Гласные звуки (конспект ООД по обучению грамоте старших дошкольников)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Знакомство с понятием "гласные звуки", умение выделять гласный звук в начале, конце и середине слов,слогообразующая и смыслоразличительная роли гласных звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon гласные звуки13.33 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 25  

 

Конспект занятия по обучению грамоте
в  подготовительной группе ДОУ

«Гласные звуки»

подготовила  учитель -логопед

Бондаренко Лилия Владимировна

Старотитаровская

Темрюкский  Район

Краснодарский край

             Россия

            2013

Гласные звуки

Цель: дать детям понятие о гласных звуках и их обозначении на письме.

Задачи: уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова; закрепить понятие о слогообразующей роли гласных; показать смыслоразличительную роль гласных; учить анализу и синтезу слов III класса; развивать фонематическое восприятие, внимание, память; воспитывать наблюдательность к языковым явлениям.

Оборудование: предметные картинки (дом, рак, лук, мышь, пар, сом, суп, сыр), плакат «Гласные звуки», раздаточный материал для составления схем слов, индивидуальные зеркала.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед. Первыми сядут те дети, в чьих именах есть звук [А] (и далее по очереди), [С], [Т]…

Дети: Алина, Алеша…

             Саша, Света…

          Таня... и т. д.

II. Беседа по пройденному материалу.

– Что можно составить из звуков? (слоги, слова)

– Что можно составить из слогов?(слова)  из слов? (предложения) 

из предложений? ( текст)

III. Объяснение нового материала.

1. Сообщение темы занятия.

Логопед. Давайте с вами произнесём  звук «а» перед зеркалом. Посмотрите как он произносится: воздух во рту не встречает преграды, звук поётся голосом.

Голосом – гласом, поэтому его так и называют – гласный звук.

Этот звук всегда поется,

Этот звук, как песня, льется.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!

Итак, ребята, сегодня мы будем работать с гласными звуками.

2. Уточнение артикуляции гласных звуков.

а) Логопед. Какие звуки можно пропеть голосом, чтобы воздух выходил свободно, без преграды?

Перед зеркалом дети разбирают артикуляции звуков:

О, У, Ы, А, И.

Звук А :горлышко гудит(проверяем ,прикладывая  руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху  ничего не мешает.   Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма  напоминает большой круг. Звук можно петь , тянуть, его легко говорить.

Звук О : горлышко гудит(проверяем ,прикладывая  руку). Воздух  легко проходит через рот. Воздуху  ничего не мешает.    Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма  напоминает овал, вытянутый по вертикали(огурчик). Звук можно петь , тянуть, его легко говорить.

Звук У : горлышко гудит(проверяем ,прикладывая  руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху  ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма  напоминает маленький  круг. Звук можно петь , тянуть, его легко говорить.

Звук Ы : горлышко гудит(проверяем ,прикладывая  руку). Воздух  легко проходит через рот. Воздуху  ничего не мешает.   Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма   напоминает нижнюю половинку круга. Звук можно петь , тянуть, его легко говорить.

Звук И : горлышко гудит(проверяем ,прикладывая  руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху  ничего не мешает.   Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма  напоминает горизонтальную полоску..

– Как называются эти звуки? (гласные)

б) Определить, какой звук логопед произносит по беззвучной артикуляции.

А – О – У – Ы  – И.

– Как вы догадались?

Звук А : воздух легко проходит через рот. Воздуху  ничего не мешает.  

             Губы сделали воротца для Воздуха, их форма  напоминает              

             большой круг.

Звук О : воздух легко проходит через рот. Воздуху  ничего не мешает.  

             Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма  

             напоминает овал, вытянутый по вертикали(огурчик).

Звук У : воздух легко проходит через рот. Воздуху  ничего не мешает.  

             Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма  

             напоминает маленький  круг.

Звук Ы : воздух легко проходит через рот. Воздуху  ничего не мешает.  

             Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма  

             напоминает нижнюю половинку круга.

Звук И : воздух легко проходит через рот. Воздуху  ничего не мешает.  

             Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма  

             напоминает горизонтальную полоску.

Физкультминутка

Медвежонок – топ-топ,

А ежонок – хлоп-хлоп,

А волчонок – щелк-щелк,

А зайчонок - скок-скок,

А лисенок – шмыг-шмыг,

А бельчонок – прыг-прыг.

(имитация движений)

3. Определение начального и конечного гласного звука.

Логопед. Назовите гласный:

а) с которого начинается слово

        аист (А), ухо(У), ослик(О), астра(А), иней(И), эхо(Э).

