Пересказ литературных произведений.
статья по обучению грамоте по теме

Рекомендации для воспитателей по пересказыванию литературных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_literaturnyh_proizvedeniy.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Пересказ литературных произведений

Пересказ — это творческое воспроизведение литературного текста.

На проводимых занятиях по пересказу, дошкольники приобщаются к художественной речи, начинают запоминать и пользоваться образными выражениями, эмоционально окрашенной речью и словосочетаниями. Приходит понимание и правильное выражение родного языка.

Высокая художественность произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы композиции и языка учат ребенка четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т. е. развивают его речевые умения.

Подбирая произведения для пересказа, воспитателю необходимо учитывать следующие требования к ним: высокая художественная ценность, идейная направленность; динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения, четкость и последовательность развертывания действия, занимательность, а также доступность содержания; небольшой объем. Этим требованиям соответствуют, например, народные сказки, короткие рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. Пришвина и В. Бианки.

В каждой возрастной группе методика обучения пересказу имеет свои особенности, однако существуют и общие методические приемы. План занятия по пересказу произведения во всех возрастных группах выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ.

Важным методическим приемом являются вопросы воспитателя. Перед началом пересказа они напоминают детям логику повествования, взаимосвязь и взаимодействие персонажей; в процессе пересказа дополняют или уточняют ответ ребенка; после пересказа помогают проанализировать его.

В методической литературе рекомендуется широко использовать план пересказа. План воспитатель составляет один или вместе с детьми.

Указания педагога тоже важный методический прием. Он используется, если ребенок забыл текст или отдельное слово. Указания помогают малышу понять или уточнить смысл того или иного выражения, словосочетания, слова, развивают выразительность речи при пересказе.

С детьми младшего дошкольного возраста проводится большая подготовительная работа, целью которой является выработка умений слушать, отвечать на вопросы, вставлять в рассказ воспитателя отдельные слова и фразы.

На данном этапе перед педагогом стоят две задачи: 1) научить детей воспринимать сначала текст, читаемый воспитателем, а потом рассказ ребенка; 2) подвести к воспроизведению текста.

Обучение пересказыванию во второй младшей группе начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе («Колобок», «Репка», «Теремок»). Воспитатель помогает малышам запомнить последовательность появления сказочных героев, их действий.

Начало сказки, как правило, запоминается хорошо, поэтому ребенок пересказывает его самостоятельно. Далее воспитатель в случае затруднения включается в процесс пересказывания, напоминает текст, а рассказчик повторяет за ним одно-два слова или целое предложение. Постепенно дети переходят к пересказыванию по вопросам. Вопросы педагога должны быть направлены на установление последовательности событий, называние действующих лиц, напоминание текста песенок.

После небольших по объему народных сказок можно переходить к пересказыванию маленьких рассказов с несложной фабулой. Образцом таких художественных произведений являются рассказы-миниатюры Л. Н. Толстого.

В подготовке детей к пересказыванию большую роль играют различные зрелища. Драматизация литературных произведений с помощью кукольного, теневого, настольного театра, фланелеграфа и др. создает необходимый эмоциональный настрой, способствует развитию интереса к художественным произведениям, а также лучшему запоминанию их, пробуждает в ребенке желание передать свои впечатления.

Для закрепления навыков пересказа важна индивидуальная работа в утренние и вечерние часы, особенно с теми детьми, которые недостаточно активны на занятиях.

При обучении пересказу детей среднего дошкольного возраста решаются более сложные задачи: их учат рассказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но и впервые прочитанные на занятии; выразительно передавать разговор действующих лиц; слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.

После чтения сказки или рассказа воспитатель проводит краткую беседу о прочитанном. Его вопросы должны быть направлены на выявление понимания детьми содержания произведения, последовательности событий, а также некоторых средств художественной выразительности.

Если ребенок затрудняется в пересказывании, педагог задает ему дополнительные вопросы (для помощи можно привлекать и других детей) или напоминает какую-то фразу из текста, забытое слово.

Постепенно от занятия к занятию требования к пересказу возрастают — воспитатель добивается точности и полноты воспроизведения содержания, выразительной передачи диалога персонажей. Если ребенок пересказывает текст своими словами, педагог следит за тем, чтобы точно пересказывалась мысль автора.

Подготовку детей к пересказыванию сказок можно проводить по следующему плану. На первом занятии воспитатель рассказывает сказку, используя настольный (теневой, кукольный) театр, на втором — повторно рассказывает сказку и затем предлагает детям пересказать ее.

Важным методическим приемом является оценка детского пересказа. В средней группе ее проводит воспитатель. Оценивая пересказ, необходимо кратко проанализировать его, отметив хорошие стороны и недостатки, обязательно поощрить старания ребенка, вселить в него уверенность в своих силах. При этом необходимо решать и другую программную задачу: воспитывать у детей умение замечать несоответствия тексту в пересказах друг друга.

Педагог должен создать условия, способствующие развитию речевой активности и самостоятельности всех детей. Если на первых занятиях можно вызывать тех, кто изъявляет желание пересказать литературный текст, то в дальнейшем надо следить, чтобы каждый ребенок принимал участие в пересказывании.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста выдвигаются новые задачи обучения пересказу литературных произведений: уметь связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя; передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц; использовать выразительные средства.

Детям предлагаются более сложные по сюжету произведения. В старшей группе проводится пересказывание русских народных сказок, рассказов Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и советских писателей'.

В подготовительной к школе группе можно подводить детей к пересказу текстов описательного характера.

Методика занятий по обучению пересказу зависит от уровня развития связной речи у детей данной группы, от поставленных воспитателем задач, а также от особенностей предлагаемого литературного текста.

Старшие дошкольники привлекаются к оценке рассказов товарищей. Проводить такие обсуждения методически сложно, это требует большого такта от воспитателя, знания индивидуальности детей. Сложность заключается еще и в том, что детям трудно удержать в памяти все рассказы, поэтому целесообразно, чтобы педагог записывал их, а перед обсуждением некоторые зачитывал. Проведение обсуждений должно научить детей видеть хорошее и плохое в пересказе и одновременно воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Пересказ литературных произведений"

Презентация содержит основные теоретические аспекты данного вопроса, программные задачи по каждой возрастной группе, методы и приемы обучения детей пересказыванию литературных произведений в ДОУ....

Пересказ литературных произведений в детском саду.

О том, как я на своих занятиях по развитию речи учу детей правильности и последовательности литературных произведений....

обучение пересказу литературного произведения в младшем дошкольном возрасте

использование схем и моделей при обучении младших дошкольников пересказу...

Развитие связной речи в процессе обучения пересказу литературных произведений.

Материал для педагогов по работе над связной речью в процессе обучения пересказу литературных произведений...

Конспект занятия по обучению пересказу литературных произведений

Формировать навыки пересказа короткого текста с использованием графических схем...

Презентация "Пересказ литературных произведений".

Презентация содержит теоретические аспекты данного вопроса, программные звдвчи по каждой возрастной группе, методы и приёмы обучения детей пересказыванию литературных произведений в ДОУ....