Речевая готовность к школьному обучению
презентация к занятию (подготовительная группа) по теме

Барыкина Ирина Анатольевна

Презентация с представлением основных возможных трудностей при овладении письменной речью, направления работы по их предупреждению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rechevaya_gotovnost.ppt1.17 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевая готовность к школьному обучению Учитель-логопед лицея № 1 им. Г.С.Титова Барыкина Ирина Анатольевна

Слайд 2

Критерии речевой готовности к школьному обучению 1.Речевая коммуникация. Активность в общении, умение слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт, ясно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета . 2. Связная речь. Умение пересказывать рассказы и сказки, связно излагать мысли. 3. Грамматический строй речи Правильное образование, согласование слов, построение предложений . 4. Словарный запас. Понимание и применение достаточно большого количества слов. 5. Фонематическое восприятие, анализ и синтез. Различение звуков речи, установление их порядка и количества в словах 6. Звукопроизношение Правильное произношение всех звуков родного языка.

Слайд 3

Письменная речь У ребёнка на начальном этапе процесс чтения состоит из: зрительного восприятия слова, различения и узнавания букв, соотнесения звука и буквы, слогового анализа , прочитывания, понимания прочитанного. Процесс письма включает смысловое программирование, соотнесение мысли со структурой предложения, анализ предложения, деление его на слова , анализ слоговой структуры слова, определение последовательности звуков, проговаривание, соотнесение звука со зрительным образом буквы, воспроизведение с помощью движения руки зрительного образа буквы.

Слайд 4

Возможные трудности Причина: Неправильное произношение звуков. Следствие Пропуски, замены и смешения дефектно произносимых звуков Артикуляторно-акустическая дисграфия, дислексия «Косноязычие в письме» Необходима коррекция нарушений звукопроизношения до поступления в школу!

Слайд 5

Возможные трудности Причина : Нарушение слуховой дифференциации, распознавания звуков речи. Следствие: Замены и смешения акустически близких звуков в устной речи замены букв, обозначающих акустически сходные звуки в письменной речи Акустическая дисграфия

Слайд 6

Формирование фонематического восприятия, анализа и синтеза Умение определять наличие и место заданного звука в слове, первый и последний звук в слове, последовательность количество звуков в слове. Умение различать различать гласные и согласные твёрдые и мягкие согласные слова, отличающиеся одним звуком понятия «слово», «слог», «звук»

Слайд 7

Игры и упражнения 1. « Игра с кубиком»: подобрать слово с количеством звуков, соответствующим выпавшему числу на кубике. 2. «Шифровка»: разгадать слово, составив его из первых или последних звуков названных слов Муха, осы, лужа, обувь, день, ель, цирк – МОЛОДЕЦ Кенгуру, дом – УМ 3. « Кто быстрее?»: в течение двух минут подобрать как можно больше слов на определённый звук 4. «Цепочка слов»: каждое следующее слово должно начинаться с последней буквы (звука) предыдущего 5. «Составь слово»: из букв данного слова нужно составить как можно больше других слов. КАРТИНКА- карта, ракита, рана, тина, тара, рак, кит. нитка, танк, тир, кран, Рита…

Слайд 8

Возможные трудности Причина: Недоразвитие лексико-грамматического строя речи Следствие: изменение падежных окончаний неправильное употребление предлогов, рода, числа нарушение порядка слов Нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями

Слайд 9

Развитие лексико-грамматического строя речи. Образование множественного числа имен существительных (ухо — уши, яйцо — яйца). родительного падежа множественного числа существительных ( есть уши — нет ушей, есть стулья — нет стульев). творительного падежа существительных ( Чем режут ткань — ножницами; чем пилят бревно — пилой; а рубят чем — топором). приставочных глаголов (Девочка шла по дороге, перешла улицу, подошла к дому). относительных прилагательных (Ручка из дерева. Какая? Деревянная. Чашка из фарфора. Какая? Фарфоровая). сложных слов (Трамвай водит кто? Вагоновожатый. Голубые глаза - голубоглазый). уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных с помощью упражнения «Назови ласково»: Дом – домик, лист – листик, кошка – кошечка и т.д. Зелёный – зелёненький, сладкий – сладенький, узкий – узенький и т.д. Согласование прилагательных с существительными (Мяч зеленого цвета. Какой мяч? Зеленый , Трава – зелёная, платье – зелёное, листья - зелёные). Сочетание существительных с числительными (одна кукла, две куклы... пять кукол, один стол, два стола , пять столов). Предложно-падежные формы (Где сидит кошка? Под столом, на стуле, в ящике... Откуда выглядывает щенок? Из-за стула. Откуда он выползает? Из-под кресла). Названия детёнышей животных ( „Как называется детеныш коровы? Лошади? Курицы? Свиньи? Козы? Овцы? )

Слайд 10

Расширение словарного запаса подбор глаголов и прилагательных к существительным : Что делает кошка? - Бегает, прыгает, мяукает, ловит, лакает и т.д. Мяч - какой? – Резиновый, цветной, красивый, круглый, большой и т.д. подбор предмета к действиям : Кто умеет летать? Птицы, бабочки, мухи и т.д. обобщения : Посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, ягоды, деревья, игрушки, мебель, животные (дикие, домашние), птицы (домашние, зимующие, перелетные), транспорт, профессии и т.д. подбор антонимов : весёлый – грустный, узкий – широкий, лёгкий – тяжёлый подбор синонимов : весёлый, радостный; храбрый, смелый, отважный. назвать предметы, о которых можно сказать «он», «мой» (мяч, карандаш, лист, цветок, стол, нож и т.д.); «она», «моя» (кукла, машина, книга, майка, лампа, девочка и т.д.) образование притяжательных прилагательных : Хвост лисы (чей?) – лисий, берлога медведя (чья?) – медвежья, кольцо мамы (чьё?) – мамино и т.д. образование названий предметов, служащих для хранения чего-либо : Игла – игольница, соль – солонка, хлеб – хлебница и т.д. образование названий профессий : Камень – каменщик, музыка – музыкант, учит – учитель…

