Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Семицветик» область «Коммуникация»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Гродская Ирина Константиновна
В данном конспекте представлен материал на закрепление звука [Ч] для детей подготовительной к школе группы с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cheburashka.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

 в подготовительной группе

«Семицветик»

область «Коммуникация»

Подготовила и провела

учитель-логопед

Гродская И.К.

                                                          МБДОУ д/с№ 37 «Хрусталик»

                                                                                     2014 год  

                                                                                            г. Таганрог.

Тема: звук [Ч], буква Ч.

Задачи:

  • Уточнить артикуляцию, дать характеристику звука  [Ч].
  • Закрепить навыки произношения звука [Ч] в слогах, словах, фразах.
  • Уметь давать характеристику звуков (гласных, согласных);
  • Закреплять умение определять позицию звука в слове.
  • Придумывать слова с заданным звуком.
  • Упражнять в составлении предложений по опорному слову,  развивая лексико – грамматические средства языка.
  •  Закреплять умение строить схемы предложений.
  • Познакомить детей с графическим образом буквы Ч
  • Выкладывать слова из букв разрезной азбуки и их схем с последующим определением слогов, ударения.
  • Развивать словесно-логическое мышление у детей, умение рассуждать, делать выводы.
  • Упражнения на расслабление и аккомодацию глаз.
  • Формировать зрительно – пространственную ориентировку и  способность к переключению внимания.
  • Синхронизация звука с движением пальцев рук и глаз.
  • Умение слушать товарища, не перебивая его.
  • Воспитывать умение работать в течение всего занятия.
  • Воспитывать интерес к грамоте.

ОБОРУДОВАНИЕ

Игрушка Чебурашка, , картинки: ключ часы, очки, коробочка, ручка, чижик, картинки-обложки книг с буквами   разной величины (Ч,И,Ж,И,К ), запутанные буквы, схемы слов, называющих предметы, действия предметов, качества предметов, схемы предложений, буква Ч большого размера и зелёного цвета, кассы букв на каждого ребёнка.

Ход занятия

  • Появляется Чебурашка

 Я был когда - то странной  игрушкой безымянной,

К которой в магазине никто не подходил.

Теперь я Чебурашка, мне каждая дворняжка

При встрече сразу руку подаёт.

- Вы узнали нашего гостя.

 Ответы детей.

- Поздоровайтесь с Чебурашкой.

  • Посмотрите внимательно,

Поразмыслите неспеша

И отыщите обязательно

Пять предметов со звуком (Ч).

Дети называют слова: часы, ключ, очки, коробочка, ручка.

-Вы догадались, какой звук мы будем изучать?

  • Давайте чётко произнесём звук (Ч) и опишем правильную артикуляцию звука.

Дети смотрят на картинку – профиль звука (Ч), дают характеристику

 звука(Ч):

-согласный,

-глухой,

-всегда мягкий.

  • Докажите это.

Дети дают определение согласным звукам и почему звук (Ч) глухой.

-звук (Ч) - мягкий, но после него надо писать гласные  А,У.

  • Прочитайте слоги: ЧА, ЧУ.
  • Посмотрите на изображение ломаной линии,  я буду вести указкой по этой линии, а вы  будете произносить  звук (Ч) на одном дыхании, глазками прослеживая путь указки слева направо.
  •  Дети, мы увидели и назвали предметы в руках у Чебурашки.

Чебурашка хочет посмотреть, как вы можете находить  предметы (картинки) по первому  и последнему звуку.  Вопросы задаёт Чебурашка.

-Угадайте, какое слово я задумал, если

первый звук (Ч), а последний (Ы)  -часы;

первый звук (К), а последний   (Ч) – ключ;

первый звук (Ч), а последний (А) – чашка.

- С заданием вы справились, Чебурашка хвалит вас и просит:

  • придумать слова, по первому слогу:

ЧИ – чижик

Ча – чаща

Че – человек

Чёр – чёрный;

  • разделить  слова, которые вы придумали,  на слоги.

-  Сколько слогов  в словах?

-  Почему? Скажите правило.

      - Где ударение?

 -  Что мы называем ударением?

  • Вы придумали слово ЧИЖИК. Давайте придумаем предложение с этим словом.

Дети придумывают предложение: Чижик любит подсолнечные семечки.

Молодцы, красивое вы придумали предложение. Вспомним:

 -  Что мы называем предложением?

-   Какие бывают предложения по количеству слов?

-   Какие бывают предложения по интонации?

-  Какие 3 правила мы знаем о предложении?

-  Как графически обозначаются предложения и слова в нём?

Ответы детей.

-А какое вами придуманное  предложение по интонации?

  • Преобразуйте это повествовательное предложение в:

а) восклицательное (побудительное);

б) вопросительное.

  • Сделайте схемы этого предложения ( Дети выполняют задание у себя на столах, используя заготовленные  графические изображения сов: предметов, действий предметов, качеств предметов).
  • Физминутка

Чижик в клеточки сидел,

Чиж печально песню пел

Чу- чу – чу! чу- чу – чу!

Я на воле жить хочу

Маленькие деточки,

Откройте мою клеточку.

Дети клетку открывают,

Чижа на волю выпускают.

-Дети, чиж вылетел и нечаянно перепутал все буквы.

  • Давайте распутаем все буквы и отыщем букву Ч

И Чебурашка будет нам помогать.( Задание «Запутанные буквы» на таблице)

-Правильно, это буквы Ч.

  • - Давайте в воздухе прочертим букву Ч (следить за движением руки) и скажем,  из каких элементов она состоит. Дети выполняют задание.

-На что похожа буква Ч?

Вы правильно решили –

Пишут так же, как 4.

Только с цифрами, друзья,

Путать букву нам нельзя.

- Вы умеете читать?

Скажите:

Мы уже читаем!

Первой букве в слове чтение –

Моё почтение.( Дети повторяют  текст, четко проговаривая звук Ч) – Что значит слово ПОЧТЕНИЕ? ( объяснить значение этого слова)

  • -Прочитайте слово: расставляя книги, на обложках  которых написаны разного размера буквы, начиная с самой большой.

Дети читают: ЧТЕНИЕ.

  • -А теперь Чебурашка хочет посмотреть, как вы можете работать с кассами букв, вы должны:

-самостоятельно придумать слово со звуком (Ч),

- выложить его из букв кассы;

-сделать схему слова;

-дать характеристику  звука (Ч).  Дети выполняют задание.

Итог.Давайте попрощаемся с Чебурашкой.

Что понравилось вам?

О чём будете рассказывать дома?

Что нового вы узнали?

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительная группа «В гостях у Винни –Пуха»

Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительная группа «В гостях у Винни –Пуха»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительная группа "Добрые дела" (беседа)

Цель: упражнять детей в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам доброго, вежливого поведения.Воспитатель: случалось ли у вас такое, чтобы вы не знали, как нужно поступ...

«Край, в котором я живу» Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительная группа.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, художественное творчество.Задачи:Образовательная область «познание»:Закрепить знания о культурно-исторических ценностях Кемеровской области....

Конспект непосредственной образовательной деятельности подготовительной группы «Зимующие птицы»

При помощи данного занятия сформировать представление о зимующих птицах, как дети могут ухаживать за птицами, помогать им пережить зиму....

Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной группы Тема: «Путешествие в страну Рисовандию».

Конспект непосредственно образовательной деятельностии презентация  подготовительной  группы Тема: «Путешествие в страну Рисовандию»....