Конспект итогового интеграционного занятия по подготовке к обучению грамоте
план-конспект занятия (обучение грамоте, подготовительная группа) на тему

Дмитриева Наталия Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_bukvolandiyu.docx56.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 67  Приморского  района   г.Санкт-Петербурга

Итоговое  интегрированное  занятие  по  подготовке  к  обучению  грамоте

  для детей старшего дошкольного возраста  подготовительной  группы  

на  тему: «Путешествие  в  Букволандию  страну  грамотной   речи»

                                                                            Подготовила  и  провела

Дмитриева  Наталия  Ивановна

                                                     

2013 г.

Направление:  познавательно-речевое  развитие.

Образовательная  область:  коммуникация.

Цель:   закрепить  знания  по  подготовке  к  обучению  грамоте.

Интеграция:  коммуникация,  познание,  социализация,  здоровье.

Задачи:

Образовательные:

-  Совершенствовать  фонематический  слух,  навыки  звукового,  слогового,      языкового анализа.

- Продолжать  отрабатывать  у  детей  правильную  дикцию:  закреплять  правильное  и  отчетливое  произнесение  звуков  речи.

- Совершенствовать  навык  слогового  чтения.

- Продолжать  упражнять  детей  в  классификации  предметов;  активизировать  словарь.

- Упражнять  в  умении  вычленять  часть  из  целого  и  составлять  целое  из

отдельных  частей.

- Упражнять  в  определении  родственных  и  неродственных  слов.

- Продолжать  формировать  умение  строить  предложение  и  составлять  их  графические схемы.

Развивающие:

- Развивать  интеллектуальные  способности  детей.

- Развивать  познавательные  способности  детей:  мышление,  наблюдательность,  концентрацию  внимания.

Воспитательные:

- Воспитывать  любовь  к  родному языку.

- Продолжать  формировать  умение  воспринимать  словесную  информацию,  осмысленно  отвечать  на  вопросы.

- Формировать  умение  излагать  свои  мысли  последовательно,  учиться  убеждать,  отстаивать  свою  точку  зрения.

- Воспитывать  умение  сотрудничать (учимся  слышать,  понимать,  подчиняться  правилам);  работать  в  подгруппах.

Методы  и  приемы:

- наглядный   (пособия  и  картинки);

- словесный  (совместная  речевая  деятельность);

- игровой  (физкультминутка,  сюрпризные  моменты);

- практический  (моделирование,  выполнение  заданий,  упражнений).

Словарная  работа:  закрепление  понятий:  «звук»,  «гласный»,  «согласный», «слог»,  «ударение»,  «слово»,   «родственные  слова»,  «предложение».

  Материалы  и  оборудование:

     Куклы  Буковка  и  Слыш,  письмо  королевы  Грамоты  в  большом  желтом  конверте,  украшенном  буквами,  костюм  королевы (мантия  и  корона),  импровизированный  «ковер-самолет»,   кассета  с  записями  детских  песен, волшебный  цветок  с  буквами,  проектор  для  демонстрации слайдов,  слайды:  с рисунками  деревьев  с  листочками, на которых написаны родственные слова;  предметными  картинками,  картой  города  Буквограда, правилами  поведения  во  время  разговора,  портретом  Буквоеда;  «Слоговая  гусеница»,  шкатулка,  призы: книги  сказок  из   серии  «Читаем  сами»  и  раскраски  с  видом  замка  королевы  Грамоты.

Предварительная   работа:  знакомство   с  гласными  и  согласными  звуками  и  буквами,  деление  слов  на  слоги,  звуковой  анализ  слов,   составление  графических  схем  слов,   знакомство   с ударением,  с  родственными  словами;  с  предложением,  составление  графических  схем  простых  предложений;  отгадывание  ребусов;  чтение  слогов,  коротких  слов  и  простых  предложений.  

Место  проведения:  помещение   группы  или  музыкального  зала  (зависит от  количества  детей).

Содержание  НОД:

 

  1. Организационный момент.  Сообщение  темы  занятия.

