Статья "Художественное слово"
методическая разработка по обучению грамоте по теме

Белоусова Ирина Вячеславовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khudozhestvennoe_slovo.docx32.87 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Художественное слово

в изобразительной деятельности детей.

Мощным средством воспитания является искусство. В эстетике дается следующее определение понятию «искусство» - это вид художественного освоения действительности общественным человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и себя по законам красоты. Искусство – важнейшее средство не только эстетического воспитания человека, но и универсальное средство, способствующее формированию всесторонне, гармонично развитой личности. (В.Б. Косминская). Оно многообразно и включает в себя:

1) изобразительное искусство  - группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, скульптура и декоративно – прикладное  искусство;

2) Литература - вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово. Воспитательная функция литературы осуществляется– силой воздействия художественного образа.

3) Музыка вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Жанрами являются песня, хорал, танец, симфония и др.

4) Театр - вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом. Он является синтезом этих видов искусств. Все это используется в работе с детьми. Но нас интересует декоративно-прикладное искусство и литература.

Обратимся к истории. Термин «художественное слово» активно использовался применительно к дошкольной педагогике в работах Е.А. Флериной, О.И. Соловьевой, Н.С. Карпинской и др. Как показал анализ, все эти работы относятся к первой половине 20 века. В учебниках и методической литературе закрепилось это название. Для нас существенное значение имеют исследования Е.А. Флериной, раскрывающие ее позиции в понимании детского творчества, путей и программно-методических средств его развития, а так же роли, принципов, содержания и методов использования живого слова в дошкольном учреждении. Рассматривая художественное слово как средство эстетического воспитания и развития творческих способностей детей, она определила требования к содержанию и форме художественного слова, принципы, методы и приемы работы с ним, с учетом особенностей восприятия детьми литературных произведений. Мы разделяем точку зрения Н.П. Сакулиной  Н.С.Карпинской и О.А. Вепревой, что дети, слушая стихи, рассказы, сказки, воспринимают не просто текст и составляющие его отдельные слова и предложения; в процессе слушания у них возникают ассоциации с явлениями действительности, которые они воспринимают в жизни. На сегодняшний день понятие «художественное слово» используется достаточно широко.  Однако в разные исторические эпохи каждый из авторов изучал какой-то отдельный аспект. В работах Л.В. Компанцевой рассматривается влияние поэтического произведения на развитие детского изобразительного творчества. Поэтому  она использует термин не «художественное слово», а поэтический образ. Ритм, рифма, звуковая инструментовка стиха повышает эстетическое воздействие на детей поэтических произведений по сравнению с прозой. Детям уже с пяти лет доступно восприятие некоторых средств художественной выразительности, присущих поэтическим произведениям (сравнений, эпитетов, метафор).

Т.А. Котлякова занималась фольклорными жанрами. Она доказала, что  развитие интереса и систематическое ознакомление старших дошкольников с образами малых жанров фольклора побуждает детей к созданию собственных выразительных образов в рисовании. В исследованиях Г.А. Савостиной говорится о взаимосвязи детской художественной литературы и изобразительной деятельности. Это способствует более глубокому эмоциональному переживанию образов литературного произведения и последующей их передаче в изобразительной деятельности, эмоциональному восприятию гармонии художественной речи произведения, овладению умениями передавать изобразительными средствами образы литературы (красоту природных явлений, характерные особенности героев и др.). Е.А. Синева рассматривала влияние сказок на детское изобразительное творчество.

Если посмотреть методическую литературу, то мы увидим, что слово рассматривается как важное методическое средство. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора. Необходимо умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Таким образом, исследования показали, что  литература является необходимым средством эстетического воспитания, она изучена в разной степени. Авторы говорили о влиянии на разные виды изобразительной деятельности, но никто целостно это не изучал. Нам интересно посмотреть, какие возможности есть у литературы, можно ли ее использовать, для того, чтобы ввести детей в мир декоративно-прикладного искусства. Поэтому мы вводим понятие «художественное слово», под которым будем понимать все многообразие литературно представленных жанров и речь педагога, то слово, которое он использует на занятии.

