Развлечение "Знайки против Грамотеев"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Дежнёва Елена Петровна

Данное развлечение проводится в подготовительной группе в конце учебного года для детей и их родителей.

 

Дети на развлечении продемонстрируют родителям свои умения в выполнении графического диктанта,  в выделении звуков из слова,  поиграют в «Живые звуки», соревнуются в отгадывании слов, потерявших одинаковый первый слог, а также покажут навыки самостоятельного составления слов из звуков. Необычностью данного соревнования для родителей является используемая детьми символика звуков, об особенностях которой  логопед рассказывал в начале учебного года на собрании и напомнит до начала соревнований.

 

Казалось бы, как можно скучные занятия со звуками  превратить в развлечение? Оказывается для этого достаточно вовремя проводить танцевальные разминки, которые дети разучивают в течение года и с удовольствием исполнят для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn_znayki_protiv_gramoteev.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАЙКИ против ГРАМОТЕЕВ

Оборудование:

- Оформление зала.

- Для жюри: инструкция , листы оценивания (заготовки) и ручки ,  листы и простые карандаши для диктанта. 2-3 стола, стульчики. Бейджики «Жюри» для детей.

- Для детей:  Бейджики для детей по названию команды.

3 стола каждой команде. Листы для диктантов, фломастеры красные  и синие (по командам), касса букв – для шифровки, символы на тарелочке каждому,

- Для ведущего: Указка. Аудиозаписи, компьютер с колонками. Фотоаппарат.

Образец диктанта, мольберт, магнит.

Набор символов для шифровки (выполняет на мольберте 1 член детского жюри).

Символы звуков  К,А и «дощечка» - схема слова.

Заготовки слов из символов – по 1 на каждого ребенка.

Символы для игры «Живые звуки» - 2 набора

МЕДАЛИ, грамоты, призы по итогам года, всем в подарок – раскраски.

Для демонстрации родителям:  книги «Символы в обучении грамоте» Т.А.Ткаченко, методичка «По дороге к азбуке» и «Альбом для дошкольника. По дороге к азбуке», часть 4, Р.Н. Бунеев, Т.Р.Кислова.

- Уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашем соревновании «Знайки против Грамотеев», которое представляет  возможность Вам – ознакомиться с результатами труда педагогов по подготовке детей к обучению грамоте, с результатами труда логопеда по коррекции речи наших детей;

 каждому из детей – показать всё, чему он смог, успел научиться  на этих занятиях.

Думаю, не будет большой новостью для родителей, что выходят из сада дети с разным багажом знаний. Помогите мне объяснить причины этой разницы?

- Частые пропуски детей (отпуск зимой, пропуски по болезни)

- разный стартовый багаж знаний,

- разное отношение родителей к просьбам и желанию детей по выполнению домашних заданий;

- разное отношение родителей к  процессу развития: у кого-то всё пущено на самотёк, кто-то пытается учиться читать дома, кто-то ходит к репетиторам. Кстати сказать, в наших школах – и в первой, и во второй,  учителя  просят уделять больше внимания развитию мышления, мелкой моторики и общего кругозора. НО НЕ УЧИТЬ читать,  Так как азбуку дети заканчивают теперь только весной, а не как раньше – в первом полугодии. Но, побывав на наших занятиях по грамоте, очень благодарят за то, что мы учим детей различать звуки по основным характеристикам.

Наши дети знакомятся со звуками по технологии Т.А.Ткаченко, вы уже видели карточки с символикой, и кратко касаясь этой темы, предваряю ваши вопросы: мы не учили детей читать; мы ставили целью научить детей различать гласные и согласные звуки, их роль в слове, учили анализировать слово, т.е определять количество звуков в простейших словах, учили подбирать слова на заданный звук, выделять звук из слова и сливать звуки в простые слова. Символика звуков используется для того, чтобы ребенок мог легче овладеть слиянием звуков в слова, ведь буква имеет название, например КА, ЭЛЬ, ВЭ, ГЭ, и если таким образом будем произносить названия синтезируемых звуков, то вместо короткого слова, например, СОК, получим ЭС, О, КА.