Педагог: «Дорогие ребята!   Сегодня  у   нас  много  гостей.    Давайте  поздороваемся  с  ними  без  слов  -  жестами  и  мимикой.  (Дети  приветливо  улыбаются  и  машут  руками,  приветствуя  гостей.)  Один  ребенок  читает  стихотворение  «Доброе  утро»:

 

Придумано   кем-то

Просто  и  мудро

При  встрече  здороваться:

«Доброе  утро!»   (Дети  и  воспитатель  хором.)

«Доброе  утро!»  -  солнцу  и  птицам,

«Доброе  утро!»  -  приветливым  лицам.

  Вы   упорно  трудились  и  многим  из  вас  удалось  достичь  больших  успехов  в  изучении  нашего  родного  и  любимого  русского  языка.  Я  очень этому рада.  

   Сегодня  у  нас    необычное  занятие:   с Буковкой  и  Слышем  (вашими  постоянными  помощниками)   мы  совершим  увлекательное  путешествие  в  страну  грамотной  и  красивой  речи   и,  возможно,  встретимся  с  королевой   Грамотой.  Она  прислала  вам   письмо.  Послушайте  его:

   

Здравствуйте,  дорогие  воспитанники    10-ой  группы. Я  долгое  время наблюдала  за  вами,  переживала  за  вас  и  радовалась  вашим  успехам  в  изучении  грамоты.  Вы  очень  прилежные  ребята  и  достойны  побывать  в стране  Грамотной  и  красивой  речи. В  моем  звуковом  царстве, Буквенном  государстве   случилась   беда.  Хитрый  волшебник  Буквоед    пробрался  в  Букволандию,  заколдовал  всех  жителей,  и  теперь  у  нас  царит  беспорядок.  Свое   заклинание  он  хранит  в  волшебном  цветке.  Оторвав  лепестки  цветка  и  прочитав  магическое  слово,  вы  сможете   расколдовать  жителей  моего королевства. Я  надеюсь  на  вашу  помощь, но!..  Путь  будет  долгим  и  опасным.  Ведь  вам  предстоит  пройти  Звучащу,  перебраться  через  речку  Звенящую, по буквенной  дорожке  пройти  до  Буквенного   города, отгадать  непростые  загадки,  повстречаться  со  Слоговой  гусеницей.  Если  вы  готовы  мне  помочь,  то  знайте,  что  в  конце  пути  вас  ждет  награда.  Удачи!

                                                   

                                                            Королева   Грамота.

 Ну что, ребята, согласны  вы отправиться  в долгое  и  опасное путешествие?

Дети: « Да».

Педагог. Тогда  давайте  встанем  в  круг  и   соберем  все  свои знания  и силы.

Психологический настрой:

(дети проговаривают  чистоговорку,  взявшись за руки)

                                         

                                         Мы  спокойны  всегда.

                                         Говорим всегда красиво,

                                         Четко и неторопливо,

                                         Вспоминаем обязательно,

                                         Что учили на занятиях.

 Педагог.   В  конверте,  кроме  письма  лежит  портрет  волшебника  Буквоеда  (врагов  надо  знать  «в  лицо», ведь  кто  знает,  вдруг  вы  встретите  его в  Букволандии),  карта  города  Буквограда,  (чтобы   вы  не  заблудились),  подсказки   и  задания  для  вас.  Итак,  отправляемся  в  дорогу!  А  на  чем  же мы  поедем?

Дети.  На машине,  поезде,  самолете,  велосипеде.

Педагог. Ребята,  не забывайте, что страна  волшебная,  и  транспорт,  на котором  мы  сможем  добраться,  тоже   должен  быть волшебный,  необычный, поэтому  сегодня  мы  отправимся  в  Букволандию  на  ковре - самолете.  Вот  на  таком.  (Воспитатель  показывает  импровизированный  ковер-самолет,  сделанный  из  цветного  платка  большого  размера.) Ну,  что  полетели?

Дети.  Да.