Художественное слово можно условно разделить на три большие группы: 1. Взрослая литература - авторские, высокохудожественные литературные произведения, где создано описание образа того или иного промысла, понятного только взрослому человеку. Эти произведения позволяют человеку узнать и полюбить промысел. Вызывает желание поделиться  своими впечатлениями и знаниями с детьми. Например стихи В. Набокова «Хохлома»

Птицы и петли, круженья, разводы
Листья и стебли, колосья и злаки,
Редкие, мудрые формы природы
Сердце влюбленного тайные знаки.
Это придумали русские люди
Те, что молились пенькам и березе.
На деревянном языческом блюде
Травы, цветы, легендарные розы.
Как я люблю хохломское искусство!
Ложки и те у меня хохломские
К ним у меня постоянное чувство,
С детства они мне родные, родные.
Я разложу их, и гости довольны
И никаких замечаний и жалоб.
Слышно одно в разговоре застольном:
Щец бы горячих, борща не мешало.
Кисть хохломская! – Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни.
Ты, как душа у народа красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!

Опираясь на психофизические особенности восприятия дошкольников которые систематизированы  в книге В.И. Логиновой, Л.Б Береговой, Л.М. Гурович «Ребенок и книга» где говорится, что восприятие литературного текста представляет собой сложный психический процесс, характеризующийся активностью интеллектуально-познавательной, образной и эмоциональной сферой личности, можно сделать вывод что эти стихи не понятны, и не близки детям. Умение воспринимать и понимать литературное произведение складывается:

а) Из умения представить, вообразить словесные картины.

б) Из познавательной деятельности, в результате которой человек осознает воспринятое, проникает в смысл произведения, его идею.

в) Из эмоционального отклика на художественное слово.

2. Вторую группу составляют детская литература -  произведения, написанные специально для детей, где также создано описание образа.  Это стихи А. Барто, Е.Благининой, С. Маршака.  Но таких стихов о декоративно-прикладном искусстве очень мало.  В них описывают разные предметы, которые могут  быть украшены той или иной росписью.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Грибешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости

А. Барто

Я надела поясок,

Подвязала туесок,

Побежала по малину

Через луг, через лесок.

Е. Благинина

3. Третья группа дидактические, специально созданные произведения для решения задач обучения. Их сочиняют педагоги, родители. Их можно найти на страницах журналов, в методических пособиях, рекомендациях, в опыте работ практикующих педагогов и т.д. В этих произведениях текст адаптирован к восприятию детей дошкольников, создан художественный образ, который мы используем для решения следующих задач:

а) Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.

Посмотрите, вот ларец:

Эта роспись – городец.

Черный ворон – конь лихой,

Зоркоглазый он, шальной.

б) Формирование обобщенных знаний и умений:

- умение различать стили наиболее известных видов декоративной         живописи (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов);

- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции;

-знакомство с этапами росписи.

Грузные птицы на досках сидят,

Чаши надели цветочный наряд.

Смотрит на нас черный конь с туеска.

Мастера быстро выводит рука

Где-то розаны, а где-то бутон,

Утварь готовит на ярмарку он.

в) Умение создавать выразительные узоры; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

Коль цветы стоят в порядке –

То зовем мы их гирляндой.

А в каком порядке ставим

Разберем сейчас мы с вами.

В центре нам большой розан

Свои краски показал.

По бокам розаны тоже,

Но они чуть-чуть моложе.


В дошкольной педагогике художественное слово используется  как средство воспитания, обучения, развития и как метод – способ использования для решения конкретных задач

Художественное слово как средство используется в образовательном процессе в качестве носителя учебной информации и инструмента деятельности педагога и детей для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Средства обучения являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты – цели, содержание, формы, методы. Художественное слово помогает возбудить и поддержать познавательные интересы детей, делают материал более доступным.

Например, показывая изделия городецкой, можно прочесть стихотворение:

С давних пор на прялках роспись

Городецких мастеров

Чудо кони, чудо птицы

Россыпь сказочных цветов

Чаепития, гулянье

Свадьба или сватовство

Тут военные ботальи

Или снова торжество

Зесь стихотворение будет являться средством. Но чтобы реализовать эти возможности, его нужно включить в работу, и тогда художественное слово становится методом – способом  использования для решения конкретных задач. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и ребенка по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащегося. (И.П. Подласый)

Анализ педагогической литературы ( П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый) показал, что использование художественного слова является словесным методом (источником знаний является устное или печатное слово). Это живое слово, яркое, занимательное, эмоциональное изложение знаний. При помощи художественного слова осуществляется образное изложение фактов, интересных событий и т д. Художественное слово активизирует восприятие, познавательную активность, формирует представления, развивает интересы, любознательность, воображение и мышление. Таким образом, чтобы извлечь эти скрытые возможности художественного слова, надо создать определенные условия. Эти условия мы раскроем в третьем параграфе.

