Конспект совместной деятельности "Мир насекомых"
план-конспект занятия (обучение грамоте, старшая группа) по теме

Сидорова Ольга Николаевна

Данная деятельность проводится в сентябре месяце. "Мир насекомых" - это второе занятие согласно перспективному плану по развитию фонематического восприятия у детей 5 - 6 лет. Может использоваться в качестве материала, используемого в образовательной области "Познание" по теме "Насекомые".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_nasekomyh.docx998.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности « Мир насекомых»

Задачи:

  1. Формирование операции определения линейной последовательности в слове с помощью интонированного проговаривания (коммуникация).
  2. Способствовать формированию умений определять протяженность слова с помощью прохлопывания (коммуникация).
  3.  Развивать логическое мышление (познание), звукопроизношение (коммуникация).
  4.  Расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлений насекомых (познание).
  5.  Упражнять в передаче образа с помощью жестов, мимики и звукоподражаний (социализация).
  6. Воспитывать интерес к слушанию художественных произведений (чтение художественной литературы).
  7. Продолжать обогащение опыта сотрудничества во время совместной деятельности (социализация).

Методы и приёмы:

Наглядные – рассматривание иллюстраций

Словесные – вопросы к детям, словесные игры

Практические – звуковой анализ слова «жук», инсценирование стихотворения, подвижная игра.

Материал и оборудование:

Демонстрационный – иллюстрации «стрекоза», «муравей», «пчела», «бабочка», «жук», «комар»; иллюстрации мимикрии насекомых; решетка, белые фишки.

Раздаточный – решетки, белые фишки по четыре на каждого ребенка, цветные карандаши.

Логика образовательной деятельности:

Педагог: - Ребята, я для вас приготовила загадки. Кто хочет их отгадать? (по мере отгадывания на доске выставляются иллюстрации).

  1. У неё четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие – большие глаза.

Называем её … (стрекоза)

  1. Он работник настоящий,

Очень – очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом (муравей).

  1. Сок цветов душистый пьёт,

Дарит нам и воск, и мёд,

Людям всем она мила,

А зовут её … (пчела)

  1. Она легка, красива,

Изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок (бабочка).

  1. Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь (жук).

  1. Не зверь, не птица,

Нос, как спица;

Летит – кричит,

Сядет – молчит.

Кто его убьёт,

Свою кровь прольёт (комар).

(Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей. – М.: Книголюб, 2006. – с. 67 - 71)

Педагог: - Перечислите всех, кого мы отгадали. Как их назвать, одним словом? Вы уже знаете, что насекомые летают, но летают ещё и птицы, и некоторые животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с ними, сыграем в игру «Четвертый лишний».

Игра «Четвертый лишний».

Что лишнее и почему?

  1. Бабочка, стрекоза, енот, пчела.
  2. Кузнечик, божья коровка, воробей, комар.
  3. Лягушка, комар, жук, бабочка.
  4. Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.

Педагог: - Какое из отгаданных нами названий насекомых самое короткое? Как определить? (прохлопать) Итак, самое короткое слово «жук». Сколько звуков в слове «жук»? Что нам поможет определить?

Дети рассаживаются за столы, где приготовлены решетки и белые фишки.

Педагог: - Давайте произнесем слово так, чтобы все услышали первый звук в слове. «Жжжук». Какой это звук? Выложите его. (Те же действия повторяются со вторым и третьим звуком). Произнесите все звуки по порядку. Молодцы!

Игра «Лягушка и стрекозы».

Ход игры: дети – стрекозы бегают вокруг сидящей в кругу (в обруче) лягушки, которая ловит их руками, не выходя из круга.

(Каука Р. Медвежонок Миша. Играем вместе с Мишей. с. 25.)

Педагог: - Расскажите, что вы знаете о насекомых. Насекомые поедают зелёные листья, лакомятся сладким нектаром, поедая других насекомых.

Насекомые хлопочут,

Наполняя жизнью сад:

Там кузнечики стрекочут,

Тут комарики звенят.

Каждый занят важным делом:

Золотистая пчела

На цветок душистый села,

Сок медовый собрала.

Вот в кустах возле тропинки

Деловитый муравей,

Уцепившись за травинку,

Доит усиками тлей.

Ты не трогай их, не надо,

Та сачком их не лови!

Пусть живут с тобою рядом

Мотыльки и муравьи.

(Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: Экология для малышей.)

Насекомые научились ловко прятаться от врагов. Зелёная окраска помогает кузнечикам стать незаметными среди травы. Гусеницы бабочек часто напоминают обломки веточек или сучков. Бабочки складывают крылышки и становятся похожи на лепестки цветов или листочки. От кого они прячутся? Попробуйте найти, где здесь насекомые (показ иллюстраций мимикрии. Секреты природы. Удивительный мир животных и растений// Издательство Ридерз Дайджест, 1999 г. – с. 226 – 227.)

Педагог: - Послушайте, я прочитаю вам стихотворение Стародубовой А.

Над Жорой жук, жужжа, кружит.

От страха Жора весь дрожит.

Зачем же Жора так дрожит?

Совсем не страшно жук жужжит.

 ( Домашний логопед. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. – с.165.)

Педагог: - О ком это стихотворение? Что в нем смешного? Как жужжал жук? (жжжж) Пожужжи …, … (имя ребенка). Как дрожал Жора? (ддддд) Подрожи …, … (имя ребенка). Хотите поиграть? Разделитесь на пары. Договоритесь, кто будет Жорой, а кто жуком. Я буду читать стихотворение, а вы изображать Жору и жука (Инсценирование стихотворения).

Педагог: - Ребята, какое ваше любимое  насекомое? Почему?

Педагог: - Посмотрите, на рабочих листах изображены разные насекомые, раскрасьте тех, длина названий которых равна трём хлопкам (рабочий лист см. ниже).

Раскрась насекомых, у которых длина названия равна трём хлопкам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми "Насекомые"

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми средней группы «Насекомые» Цели:Закрепить представление о насекомых.Развивать умение выделять их главные признаки (шесть ног, крылья, ус...

Конспект совместной деятельности для средней группы "Весну встречаем, насекомым помогаем"

Конспект совместной деятельности по художественному трудув средней группе«Весну встречаем, насекомым помогаем»Участник конкурса педагогических достиженийКалининского района в номинации«Инн...

Конспект совместной деятельности по экологическому воспитанию с инновационными технологиями «Какие бывают насекомые»

Программные задачи: -Систематизировать  знания детей о многообразии насекомых. -Учить составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего  строения   (жук...

Конспект совместной образовательной деятельности "Удивительный мир насекомых"

Конспект совместной образовательной деятельности  во второй младшей группе на тему: "Удивительный мир насекомых" (ОО "Познавательное развитие")...

Конспект совместной деятельности с ребенком старшей группы с ЗПР по теме "Насекомые на лугу".

Совместная деятельность индивидуальная, направлена на развитие представлений об окружающем мире, развитие речи и развитие количественных представлений, а также используется метод БОС....