конспект по обучению грамоте. моя авторская разработка.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Тягнирядно Наталья Олеговна

знакомство со звуком и словом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе. Тема: Звук и слово.

Подготовила и провела

Учитель-логопед

Тягнирядно Н.О.


Материал:

Предметные картинки (обитатели леса, фрукты, цветы); сюжетные картинки «Сад»,«Лес»; Звуковые замки красного, синего и зеленого цвета; кружочки - символы звуков; кукла.

Ход занятия

1.Оргмомент

Дети, сейчас мы поиграем.

Проводится игра «Лягушки» на развитие речевого слуха.

- Встаньте в круг. Скажем вместе:

Вот лягушки на дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Увидали комара,

Закричали: <<Ква-ква-ква! >>

Детu изображают танцующих лягушек.

- Оля, встань в круг, закрой глаза и узнай, кто подает голосок.

Психогимнастика.

Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали комарика, довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать? (Я бережно посажу на травку).Покажите, как вы будете держать лягушку в ладошке и посадите на травку.

2. Закрепление понятия «звук»

Выставляется несколько панно: Звуковые замки - кpacнoгo, cинeгo и зеленого цветов. В окошках замков кружочки такого же цвета. Вносится кукла.

- К нам на занятие пришла Машенька. Она рассказала мне такую историю.

Однажды добрая волшебница пригласила Машеньку в сказочный звуковой город. В этом городе она увидела такие красивые замки. Какого они цвета? Этот замок... (красный), этот замок... (сuнuй), а этот (зеленый). В окошках замков Машенька увидела кружочки. Захотелось ей потрогать их. Подошла она к Красному замку, прикоснулась к первому

кружочку, и он зазвучал: «А-а-а». Прикоснулась к другому кружочку и услышала: «У-у-у». А третий кружочек подал голосок: <<И-и-и>>.Четвертый запел: <<О-о-о>>. Подошла Машенька к Синему замку. Из его окошек донеслись другие песенки: <Д-д-д, ш-ш-ш, ж-ж-ж, б-б-б>>. В Зеленом замке песенки звучали нежнее: <<Л-л-л, м-м-м>>. Я вместе с

Машенькой нажимаю на кружочки, и звучат разные песенки: <<О-о-о, у-у-у, а-а-а». Споем их вместе. Думает Машенька: <<Какие интересные кружочки, на них нажимаешь и слышишь разные звуки». Вы догадываетесь, что мы будем обозначать такими кружочками? (Звуки)

Этими кружочками мы будем обозначать речевые звуки. Одинаково ли звучат песенки в разных замках? (По-разному). Звуки бывают разные, одни из них произносим губами, другие - языком (р-р-р), а некоторые звуки поются (а-а-а, у-у-у).

3. Ознакомление с понятием «слово»

Волшебница пригласила Машеньку в свой сад.

Высmавляется картинка  «Caд»

- Что увидела Машенька в саду? (деревья, груши, яблоки, цветы). Какие цветы растут в саду? (Маки, розы, тюльпаны).

- Вы назвали много предметов. Вы произносили слова.

Всему название дано -

И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

а безымянных нету!

И все, что только видит глаз -

Над нами и под нами

И все, что в памяти у нас, означено словами.

А. Шибаев

Волшебница приглашает Машеньку и нас в лес. Кого мы увидели в лесу?(Лису, белку, ежа), Что вы увидели в лесу? (Ели, грибы, ягоды). Вы сказали много...(слов). Машенька спрашивает: почему звучат слова? (Потому, что в ниx есть звуки), Слова состоят из звуков.

Произношение слов с утрированным выделением кaждoгo звука.

- Сложите руки «чашечкой», «соберите» звуки. Я скажу слова медленно тихо, а вы - громко и быстро: Мммааалллииинна, лллииссаа. (Малина, лиса).

Выставляется картина <<Мак>>, а под ней - три кружочка..

Послушайте, как «оживают» кружочки, они превращаются в звуки м, а, к, звуки можно «разбросать». «Бросим» влево звук м, перед собой - звук а, вправо - звук к. опять соберем их - м, а, к. Получилось слово. .. (мак). Все слова состоят из звуков.

4. Физминутка

- Дети, сейчас мы поиграем. Я назову слово - название животного, а вы изобразите его движением, мимикой, жестами. (3айка, волк, лиса, медведь).

- А сейчас изобразите деревья с листочками, которые качает ветерок. Дует легкий ветерок, листочки едва шевелятся. Сильный ветер качает деревья.

Осенние листочки на веточках сидят,

осенние листочки детям говорят:

осиновый : <<А-а-а>>. Рябиновый: <<И-и-и>>

Березовый:<<О-о-о>>.Дубовый:<<У-у-у>.

5. Дифференциация понятий «звук-слово»

- Присядем на лесной полянке. Попрощаемся с листочками до будущей весны и вместе с ними скажем: «А-о-у-и». Машенька спрашивает: что вы сейчас произносили, слова или звуки? д сейчас скажите по два слова. Я положу ваши красивые слова в этот красивый сундучок. Дети называют

слова, логопед кладет полосочки в сундучок.

6.Усвоение понятий «живой-неживой».Понимание вопросов

«Кто это?», «Что это?»

Выставляется кукла Mашa.

- Дети, чем отличается кукла Маша от наших девочек? (...) Нина, кто ты? Миша кто ты? Все вы. …(дети). Вы, я мамы, папы, дяди, тети, бабушки, дедушки - все мы живые люди.

Выставляются картинки с изображением животных.

Это - живые существа. Если мы не знаем названия животного, тогда спрашиваем: «Kтo это?». Что общего у всех живых существ? (Отв. детей).У всех животных есть органы. Они могут передвигаться, слышать, дышать, видеть, чувствовать холод и тепло. Посмотрите, сколько вoкpуг нас предметов. Они стоят, сами не двигаются, у них нет ни глаз, ни ушей. Это - неживые предметы. Об этих предметах мы спрашиваем «Что это?».Выставляются картинки с изображениями живых и неживых предметов, дети задают к ним вопросы.

7. Закрепление названий частей тела

Человек - самое умное живое существо на планете Земля. Как вы думаете, почему человек самый умный? Что общего между человеком и птицей? Назовите органы, расположенные на голове. (Глаза, уши, нос, рот). Покажите части головы: затылок, подбородок, лоб, щеки, брови.

8. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в Букварию". "

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе дифферннциация звуков "Ш-Ж" по теме: "Путешествие в Букварию"....

конспект НОД обучение грамоте "Космическое путешествие"

Итоговое занятие по обучению грамоте подготовительная группа.Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов.Закрепить представление о том, что речь состоит из предложений....

Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"

НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы"  и буквой "Ы"....

Конспект группового занятия предствляет собой авторскую разработка с использованием сюжетных линий.

Конспект группового занятия предствляет собой авторскую разработка с использованием сюжетных линий....

Методическая разработка. Конспект по обучению грамоте.Занимательная азбука. «Знакомство со звуком и буквой К»

Цели: Цель: познакомить со звуком и буквой К и научить детей правильно произносить детей звук К.Задачи:·         познакомить со звуком и буквой К·...