1.3. Возможность использования художественного слова

в ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством

Анализ работ В.Б. Косминской показал, что художественный образ, воплощенный в слове (стихотворения, рассказ, загадка и т.д.), обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других.

Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения. С этой целью художественное слово может быть использовано при изображении предметов после их восприятия. Художественный литературный образ вызывает работу не только воспроизводящего воображения, но и творческого. Даже если словесный образ очень конкретен и ярок, ребенку надо многое додумать и представить: обстановку, расположение, детали и многое другое. В художественном слове так же присутствует и выразительная сторона, это раскрывается в работах Б Мейлаха, Н.А. Дмитриевой, Н.С. Карпинской. Анализ статьи Н.П. Сакулиной  Л.В. Компанцевой позволил выявить сходство в том, что художественное произведение может быть использовано с целью развития выразительности изображения при условии целенаправленного систематического руководства со стороны воспитателя. Содержание художественного слова будет определять и содержание детского рисунка. Кроме того, образы произведения оказывают влияние на выразительность детского рисунка двумя сторонами: изобразительной и выразительной. Мы разделяем точку зрения Л.В. Компанцевой,  М.М. Кониной которые утверждали, что каждая из этих сторон будет по-своему влиять на детский рисунок. Изобразительная сторона окажет влияние на разнообразие содержания детского рисунка, т.к. она отражает различные образы в конкретных ситуациях. Чем больше изобразительных моментов в произведении, тем разнообразнее будут детские рисунки, тем больше возможностей для проявления индивидуальности в творчестве детей. Кроме того, изобразительная сторона художественного произведения окажет влияние на передачу в рисунке индивидуальных качеств предмета (цвет, форма), на разнообразие композиции. Она будет способствовать также выработке у детей умений создавать характерный образ в рисунке.

Выразительная сторона художественного слова углубит проявления в детском рисунке переживаний, чувств, будет способствовать передаче в нем настроения ребенка посильными для него средствами (цветом, размерами, прорисовкой отдельных деталей). Выразительность художественного образа поможет ребенку осознать и передать в рисунке свои чувства. Необходимо научить ребенка понимать и воспринимать эти две стороны в их единстве.

Мы разделяем точку зрения Р. Г. Казаковой, что ознакомление с промыслом начинается не с рисования, а с рассматривания изделий декоративно-прикладного искусства, бесед об этих изделиях и т д.  Поэтому в современных условиях, когда воспитатели отказываются от занятий, эту часть можно провести в свободной деятельности. Анализ литературы показал, что ознакомление  детей с декоративно-прикладным искусством можно проводить во взаимосвязи всех видов декоративно - художественной деятельности (рисования, лепки, аппликации) (Т.Г. Григорьева, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова , А.А. Грибовская  и др). Эти занятия рассматриваются как элементы общей системы воспитания, направленный на развитие личности средствами народного прикладного искусства. И.Я. Богуславска,  Т.Я. Шпикалова,  О.А. Скоролупова , А.А. Артемьева и др. считают, что наряду с наглядными методами обучения нужно использовать и словесные методы, одним из которых является художественное слово. Оно вызывает интерес к теме, помогает привлечь внимание детей к промыслу, создает эмоциональный настрой, оживляет образ. Литературные образы широко используются в содержании занятий декоративного характера. К сожалению чаще всего для создания эмоционального настроя и  проявления интереса.  Для решения других задач (ознакомление с элементами узора, освоение колорита, композиции, понимание детьми характерных особенностей изделия и т.д.) как  правило, художественное слово не используют. Вторым видом работы, по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством, может быть организация уголков русской избы, полочек красоты,   и т.д. (Н.С. Смирнова, Т.Г. Григорьева, О.А. Соломенникова и др.). Однако никто из авторов не говорит, как при этом можно использовать художественное слово. Чтение стихов о народных промыслах не может ограничиваться занятиями. Это можно делать и во время игр (например, магазин игрушек), во время прогулки, когда дети рассматривают цветы и т.д. По мнению М.М. Кониной, формы деятельности, в которую включается художественное слово, определяются творчеством педагога. Мы разделяем ее точку зрения, что при использовании литературных произведений вне занятий решаются такие задачи как воспитание положительного эстетического отношения к произведению, умения чувствовать образный язык стихов, воспитание художественного вкуса. Чтение вне занятий дает возможность повторной встречи с художественным словом. Только систематическим повторением художественных произведений можно воспитать любовь к стихам, рассказам, сказкам. Повторение предупреждает забывание. Таким образом мы  считаем, что необходимо включать художественное слово как на занятия так и в досуг детей. На сегодняшний день знакомство с декоративно-прикладным искусством рекомендуется во всех программах воспитания в детском саду. В них перечислены промыслы, с которыми нужно знакомить детей. Как правило, они традиционны. (Дымковская, филимоновская игрушки,  хохлома, городец, гжель) это не более двух – трех промыслов для каждого возраста. Так в программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М А. Васильевой рекомендует знакомить детей старшего дошкольного возраста с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов; с росписью Полхов-Майдана, гжельской росписью и ее характерными элементами. Эти промыслы по мнению авторов (М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова) рекомендованы так как они являются наиболее доступными и понятными для этой возрастной категории.

