Развитие звуко - буквенного анализа при обучении грамоте старших дошкольников с ОВЗ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Путешествие за сокровищами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 14

Белочка»

Развитие звуко - буквенного анализа при обучении грамоте старших дошкольников с ОВЗ

«Путешествие за сокровищами»

Учитель-логопед: Пикашова

Карина Юрьевна

г. Моршанск , 2019г.

Цель:

-Развитие фонематического слуха, внимания, мышления.

-Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.

-Отработка навыка послогового чтения.

-Развитие мелкой и общей моторики, зрительного восприятия.

-Упражнять детей в подборе антонимов.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка; развивать зрительное восприятие, внимание, память; обогащать лексику, практически знакомя с антонимами.

Коррекционно-воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.

Оборудование: Презентация, мольберт с картой, мультимедийная система, дидактическая игра «Собери цветы», конверты с заданиями, раздаточный материал ( картинки, удочки, рыбки, маркеры, камешки).

Методы и приемы: Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации. Совместная деятельность педагога с детьми. Игры и упражнения на развитие познавательной деятельности детей. Использование методов здоровьесберегающих технологий. Использование наглядного материала. Беседа.

Ход занятия

Организационный момент. (Дети под музыку входят в зал)

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей в зале. Давайте поздороваемся с ними все вместе.

Дети: Здравствуйте!

Психогимнастика

Логопед: А сейчас давайте встанем в круг и пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик.

(Дети встают вместе с логопедом в круг. Звучит лирическая музыка.)

Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.

Дети здороваются друг с другом

Проблемная ситуация:

Логопед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Дело в том, что я перебирала старые вещи и нашла карту и ключ. Как думаете для чего нам нужен ключ?На чем мы можем добраться до Острова сокровищ?

Дети: На вертолете, на корабле….

Логопед: Я предлагаю вам добраться до острова сокровищ на корабле. Но мне нужна команда. Согласны ли вы плыть вместе со мной?

Дети: Да.

Логопед: Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь.

Давайте скажем волшебные слова: «Вокруг себя повернись и на корабле очутись»

Дети: Все вместе произносят волшебные слова.(слайд корабль)

Логопед: Наш корабль приплыл к Острову Звуков. (слайд)

Характеристика звука.

Логопед: Итак, первое испытание. (Конверт с предложением) Я сейчас прочитаю предложение, а Вы определите какой звук чаще других слышится в этих словах? (Л)

Лодка плыла по волнам.

Логопед: Дайте характеристику этому звуку. Какой это звук? (гласный или согласный)

Дети: Согласный, потому что есть преграда – язычок.

Логопед: Еще он какой?

Дети: Твердый.

Логопед: Молодцы, ребята. Сегодня на нашем занятии мы будем играть со звуком Л и буквой Л. А чем буква отличается от звука? (Буквы – мы видим и пишем, а звуки –слышим и произносим)

Логопед: Отправляемся в путь дальше.(слайд)

Логопед: Сейчас мы выйдем на Остров Цветов. (слайд)

Вам не кажется, что эта поляна какая-то странная, как будто заколдованная. Смотрите, да здесь конверт. «Злой колдун заколдовал цветы, если расколдуете цветы, то отправитесь в путь дальше»

Игра “Собери цветы”.

Цель: Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза

Группа делится на три команды. Одна собирает цветок с лепестками - картинками, в названии которых имеется звук Л в начале слова, другая - цветок с лепестками - картинками, в названии которых имеется звук Л в середине слова, и третья команда – звук Л в конце слова.

Логопед : Молодцы, вы успешно справились с этим заданием, и мы можем плыть дальше.

Логопед: Ребята, а сейчас мы входим в очень сложный

Остров Противоположностей.(слайд) Здесь нас ждет новое задание

Закончить предложение словами-неприятелями

Цель: Упражнение детей в подборе антонимов.

