Перспективный план по развитию фонематического восприятия
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Сидорова Ольга Николаевна

Перспективный план по развитию фонематического восприятия в старшей группе. Содержит интегрированные занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Название

совместной деятельности

Цель, задачи

Образовательные области

Развивающая среда

Работа с родителями

1.

Викторина «Цветы»

Обучение детей приёмам интонированного проговаривания.

Формировать ориентацию на звучание слова, его протяженность; показать, как определять количество слогов в слове; обогащать представления детей о цветах; воспитывать приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к  процессу сотрудничества.

Коммуникация

Познание

Социализация

Художественное творчество

Схема «Как появляется цветок»

Маски для игры «Цветы и пчелки»

Рабочий лист № 1

Иллюстрации для артикуляционной гимнастики

Работа с рабочим листом № 1

2.

Мир насекомых

Формирование операции определения линейной последовательности в слове с помощью интонированного проговаривания.

Способствовать формированию умений определять протяженность слова с помощью прохлопывания; развивать логическое мышление, звукопроизношение; расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлений насекомых; упражнять в передаче образа с помощью жестов, мимики и звукоподражаний.

Коммуникация

Познание

Социализация

Художественное творчество

Книга «Секреты природы. Удивительный мир животных и растений»

Маска лягушки для игры «Лягушка и стрекозы»

Рабочий лист № 2

Иллюстрации для артикуляционной гимнастики

Разучивание и обыгрывание чистоговорки «Над Жорой жук, жужжа кружит…»

Работа с рабочим листом № 2

3.

Незнайка. Звук и буква «А»

Формирование операции определения линейной последовательности в слове с помощью интонированного проговаривания.

Познакомить с звуком и буквой «А», понятием «гласный звук»; формировать умение определять первый звук в слове; побуждать создавать предметные композиции с помощью природного материала; способствовать освоению приемов понимания связной контекстной речи, т.е. превращение ребенком содержания авторского текста в свой личный опыт.

Коммуникация

Художественное творчество

Чтение художественной литературы

Книги о Незнайке.

Осенние листья, гуашь, кисти, белая бумага

Рабочий лист № 3

Буква «А»

Иллюстрации для артикуляционной гимнастики

Работа с рабочим листом № 3.

Изготовление отпечатков и аппликаций из осенних листьев.

4.

Загадка от Незнайки. Звук и буква «У».

Способствовать формированию операций фонематического восприятия: определение количества и последовательности фонем в слове. Продолжать учить определять звук в начале слова. Познакомить с гласным звуком и буквой «У». Упражнять в чтении слов «ау» и «уа». Развивать линейную слуховую память, зрительное восприятие, способность создавать образ предмета из разного материала. Формировать выразительность и грациозность движений.

Коммуникация

Познание

Физическая культура

Музыка

Игра «Внимание».

Счетные палочки, карандаши, желуди, конструктор.

Денисова Д., Дорожин Ю. Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа.

Буква «У».

Иллюстрации для артикуляционной гимнастики

Игра «Внимание».

Игра «Назови слово».

5.

Грустный ослик. Звук и буква «О».

Способствовать формированию умения у детей вычленять первый звук в слове и подбирать слова на заданный звук. Формировать умение составлять небольшие рассказы (сказки) творческого характера на тему, предложенную  воспитателем. Уточнить правила безопасного перехода улицы. Развивать фонематический слух.

Коммуникация

Безопасность

Социализация

Дорожные знаки («пешеходный переход», «зебра»).

Игра «Накорми Ослика».

Буква «О».

Природный материал, ленты, пластилин.

Иллюстрации для артикуляционной гимнастики

Игра «Внимание».

Игра «Назови слово».

Обсуждение с детьми правил безопасного перехода улицы.

6.

Повар. Звук и буква «К».

Расширять преставления о профессиях. Показать, что звук в слове может находиться в разной позиции (начало, середина, конец). Продолжать формировать навыки звукового анализа. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Развивать линейную память. Воспитывать интерес к звучащему слову.

