут за одно занятие.

    7. При первых же признаках усталости, рассеянности, потери у ребенка интереса к занятию его необходимо прекратить.

    8. Обязательно старайтесь проводить занятие весело, в игровой форме. Не надо заставлять малыша заниматься и уж тем более наказывать за те или иные неуспехи в учебе.

    9. Старайтесь чаще поощрять малыша, обучение должно быть радостным процессом. От этого во многом зависит его интерес к занятиям и учебе в дальнейшем.

    На втором этапе читайте слоги с фиксированной гласной: БА, ВА, ГА, ДА, ЗА, КА…, затем БО, ВО, ГО, ДО, ЗО, КО, …и т. д. Перед чтением глазами обязательно чтение слогов «в уме». Стремитесь читать слоги сразу, а не по буквам. Занятия небольшие (от 10 до 20 минут в зависимости от возраста), но обязательно в непринужденной, игровой форме.

    Слоги с гласными Е, Ё, Ю, Я.

    Если вы почувствовали, что ваш ребенок уже достаточно уверенно читает слоги с гласными А, О, У, Ы, И, Э, то переходите к слогам с оставшимися гласными Е, Ё, Ю, Я.

    Как уже говорилось, слоги с этими гласными даются детям труднее. Это связано с тем, что при произнесении каждой из них мы фактически произносим два звука: Ё = /й/ + /о/, Я = /й/ + /а/ и т.д.

    Читая слоги, не забывайте время от времени повторять и закреплять пройденное.

    Старайтесь разнообразить занятия. Используйте в качестве еще одного «ученика» любимую игрушку (куклу, медвежонка) вашего ребенка, которую можно активно вовлекать в урок. Устраивайте соревнования – кто быстрее прочтет тот или иной слог, вы, ваш ребенок или кукла (при этом, конечно, вам нужно поддаваться, а за куклу говорить другим голосом).

    На третьем этапе переходите к слогам с гласными Е, Ё, Ю, Я. Читайте с ребенком слоги по порядку с каждым гласным, не забывая повторять прежние задания.

    Слоги с первой гласной.

    Слоги с первой гласной – АБ, АВ, ОГ, УГ, …(назовем их обратными) дети очень часто, особенно на первых порах, читают наоборот, т.е. вместо слога АБ – слог БА, вместо ОГ – ГО и т.д. Не расстраивайтесь, постепенно все образуется. Каждый раз мягко поправляйте ребенка, читайте с ним «в уме», чередуйте слоги с прямыми и обратными слогами.

    Обратите внимание на дикцию вашего ребенка. Часто встречающиеся в этом возрасте дефекты речи (трудности со звуками /р/, /л/, /ш/, /ж/ и т. д.) будут мешать чтению. Поэтому желательно  в этих случаях обратиться к логопеду.

    Простые трехбуквенные слова.

    Лучше переходить к чтению слов тогда, когда ребенок называет слог сразу, а не по буквам. Однако читать слова гораздо интереснее, чем слоги. Со словами можно придумать значительно больше разнообразных игр.  Поэтому трехбуквенные слова типа КО-Т, СО-Н, КИ-Т и т.д. можно предлагать ребенку для чтения даже в том случае, если он еще не читает слоги сразу.

    Предложите ребенку следующую игру со словами. Возьмите 5 – 6 карточек. Напишите на каждой трехбуквенное слово, обозначающее игрушку, которая есть у вашего ребенка, например: КО-Т, ПЁ-С, ЛЕ-В, КИ-Т, ЖУ-К. Попросите малыша положить карточки около соответствующих игрушек.

    Чтение слов из  четырех и более букв.

    Для чтения слов, состоящих из нескольких букв, ребенок должен читать слоги сразу, а не по буквам. В противном случае чтение будет неэффективным и утомительным. Поэтому, прежде чем переходить к более сложным, двух- и трехсложным словам, убедитесь, что малыш уверенно и сразу читает слоги.

    По возможности помогайте своему ребенку. Иногда можно прочитать первый слог слова, предоставив ему возможность прочитать второй слог и догадаться, что за слово получилось.

    Предварительно, как и раньше, отработайте чтение по слогам «в уме» и только потом переходите к чтению написанного.

    Старайтесь разнообразить упражнения для чтения. В частности, весьма полезен бывает такой способ. Читая ребенку какую-нибудь книжку, остановитесь на самом интересном месте и попросите прочитать следующее слово, сославшись на усталость глаз и т.д. Например, вы читаете: «И тут Буратино закричал…» Ой, а что же он закричал, никак не могу прочитать. Скорее помоги мне… Правильно! Он закричал: «Караул!» Или, например, можно делать так. Напишите на листочке бумаги то или иное слово (РЫБА, ОСЁЛ и т. д.), попросите малыша прочитать его. А затем тут же нарисуйте на листочке соответствующую картинку (веселую рыбку, грустного ослика…). Детям очень нравится наблюдать, как прочитанное ими слово тут же проявляется в виде картинки.

    Чтение предложений.

    Убедившись, что ваш ребенок более или менее неплохо читает двух- и трехсложные слова, можно переходить к чтению несложных предложений.

    Не утомляйте ребенка. Занятие нужно вовремя остановить, даже если он сам хочет продолжать чтение, 15 – 20 минут – это предел.

    Чаще поощряйте ребенка, просите помочь вам прочитать ту или иную фразу (с крупными буквами!) в газете, книге, на объявлении и т.д. Рекомендуется и такой прием. Напишите большими печатными буквами записку из двух – трех несложных предложений вашему малышу от имени его любимого героя. Скажите, что ему пришло письмо от Карлсона или другого персонажа. Но прочитать его он должен сам, так как вы чужих писем не читаете. Иногда можно спрятать что-нибудь вкусное (банан, конфету и т.д.) и написать на бумажке, где это находится. Например, ЭТО ЛЕЖИТ НА ДИВАНЕ или ПРИЗ У ДЕДУШКИ. Как правило, дети с удовольствием играют в такую игру с поиском клада.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Как научить ребёнка читать

    В данной статье даны рекомендации взрослому по обучению детей чтению. Можно использовать как папку-передвижку в детских садах, в аудиториях доп.образования и в классах начальной школы....

    Консультация - памятка для родителей "Как научить ребёнка читать"

     Вашему ребёнку исполнилось пять лет и вы хотите научить его читать? С чего начать?    Данная консультация разработана для родителей, и является практическим материалом при обуче...

    Как научить ребёнка читать?

    Для тех, кто решил обучать своего ребёнка чтению самостоятельно и хочет сделать это методически правильно....

    ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ: "КАК БЫСТРО НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ЧИТАТЬ"

    ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ: "КАК БЫСТРО НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ЧИТАТЬ"...

    Консультация для родителей "Как научить ребёнка читать"

    Советы и рекомендации родителям по обучению детей чтению....

    Консультация для родителей : «Как научить ребёнка читать?»

    В консультации даются рекомендации родителям,  с  чего нужно начинать учить ребёнка 5-6 лет читать. В  какие игры со звуками и буквми  следует играть , чтобы Ваш ребёнок быстро и п...