Педагог. Вместе  с нами  отправятся  Буковка  и  Слыш – ваши  друзья  и  помощники.  Давайте  возьмемся  руками  за «ковер-самолет»,  посадим  на  него  Буковку  и  Слыша.  Звучит  команда:  «Пристегните  ремни. Мы  начинаем  наш  полет  в  Букволандию. Температура   воздуха  за  бортом  --5  градусов,  в  салоне  ковра-самолета  + 20.  Закройте  глаза,  расслабьтесь  и…  представьте,  что  вы  летите  на  ковре-самолете.  (В  это  время  звучит  музыка – песня   «Где  водятся  волшебники».) 

  Вот  мы  и  прилетели,  но  выйти  из  ковра-самолета  сможет  тот,  кто  правила  красивой  речи  назовет.  Итак,  кто  скажет  мне,  как  надо  вести  себя  во  время  разговора?

 

Дети:

- Не  кричи,  не  повышай  голос, если  перед  тобой  не  глухие.

- При  разговоре  смотри  на  собеседника.

- Не  перебивай  того,  с  кем разговариваешь.

- Не  разговаривай  во  время  еды.

- Не  вмешивайся  в  чужой  разговор,  не  сказав «простите»,  «извините».

- Не  размахивай  руками,  не  держи  руки  в  карманах.

  1.  Закрепление  пройденного  материала.

 Педагог. Молодцы,  а  теперь  вам  надо  занять   место  за  столом,  для  этого  найдите  на  столе  карточку  со  своим  именем.  Все  нашли  свое  место?  Хорошо,  а  теперь  представьтесь  нашим  гостям  и  ответьте  на  мои  вопросы.  (Дети  называют  свое  имя  и  отвечают  на  разные  вопросы,  например,  сколько  гласных  букв  в  твоем  имени,  сколько  слогов,  почему  имя  написано   с  большой  буквы.)  

  Дети,  мы    прибыли  к  тому  месту, откуда  начинается  страна Грамотной  и  красивой  речи.  А  вот  и  волшебный  цветок  с  заданиями.  Сосчитайте, сколько  лепестков? (Дети  считают.) Верно,  шесть. Значит,  и  заданий  тоже  будет  шесть. Только  выполнив  задание,  можно  оторвать  лепесток  и  прочитать  букву,  а  в  конце  путешествия – слово  целиком,  расколдовать жителей  страны  и  победить  хитрого  Буквоеда.

  1. задание: 

 Надо  отгадать  загадки  о  жителях  страны  Грамотной  речи.

Один  мягкий  и  свистит

Другой  твердый  и  шипит

Третий  вовсе  запоет,

Только  кто  произнесет.    (Звук).

Черные  птички   на  белой  страничке

Молчат,  ожидают,

Кто  их  прочитает.         (Буквы).

Звук   я  к  звуку  подберу

И  его  произнесу

Если  буквы  в  ряд  сложу,

То  его  потом  прочту.     (Слово).

 

Его  можно  сказать,

А  можно  взять  и  написать,

Но  для  этого  надо  буквы  знать.

Что  это?                               (Слово).

Работа  со  словом.

Педагог.  Отрываем  первый  лепесток  от  волшебного  цветка.  Это  задание  связано  со  словами.  Мы  так  привыкли  к  словам.  Читаем,  пишем,  разговариваем,  шутим…

  Помните,  дети,  мы  с  вами  играли  в  игру  «Слово  на  ладошке»:

Я  найду  слова  везде:

 И  на  небе,   и  в  воде,

На  полу,  на  потолке,

На  носу  и  на  руке…

Удивительно,  конечно,   но  слова  оказывается  можно  найти  везде.

2  задание:

Задание-шутка.  Давайте  с  вами  проведем  один  эксперимент:  постарайтесь  найти  в  нашей  комнате  такой  предмет,  который  никак  не  называется.  Дети  не  могут  найти  такой  предмет,   и  педагог  подводит  их   к  выводу:  безымянных  предметов  и  вещей  вокруг  нас  нет.  «Всему  название  дано – и  зверю,  и  предмету.  Вещей  вокруг   полным-полно,  а  безымянных  нету».  (А. Шибаев.)  Чем  больше  человек  знает  слов, тем  легче  подбирает  нужное  слово.  Про  такого  человека  говорят: «За  словом  в  карман  не  лезет».