Слайд 11

Развитие связной речи 1.Рассказ по картинке. рассмотреть ответить на вопросы ( кто или что нарисовано, кто что делает, каков результат действий ) самостоятельно составить небольшой рассказ. 2.Рассказ по серии сюжетных картин определить последовательность событий: начало, середина и конец, установить причинно-следственные связи. рассмотреть каждую картинку и составить рассказ. 3.Пересказ сказки подберите произведения, доступные для понимания прочитайте текст, задайте вопросы, касающиеся его содержания прочитав ещё раз, попросите малыша рассказать о том, что он запомнил, обращая внимание на соблюдение логической последовательности. Пересказ – это не заучивание наизусть! Ребёнок должен своими словами передать основное содержание прочитанного. 4.Стихотворение наизусть . Прочитайте стихотворение объясните значение непонятных слов выясните, правильно ли ребенок понял смысл произведения. обращайте внимание на соблюдение ребёнком норм литературного произношения.

Слайд 12

Возможные трудности Причина: Несформированность зрительно-пространственных функций: Зрительного узнавания Зрительной памяти Зрительного анализа и синтеза Пространственных представлений. Следствие: Трудности запоминания и воспроизведения зрительного образа буквы замены графически сходных букв ( и –ш, п – т, т –ш, в –д, б – д, л –м, э – с) «Зеркальное» письмо Оптическая дисграфия, дислексия

Слайд 13

Развитие зрительно-пространственных функций Ориентация в собственном теле (право-лево) Ориентация в пространстве (право-лево, верх-низ, над – под - на, в–из, выше - ниже) Ориентация на плоскости «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Что добавилось?», «Сделай, как было» Штриховка в разных направлениях, обводка Орнамент по памяти Лепка Мозаика, пазлы Лабиринт : нарисовать лабиринт на бумаге в клеточку под диктовку: «Одна клеточка вниз, две налево, одна вверх, три клеточки вниз и т.д.».

Слайд 14

Возможные трудности Смешения и замены букв схожих по написанию Плохой, «корявый» почерк Соскальзывание со строки

Слайд 15

Развитие мелкой моторики Лепка из пластилина. Спички и палочки. Нитки, верёвочки, шнурки «Ниткография». «Узелки» «Маленький портной». Пуговицы Шарики, бусинки Бумага Ножницы «Фасоль и горох» Пробки, камешки, прищепки. Проволока Итак, дорогие родители, немного фантазии и терпения, и пальчики вашего малыша постепенно станут более ловкими и подвижными, а движения - точными и слаженными .

Слайд 16

Как облегчить малышу процесс овладения грамотой? Исправлять нарушения звукопроизношения до школы Формировать умение слышать и различать звуки речи Совершенствовать грамматический строй речи Расширять словарный запас Развивать зрительное восприятие и оптико-пространственную ориентировку Развивать мелкую моторику

Слайд 17

Рекомендуемая литература 1. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно.- СПб,1996. 2. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма. – СПб, 2001. 3. Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Подготовка к школе. Речь, письмо, математика. – СПб, 1998. 4. Коноваленко В.В. Пишем и читаем. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с правильным (исправленным ) звукопроизношением. – М., 2008. 5. Дурова Н.В. Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы а четырёх книгах. – М., 2006. 6. Городилова В.И., Кудрявцева М.З.Чтение и письмо. Обучение, развитие, исправление недостатков. – СПб, 1997. 7. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет с ОНР. (комплект из 4-х альбомов) 8. Боровская И.К., Ковалец И.В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития. (в 2-х частях) – М., 2004. 9. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5 – 7 лет (в 2-х частях) – М., 2005. 10. Синицына Е. Умные пальчики. – М., 1999. 11. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Нижний Новгород, 1995. 12. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М., 2000.

Слайд 18

Уважаемые родители! Решение этих задач поможет Вам подготовить ребёнка к овладению школьными знаниями и избежать трудностей при освоении навыков письма и чтения. . Желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая готовность к школьному обучению - один из важнейших итогов развития ребенка в первые семь лет его жизни.

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение реб...

Речевая готовность к школьному обучению

Совсем скоро Ваш относительно беззаботный малыш станет первоклассником. И говоря о готовности к школьному обучению, необходимо подчеркнуть именно уровень речевого развития ребенка, поскольку именно пр...

"Речевая готовность к школьному обучению".

quot;Речевая готовность к школьному обучению". В чем она заключается?...

Консультация для родителей с мультимедийным приложением "Речевая готовность к школьному обучению"

  Когда говорят о      "готовности к школе", то имеют в видуне отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основн...

Речевая готовность к школьному обучению.

В презентации четко представлены основные критерии речевой готовности ребенка к процессу школьного обучения, а так же направления работы для родителей....

Критерии речевой готовности к школьному обучению.

Критерии речевой  готовности ребёнка к школьному обучению....