Главные вкладки

    Конспекты по обучению грамоте в подготовительной группе
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

    Представлены несколько конспектов по обучению грамоте в подготовительной группе по сказочному материалу. Рекомендуется для воспитателей подготовительных групп.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл v_ryzhem_gorode.docx19.43 КБ
    Файл priklyucheniya_neznayki_i_ego_druzey.docx24.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обучение грамоте

    Подготовительная группа

    Тема: «Звук Р, р, буква Р»

    Задачи:

    Продолжить знакомство  с согласным звуком (Р,р) и его условным обозначением- буквой Р.

    Побуждать обозначать звуки (Р, р) символами

    Формировать умение соотносить схему слова с названием изображенного предмета.

    Способствовать развитию звуко- буквенного анализа, фонематического слуха, памяти, зрительного внимания, графических навыков, мелкой моторики руки.

    Воспитывать познавательный  интерес к предмету, аккуратность.

    Воспитывать уважительное отношение к другим людям, чувство коллективизма.

    Материалы и оборудование:

    Ковролин, магнитно- маркерная доска,  изображение буквы, д/и «Рыбаки и рыбки», звуковая линейка, карточки для звукового анализа., д/и «Ноты», изображение девочки и мальчика, мяч.

    раздаточный материал: карточки для звукового анализа, фломастеры синего и зеленого цвета, карточки для индивидуальной работы со звуком, конструктор букв Воскобовича.

    Ход деятельности:

    1. Организационный момент (стоя в кругу, на ковре):

    «На занятии будьте старательными,

    Будьте спокойными и внимательными.

    Делайте все, не отставая,

    Слушайте, не перебивая».

    1. Основная часть:

    1.Артикуляционная гимнастика: «Веселый язычок».

    2.Педагог рассказывает детям сказочную историю:

    «Одного мальчика дразнили рыжим. Мальчик этот очень переживал и решил уйти из дома, все равно куда. Лег пораньше спать и видит сон: как будто он уже ушел из дома и идет, куда глаза глядят. Смотрит, ворота стоят, а на них написано: «Добро пожаловать в Рыжий город!». Вошел он - и ахнул.

    В этом удивительном городе все было рыжим- прерыжим.

    3. Характеристика звука (Р, р) по акустическим  данным.

    4. Работа со звуком (звуковая линейка) «Найди звук»:

    Радуга, забор, дерево, роза, маргаритка, ромашка.

    4.педагог: Рыжие ручьи текли по  рыжим травам и впадали в рыжие реки. А над реками рыжие радуги повисли. Рыжие рыбаки ловили в этих реках рыжих рыб и раков.

    5.Дидактическая игра «Рыбаки и рыбки» - деление слов со звуком (Р,р) на слоги.

    Слова: карась, ерш, осетр, краб, рак, пескарь.

    6. Педагог: Тут к нему подошла рыжая- прерыжая девочка: «Ты почему такой грустный?». «Меня все рыжим дразнят», - хмуро ответил мальчик.

    А как тебя зовут?- РОМАН, РОМА.

    Звуковой анализ слова.

    Физкультминутка «Я знаю пять имен…»

    7.Знакомство с буквой Р.

    «-Дрожу от страха до сих пор

    Воскликнуло полено:-

    Похожа буква на топор!

    Расколет непременно!»

    8.Конструирование буквы.

    9. Педагог: По радио передавали  «Рыжие песенки» и все рыжие люди радостно улыбались.

    Лексическая игра «Рыжие песенки»:РА, РО, РУ, РИ, РЕ, РЫ.

    10.А мальчик все стоял грустный. «Какой глупенький,- засмеялась девочка.

    -А посмотри на солнце, какого оно цвета?».

    «Ну рыжего»,- робко сказал мальчик.

    «И мы все рыжего! Значит, все мы – маленькие солнышки. Радоваться надо!»

    И тут мальчик проснулся. Выбежал он во двор, а мальчишки тут как тут: «Рыжий, рыжий, конопатый!». А он только рассмеялся и хитро подмигнул рыжему солнышку…

    1. Итог.



    Предварительный просмотр:

    Обучение грамоте

    Подготовительная группа

    Тема: «Звук Н, Н, буква Н»

    Задачи:

    Продолжить знакомство  с согласным звуком (Н,Н) и его условным обозначением- буквой Н.