б) которым заканчивается слово…

        игла(А), шары(Ы), сова(А), кино(О), огни(И).

4. Выделение гласного звука из середины слова.

а) Логопед называет слово, воспитанники определяют гласный звук и поднимают соответствующую букву.

Сын(Ы), мак (А), ком(О), дуб(У), мэр(Э).

б) Логопед показывает картинку, дети произносят гласный звук, выделяя его из названия картинки, и поднимают соответствующую букву.

Дом (О), рак (А), лук (У), мышь (Ы), пар (А), сом (О), суп (У), сыр (Ы).

Логопед. Что вы называли? (Звук.)

– Что показывали? (Букву.)

5. Смыслоразличительная роль гласных.

Логопед. Перед вами слово, из которого убежала гласная. Помогите вернуть её на место. Какая  буква убежала?

– Какое слово получилось?

– Что оно обозначает?

        Б…К         (А,  бак)                             Б…К        (  О, бок)

        Б…К         (Ы , бык)                           Б…К         (У, бук)         

– Что вставляли? (Букву.)

Вывод: одна буква может изменить значение слова.

Физкультминутка

6. Деление  слов на слоги. (закрепить понятие о слогообразующей роли гласных)

Дети делят на слоги  предложенные логопедом слова

Логопед. Кубики (3), лапа (2), духи (2) , нога(2), машина (3) , улица (3), дыня (2) , молоко (3) , сапоги (3) , дорога (3).

- Сколько  гласных звуков в этих словах?

Это знает каждый из учеников –

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

6. Разбор слова «бак».

Логопед. Сколько слогов в слове «бак»? (1)

– Сколько в этом слове звуков? (3)

– Сколько гласных? (1)

– Начертите схему слова, выделите гласный звук красным цветом.

IV. Итог.

– Какие звуки называются гласными? (Поются, нет преграды.) Назовите их.(а, о, у, и, ы,э)

– Что произойдёт, если в слове изменить одну букву?(изменится значение слова)

– Как с помощью гласных можно определить количество слогов в слове? (сколько в слове гласных, столько и слогов).

Список используемой  литературы:

  1. Ткаченко Т.А . «Специальные символы в подготовке детей 4 лет к

обучению грамоте» -М.: «Издательство ГНОМ  и Д», 2004.

2.Курицына Э. М., Тараева Л. А. «Игры на развитие речи» - М., РОСМЭН,  2007.

3.Хамидулина  Р.М. «Обучение грамоте. Подготовка к школе . Сценарии занятий.»- М., «ЭКЗАМЕН», 2009. Перова О. «Обучение грамоте» , М, РОСМЭН,2008

4. Светлова И. «Развиваем  мелкую моторику  и координацию

движений рук», М, ЭКСМО, 2007

5. Марцинкевич Г. Ф. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста.

        Планы занятий» - Волгоград, «УЧИТЕЛЬ», 2006 г.

        6.Дурова Н.В. «Фонетика. Как научить детей слышать и произносить  

        звуки», Москва «МОЗАЙКА – СИНТЕЗ» , 2000.

        7.Земцова О.Н. «Грамотейка»- М., «МАХАОН»,2009.

        8.Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя,

          старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте старших дошкольников с использованием ИКТ "Маша в поисках Миши"

Задачи:   Образовательные: Закрепить умение детей  выделять звуки, делать звуковой анализ слов.Закрепить знание гласных и согласных звуков.Развивающие:Развивать интонационную выразитель...

Проект по обучению грамоте старших дошкольников (5-8 лет) «От звука к букве» Малыгина М.А.

Проект по обучению грамоте старших дошкольников(5-8 лет)   «От звука к букве»...

Пособия - "Живые звуки" , "Ёлочки и грибочки" по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников

Данные пособия, сделанные своими руками, можно использовать для индивидуальной и подгрупповой работы по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте....

Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников "Звуки [Л], [Л\']. Буква Л."

Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников "Звуки [Л], [Л']. Буква Л."...

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов Методы и приемы обучения грамоте старших дошкольников с ОНР «Путешествие по стране звуков и букв»

Цель: сформировать представления педагогов о методах и приемах работы  в рамках коррекционно – развивающего занятия по обучению грамоте; познакомить и научить применять данные методы и прие...

Конспект занятия по обучению грамоте старших дошкольников «Гласные звуки и буквы»

ull; Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;• Учить детей различать гласные звуки, подбирать слова на заданный звук и определять место данног...


 

Комментарии

Хвостик Надежда Осиповна

Очень интересное занятие. Провела со своими детьми,дети работали активно.Всем было интересно. Спасибо за занятие!!!