Конспект занятия по обучению пересказу литературных произведений
план-конспект занятия по художественной литературе (младшая группа) на тему

Формировать навыки пересказа короткого текста с использованием графических схем

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пересказ.

Задачи:

П.: Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием графических схем.

Р.   Формирование навыков отвечать на вопросы фразой из 3-4 слов, объединять фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений.

Упражнение в согласовании существительных в косвенных падежах Развитие слухового и зрительного внимания детей. Развитие диалогической

речи.

Ф. Координация речи с движением. Развитие произвольного внимания, памяти

С.-К. Создание эмоционального фона восприятия рассказа. Оживление личного опыта детей.

Х.-Э. Формировать умение чувствовать характер музыки, эмоционально на неё реагировать.

Оборудование: Магнитная доска, игрушка ежа; предметные картинки: ребята, еж (два вида), крыша дома, блюдце с молоком; набор колющих предметов: кактус, булавка; схемы для графического плана.

Предварительная работа:

Чтение рассказов, рассматривание иллюстраций из книги Е. Чарушина. Изучение лексической темы «Дикие животные». Рисование, лепка по теме «Еж» Выставка иллюстраций о животных Е. Чарушина.

Словарная работа:

Глаголы: свернулся, закатили, удрал, развернулся.

Существительные: страх.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте дети, посмотрите, сколько гостей пришли к нам на занятие. Давайте покажем, что мы умеем делать, а гости должны отгадать. Подойдите ко мне сюда и начнём заниматься. Дети, отгадайте загадку.

Шуба — иголки,

Свернется - колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это?

Дети: Еж.

Воспитатель: Посмотрите вот же он. Скажите, пожалуйста, зачем у ежа на спине иголки? Как ты думаешь Настя?

Настя: Еж иголками защищается от врагов.

Воспитатель: А как еж спасается от врагов? Как ты думаешь Вероника?

Вероника: Еж сворачивается клубочком, выставляет иголки.

Воспитатель: Что ест ежик? Как ты думаешь Полина?

Полина: Еж ест мышей, яблоки , грибы, молоко..

Воспитатель:   Если дотронешься до иголок ежа, то больно уколешься. А чем еще можно уколоться? Как ты думаешь Федя?

Федя: Колючкой, иголкой .

А как ты думаешь Лёня?

Лёня: кактусом, булавкой.

Дети под руководством педагога рассматривают колющие предметы.

Воспитатель: Проходите ребята, садитесь на стульчики. Хотите послушать новый рассказ.

Чтение рассказа.

Воспитатель: Написал этот рассказ Е.Чарушин. Он называется «Еж».

По ходу чтения адаптированного рассказа педагог выставляет   схемы на магнитной доске.

Ходили ребята по лесу.

Нашли под кустом ежа.

Он со страху шариком свернулся.

Закатили ребята ежа в шапку, и домой принесли.

Дали ему молока.

Развернулся еж и начал есть молоко.

А потом ежик удрал к себе обратно в лес.

Воспитатель:     Скажите мне, пожалуйста, где ходили ребята? Дети: Ребята ходили по лесу.

Воспитатель:     Кого они нашли? Дети: Они нашли ежа. Воспитатель:     А где сидел ежик Настя? Настя: Ежик сидел под кустом.

Воспитатель:     А что сделал ежик от страха Полина? Полина : Он со страху Клубочком свернулся. Воспитатель:      Куда дети принесли ежа , Алёна ? Алёна: Дети принесли ежа домой.

Воспитатель:     Каким удалось не уколоться, Борислав? Борислав: Они закатили ежа в шапку.

Воспитатель: Чем они его угощали, Злата?

Злата: Ребята дали ему молока

Воспитатель: Что было дальше Артём? Артём: Ежик развернулся, начал есть молоко.

Воспитатель: А чем всё закончилось Кристина?

Кристина: Потом он удрал, убежал к себе в лес.

Воспитатель: Молодцы, всё вспомнили, а теперь давайте немного отдохнём. Хотите. Подходите ко мне сюда.

Физкультминутка «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять. (Дети стоят шеренгой, хлопают в ладоши.)

В лес идем мы погулять. (Шагают друг за другом.)

Землянику мы найдем (Наклоняясь, «собирают» ягоды.)

И братишке отнесем. (Шагают друг за другом в обратную сторону.)

Дидактическое упражнение «Закончи предложение».

Как надо говорить правильно?

Дети нашли (кого?) ... (ежа)

Подошли (к кому?)... (к ежу)

Напоили его (чем?)... (молоком)

Ежик напился (чего?)... (молока)

Значит, дети позаботились (о ком?) ... (о еже) Воспитатель: Я прочитаю рассказ еще раз, а вы мне помогите. Дети договаривают начатые педагогом фразы. -Ходили ребята по (лесу). -Нашли под кустом (ежа). -Он со страху свернулся (шариком).

Закатили ребята ежа в (шапку).

-И принесли ежа (домой).

-Дали ему (молока).

-Развернулся еж и начал есть (молоко).

-А потом ежик удрал к себе обратно (в лес).

Составление плана-схемы содержания рассказа.

-Посмотрите на эти необычные картинки. Это схемы. Давайте их разложим по порядку. С чего все началось? Что было дальше?

Воспитатель:

Кто хочет рассказать историю про ежа. Схемы вам в этом помогут. Выходи Полина , расскажи нам,   смотри внимательно на схемы. А кто ещё хочет? Ну выходи Вероника. Молодец. Хочешь попробовать Фёдор? Молодцы все старались. А остальные мне расскажут вечером.

Воспитатель: - Чем занимались мы с вами на занятии? А давайте об этом мы с вами спросим у наших гостей.

Воспитатель: Что запомнили?

- Воспитатель: Посмотрите, что то нам ёжик принёс. Это же книга с рассказами о еже и его портрет он хочет вам его подарить на долгую память..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обучение пересказу литературного произведения в младшем дошкольном возрасте

использование схем и моделей при обучении младших дошкольников пересказу...

Развитие связной речи в процессе обучения пересказу литературных произведений.

Материал для педагогов по работе над связной речью в процессе обучения пересказу литературных произведений...

Методы и приёмы в обучении дошкольников пересказу литературных произведений

Задачи, которые ставятся перед детьми каждой возрастной группы при обучении пересказу. Требования к подбору произведений для обучения пересказу. Основные методы и приёмы в обучении пересказу литератур...

Обучение детей дошкольного возраста пересказу литературных произведений

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!       На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, использу...

Самообразование « Способы и средства обучения детей шестого года пересказу литературных произведений .»

этот материал для педагогов подготовительной группы по развитию речи...