 Вредный  Буквоед  старательно   уничтожает   буквы,  чтобы  слов  было  меньше.   Давайте  позлим  его  немножко  и  покажем,  как  много  хороших  слов  мы  с  вами  знаем.

Давайте   поиграем  в   игру  «Какие  бывают  слова».

Дидактическая  игра-соревнование   «Какие  бывают  слова»:

Педагог  предлагает  детям  подумать,  какие  бывают  на  свете  слова (громкие,  тихие,  красивые,  легкие,  теплые, страшные, светлые  и  т. д.).

Педагог:        Есть  сладкое  слово  -  конфета,

                        Есть  быстрое  слово  -  ракета,

                        Есть  кислое  слово  -  лимон,

                        ………………………………

                        Есть  слово  лесное  -  синица,

                        Есть  слово  пушистое  -  снег,

                        Есть  слово  веселое  - смех!  

 Дети  делятся  на  команды  (за  каждым  столом  сидит  команда: 3  игрока  и  капитан). Капитаном  становится  тот,  кто  вытащит  карточку  с  буквой  «К»,  игроками, - вытащившие  карточку  с  буквой «И».

  Капитаны  по  очереди  подходят  к  волшебному  солнышку  и  отрывают  лучик  солнца   с  заданием:

Задание 1.  Назвать  «громкие»  слова  (гром,  стук,  барабан, взрыв, стук).

Задание 2.  Назвать  «красивые» слова (цветок, природа, узоры, украшения).

Задание 3.  Назвать «теплые» слова (печь, огонь, шуба) или «сладкие» - (конфеты,  сахар).

Задание 4.  Назвать  «страшные»  слова (монстр, привидение, призрак).

  Команды  совещаются,  потом  капитаны  по  очереди  называют   придуманные   слова.  Побеждает  команда,  назвавшая  большее  количество  слов.  Мы  попросим  наших  гостей  -  воспитателей  выступить  в  роли  жюри  и  подвести  итоги  игры-соревнования  и  вручить  призы.

  Следующая  игра  называется  «Назови  лишнее  слово».  Сейчас  я  вам  назову  много  разных  слов,  а  вы  мне  скажете,  какое  из  них  будет  лишним.

Игра  «Назови  лишнее  слово»:

Слова:  повар,  парикмахер,  строитель,  дворник,  ребенок,  учитель.

Вопрос:  какое  слово  лишнее  и  почему?

Дети.  Слова:   повар,  парикмахер, строитель,  дворник,  учитель  обозначают  профессии.  Слово  «ребенок»  -  это  не  профессия,  поэтому  оно  лишнее.

Педагог.   Правильно.  Ребенок  -  это  один  ребенок.  А  когда  их  много,  как  мы  их  назовем?   (Дети).

  Отрываем  второй  лепесток  с  буквой.

Физкультминутка  о  словах  «Ложка  -  это  ложка»:

Ложка -  это  ложка,

(Шагаем  на  месте.)

                                                Ложкой  суп  едят.

(Хлопаем  в  ладоши.)

                                                Кошка  -  это  кошка,

(Шагаем  на  месте.)

                                                У  кошки  семь  котят.

(Хлопаем  в  ладоши.)

                                                Тряпка  -  это  тряпка,

(Шагаем  на  месте.)

                                                Тряпкой  вытру  стол.

 (Прыжки  на  месте.)

                                               Шапка  -  это  шапка,

(Шагаем  на  месте.)

                                                Оделся  и  пошел.

(Прыжки  на  месте.)

                                                А  я  придумал  слово,

(Руки  в  стороны – на  пояс.)

                                                Смешное  слово – плим.

(Присели.)

                                                Я  повторяю  снова:

(Наклоны  туловища  влево - вправо.)

                                                 Плим,  плим,  плим!

(Присели.)

                                                 Вот  прыгает  и  скачет

(Прыжки  на  месте.)

                                                 Плим,  плим,  плим!

(Шагаем  на  месте.)

                                                 И  ничего  не  значит

 (Прыжки  на  месте.)

                                                 Плим,  плим,  плим!

(Шагаем  на  месте.)