Коммуникация

Познание

Чтение художественной литературы

Игра «Внимание».

Игра «Поймай звук».

Игра «Найди свой домик».

Иллюстрации к стихотворению Ю. Тувима «Овощи».

Буква «К».

Иллюстрации для артикуляционной гимнастики

Игра «Внимание».

Игра «Назови слово».

Игра «Поймай звук».

Игра «Найди свой домик».

Рассказы родителей о собственных профессиях.

7.

На улицах города. Звук и буква «Т».

Уточнить знания детей о городском транспорте, о правилах дорожного движения. Упражнять в звуковом анализе слов, выкладывании линейной последовательности. Учить читать слова, понимая их смысл. Формировать приемлемое отношение к процессу сотрудничества. Воспитывать культуру поведения в транспорте. Развивать память детей.

Коммуникация

Познание

Социализация

Безопасность

Игра «Внимание».

Игра «Поймай звук».

Игра «Найди свой домик».

Рабочий лист № 4.

Буква «Т».

Иллюстрации «Общественный транспорт».

Иллюстрации для артикуляционной гимнастики

Игра «Внимание».

Игра «Назови слово».

Игра «Поймай звук».

Игра «Найди свой домик».

Обсуждение с детьми правил поведения в общественном транспорте.

Работа с рабочим листом № 4.

Артикуляционная гимнастика

8.

Что такое Новый год? Звук и буква «Х».

Вызывать у детей желание попробовать себя в разных ролях в процессе театрализованной игры. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Упражнять в звуковом анализе слов двуслоговой структуры (открытый и закрытый слоги). Упражнять в выделении первого звука в слове, в подборе слов на заданный звук. Развивать мышление путем отгадывания загадок.

Коммуникация

Социализация

Чтение художественной литературы

Познание

Маски для театрализованной игры (Дед Мороз, сорока, волки, кабаны, медведь).

Буква «Х».

Рабочий лист № 5.

Игра «Назови слово»

Иллюстрации для артикуляционной гимнастики

Игра «Назови слово».

Игра «Поймай звук».

Игра «Найди свой домик».

Работа с рабочим листом № 5.

Артикуляционная гимнастика

9.

Зимние забавы. Звук и буква «С».

Поддерживать интерес детей к зимним видам спорта. Познакомить с звуком и буквой «с». Формировать умения подбирать слова с звуком «с» в начале слова, определять место звука в слове. Упражнять в звукослоговом анализе слов, состоящих из двух слогов. Формировать предпосылки регулятивных условных учебных действий (сохранять заданную цель). Развивать мышление, зрительное внимание, фонематический слух.

Познание

Коммуникация

Физическая культура

Иллюстрации «Зимние виды спорта».

Игра «Внимание».

Зеркала.

Денисова Д., Дорожин Ю. Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа.

Буква «С»

Игра «Назови слово». Игра «Поймай звук».

Игра «Найди свой домик».

Игра «Телефон»

Игра «Четвертый лишний»

Игра «Цепочка»

Иллюстрации для артикуляционной гимнастики

Разучивание и обыгрывание чистоговорки «Снеговик – морковный нос елку из лесу принес».

Игра «Внимание».

Игра «Назови слово». Игра «Поймай звук».

Игра «Найди свой домик».

Игра «Телефон»

Игра «Четвертый лишний»

Артикуляционная гимнастика

10.

Путешествие в подводный мир. Звук и буква «И».

Расширять представления детей об обитателях морских глубин. Развивать умение составлять рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Формировать предпосылки моделирующих условных учебных действий в качестве умения составлять модель (план) рассказа. Продолжать работу по дифференциации гласных и согласных звуков. Познакомить с звуком и буквой «И». Дать понятие о «мягкости» согласных звуков. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, состоящих из трех звуков.

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Безопасность

Буква «И»

Игра «Внимание».

