"Путешествие в страну Звукоречье" (Мониторинг по подготовке детей к школе по разделу Грамота)
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Рыжакина Анна Николаевна

При проведении мониторинга  по различным видам деятельности, мы всегда тратим много времени. Да и детям не всегда это интересно. Я предлагаю провести мониторинг по подготовке детей к школе по разделу ГРАМОТА в игровой форме. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

При проведении мониторинга  по различным видам деятельности, мы всегда тратим много времени. Да и детям не всегда это интересно. Я предлагаю провести мониторинг по подготовке детей к школе по разделу ГРАМОТА в игровой форме. Сразу хочу оговорить, что:

  1. все задания дети выполняют самостоятельно на индивидуальных бланках,
  2. бланки дети могут сдавать сразу, а могут в конце путешествия,
  3. правильность выполнения заданий проверяется воспитателем не сразу, а после путешествия,
  4. дети могут выполнять задания в любом месте группы (за столом, на подоконнике, на полу, на кровати), сами выбирают удобное место,
  5. индивидуальные листы заранее подписаны и сложены стопками.

Путешествие в страну ЗВУКОРЕЧЬЕ.

Воспитатель:  К нам в группу пожаловала гостья - Королева ГРАМОТА. Она приглашает нас в свою страну - Звукоречье. (показ на слайде)

(Желательно такую же иметь для ковролина)

Прежде чем мы отправимся в страну Звукоречье, давайте подготовимся.

- Как вы думаете, что мы можем встретить в этой стране? Поможет нам ответить на этот вопрос  само название страны ЗВУКОРЕЧЬЕ.

- ИЗ КАКИХ ДВУХ СЛОВ СОСТОИТ НАЗВАНИЕ?  (звук и речь).

- Что такое ЗВУК?

- Что такое речь?

Молодцы! Ну, а теперь вместе с Королевой Грамотой отправляемся в страну ЗВУКОРЕЧЬЕ.

На слайде ворота и забор с буквами одного цвета.

АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЬЫЪЭЮЯ

Королева Грамота:  Чтобы попасть в мой город вам надо правильно расставить буквы. ГЛАСНЫЕ с правой стороны, а СОГЛАСНЫЕ с левой стороны от ворот. Знаки поставить над воротами. У каждого из вас есть рабочие листы с этим заданием. Выполняйте его очень внимательно.

(после того как дети выполнят на листах показать правильное расположение на экране с приглашением войти в город).

Королева Грамота:  Дорогие ребята! Вас встречают  жители города Гласики и Согласики. (показ на слайде).

Гласики и согласики: В наш город пробрался злой БУКВОЕЖКА. Нам с вами надо составить его фоторобот, чтобы мы могли узнать его. Мы будем вам говорить, а вы рисовать на листе в клеточку.

Задание:  Поставьте ручку на красную точку и двигайтесь согласно нашим указаниям. Будьте внимательны, не пропускайте ни одного хода.

  1. по диагонали 2 клетки вниз, 1 клетка влево
  2. 3 клетки вниз
  3. по диагонали 2 клетки вниз, 1 клетка вправо
  4. 3 клетки вправо
  5. по диагонали 2 клетки вверх, 1 клетка вправо
  6. 3 клетки вверх
  7. по диагонали 2 клетки вверх, 1 клетка влево
  8. 5 клеток влево
  9. по диагонали 1 клетка вверх, 1 клетка вправо
  10. 1 клетка вправо
  11.  По диагонали вверх вправо 7 клеток вверх и 1,5 клетки вправо
  12.  По диагонали вниз вправо 7 клеток вверх и 1,5 клетки вправо
  13.  1 клетка влево
  14. по диагонали 1 клетка вправо, 1 клетка вниз
  15. 2 клетки влево
  16. Глаза
  17. Руки
  18. Ноги

- Теперь мы с вами знаем, как выглядит БУКВОЕЖКА. Отправляемся его искать.

Речь с движением.

Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе — хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.

Друг за другом мы пойдем,

И Буквоежку найдем.

- Вот и первые следы оставленные Буквоежкой.  Посмотрите рассыпаны буквы. (показ на слайде).

Нам надо найти все слова в цепочках. (все задания есть на рабочих листах у детей)

- Какие слова получились. Без демонстрации на слайде.

- Молодцы ребята.  Вы наверное устали. Давайте поиграем перед  дальней дорогой.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА.

(делаем легкий массаж)
Этот пальчик – маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.

- Продолжаем наш путь. И опять следы Буквоежки. Разбросанные слова. (показ на слайде).

Нам надо из слов составить предложение.

- Молодцы! Продолжаем наше путешествие.

Посмотрите кто-то идет нам навстречу. (показ на слайде Буквоежки).

Кто это ребята?

Буквоежка:  Вы бродили по городу  Звукоречье. Осмотрели его. Помогли гласикам и согласикам привести его в порядок. Но вы еще ни разу не проявили фантазию. Вот вам задание.

Придумай и запиши предложения по схемам.

Буквоежка: Молодцы! Но вам еще надо как-то выйти из этого города. Так вот выйти из города вы сможете только тогда, когда выполните мое задание. У каждого из вас оно будет свое. На рабочих листах у вас есть слова. Вам надо разобрать их на звуки и буквы. Написать сколько звуков и букв в каждом слове. Если сделаете правильно, выпущу из города, а если нет - останетесь у нас. Если все правильно выполнят задание, я покину этот город навсегда.

Друг        -   яма                          

Король    -   ель

Страна    -    юла

Королева Грамота:  ребята постарайтесь, пожалуйста.

Королева Грамота: ребята, чтобы Буквоежка никогда не появлялся у нас, выполните, пожалуйста, последнее задание.

Кто в каком вагоне поедет? Проведи стрелки. Соотнеси количество слогов в словах и номер вагончика.

             

(После выполнения задания. На слайде появляются гласики и согласики, королева Грамота.)

(Надпись.)

СПАСИБО РЕБЯТА! ВЫ СПАСЛИ НАШ ГОРОД ОТ ЗЛОГО БУКВОЕЖКИ.

Дети хором читают.

Собираем рабочие именные листы и затем обрабатываем их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Обучение детей грамоте при подготовке детей к школе»

Этапы ознакомление  со звуковым строением слова, его звуковым анализом детей средней, старшей и подготовительной группы...

Обучение детей грамоте при подготовке детей к школе

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, решаемых дошкольными образовательными учреждениями. Он осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на занятиях по обучению грамоте. Обучение ...

Методическая разработка на тему "Дидактические игры, игры-упражнения, тренинги по обучению грамоте и подготовке детей к школе"

Данная методическая разработка ориентирована на учителей-логопедов, работающих с детьми с ОНР старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаемые игры составлены на основе игр, уже описан...

Консультация для родителей ""Подготовка детей к школе. Обучение грамоте".

В консультации даны рекомендации для родителей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте. Материал будет полезен родителям, учителям-логопедам, воспитателям детского сада....

Консультация для родителей детей с ОНР: «Обучение грамоте как основа подготовки детей к школе»

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть ов...