   

3  задание:

 Ой,  что  это?  На  нашем  пути  Звучаща.  Ребята,  как  вы думаете,  почему она  так  называется?

Дети. Там  звучат  разные  звуки.

Педагог. А  какие  бывают  звуки?

Дети. Звуки от  разных предметов  и  звуки,  при  помощи  которых  

мы  разговариваем.  Они  называются  звуками  речи.

Педагог. Если  Звучаща  находится  в стране  Грамотной  и  красивой  речи, значит  там  звучат  только красивые  и  правильные  речевые  звуки  или  как  мы  их  ласково  называем  Звуковички.  Звук  или  Звуковичка, можно  проговорить  и  услышать,  но  нельзя  увидеть  и  поймать. Некоторые  из  них  можно  легко  пропеть.  Как  они  называются?  Правильно,  гласные.

Ребенок  читает  стихотворение  о  гласных.

          Гласные  тянутся  в  песенке  звонкой,

Могут  заплакать  и  закричать.

 В  темном  лесу  звать  и  аукать

    И  в  колыбельке  ребенка  качать.

А  есть еще  в нашем  языке  звуки,  при  произнесении  которых,   воздух  встречает  во  рту какую-нибудь  преграду.  Что  это  за  звуки  такие?   Правильно,  -  это  согласные звуки.  

Давайте  послушаем  стихи  о  согласных  звуках.

2-ой   ребенок  читает  стихотворение  о  согласных.

                                  А  согласные   -  согласны

                                  Шелестеть,  шептать,  свистеть.

                                  Даже  фыркать  и  скрипеть,

                                  Но  не  хочется  им  петь.

Скажите, а вы уже все  звуки  научились  произносить красиво?  Чисто  говорить  мы  учимся  при  помощи  скороговорок,  чистоговорок  и  считалок. Давайте  порадуем  Слыша – любителя    послушать  разные  звуки  речи  и  вспомним  скороговорку  «От  топота  копыт  пыль  по  полю  летит».  Попробуем  произнести  эту  скороговорку  в  форме  диалога  с  разным  выражением:  1-ый ребенок  спрашивает,  2-ой  -  отвечает  с  утвердительной  интонацией,  а теперь,  используя  «сказочную»  интонацию:

неторопливо,  загадочным  тоном,  пользуясь  жестами,  мимикой.

Молодцы,  язычки  работают отлично,  но  впереди  вас  ждет  новое  испытание.

 Перед  нами  звучаща. Что   за  слово  такое  странное  и  сложное?  Кто  знает,  что  такое   «чаща»?

Дети. Это густо посаженные деревья.

Педагог. Правильно.

Работа  с  родственными  словами

Педагог. Ой, ребята, посмотрите, я вижу чудо-деревья, которые  выросли из маленьких слов. Это дерево выросло из слова «вода», а это – из слова «лес». Вы  когда-нибудь  встречались  с  такими  чудо-деревьями?

Дети. Да, это деревья,  на  которых  растут  родственные  слова.

Педагог. А что такое  родственные  слова?

Дети. Слова  родные  друг  другу,  у них  общий  смысл.

Педагог.  Ребята, посмотрите, что-то эти деревья  выглядят больными. Наверное, на них появились листочки-слова,  не родные им? Давайте им поможем  и  полечим  деревья,  оторвав  ненужные  больные  листочки.  Разделитесь на две группы, прочтите слова на листочках и скорее найдите не подходящие, т.е.  не родственные словам «лес», «вода». Чтобы  ответить  правильно,  надо  вспомнить,  какие  слова  выросли  из  слов  «лес»  и  «вода».

Дети.

Вода –  водный,  водяной,  водопад, (завод), водолаз, наводнение,  волна.

Лес – лесной,  лесник, лесовоз, (лесенка),  лесоруб.  

Педагог. Почему, вы решили, что эти  слова  не родственные?

Дети. У них другой  смысл.

Педагог.  Ну,  молодцы.  Теперь  деревья  перестанут  болеть,  а  нам  пора отправляться  дальше.  Отрываем  от  цветка  третий  лепесток  и  в  путь.

4  задание:

     Перед  нами  река Звенящая. Здесь  записка!