Игра «Назови слово». Игра «Поймай звук».

Рабочий лист № 6

Зеркала

План рассказа

Иллюстрации «Глубины океана»

Тетрадь «На дне морском»

Дыхательные тренажеры «Кораблики»

Иллюстрации для артикуляционной гимнастики

Игра «Найди свой домик».

Игра «Поймай звук».

Игра «Назови слово». Игра «Внимание».

Работа с рабочим листом № 6

Просмотр мультфильмов «В поисках Немо», «Подводная братва»

Чтение энциклопедий об обитателях морей и океанов

Артикуляционная гимнастика

11.

Схема слова. Звук и буква «Н».

Познакомить детей с графическим изображением слова – схемой, с согласным звуком «н». Упражнять в подборе слов с заданным звуком, в проведении звукового анализа слов. Организовать условия для возникновения потребности у детей в самостоятельной добычи информации (спросить у взрослых, прочитать познавательную литературу). Воспитывать потребность в совершении добрых дел.

Коммуникация

Познание

Социализация

Игра «Внимание».

Игра «Назови слово». Буква «Н»

Рабочий лист № 7

Схемы слов

Дыхательные тренажеры «Кораблики»

Иллюстрации для артикуляционной гимнастики

Игра «Внимание».

Игра «Назови слово».

Работа с рабочим листом № 7

Составление и рисование схем слов

Артикуляционная гимнастика

12.

День защитника отечества. Звук и буква «П».

Отрабатывать навыки употребления предлогов. Упражнять в образовании имен существительных множественного числа родительного падежа. Активизация словаря по теме «Наша Армия». Познакомить с алфавитом, со звуком и буквой «П». Упражнять в подборе схемы к слову. Развивать мышление. Воспитывать гордость за вооруженные силы РФ.

Коммуникация

Познание

Социализация Музыка

Схемы слов

Рабочий лист № 8

Иллюстрации «Вооруженные силы»

Алфавит

Игра «Назови слово».

Буква «П»

 Дыхательные тренажеры «Кораблики»

Иллюстрации для артикуляционной гимнастики

Составление и рисование схем слов Работа с рабочим листом № 8

Игра «Найди свой домик».

Игра «Назови слово». Игра «Поймай звук».

Артикуляционная гимнастика

13.

Мамочка, любимая моя. Звук и буква «М».

Привлекать детей к посильному участию в подготовке различных семейных праздников. Упражнять в различении твердых и мягких звуков, составлении простого предложения. Продолжать формировать навыки звуко - слогового анализа слова. Расширять словарь прилагательных. Развивать интонационную выразительность в процессе драматизации стихотворения.

Социализация Коммуникация

Чтение художественной литературы

Музыка

Изготовление подарков для мамы

Буква «М»

Игра «Назови слово». Игра «Поймай звук».

Денисова Д., Дорожин Ю. Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа.

Алфавит

Схемы слов

Дыхательные тренажеры «Кораблики»

Иллюстрации для артикуляционной гимнастики

Игра «Найди свой домик».

Игра «Назови слово». Игра «Поймай звук».

Артикуляционная гимнастика

14.

Великан и мышь. Звук и буква «Ш».

Формировать умение понимать юмор в произведении. Помогать участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Формировать длительную плавную струю при выдохе. Развивать умения выделять звук в потоке речи. Способствовать формированию предпосылок условных учебных действий (моделирование). Упражнять в нахождении пропущенного звука в слове.

Чтение художественной литературы Социализация Коммуникация

Познание

Дыхательные тренажеры «Птички»

Зеркала

Рабочий лист № 9

Схемы слов

Игра «Назови слово». Игра «Поймай звук».

Буква «Ш»

Алфавит

Иллюстрации для артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика

Составление и рисование схем слов

Игра «Найди свой домик».

Игра «Назови слово». Игра «Поймай звук».

Работа с рабочим листом № 9

15.

Неделя юмора и смеха. Дифференциация звуков «С - Ш».

