Модель обучения пересказу литературных произведений по программе «Детский сад – дом радости»
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Манзырыкчы Алла Николаевна

Обучение пересказу разных литературных произведений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное  образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад  № 28»   г. Кызыла Республики Тыва

      Выступление на педсовете.

Тема:Модель обучения пересказу литературных произведений по программе «Детский сад – дом радости»  

                                                                                  15.02. 2015г

                 Выполнила: Воспитатель старшей №6    гр.    

                                                                     Манзырыкчы А.Н          

Детская литература – это часть всей художественной литературы и как литература является искусством слова.

Предметом детской литературы – является литературные произведения созданные писателями специально для детей, а так же литературное произведения вошедшее в круг детского чтения.

В круг детского чтения в моей группе входят:

  1. Произведения устно – народного творчества ( Сказки, былины, потешки и т.д )
  2. Классическая литература прошлых веков – 18- 19 в.в.
  3. Классическая современная литература.

Детская литература возникает во второй половине 15 века,Преследовала учебные цели: научить детей писать, читать, считать.

Начиная с 18 века в основу преобладает воспитательные цели: воспитании в детях самых лучших качеств человека.

Отличительные особенности детской книги.

В детской книге сливаются искусство слово и педагогика. Воспитание детей – взаимопомощи, трудолюбие, доброта через художественное слово.

В детской книге есть обязательно  мораль, нравоучение.

Жанры детской книги: басни, рассказы, повести, роман – сказка, литературная сказка, стихи, пьеса, драматические произведение, лирические ( стихи).

Детская литература включает в себя не только художественную литературу и научно – популярную, научно – художественную.

           Дошкольник шестого года жизни в  моей группе чувствует себя комфортно: все знакомо и привычно как в группе, так и в других помещениях детского сада. Знакомым стали все взрослые. Сроднились дети между собой. Установились прочные дружеские взаимоотношения между двумя – тремя детьми и их семьями. Это дружба часто сохраняется и в школьные годы.

        

        Дети моей группы охотно, по собственной инициативе идут на индивидуальное общение с воспитателем. Они любятпорассуждать: мальчики размышляют о том, « почему пароход не тонет…, « почему лев сильнее слона…?» Девочки щебечут на темы: « Какая Снежная королева, а платье у нее красивое, Золотая рыбка… щедрая, но справедливая?!».

         Дети просят задать им вопрос трудный – претрудный, например, с удовольствием решают такие: какой камень в воде бывает? Без чего нельзя хлеб испечь? Ты, да я, сколько будет человек?

        Я работаю по авторской программе Н.М. Крыловой  «Детский сад- дом радости», поэтому характерной особенностью детей является их потребность быть постоянно занятыми деятельностями, к которых они получают значимые для них результаты.

         В старшей группе я знакомлюдетей с разными рассказами, сказками, стихами разных писателей и поэтов таких как, Н. Калинина, Л.Воронова « Об отдыхе Аленки летом в деревне».Стихи А. Прокофьева « Люблю березу белую», В. Бианки « Лесной колобок, колючий бок», Н.Носов « Как Незнайка был художником», Е. Пермяк « Мелкие калоши» и т.д.

Я знакомлю детей рассказом « Об отдыхе Аленки летом в деревне». Это 1 занятие, перед обедом повторное чтение другим воспитателем этого же текста.                                                 Слушание литературного произведения – это интеллектуальная деятельность, направленная на понимание без опоры на наглядность.        После этого я провожу индивидуальную работу. В: ( Инд.) Когда же Аленка отдыхала у бабушки? ( Летом) А может зимой? ( Нет, солнышко светило, жарко было…)

В: ( Инд.) Где же она отдыхала летом? ( В деревне) А может в городе? (Будет доказывать). В: ( Инд.) А с кем жила Аленка в деревне? (Назовет)

В: ( Инд.) А что же случилось за один день с Аленкой? ( Расскажет)

Это принужденный разговор ведется. На каждый вопрос может отвечать не только тот, кому мы задали, но и любой другой.

Так же  я готовлю детей к составлению творческих рассказов.  Цель: восстановить сюжет рассказа ( Что случилось с Аленкой). Я им предлагаю детям разложить на столе вперемешку картинки животных, с которыми встречалась Аленка. Поставить матрешку.

В: ( Позовем подгруппу детей)  Знакомьтесь, это Аленка.

Аленка: Вот и я пришла к вам в гости. ( Очень рады ,что пришли)

В: Расскажи- ка ты, Аленка, как свой первый денек в деревне провела.

Аленка: Меня рано утром разбудили солнечные зайчики. Вышла я на крыльцо дома и увидела, как бабушка кормит поросенка (кладем картинку поросенка). А потом я стояла на крыльце и  услышала, как тетя Даша зовет кур. Они прибежали с разных сторон, закудахтали, и стали клевать зернышки (кладем картинку).