   

   Река Звенящая вас ждет,

   Но не пройти ее вам вброд.

   Из  букв  сложите  мостик

   И  поспешите  в  гости.

                                              (Королева  Грамота)

Ребята,  буквы  так  испугались,  что  попрятались  кто  куда:  за  забор,  в  дом.  Найдите  их   и  подумайте, как  их  можно  сложить, чтобы  получился  хороший    прочный  мост?  (Дети  выполняют  индивидуальное  задание  на  листочках.)

  Надо  сложить  слово «мост».  (Дети  складывают  слово  « мост»  и  как  бы  проходят  по  нему.  Отрывают  четвертый  лепесток  от  цветка.)

Закрепление  навыков  звукового  анализа.

Педагог.

   Вы  загадки  разгадали,

   Очень  быстро  пробежали.

   Но смотрите, впереди

   Очень мощные замки!

5  задание:

   Ребята, что же делать, как  нам  пробраться  в  город,  как  открыть  замок? Здесь снова записка: «Ключ  к замку ты подбери,  в  город  поскорей  войди!»

Чтобы  открыть  первый  надо  правильно  поставить  ударение  в  слове  «замок».  

  Дети  объясняют  постановку  ударения  и  ставят  ударение  на  картинке с  изображением  замка  в  слове  «замок».

  Давайте  немного  отдохнем  и  сделаем  пальчиковую  гимнастику  под  названием    ЗАМОК.

На  двери  висит  замок.

Кто  его  открыть  бы  смог?

(Быстрое  соединение  пальцев  в  замок.)

Потянули…

(Пальцы  сцеплены  в  замок,  дети  тянут  руки  в  разные  стороны.)

Покрутили…

(Выполняются  волнообразные  движения  кистями  рук.)

Постучали…

(Пальцы  сцеплены  в  замок.  Дети  стучат  ладошками  друг  о  дружку.)

И  открыли!

(Пальцы  расцепились.)

Закрепление  навыков  звукового  анализа.

 Чтобы  открыть  второй  замок,  надо  назвать  общий  звук  в  словах  на  картинке.  ( Предлагается  несколько  картинок   ключей  с  буквами.  Надо  выбрать  ключ  с  буквой  «Ж»).Что  же  это  за  звук  Ж? С помощью  сигнальных  карточек   дайте  характеристику  звука.

Дети  отвечают:  «Согласный, в  слове  ЖУК – твердый и  показывают  синюю  квадратную  карточку,  звонкий – показывают  желтую  карточку  со  звонком,  шипящий - показывают  белую   карточку  со  змеей».

   Дети,  выполнив  задание,  отрывают  пятый  лепесток  с  буквой  от  волшебного  цветка.

Педагог.  Молодцы!  Вот  и  город   под  названием  Буквоград.

Закрепление  навыков  слогового  анализа.

 У  входа  в  город  нас  встречает  гусеница  и  гусеница  необычная.

 

 (Девочка  в  маске  гусеницы  читает  стихотворение):

 

   Я - гусеница не  простая,

   Гусеница слоговая.

   Слоги  могут

   В слова превращаться,

   Если  с  ними

   Уметь обращаться.

   Пропущу  я  тех  вперед,

   Кто слова  во мне найдет.

6  задание:

  Для  того, чтобы  выполнить  следующее  задание,  надо  знать  буквы.         Следы,  которые  оставляют  Звуковички    или  Звуки,  касаясь  ножками  бумаги,  называются  буквами.  Буквы  мы  можем  увидеть,  написать и …

правильно,  -   прочитать.

  Посмотрите,  как  оживилась  Буковка – ваша    помощница  и  советчица:  она  очень  любит  такие  задания.  

  Перед  вами  слоговая  гусеница  с  написанным  на  ней  словом.

Вредный  Буквоед   переставил   местами  слоги,  и  спрятал  окончание  слова,  чтобы слово  невозможно  было понять и  прочитать.  Помогите  сказочной  гусенице: поставьте  слоги  на  место,  найдите  хвост  и  прочитайте  слово.  (Слово  «гусеница»). Молодцы! А  теперь  скажите,  это  длинное  слово  или  короткое? Как  его  можно  измерить? Может  быть  линейкой?

