Конспект непосредственно образовательной деятельности "Весна - красна. Звук и буква "З"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Сидорова Ольга Николаевна

В ходе деятельности дети помогают Незнайке найти слово, подходящее под схему. В процессе поиска дети упражняются в звуковом анализе слов, в отгадывании загадок, знакомятся с понятием "ударение".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Весна – красна. Звук и буква «З».

Задачи:

  1. Уточнить представления о временах года, их последовательности (познание);
  2. Познакомить с понятием «ударение» при звукобуквенном анализе слов (коммуникация);
  3. Продолжать развивать речь детей: упражнять в употреблении антонимов, формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов (коммуникация);
  4. Развивать мышление через отгадывание загадок (познание);
  5. Продолжать обогащение опыта сотрудничества во время совместной деятельности с детьми и взрослыми (социализация).

Методы и приёмы:

Практические: звуковой анализ слов

Словесные: вопросы к детям, словесные игры

Наглядные: слайды на интерактивной доске, видеописьмо.

Материалы и оборудование: мяч, видеозапись, интерактивная доска, презентация Microsoft Power Point, схема слова, предметные картинки (зонт, замок, замок, зебра, узел), дыхательные тренажёры «птички», алфавит (линейный), ноутбук (телефон или видеокамера).

Раздаточный материал: картинки – схемы «з/амок» и «зам/ок»; фишки красные, синие, зелёные, черные; буквы «З», «А», «М», «О», «К».

Логика образовательной деятельности.

(дети сидят на модулях)

Педагог: Ребята, какое сейчас время года? (весна) Какое было перед весной? Какое будет после? Между летом и зимой, какое будет время года?

Игра «Закончи предложение» с мячом.

Зима закончилась, а весна … (наступила).  Вечером солнце заходит, а утром … (восходит).  Дождь траву намочил, а солнце … (высушило). Дождик навевает грусть, а солнце дарит … (радость). Ручьи текут мелкие, а реки …(глубокие). Птицы осенью улетают, а весной … (возвращаются, прилетают). Весной птицы летают высоко, а насекомые  … (низко).

Педагог: Действительно, весной в наши края возвращаются птицы. Прилетели птицы к нам и уселись по местам. Поиграем с птичками?  

Игра «Птички»

Внимательно следуйте инструкции.

«Как собачки подышите

И взлететь им помогите» (дыхание резкое, частое, «ха – ха - ха»).

«Если дуем с языка,

Улетают в облака» (язык широкий, высунут, рот приоткрыт, воздух выходит спокойно).

«Дуем плавно и легко,

Летят птицы далеко» (плавная, сильная струя воздуха).

Раз – два, раз – два, вот и кончилась игра! Прекрасно, теперь ваша речь будет ясная, четкая, легкая!

Педагог: Ребята, к нам по электронной почте пришло видео письмо от Незнайки. Хотите посмотреть?

Видеописьмо (Незнайка): «Здравствуйте, ребята! Это снова я! Вы мне столько раз помогали, помогите ещё раз. Знайка не хочет брать меня в зоопарк, потому что я не сделал домашнее задание. Я не смог найти слово для этой схемы (показ). Знайка специально загадки мне загадал, только я ещё больше запутался. Помогите мне».

Педагог: Кто хочет помочь Незнайке найти слово, подходящее под эту схему? Но сначала нужно отгадать загадки, ведь из отгадок мы будем находить слово для схемы.

  1. Вот на ножке купол – гриб,

Он от ливня защитит.

Не намокнет пешеход,

Если спрятался под … (зонт).

  1. Хвост во дворе,

Нос в конуре,

Кто хвост повернет,

Тот в дом и войдет  (замок).

  1. Надели коняшки

Морские тельняшки  (зебра).

  1. Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а не голова  (берёза).

  1. Нами порванную нить

Сможет он соединить

Очень быстро и без клея,

А бумагу не сумеет  (узел).

  1. Вот старинный дом огромный,

Стены, башни, ров прорыт.

Для принцесс и их служанок

Строят дом с названьем…(замок).

Трудное задание нам предстоит, чтобы с ним справится, наберемся силы.

Игра «Если нравится тебе…».

Все участники свободно располагаются на площадке. Руководитель становится так, чтобы все его хорошо видели, запевает песню и показывает движения. Участники подхватывают песню (мелодия проста и запоминается сразу) и вслед за руководителем проделывают все движения.

«Если нравится тебе, то делай так!

(Два щелчка пальцами над головой.)

Если нравится тебе, то делай так!

(Два щелчка пальцами над головой.)

Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

Если нравится тебе, то делай так!»

(Два щелчка пальцами над головой.)

Дальше все строки куплетов повторяются еще три раза, но движения заменяются другими: сначала — два хлопка в ладоши, потом — два хлопка по коленям, потом — два притопа ногами. Затем поют:

«Если нравится тебе, то делай все…»

(Повторяются подряд одно за другим все движения: два щелчка, два хлопка в ладоши, два хлопка по коленям, два притопа ногами.)

«Если нравится тебе, то делай все…

(Все движения повторяются снова).

Если нравится тебе, то и другим ты покажи.

Если нравится тебе, то делай все…»

(Все движения повторяются снова).

В заключение игры поют:

         «Если нравится тебе, то ты скажи: Хорошо!

Если нравится тебе, то ты скажи: Хорошо!

Если нравится тебе, то и другим ты покажи.

         Если нравится тебе: Хорошо! Хорошо!»

