Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Путешествие с Речецветиком"
план-конспект занятия (обучение грамоте, подготовительная группа) по теме

Попова Ирина Геннадьевна

Конспект занятия по знакомству с буквой  Ч и звуком [ Ч ]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Звук и буква Ч349.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие с Речецветиком»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

КОРРЕКЦИОННЫЕ:

- развивать слуховую, зрительную и тактильную память;

- развивать мелкую и общую моторику;

- продолжать работу над автоматизацией правильного произношения звуков;

- развивать логическое и ассоциативное мышление;

- активизировать внимание, учить анализировать и синтезировать

      ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

            -закрепить правильное произнесение звука [Ч];

      -совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать  

       фонематические представления;

           -упражнять детей  в словообразовании;

           -продолжать учить детей связному, последовательному, эмоциональному составлению    

            описательных рассказов по схемам;

- развивать речетворчество, умение моделировать;

- упражнять в умении четко произносить скороговорки и стихи в разном темпе и с разной силой в голосе;

- продолжать учить грамматически правильно строить свою речь;

- расширять и обогащать словарный запас, активизировать лексику;

            -закреплять умение производить самостоятельно звуко-слоговой анализ и синтез слов,

              составлять схему предложения

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- формировать навыки общения и навыки речевого и поведенческого этикета;

- воспитывать чувство единства человека и природы;

- развивать способность радоваться, получать удовольствие от результата своей работы;

- развивать усидчивость

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Поздоровайтесь, друзья

Пожелайте здоровья.

Лечат очень хорошо,

Доброта с любовью!

Здравствуй, небо голубое!      (координация движений с речью)

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, милая земля!

Здравствуйте, мои друзья!

Улыбнись – и доброту

Делать не устанешь,

И полюбишь красоту,

И умняшкой станешь!

  1. Зазвенели ручьи, прилетели грачи,

В дом свой-улей пчела первый мёд принесла.

На ветках плотные комочки –

В них дремлют клейкие листочки.

-   О каком времени года эти слова?

-   Глядя на капли весеннего дождя, расскажите о весне. (Схемы описания времени года).

Ответы детей.

  1. -   Ребята, я предлагаю вам отправиться в весенний лес и полюбоваться пробуждением природы от зимнего сна. А добраться до леса и не сбиться с пути нам поможет речецветик, с которым мы путешествуем по стране Грамматики.

Речецветик – самоцветик

На любой вопрос ответит,

И спросить поможет, и понять,

Обо всем на свете разузнать.

-   Для начала вспомним:

  • Из чего состоит наша речь?
  • Из чего состоят предложения?
  • - - - - -слова?
  • - - - - -слоги?
  • Чем звук отличается от буквы?

Ответы детей.

  1. Речецветик, помоги,

            Нас до леса доведи!

              -  А на чем же мы отправимся в путь? Ответы детей.

              -  Я предлагаю поехать на веселом поезде, согласны? Тогда отправляемся. Какой звук  

            слышим при отправлении поезда?  Ответы детей. ([Ч]). Давайте произнесём его и

            посмотрим в зеркало,  как расположены губы, зубы и язык при произнесении звука [Ч].

Работа с зеркалом. Ответы детей об артикуляционном укладе звука.

             -   Как вы думаете, звук гласный или согласный?

             -   Почему?

-   Ребята, звук [Ч] согласный, глухой и всегда мягкий, обозначается зеленым цветом.

-   Пора отправляться, поехали   -  Ч-Ч-Ч-Ч……

       5.     И первая станция «Умные молчалки».

Слушайте внимательно,

Звук  [Ч]  ищите тщательно.

И в ладоши хлопните обязательно.

П, Т, А,Ч, К,У, Д, Ч…

ТА, ЧИ, АК, УЧ…

дом, чашка, кашка, точка, заяц, часы.    

Молодцы. Едем дальше Ч-Ч-Ч-….

  1. Станция «Бубнилки».

Вы подумайте, посидите.

И слова со звуком [Ч] назовите

-  На этой станции все говорят наоборот. Я начинаю, а вы отвечаете наоборот:

АЧ, УЧ, ЧИ, ОЧ;

и слова:

зима

день

грязь

жара

друг

правда

добро

трудный

храбрый

здоровый

белый

быстрый

высокий

горький

смеяться

говорить

ложиться

гасить

 


Ох, устали мы играть,

И пора нам отдыхать.   Встали.