 

Ребенок:  

Измерить длинное  слово?

Да  это  проще  простого!

Сколько  слогов  в  нем  надо  узнать –

Хлопать  в  ладоши  пора  начинать!

Педагог. Давайте  попробуем. Замечательно. А сколько  в  этом  слове  гласных  букв?  А  можно,  зная  количество гласных,  определить   сколько  в  слове  слогов?  Правильно,  можно.  Сосчитайте  слоги. Получилось?  Верно,  4  слога.  Вы  все  сделали  правильно,  но  это  не  всё.  Слушайте  ещё  одно  задание:  перед  вами  предметные  картинки. Вы  берете  по  очереди  по  одной  картинке  каждый,  проговариваете  слово  по  слогам.  Отхлопывая

слоги,  определяете  количество  слогов  в  слове и  кладёте  картинку в  кармашек  гусеницы.  Порядок  складывания  картинок  такой:

  в  первом  кармане  -  карточки  с  одним  слогом,  во  втором  -  из  двух слогов,  в третьем, -  из  трёх,  в  четвёртом  -  из  четырёх.  Надо  постараться

не  ошибиться:  слоговая  гусеница  пропустит  только  тех,  кто  всё  сделает  правильно.

(Дети  выполняют  задание  и  отрывают  от  цветка  последний  лепесток.)

Итог   занятия:

Педагог.  Ребята,    мы  выполнили  все  задания,  собрали  все  лепестки  волшебного  цветка. Давайте  прочитаем  слово и  наведем  порядок  в  стране  грамотной  речи:  расколдуем  ее  обитателей.

Дети.  АЗБУКА.

Педагог.  Перед  вами  на  столе  лежат  карточки  с  тремя  схемами  слов.  Вам  надо  найти    звуковую  схему   слова   АЗБУКА.

Дети.  Вторая  схема  -  звуковая  схема  слова  АЗБУКА.

 Педагог.  Правильно,  -  это  схема  под  номером  2.

Теперь  давайте   отдохнем  и  послушаем  стихотворение  С.Я. Маршака  об  азбуке.  Звучит  фонограмма – песня  «Песенка-азбука»  С. Я. Маршака.

Дети:

                                         Ты  эти  буквы  заучи.

                                         Их  три  десятка  с  лишком,

                                        А  для  тебя  они  -  ключи

                                        Ко  всем  хорошим  книжкам.

В  дорогу  взять  не  позабудь

                                        Ключей  волшебных  связку.

            В  любой  рассказ  найдёшь  ты  путь,

                                        Войдёшь  в  любую  сказку.

  Прочтёшь  ты  книги  о  зверях,

                                        Растеньях  и  машинах.

                                        Ты  побываешь  на  морях

                                        И  на  седых  вершинах.

                                       Тебе  чудесные  края

Откроет  путь  от  «А» до «Я». 

Педагог.   Вот,  наконец,  мы  дошли  до  города  букв – Буквограда,  в  котором   находится   дворец   королевы  Грамоты.  Перед  вами   план  города,  и  вам  предстоит  дойти  до места,  где  стоит   королевский   замок.  Мы  будем   двигаться  по  карте  и  начнем  поиски  с  первой  буквы  алфавита.  Как  она  называется?  Правильно,  «А».  Идем  дальше  сверху  вниз, читая  все  буквы,  проживающие  в  районе  гласных.

Дальше  по  улице  Парной.  Кстати,  а  как  вы  думаете,  почему  она  так  названа?  Конечно,   на  этой  улице  живут  парные  согласные.  Назовите  их.   И  вот,  наконец,   мы  у  королевского  замка.  Вы  справились  со  всеми  заданиями,  победили   вредного  Буквоеда.  А  сейчас  Вас  ждет  сюрприз.  Закройте  глаза  и  повторяйте  за  мной:

     

   

Глаза  закрываем,  немного  помечтаем.

Тихонько   вздыхаем   и…  в  замок  попадаем.