    Побуждать обозначать звуки (Н, Н) символами

    Формировать умение соотносить схему слова с названием изображенного предмета.

    Способствовать развитию звуко- буквенного анализа, фонематического слуха, памяти, зрительного внимания, графических навыков, мелкой моторики руки, способствовать развитию умения работать с предложением.

    Воспитывать познавательный  интерес к предмету, аккуратность.

    Материалы и оборудование:

    раздаточный материал: фишка, звуковая линейка, карточки для звукового анализа, простые карандаши, схемы предложений.

    Шкатулка, мешки синего и зеленого цвета, предметные картинки.

    Ковролин, магнитно- маркерная доска,  изображение буквы, д/и «Слоговые домики», «Воздушные шары», ребус, предметные картинки домашних животных, кукольные изображения персонажей сказки Н.Носова: незнайка, Пончик, Знайка, Винтик, Шпунтик, Пилюлькин, Синеглазка.

    Ход деятельности:

    1. Организационный момент (стоя в кругу, на ковре):

    «На занятии будьте старательными,

    Будьте спокойными и внимательными.

    Делайте все, не отставая,

    Слушайте, не перебивая.

    Говорите четко, внятко,

    Чтобы все было понятно!.

    Если друг стал отвечать,

    Не спеши перебивать»

    1. Основная часть:

    1.Артикуляционная гимнастика: «Поем гласные звуки»: А,О,У,Ы,Э,И.

    2.Загадки из шкатулки:

    «В зоопарке,
    Верь, не верь,
    Проживает
    Чудо-зверь.
    У него рука - во лбу
    Так похожа на трубу»    /слон/

    «С подстриженной гривой,
    Скачет ретиво,
    Чуть шпорами тронь,
    Кто же это? ...
    »    /конь/

    3. -Какой последний звук в словах- отгадках?

    Характеристика звука /Н, Н/  по акустическим и артикуляционным признакам. Работа над звуковыми домиками  (зеленого и синего цвета). Звук (Н) всегда согласный,  звонкий, твердый или  мягкий.

    Установка на данный вид деятельности:

    «За столы  свои пройдите.

    Тихо сели.

    На меня все посмотрели».

    Педагог:

    Сегодня   мы с вами отправимся в гости к одну  сказку. А героями этой сказки  являются маленькие  мальчики и девочки. Зовут их – коротышки. Как зовут главных героев? Кто написал  сказку?

    И вот первый коротышка, которого мы увидели в Цветочном городе – это Пончик (вывешивается на ковролин). Пончик очень любил  полакомиться сладостями.

    4.Игра «Найди звук» (определение места звука в словах в трех позициях)- работа со звуковой линейкой и фишкой.  Давайте посмотрим, какое угощение он нам приготовил (вывешивается по одной предметной картинке на ковролин): блины, пряник, печенье, конфета, варенье. А чем бы вы угостили Пончика? (нуга, пончик).

    5.Коротышка- доктор Пилюлькин  (вывешивается на ковролин) не только лечил коротышек, но и следил за здоровым образом жизни своих друзей. Он рекомендовал  им  есть больше фруктов и ягод, которые богаты витаминами. Но коротышки – мальчики и коротышки- девочки  ссорятся из-за того какие фрукты или ягоды кому достанутся. Предлагаю предметы, в которых живут звук (Н) класть в мешки синего цвета- мальчики, а предметы, в названии которых живет звук (Н)-  девочкам.

    Игра «Твердый, мягкий»: лимон, апельсин, малина, виноград, ананас, банан, мандарин- в синий мешок; вишня, черешня, клубника, черника – в зеленый мешок.

    (двое детей держат мешки  синего и зеленого цветов, а остальные, по очереди берут  один предмет из корзинки, называют его и звук (Н) или (Н), а затем кладут предмет в соответствующий мешок.

    6.Вывешивается Незнайка. Заветная мечта Незнайки отправиться в путешествие на Луну. Поэтому очень часто незнайка сидит по вечерам и смотрит в звездное небо. Давайте поможем ему правильно написать эти слова, используя звуковые карточки.

    Звуковой анализ слов: ЛУНА, НЕБО.

    (все дети работают за столами, один ребенок у доски).

    7.Вывешивается коротышка-Пулька.

    У пульки есть домашнее животное- это его верный друг пес Булька. И заветная мечта Пульки, чтобы в каждом домики Цветочного города жил домашнее животное.