Этот материал рекомендуется детям с 4 лет и безусловно полезен для дошкольников старшего возраста как с нарушениями речи, так и для детей с нормальным уровнем речевого развития при обучении грамоте.

В дошкольной методике имеется несколько вариаций символики звуков, я передам вам книжечки, и если вы захотите, сможете увидеть 2 варианта. Из каждой методики мы взяли самые интересные приемы и элементы, и уже на протяжении нескольких лет  практикуем эту работу с детьми.

Некоторые из приемов вы сегодня сможете увидеть, а разобраться с символикой Вам помогут члены детского жюри.

Просим 2 родителя, у которых дети не участвуют в команде, выразить желание помочь Ольге Сергеевне. Все необходимое для облегчения процесса судейства  вам приготовлено, вам не придется ломать голову над тем,  как начислять баллы – подробная инструкция ждёт вас на столе.

Можете занять свои места.

- Итак, встречайте наших детей – шустрых непосед!

Танец «Барбарики»

Дети садятся на общие скамейки.

- Представляем наши  команды (каждый встает со своего стула и проходит за стол по аплодисменты)

- Представляю вашему вниманию детское    Жюри:

-  Главным членом жюри назначается …. . И её помощники ….

Задание 1:      Графический диктант (каждый сам)

Просьба к детскому жюри, выполнить задание вместе с нами, чтобы вы могли оценить правильность выполнения. Положите лист бумаги красной линией влево, найдите черную точку. Приготовьте фломастер или карандаш. Готовы? (диктую по заготовке)

- Все учились этому и думаю достойно справились. Детское жюри, соберите пожалуйста, задания , чтобы вы могли их оценить.

Задание 2.

Шифровальщики: (1 член детского жюри выполняет на мольберте)

Полка, Стол, Пижама, Игрушки,  Футболка, Карандаш, Стул,

а) дети выполняют

- 2 члена детского жюри собирают папки с   выложенными наборами, 2 собирают в коробки оставшиеся символы и тарелочки

б) припоминание слов С ОПОРОЙ на мольберт – от каждой команды по очереди по одному слову.

Мы сейчас зашифровали звуками предметы, которые можно найти в любой детской комнате. Но наши дети умеют шифровать еще и жестами.

- Какие  же ещё предметы могут  быть у нас в доме, нам сейчас расскажут и покажут все дети.

Танец «Телевизор» (подражание предметам) – все

-  Чего-то не хватало у нашего телевизора, вы не заметили чего? (Звука)

- А звуки из телевизора  можно услышать самые разные, как и в жизни. И о звуках нам ребята – Данил и Илья -  

расскажут стихотворение «Было тихо…»  (Н.Матвеева)

Было тихо, очень тихо:            

Тихий час теней…

Лишь будильник робко тикал,

Мышь скреблась,

Сверчок пиликал,

Козлик мекал,

Кот мяукал,

Поросёнок дерзко хрюкал,

Бык ревел

И две собаки

Дружно вторили во мраке

Ржанию коней.

Вопрос к зрителям:

- О каких звуках рассказали нам дети – о шумовых или речевых?

- Какие же звуки речи выучили мы в детском саду?

- Звуки речи дружат между собой и складываются в слова. Некоторые звуки прячутся  в середине слова и детки забывают их писать в тетрадках . Давайте проверим, научились ли наши дети их искать.

Задание 3.

Определи , какой гласный спрятался в середине слова:

(каждой команде предъявляется 6 слов, участники последовательно (слева направо) дают ответ – каждый правильный – 1 балл):

  1. звон, мак, гость, стул,  бык, бок,
  2. мох, дым, куст, сам, сом, ком,

ЗАПАСНЫЕ: друг, сыр, сор, сын, конь, дуб,

Синтез звуков:  КА.