Однако авторы программы «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.) рекомендуют для знакомства с промыслами в старшем дошкольном возрасте более широкий список промыслов. Сюда входят промыслы не только русского декоративно-прикладного искусства, но и искусства Украины, Белоруссии, Латвии, Татарстана и др. Сравнительный анализ программ «Воспитания и обучения в детском саду» и «Детство» показал, что в  задачах по ознакомлению с народно-прикладным искусством так же имеются отличия. В программе «Воспитание и обучение в детском саду» в разделе «Художественно-эстетическое воспитание» задачи  больше направленные на развитие изобразительной деятельности - научить его приемам росписи, т.е. дать детям практические навыки в изобразительной деятельности. В задачах не говорится о том что детей надо знакомить с историей промысла, с технологией изготовления. Мы же считаем это обязательным условием ознакомления дошкольников с народными промыслами. В программе «Детство» задачи по декоративно-прикладному искусству направлены на приобщение ребенка к миру искусства. При успешной реализации программы «Детство» у детей,  в виду более широкого спектра задач, сформируются постоянный и устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, потребность общаться с прекрасным. Ребенок сможет соотносить образы изобразительного искусства с образами других искусств, сопоставлять и находить в них внутреннее созвучие, сходство и различие по настроению, состоянию и др. А одним из средств реализации задач может послужить использование педагогами художественного слова.

Мы полагаем, что ознакомление с художественным словом может стать средством ознакомления детей с народными промыслами при условии:

 - соблюдения принципов отбора литературного материала предполагающих  наличие  в поэтическом произведении изобразительных моментов, а так же выразительной стороны;  

- включении литературного материала как на занятия, так и в досуговую деятельность;  

- отбора стихотворного материала, через который  можно решать разные педагогические задачи (вызвать интерес детей к промыслу, познакомить с историей и технологией изготовления, помочь увидеть средства выразительности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

Авторская дидактическая игра «Подбери букву, прочитай слово, подбери схему к слову , составь звуковую схему слова»

Цели : Развитие у детей фонематического слуха (определение первого звука в слове), знакомство с буквами, чтение,  подбор схемы слова, составление звуковой схемы слова, воспитание  усидч...

Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов. Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами.

Материал содержит конспект занятия Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов.  Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами. Может применят...

Конспект НОД "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"

Конспект НОД в старшей логопедической группе. Закрепление пройденного материала по теме "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"...

Картинный материал к игре И.Л.Лебедевой «Слова-«однофамильцы» (из кн. "Трудный звук..."). Цель игры • Автоматизация поставленных звуков. • Расширение и уточнение словаря за счёт слов-омонимов и многозначных слов. • Развитие грамматических категорий.

Описание игрыКартинки к словам-омонимам и многозначным словам поровну делятся между всеми игроками. Ведущий говорит, например:Ну-ка, «шляпка», отзовись,На картинках покажись!Игроки, у кото...