Педагог: Ребята, что же мы сейчас будем делать? Из каких слов нужно выбрать? Итак, какое слово подойдет к этой схеме?

Дети, рассуждая, убирают слово «берёза», т.к. состоит из трёх частей. А также отсеивают слова «узел» и «зебра», т.к. начинаются с гласного и с согласного звука соответственно. Остаются слова «замок» и «замок». Дети в затруднении.

Педагог: Давайте выясним последовательность звуков в этих словах, быть может это поможет нам. Выберите слово, которое вам нравится.

Дети выполняют звуковой анализ слов самостоятельно, двое детей у доски.

Педагог: Кто выкладывал слово «замок» проверьте … (имя ребенка), проверьте … (имя ребенка) те, кто выкладывал слово «замок». … (имя ребенка), какой звук в слове «замок» первый? А у тебя … (имя ребёнка)? Кто знает, как выглядит буква «З»? Загадайте мне загадку на алфавите, а я попробую отгадать эту букву. На что похожа эта буква? Найдите её в подносах, выложите. (Соответственно выясняют, какой звук второй, третий, четвертый и пятый в словах «замок» и «замок»). Давайте прочитаем, что получилось.

Педагог: Так, какое же слово подойдет к нашей схеме? Действительно, в этих словах одинаковые звуки. Но к схеме должно подойти только одно слово. Внимательно посмотрите на схему. Что в ней необычного? Интересно, что означает этот знак «/»? У кого можно спросить? Как правильно, вежливо задать взрослым вопрос? (скажите, пожалуйста; не могли бы вам нам помочь; подскажите, пожалуйста).

Дети выясняют у взрослых (помощник воспитателя, воспитатель в соседней группе).

Педагог: Что означает этот знак «/»? Правильно, ударение. Какую часть мы выделяем в слове «заамок»? Первую, «за» (поставить черную фишку над звуком «А»). Какую часть выделяем в слове «замоок»? Вторую, «мок» (поставить фишку над звуком «О»). Теперь вы догадались, какое слово подойдет к нашей схеме?  (Замоок).

Педагог: Зная правильный ответ, мы можем позвонить Незнайке. Что мы ему скажем?

Звонок Незнайке по телефону, по Skype, либо запись на видео.

Незнайка: Привет, ребята! Вы отгадали, какое слово подходит к схеме? Ух, ты, никогда бы не догадался. Спасибо, ребята! А вам было трудно?

Педагог: Незнайка, дети приготовили для тебя песню, хочешь послушать?

Песня из мультфильма «Незнайка на Луне»

  1. Это было, это будет

Где-то рядом, где-то тут

Нарисованные люди очень весело живут.

Он немного невезучий,

Озорной и смелый плут

Все его чему-то учат

И незнайкою зовут.

Припев:

Он не знает, отчего

Так огромен небосвод,

И зачем на небе звезды

Ночью кружат хоровод.

Он не знает, почему

Солнце прячется во тьму,

Но все маленькие дети улыбаются ему.

  1. Как ни странно это было,

Наяву, а не во сне

Приключения большие

Он нашел и на луне.

Припев: тот же

Педагог: Незнайка, обращайся к нам ещё, мы будем рады тебе помочь. До свиданья!

Игра «Цепочка»

Дети заканчивают фразу «Я сегодня был(а) …» (внимательным, умным, активным, добрым и т.п.).

Педагог: Я согласна с вами, что вы были сегодня красивыми, умными, замечательными, а главное были добрыми и отзывчивыми, потому что помогли Незнайке. Спасибо вам большое!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вот на ножке купол – гриб, Он от ливня защитит. Не намокнет пешеход, Если спрятался под …

Слайд 2

Хвост во дворе, Нос в конуре, Кто хвост повернет, Тот в дом и войдет.

Слайд 3

Надели коняшки, Морские рубашки.

Слайд 4

Зелена, а не луг. Бела, а не снег. Кудрява, а не голова.

Слайд 5

Нами порванную нить Сможет он соединить Очень быстро и без клея, А бумагу – не сумеет.

Слайд 6

Вот старинный дом огромный: Стены, башни, ров прорыт. Для принцесс и их служанок Строят дом с названьем…

Слайд 7

1. Выделение (слога в слове, слова в предложении) силой голоса или повышением тона. Ударение падает на что-нибудь (на такой-то звук, слог и т.д.). 2. Значок над буквой, указывающий на такое выделение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственно образовательной деятельности (дифференциация звуков [с] и [с\']) в подготовительной логопедической группе «Поможем Снеговику»

Цель: Закрепить звуки [с] и [с\'] в речи детей. Программные задачи:·        Учить детей дифференцировать звуки [с] и [с\'] по твердости и мягкости в слогах,...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Красная книга Югры"

Конспект разработан с учетом регионального компонента...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (ЗКР) "Звук Ц" в средней группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности (ЗКР) "Звук Ц" в средней группе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Дифференциация звуков Н и М."

Конспект непосредственной образовательной деятельности  6-7лет...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Красный, желтый, зеленый"

Цель непосредственно-образовательной деятельности закреплять знания детей о работе светофора, знания правил перехода улицы;развивать ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу; развива...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности Тема: Звук «С, С`» и буква С с детьми подготовительной логопедической группы.

Цель:  Закрепить знания у детей о звуках «С, С`» и букве С.Задачи:         Коррекционно - образовательные:- совершенствование умения  детей давать аку...