                   Физминутка – схемы

    Продолжаем наши игры!

Продвигаемся вперед.

                До чего же вы, ребята

Удивительный народ!      

               Едем дальше – Ч-Ч-Ч….

  1. Станция «Звуковята»

-    Перед путешествием мы сказали, что слова состоят из слогов. У вас  на столах картинки. Определите количество слогов в словах и разложите картинки по вагончикам.  (Ответы 3-4 детей.)

                            В словах - картинках есть звук [Ч].

                          Определите место этого звука  в слове, а поможет вам – светофор. (Ответы 3 – 4 детей.)                                                                          

                                                                                                                               Молодцы. Едем – Ч-ч-ч……

  1. Станция «Говорунята»

Чики – чики – чики – чок.

Пусть попляшет язычок.

Как у нашего Егорки

Хороши чистоговорки.                    

(с опорой на схемы)

  • Дом у дуба, дуб у дома.
  • Сеня в лесу встретил лису.
  • Часовщик, прищурив глаз, чинит  часики для нас.

             -    Какой звук часто слышится в

            последней скороговорке?

Ответы детей.

             Едем – Ч-ч-ч……

  1. Станция «Буквоведы».

-   Звуки мы слышим и произносим. На протяжении путешествия нас сопровождает звук [Ч].

Звук на письме обозначается буквой. Звук [Ч]  обозначается буквой  «ЧЕ». (Символ буквы).

-     На что похожа буква Ч?

-   Сделаем  её из пальчиков: Пальцы скобкой изогнули

                                                   Большой палец оттянули.

-   Сделаем из палочек. (Действия детей).

-   Буквы кружились,

    Буквы играли

    И этого зайчика

    Нарисовали. Из каких букв составлен рисунок?  (Задание на развитие зрительного внимания). Ответы детей.

              Едем – Ч-ч-ч……

  1. Станция «Лопотушки».

-   На станции «Лопотушки» все играют в  фокусы-словокусы:

  • Превращаем слово ЛИСТ в новые слова, добавляя буквы;
  • «Цеплялки» - лист –тыква – апельсин - …;
  • Превращаем большие предметы в маленькие (Например: лист - -листик, часы – часики, ветка – веточка и т.д.).

               Едем – Ч-ч-ч……

  1. Станция «Наблюдалки».

-   Вот и добрались мы до леса.

Полюбуйтесь, весна наступает.

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает

И ручьи по оврагам шумят!

              -   Выйдем и немного разомнемся.

Физминутка.

  -   ЧТО можно увидеть в весеннем лесу? Ответы детей.

  -   КОГО  можно увидеть в лесу? Ответы детей.

Выйдя на полянку

Встали мы в кружок.

Составьте предложение

Глядя на лужок.

             -   Предложение с любым маленьким словом (предлогом), схемы которых вы видите на доске.

 -   Выложите схему предложения    «Весна в лесу».

 -   Мыльницы поближе положите,

     Схему слова ПОЧКА выложите.  (Работа с мыльницами).

 -   Молодцы, ребята! Но пора и возвращаться.

 Вот поезд наш едет,

Колеса стучат.

Ребята в том поезде

Едут назад.  

             -   Закончилось наше путешествие.

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо.

Отвечаем обязательно,

                                               Что узнали на занятии.          

             -   На какой станции вам, ребята больше понравилось? Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Космическое путешествие"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в сказочную страну звуков"

Цели занятия. Совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове);Закреплять умение отвечать на вопросы;Упражнять в различении твердых - мягких согласных в начале слова;Упражнят...

План-конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе"Путешествие по стране Букварии".

Занятие рекомендовано для детей старшей группы. У детей формируется умение проводить звуковой анализ слов; закрепляется умение читать слова с пройденными буквами, делить слова на слоги, придумывать пр...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в волшебную страну».

Возможно использовать данные игры отдельно, а так же использования конспекта блоками. Цель : Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности. Зада...

Конспект итогового интегрированного занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие по аллее Знаний» в подготовительной «А» группе

Конспект итогового интегрированного занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие по аллее Знаний» в подготовительной  «А» группеВоспитатель МАДОУ «Малиновск...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте " Путешествие в страну букв : буква К " в средней группе

Занятие посвящено знакомству с буквой К и звуком К, закреплению правильного произношения звуков К твердого и К мягкого, понятия "согласный" и " гласный" звук, определению места зву...