Продолжать знакомить детей с праздником 1 апреля. Формировать умение понимать юмор в произведении. Показать на примере слово-различительную функцию звуков. Упражнять детей в дифференциации звуков «с - ш». Упражнять в правильной артикуляции данных звуков, в нахождении пропущенного звука в слове.

Социализация Чтение художественной литературы

Коммуникация

Иллюстрации для артикуляционной гимнастики

Дыхательные тренажеры «Птички»

Денисова Д., Дорожин Ю. Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа.

Схемы слов Игра «Найди свой домик».

Зеркала

Игра «Назови слово». Игра «Поймай звук».

Буквы «С», «Ш»

Иллюстрации Н. Гусева к стихотворению А. Шибаева «Буква заблудилась»

Слова с пропущенными буквами

Артикуляционная гимнастика

Игра «Найди свой домик».

Игра «Назови слово». Игра «Поймай звук».

Чтение стихотворения А. Шибаева «Буква заблудилась»

16.

Весна - красна. Звук и буква «З».

Уточнить представления о временах года, о признаках весны. Упражнять в употреблении антонимов. Формировать длительную воздушную струю.  Познакомить с понятием «ударение». Развивать мышление через отгадывание загадок. Воспитывать желание помогать окружающим.

Познание

Коммуникация

Социализация

Чтение художественной литературы

Иллюстрации для артикуляционной гимнастики

Дыхательные тренажеры «Птички»

Денисова Д., Дорожин Ю. Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа.

Схемы слов

Игра «Найди свой домик».

Зеркала

Игра «Назови слово». Игра «Поймай звук».

Артикуляционная гимнастика

Игра «Найди свой домик».

Игра «Назови слово». Игра «Поймай звук».

17.

Мы играем. Дифференциация звуков «С» и «З».

Способствовать восприятию детьми предметов, включая разные органы чувств: зрение, осязание, выделению разнообразных свойств этих предметов (материал). Формировать умение подбирать группы предметов, совпадающих по заданному признаку. Помочь дифференцировать согласные звуки «с» и «з» в словах и потоке речи. Упражнять в звуковом анализе слова «засуха». Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Развивать внимание, фонематический слух.

Познание

Чтение художественной литературы

Социализация

Иллюстрации для артикуляционной гимнастики

Дыхательные тренажеры «Птички»

Денисова Д., Дорожин Ю. Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа.

Схемы слов

Игра «Найди свой домик».

Зеркала

Игра «Назови слово». Игра «Поймай звук».

Артикуляционная гимнастика

Игра «Найди свой домик».

Игра «Назови слово». Игра «Поймай звук».

18.

Здравствуй, лето! Диагностика

Выяснить умения детей в звуковом анализе слов, умения подбирать заданный звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Уточнить признаки лета.

Коммуникация

Познание

Иллюстрации для артикуляционной гимнастики

Игра «Найди свой домик».

Зеркала

Игра «Назови слово». Игра «Поймай звук».

Артикуляционная гимнастика

Игра «Найди свой домик».

Игра «Назови слово». Игра «Поймай звук»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование логопедической работы по развитию фонематического восприятия (старшая группа компенсирующего вида для детей с ЗПР)

Представлено перспективное (годовое) планирование работы учителя-логопеда по развитию фонематического восприятия (подготовка к обучению грамоте) для старшего возраста группы ЗПР....

Перспективный план развития фонематического восприятия в группе для детей с ЗПР

 Основными задачами программы по развитию речевого (фонематического) восприятия детей с ЗПР являются:•   формирование способа вычленения звука из слова (под­черкнутое произнесени...

Перспективное планирование работы по развитию фонематического восприятия и навыков фонематического анализа

План включает в себя основные напраления  работы логопеда по формированию фонематического восприятия и навыков фонематического анализа у  детей старшей и подготовительной к школе групп...

Перспективный план по развитию фонематического слуха

Перспективный план по развитию фонематичесского слуха...