Развитие звуко - буквенного анализа при обучении грамоте старших дошкольников с ОВЗ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 14
Белочка»
Развитие звуко - буквенного анализа при обучении грамоте старших дошкольников с ОВЗ
«Путешествие за сокровищами»
Учитель-логопед: Пикашова
Карина Юрьевна
г. Моршанск , 2019г.
Цель:
-Развитие фонематического слуха, внимания, мышления.
-Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.
-Отработка навыка послогового чтения.
-Развитие мелкой и общей моторики, зрительного восприятия.
-Упражнять детей в подборе антонимов.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка; развивать зрительное восприятие, внимание, память; обогащать лексику, практически знакомя с антонимами.
Коррекционно-воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.
Оборудование: Презентация, мольберт с картой, мультимедийная система, дидактическая игра «Собери цветы», конверты с заданиями, раздаточный материал ( картинки, удочки, рыбки, маркеры, камешки).
Методы и приемы: Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации. Совместная деятельность педагога с детьми. Игры и упражнения на развитие познавательной деятельности детей. Использование методов здоровьесберегающих технологий. Использование наглядного материала. Беседа.
Ход занятия
Организационный момент. (Дети под музыку входят в зал)
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей в зале. Давайте поздороваемся с ними все вместе.
Дети: Здравствуйте!
Психогимнастика
Логопед: А сейчас давайте встанем в круг и пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик.
(Дети встают вместе с логопедом в круг. Звучит лирическая музыка.)
Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.
Дети здороваются друг с другом
Проблемная ситуация:
Логопед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Дело в том, что я перебирала старые вещи и нашла карту и ключ. Как думаете для чего нам нужен ключ?На чем мы можем добраться до Острова сокровищ?
Дети: На вертолете, на корабле….
Логопед: Я предлагаю вам добраться до острова сокровищ на корабле. Но мне нужна команда. Согласны ли вы плыть вместе со мной?
Дети: Да.
Логопед: Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь.
Давайте скажем волшебные слова: «Вокруг себя повернись и на корабле очутись»
Дети: Все вместе произносят волшебные слова.(слайд корабль)
Логопед: Наш корабль приплыл к Острову Звуков. (слайд)
Характеристика звука.
Логопед: Итак, первое испытание. (Конверт с предложением) Я сейчас прочитаю предложение, а Вы определите какой звук чаще других слышится в этих словах? (Л)
Лодка плыла по волнам.
Логопед: Дайте характеристику этому звуку. Какой это звук? (гласный или согласный)
Дети: Согласный, потому что есть преграда – язычок.
Логопед: Еще он какой?
Дети: Твердый.
Логопед: Молодцы, ребята. Сегодня на нашем занятии мы будем играть со звуком Л и буквой Л. А чем буква отличается от звука? (Буквы – мы видим и пишем, а звуки –слышим и произносим)
Логопед: Отправляемся в путь дальше.(слайд)
Логопед: Сейчас мы выйдем на Остров Цветов. (слайд)
Вам не кажется, что эта поляна какая-то странная, как будто заколдованная. Смотрите, да здесь конверт. «Злой колдун заколдовал цветы, если расколдуете цветы, то отправитесь в путь дальше»
Игра “Собери цветы”.
Цель: Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза
Группа делится на три команды. Одна собирает цветок с лепестками - картинками, в названии которых имеется звук Л в начале слова, другая - цветок с лепестками - картинками, в названии которых имеется звук Л в середине слова, и третья команда – звук Л в конце слова.
Логопед : Молодцы, вы успешно справились с этим заданием, и мы можем плыть дальше.
Логопед: Ребята, а сейчас мы входим в очень сложный
Остров Противоположностей.(слайд) Здесь нас ждет новое задание
Закончить предложение словами-неприятелями
Цель: Упражнение детей в подборе антонимов.
Пушинка легкая, а камень - …. (тяжелый)
Летом погода жаркая, а зимой - …. (холодная)
Горчица горькая, а сахар - … (сладкий)