Воспитатель  в  это  время  надевает  накидку  и  корону  и  превращается  в  королеву  Грамоту:

 «Я  очень  рада, что вы здесь,  вредный  Буквоед  побежден   и  хочу   наградить   вас  за   труд».

  Вносится шкатулка с надписью  «Если  ребус  разгадаешь,  что лежит  там, ты  узнаешь». Слово,  которое  надо  расшифровать – «КНИГА».  Дети  отгадывают, и  педагог  достает  из  шкатулки  книжки  из  серии  «Читаем  сами».

Королева  Грамота:

 

И девчонки  и мальчишки

    Могут  все узнать из книжки

                                            И такой  подарок,  дети,

                                            Интересней  всех на свете!

  Эти  книги  -  подарок  за  ваше  старание,  трудолюбие  и  умение  дружить!

Кроме  книги,  которую   вы  сможете  прочитать  сами,  я  хочу  подарить  вам  на  память  о  путешествии  в  Букволандию  раскраску  с  видом  моего  королевского  замка.

 

   Педагог.  Вот  и  закончилось  наше  увлекательное  путешествие  в  страну грамотной   и  правильной  речи.  Вам  грустно  покидать  эту  страну  и  ее  обитателей?  Знайте,  что  мы  еще  не  раз   побываем  там.

(Звучит  песня  «Где  водятся  волшебники».)  До  новых  встреч  в  стране  Грамотной  речи,  друзья!

___________________

Использованная    литература:

     1.  Быкова  И.А.  Обучение  детей  грамоте  в  игровой  форме. –

СПб.: «Детство-Пресс»,  2006.

2.  Ельцова  О.М.  Риторика  для  дошкольников. – СПб.: «Детство-Пресс»,  2009.

3.  Занятия  по  обучению  грамоте  в  ДОУ. Авт.-сост. Кулешова Л.А. – Воронеж:  ТЦ  «Учитель»,  2005.

4.  Мамаева  В.В.  Как  помочь  ребенку  научиться  читать. – СПб.: «Речь»,  2006.

5.  Маханева  М.Д.  Подготовка  к  обучению  грамоте  детей  4 – 5 лет. –М.:  ТЦ  «Сфера»,  2007.

6.  Обучение   грамоте  детей  дошкольного  возраста.  Авт.-сост. Марцинкевич   Г.Ф. – Волгоград.:  «Учитель»,  2002.

7.  Ракитина  В.А.,  Рыжанкова  Е.Н.  Повышаем  грамотность  детей  с  помощью  ребусов. – СПб.: «Детство-Пресс»,  2007.

8.  Савина  Л. П.  Пальчиковая  гимнастика  для  развития  речи  дошкольников. – М.:  ООО «Фирма  «Издательства  АСТ»,  1999.

9.  Швайко  Г.С.  Игры  и  игровые  упражнения  по  развитию  речи. – М.:  «Айрис-пресс»,  2008.

10. Шумаева  Д.Г.  Как  хорошо  уметь  читать!..  Обучение  дошкольников  чтению.  – СПб.: «Детство-Пресс»,  2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"По сказочным дорожкам" - конспект итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе с элементами театрализации по ФГОС ДО

конспект занятия в подготовительной к школе группе, в котором представлена современная модель проведения занятия с дошкольниками по обучению грамоте с использованием элементов театрализации. Через ска...

«Весна. Перелетные птицы.» Конспект подгруппового итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе

Предаставлено итоговое подгрупповое логопедическое занятие по подготовке к обучению грамте в старшей группе.На занятии используются разнообразние игры и упражнения по лексике, грамматике, фонетике, гр...

Конспект итоговой образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе «Полянка знаний»

Конспект итоговой образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе...

Конспект итогового интегрированного занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие по аллее Знаний» в подготовительной «А» группе

Конспект итогового интегрированного занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие по аллее Знаний» в подготовительной  «А» группеВоспитатель МАДОУ «Малиновск...

Конспект итогового интегрированного занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие по аллее Знаний» в подготовительной «А» группе

Конспект итогового интегрированного занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие по аллее Знаний» в подготовительной  «А» группе Цель: Обобщить знания детей ...