В: А потом? ( Тетя Даша попросила воды, чтобы руки помыть) Тетя Даша взяла подойник, специальное ведро, очень чистое, в него доят молоко. И они пошли туда, где коровы пасутся. Дошли они сначала до пасеки, где пчелы в ульях живут. Клади картинку. А по какой же они красивой дороге или? Наверное, по такой!

Показываю картину И.Шишкина « Рожь»

Даю задание: поставить картинки поросенка, курицы в верхний ряд.

Ставим ниже картинки ржи, пчелы, коровы.

Ставим картинки ласточек.

Ставим картинки лошади с жеребенком.

Проводим сверху вниз по сложенным рядами картинкам.

Когда последний ребенок закончит обед, всем предлагаю убрать игрушки, принести стулья и сесть вокруг ковра, чтобы послушать рассказ.

 Готовим детей к составлению творческих рассказов.Цель: показать образец пересказа от лица героя, а также восстановить сюжет рассказа ( Что случилось с Аленкой).Цель следующего приема: показать детям два компонента повествовательного рассказа: время и место действия.

- В: Так, когда Аленка пошла в лес? ( Утром) Когда дождик кончился, утром солнышко встало, Аленка проснулась. А мама сказала: просыпайся, сегодня у нас последний денек в деревне. Поставим картинку: на ней солнышко на небе. Что спрашивает картинка? Когда проснулась Аленка.

- В: Теперь поставим картинку, которая спросит, Где Аленка гуляла? ( В лесу) Поставим картинку леса. А как же она оказалась в лесу? Да, они пошли по грязной  дорогой, пришли в лес, а там луж нет, листья шумят под ногами.

Следующий компонент рассказа- описание действующих лиц и что с ними случилось.

В: Теперь нужно обозначить, С кем случилась история и Что случилось в лесу. Поставим картинки: дети с корзинками. Про что надо будет  рассказать? Аленка с мамой встретила тетю Дашу с детьми. У ребят были полные корзинки с брусникой. А у тети Даши ягод в корзинке не было. Почему? ( Потому что тетя Даша несла ежика, чтобы показать Аленке).

Следующий компонент рассказа – описание финала истории.

В: Теперь поставим последнюю картинку к этому рассказу – картинку ежика. Картинка спросит : Чем же закончилась история? (Ежик убежал в лес, потому что это его дом) А как же ежика назвала тетя Даша, она сказала Аленке кого она несет? ( Нет, загадку загадала…сказала, что нашла клубок с иголками)

В: Кто из вас захочет  рассказать за Аленку рассказать, что с ней случилось в последний день, приходите, я запишу.

1 этап- работа над логикой, структурой рассказа. Этот этап работы самый трудный .Ребенку очень трудно отделить вопросы от ответов: выделить алгоритм рассказа, построить модель обозначения последовательности его.

2 этап- научиться пользоваться моделью в громкой речи: смотреть на картину, вслух задавать себе вопрос и на него же самому отвечать.

3 этап- работа над содержанием рассказа и оформлением высказывания в речи: смотреть на картинку, про себя задавать вопрос, и громко на него отвечает. Эти же ответы уже записываю в тетрадь, если ребенок уверенно отвечает. Так создается рассказ как система ответов на вопросы. После каждого ответа ребенку читаю ему запись  егои если необходимо, то улучшаем текст, более точным словом, фразой. И еще раз его записываю. Потом спрашиваю у ребенка, какой ответ нравится больше, какой оставить в рассказе.

Не всем легко даются переходы из этапа в этап. Если ребенок робко отвечает одним словом, медленно , то незаписываю, а только хвалю ответы даже из однословного предложения. Главное, чтобы он не повторял вопросы.

Так ребенок поймет алгоритм рассказа. После этого  я работаю над содержанием и речью.

4 этап-это записанный рассказ ребенка, который он учится рассказывать слушателем громко, четко, интонационно выразительно. Работа над формой рассказа.











По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обучение пересказу литературного произведения в младшем дошкольном возрасте

использование схем и моделей при обучении младших дошкольников пересказу...

Развитие связной речи в процессе обучения пересказу литературных произведений.

Материал для педагогов по работе над связной речью в процессе обучения пересказу литературных произведений...

Конспект занятия по обучению пересказу литературных произведений

Формировать навыки пересказа короткого текста с использованием графических схем...

Методы и приёмы в обучении дошкольников пересказу литературных произведений

Задачи, которые ставятся перед детьми каждой возрастной группы при обучении пересказу. Требования к подбору произведений для обучения пересказу. Основные методы и приёмы в обучении пересказу литератур...

Обучение детей дошкольного возраста пересказу литературных произведений

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!       На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, использу...

Самообразование « Способы и средства обучения детей шестого года пересказу литературных произведений .»

этот материал для педагогов подготовительной группы по развитию речи...