Задание 4.

Упр «Потерялся первый слог»:

Добавьте в начале слова слог " КА", назовите слово, которое получилось:

1 команда:  - мень, - тушка, -рета, - лоши, - стрюля, - рамель,

2 команда:  - чели, - литка, - рандаш, - ртина, - пуста, - ртошка.

Задание 5.

Игра «Живые звуки»:

ФОКУСЫ, ФИКУСЫ.

- Какое слово спряталось в этих словах? (усы)

Или (если 5 человек): ШКОЛА  - АКУЛА (или ШАР – ЛУК)

Показ  ребенком   фокуса с карточками (по книге «Трудный звук, ты наш друг!")

Складывать слова вроде бы научились. А считать умеете? Сейчас проверим – выходите в круг.

Танец –игра  «4 шага» (все)

Задание 6.

Чтение детьми заготовленных  слов (выложенных на карточках символами):

Лак   Кит  Муха Куры  Куст

Салат  Лопата     Акула

Лук  Сын   Мука  Мыло  Паук

Стул  Халат Топор   лопух

- Наш  конкурс подошел к концу и пока наше уважаемое жюри подводит итоги, дети расскажут о некоторых своих желаниях.

Чтение стихотворения   "Очень-очень вкусный пирог "

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе позвал.

Купил муку, купил творог,

Испёк рассыпчатый пирог.

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что-то гости не идут.

Я ждал, пока хватило сил, потом кусочек отломил.

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту съел.

Когда же гости подошли,

То даже крошек не нашли. (Даниил Хармс)

- Но гости все-таки пришли, Максим? Тогда заказывай музыку и, раз нет угощений,  проводи дискотеку, думаю, никто из гостей не обидится!

Танец «Банана – мама»

 - Уже очень скоро дети пойдут в школу. Мамы и папы переживают: смогут ли детки носить тяжелый портфель, ждать их дома одни, да и как их в конце концов будить рано утром в школу, особенно после каникул. Дети хотят вам, уважаемые родители, дать простую подсказку, выслушайте её,  пожалуйста.

Стихотворение  «Я сегодня лягу раньше»  

Я сегодня лягу раньше,  

Раньше лампу погашу,

Но зато тебя пораньше разбудить меня прошу.

Это просто удивленье,

Как легко меня будить!

Ты поставь на стол варенье –

Я проснусь в одно мгновенье,

Я проснусь в одно мгновенье,

Чтобы чай с вареньем пить. (Даниил Хармс)

- Теперь уже жюри готово огласить результаты игры. Предоставим им слово.

  1. Вручение медалей за игру
  2. Вручение грамот и призов по итогам года.

И закончить наше развлечение предлагаю танцем «Часики» (все в круг), чтобы мы всегда помнили, что время бежит и оно безвозвратно! Всем родителям спасибо за внимание и приглашаем вас размяться, создать второй круг с нами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....

конспект игрового занятия Путешествие в страну "Грамотеев"

конспект занятия по обучению грамоте в игровой форме...

ОО "Коммуникация", Образовательная ситуация "Волшебный сундучок деда Грамотея"

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада....

КВН по речевому развитию и математике «Знайки против Грамотеев»

Всем,всем, всем, начинаем КВН. Развивающие задачи: создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. Развивать смекалку, зрительную память, воображение. Способствовать фо...

В рамках акции «Остановим насилие против детей» показала презентацию для родителей и воспитанников на тему: "Детский мир против жестокости и насилия".

Общие представления о правах для детей и родителей. Была представлена работа в виде слайдов в стихотворной форме....

Консультация «Терроризм — зло против человечества» Терроризм- зло против человечества.

Это одно из самых страшных преступлений. Цель террористов – убить за один раз как можно больше людей или захватить побольше заложников, чтобы держать их в неволе и мучить. Они думают, что так он...