Дедушка старый, а внук - … (молодой)
Лужа мелкая, а река … (глубокая)
Логопед:А сейчас я предлагаю пройти за столы и составить схему слова ЛУЖА
Логопед: Теперь пора отдохнуть. Жители острова предлагают нам с ними поиграть. (слайд)
Физминутка (движение под музыку) (слайд)
Задание на чтение слогов
Цель: Отработка навыка послогового чтения.
Логопед: Ребята теперь нам нужно перебраться на другой остров. Но чтобы туда попасть, надо построить мостик ,пройти по кирпичикам и прочитать слоги. (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, АЛ, УЛ, ОЛ, ЫЛ, ЭЛ). (слайд)
(Дети читают слоги и проходят по мостику)
Логопед: Под нашим мостиком протекает река «Богатых слов».
В этой реке водятся необычные рыбы. Я предлагаю вам выловить рыбу и рассмотреть ее, но сначала надо всем размять пальчики, чтобы крепко держать удочку.
Пальчиковая гимнастика.
В гости.
В гости к пальчику большому | Большие пальцы вверх |
Развитие графомоторных навыков.
Игра «Рыболов»
Дети по очереди вылавливают магнитной удочкой из реки рыб со словами, где буквы размыло водой. Дети проходят к столу, садятся на стульчики и вместо точек вставляют букву Л в слово, и читают каждый свое слово.
Логопед: Ребята, а что Вы сейчас печатали? (букву Л)
Логопед: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями, добрались к сокровищам. Давайте посмотрим, что спрятано в ларце. А для того чтобы открыть ларец, нам понадобится ключ.
(Дети раскрывают ларец, находят там подарки.)
Логопед: Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Пришла пора возвращаться в детский сад.
Теперь давайте скажем волшебные слова «Вокруг себя повернусь, и в детском саду окажусь»
Логопед: - Ребята, вам понравилось путешествовать? (ответы детей)
- С каким звуком и буквой мы познакомились?
- Где мы с вами побывали?
- Теперь попрощаемся с гостями и пойдем в группу.
Список использованной литературы:
- Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2000. – 48 с.
- Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб.: ”СОЮЗ”, 2004. – 192 с.
- Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий). Составитель Марцинкевич Г.Ф. – Волгоград. Изд. “Учитель”, 2001. – 129 с.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1999. – 245 с.
- Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. –М.: “Гном-Пресс”, 1999. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гласные звуки (конспект ООД по обучению грамоте старших дошкольников)
Знакомство с понятием "гласные звуки", умение выделять гласный звук в начале, конце и середине слов,слогообразующая и смыслоразличительная роли гласных звуков...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ « Развитие звуко-буквенного анализа и овладение грамотой детей дошкольного возраста» .
Одной из главных задач подготовки ребенка к школе является развитие его речи, обучение родному языку. В возрасте шести лет речь для детей из средства общ...

конспект коррекционного занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте старших дошкольников "В поиске букв"
Конспект занятия будет интересен педагогам ДОУ, родителям. В деятельности используются различные технологии: игровая, здоровьесберегающая, ИКТ, технология сотрудничества....
Семинар для педагогов "Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста"
Что должен знать и уметь педагог в процессе работы с детьми по подготовке к обучению грамоте....

Мастер - класс "Развитие звуко - буквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста по средствам игровых технологий"
Мастер - класс "Развитие звуко - буквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста по средствам игровых технологий"...

Дидактические карточки по обучению грамоте старших дошкольников для звуко-буквенного анализа слов.
Дидактические карточки по обучению грамоте старших дошкольников для звуко-буквенного анализа слов....

Этапы звуко-буквенного анализа. Игры и упражнения для развития звуко-буквенного анализа
Этапы звуко-буквенного анализа.Игры и упражнения для развития звуко-буквенного анализа...