    Упражнение «Слоговые домики»

    (дети хором называют животных, которые педагог вывешивает на ковролин, а затем индивидуально выбирают домашнее  животное, называю его и селят в тот домик, который соответствует количеству слогов в данном слове): баран, котенок, кенгуру,  носорог, щенок,  козленок,  поросенок. Животные   (кенгуру, носорог)  не являются домашними и дети делят слова на слоги с помощью ладошек.

    Правило деления слов на слоги вспомнить заранее.

    8. Работа с предложением. Вывешивается Синеглазка.  В цветочном городе живут не только коротышки-  мальчики, но и коротышки- девочки.  Любимое занятие Синеглазки – это собирание цветов. Цветы Синеглазка собрала, поставила в вазу. Поможем ей найти место для вазы. Повторение правила: сколько слов в предложении, столько и полосочек. Начало предложения пишем с большой буквы.

    ВАЗА НА СТОЛЕ.              

    ВАЗА СТОИ НА СТОЛЕ.

    КРАСИВАЯ ВАЗА СТОИТ НА СТОЛЕ.

    КРАСИВАЯ ВАЗА СТОИТ НА БОЛЬШОМ СТОЛЕ.

    (дети выкладывают схемы предложений на столе, один ребенок пишет на доске).

    Объяснение предлога НА (имеет два значения- ВОЗЬМИ, МЕСТО).

    9.Вывешивается Незнайка .

    Знакомство с буквой Н (вывешивается на магнитную доску):

    «На букве Н я как на  лесенке,

    Сижу и сочиняю песенки».

    Графический диктант (буква Н).

    «Я тетрадочку открою,

    И с наклоном положу,

    Я от вас друзья не скрою-

    Ручку я вот так держу.

    Сяду прямо, не нагнусь,

    За работу я  возьмусь»

    10.Вывешивается Знайка. Он  очень умный, потому, что читает очень много книг. Давайте и мы покажем Знайке, что не только умеем читать, но еще и придумывать слова. А сейчас он думает как правильно построить воздушный шар.

    Слоговое чтение. Составление слов с заданным слогом.

    Лексическая игра «Воздушные шары»: НА (сосна, резина, машина, малина), НО (носорог, ножницы, ножи), НУ (конура),  НИ (Нина), НЫ (машины, слоны).

    А если переставить в слове сосна слоги местами, получится новое слово НАСОС (можно напечатать на магнитной доске). А поможем мы Винтику и Шпунтику, которые тоже работают над воздушным шаром.

    11.Физкультминутка «Насос»: (на ковре)

    «А теперь насос включаем,

    Воздух сильно мы качаем.

    Влево- раз,

    Вправо- два,

    Хороши у нас дела.

    1,2,3,4-

    Мы отлично потрудились»

    12. Ребус от всех жителей Цветочного города   «МОЛОДЦЫ» (название первого звука обозначают соответствующей буквой и вписывают в клетки).

    13. Слова- антонимы: это слова, противоположные по смыслу. Начинаться они должны со звука (Н) или (Н):

    Да- нет

    Высоко- низко

    Налево-направо

    Потерять- найти

    Конец-начало

    Высушить-намочить

    Можно-нельзя

    День-ночь

    Старый-новый

    Земля-небо

    Верх-низ

    III. Итог.,


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в Букварию". "

    Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе дифферннциация звуков "Ш-Ж" по теме: "Путешествие в Букварию"....

    План-конспект по обучению грамоте в подготовительной группе

    Тема: Гласный звук  Ы, буква Ы.Место звука  в двух позициях - в середине слова и в конце.Цель: изучение гласной буквы Ы, формировать работу по трем единицам речи: звуку, слогу, предложению, ...

    Конспект НОД обучение грамоте в подготовительной группе

    : 1.Анализ предложения и составление его из букв.2.Знакомство с буквой «Ч». 3.Совершенствовать навык чтения. 4.Правописание  Ча и Чу.  5. Игра-загадка по модели....

    Конспект НОД (обучение грамоте) в подготовительной группе по теме: «Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б».

    Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6 – 7 лет) по теме ««Звуки  [Б], [Б’]. Буква «Б».      ...

    Конспект по обучение грамоте в подготовительной группе "Мама для мамонтёнка" (Знакомство с буквой М)

                                      Речевое развитие (обучение грамоте).Тема: «Мама для Мамонтенка».( Знакомст...