Пушинка легкая, а камень - …. (тяжелый)

Летом погода жаркая, а зимой - …. (холодная)

Горчица горькая, а сахар - … (сладкий)

Дедушка старый, а внук - … (молодой)

Лужа мелкая, а река … (глубокая)

Логопед:А сейчас я предлагаю пройти за столы и составить схему слова ЛУЖА

Логопед: Теперь пора отдохнуть. Жители острова предлагают нам с ними поиграть. (слайд)

Физминутка (движение под музыку) (слайд)

Задание на чтение слогов

Цель: Отработка навыка послогового чтения.

Логопед: Ребята теперь нам нужно перебраться на другой остров. Но чтобы туда попасть, надо построить мостик ,пройти по кирпичикам и прочитать слоги. (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, АЛ, УЛ, ОЛ, ЫЛ, ЭЛ). (слайд)

(Дети читают слоги и проходят по мостику)

Логопед: Под нашим мостиком протекает река «Богатых слов».

В этой реке водятся необычные рыбы. Я предлагаю вам выловить рыбу и рассмотреть ее, но сначала надо всем размять пальчики, чтобы крепко держать удочку.

Пальчиковая гимнастика.

В гости.

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики- друзья.
Друг без друга им нельзя.

Большие пальцы вверх
Кисти рук “домиком”
Поочередно называемые пальцы соединяются с большим.
Пальцы в кулак, выставив мизинец.
Кулаки стучат .
Ритмичное сжатие кисти в кулак.

Развитие графомоторных навыков.

Игра «Рыболов»

Дети по очереди вылавливают магнитной удочкой из реки рыб со словами, где буквы размыло водой. Дети проходят к столу, садятся на стульчики и вместо точек вставляют букву Л в слово, и читают каждый свое слово.

Логопед: Ребята, а что Вы сейчас печатали? (букву Л)

Логопед: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями, добрались к сокровищам. Давайте посмотрим, что спрятано в ларце. А для того чтобы открыть ларец, нам понадобится ключ.

(Дети раскрывают ларец, находят там подарки.)

Логопед: Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Пришла пора возвращаться в детский сад.

Теперь давайте скажем волшебные слова «Вокруг себя повернусь, и в детском саду окажусь»

Логопед: - Ребята, вам понравилось путешествовать? (ответы детей)

- С каким звуком и буквой мы познакомились?

- Где мы с вами побывали?

- Теперь попрощаемся с гостями и пойдем в группу.

Список использованной литературы:

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.
  2. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2000. – 48 с.
  3. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб.: ”СОЮЗ”, 2004. – 192 с.
  4. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий). Составитель Марцинкевич Г.Ф. – Волгоград. Изд. “Учитель”, 2001. – 129 с.
  5. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1999. – 245 с.
  6. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. –М.: “Гном-Пресс”, 1999. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные звуки (конспект ООД по обучению грамоте старших дошкольников)

Знакомство с понятием "гласные звуки", умение выделять гласный звук в начале, конце и середине слов,слогообразующая и смыслоразличительная роли гласных звуков...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ « Развитие звуко-буквенного анализа и овладение грамотой детей дошкольного возраста» .

Одной из главных задач подготовки ребенка к школе является развитие его речи, обучение родному языку.        В возрасте шести лет речь для детей из средства общ...

конспект коррекционного занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте старших дошкольников "В поиске букв"

Конспект занятия будет интересен педагогам ДОУ, родителям. В деятельности используются различные технологии: игровая, здоровьесберегающая, ИКТ, технология сотрудничества....

Семинар для педагогов "Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста"

Что должен знать и уметь педагог в процессе работы с детьми по подготовке к обучению грамоте....

Мастер - класс "Развитие звуко - буквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста по средствам игровых технологий"

Мастер - класс "Развитие звуко - буквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста по средствам игровых технологий"...

Дидактические карточки по обучению грамоте старших дошкольников для звуко-буквенного анализа слов.

Дидактические карточки по обучению грамоте старших дошкольников для звуко-буквенного анализа слов....

Этапы звуко-буквенного анализа. Игры и упражнения для развития звуко-буквенного анализа

Этапы звуко-буквенного анализа.Игры и упражнения для развития звуко-буквенного анализа...