Рекомендации и игры по развитию метаязыковой деятельности детей
методическая разработка по обучению грамоте (средняя группа) на тему

Чернявская Инна Михайловна

В настоящее время, когда наши дети растут, испытывая на себе воздействия таких вредных для развития факторов как: плохая экология, низкая профилактика заболеваемости матери и ребенка, социальное неблагополучие семей  и др. -  при « стихийном речевом развитии,  лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня»  языкового развития [Ушакова, 2003, с 3].В связи с этим, мы считаем, что необходимо специальное стимулирование речевого развития ребенка, в виде различных игр этого направления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метаязыковые высказывания детей.

Метаязыковые высказывания детей очень многообразны, они отражают те объекты и явления, которые попали в  поле их зрения. В метаязыковой деятельности просматриваются  процессы осмысления детьми вновь услышанных слов и собственной речи:   -Истопник – это медведь, у него ноги большие, он все тут истопал. Дети легко образуют родовые корреляты: - Клеветник – это петух, потому что он клевается, а курица - клеветница. Нельзя не заметить стремление ребенка обосновать названия предметов и даже имена:  - Как этого мальчика зовут?  - Гладик! Его воспитательница все время по голове гладит»;  - Его зовут Аличка – потому, что он еще маленький;  - Почему у Гули птичье имя?  Дети могут самостоятельно именовать предметы: - Мама, купи мне урашик.  – А что это такое? – А это когда им машут и кричат  «Ураа! ;  слепила из пластилина шарик:  - Посмотри, какой я куманечек сделала; Игорь впервые увидел танк: - Трактор-пушка!  Показываю картинку, где нарисован винтик, спрашиваю: - «Что это?» - Это гаечный ключ.  Подсказываю: - Это то, что завинчивают отверткой.- Винтушка! - догадывается ребенок.  На занятии по развитию фонематического слуха: - Что это звучит?- Это бублин» (бубен) - Почему он так называется?  - Потому что круглый;  - Пристукник называется, потому что пристукнет человека; - Сейчас иду – это значит, я еще пока не могу

Собранные нами метаязыковые высказывания свидетельствуют о явном языковом любопытстве детей, это процессы именования предметов, уточнения причины того или иного названия, осмысления самого разнообразного характера, которые отражают представления ребенка об окружающем мире. Это языковое любопытство необходимо поддерживать и развивать, укрепляя и развивая тем самым у детей, интерес к родному языку.

Методические разработки

Дети, начиная уже с младшего дошкольного возраста, проявляют интерес к языку. Дети без устали задают вопросы: - Почему у Гули птичье имя?; - Полозья  называются, потому что ползают?; Блин – это плохое слово? Дети, не задумываясь, конструируют на ходу недостающие названия важных для них предметов или названий: - Мама, купи мне урашик (флажок); - Посмотри какой красивый куманечек (снежок). Для овладения всеми богатствами и оттенками нашего родного языка, необходимо поддерживать и развивать такой интерес у детей. Чем лучше будет разбираться ребенок в значениях слов, тем лучше сможет передавать свои мысли и понимать обращенную к нему речь.  Это будет являться прекрасной предпосылкой для успешного обучения в школе, а потом и в институте.  Это будет предпосылкой, толчком для развития яркой языковой личности. Поэтому необходимо  разработать специальное направление развития индивидуальной языковой системы ребенка: развитие  метаязыковой способности.

 Метаязыковое  развитие  дошкольников.

Целью такой методики является развитие осознания ребенком явлений языка и речи.

Задачи разрабатываются в зависимости от возрастной категории детей, а также на основании данных  обследования каждого ребенка. Обязательно проведение диагностики, целью которой будет выявление состояния  всех компонентов речевого развития ребенка. Необходимо использовать родительские опросники, анкетирование и индивидуальное тестирование детей. Чрезвычайно важно проводить беседы с родителями, о важности метаязыкового воспитания, для  дальнейшего успешного развития ребенка,  давать соответствующие рекомендации. Привлекать родителей к организации речевых утренников, к совместному изготовлению пособий, наглядного материала и развивающей среды  для развития метаязыковой деятельности в группе.  И, поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность, методика  развития метаязыковой способности ребенка дошкольного возраста должна состоять из обучающих игр. Это -  настольно-печатные, игры с мячом, подвижные,  музыкальные,  дидактические,  сюжетно-ролевые, театральные,  игры-загадки и мн. др.

Задачи диагностики:

  1. Выявить состояние понимания речи
  2. Выявить состояние звукопроизношения ребенка использовать картинки, альбомы, лото (игра «Назови»).
  3. Выявить особенности динамической стороны речи: темп, ритм, интонация (игра  «Повтори»)
  4. Выявить состояние общей моторики: координация, переключаемость, точность движений (игра «Изобрази животное» или «Зоопарк»)
  5. Состояние мелкой моторики (поиграем пальчиками: игра «Повтори за мной»)
  6. Состояние мимической моторики: изобразим эмоции, игра «Как мы едим»  (кислый лимон, сладкую  конфету, горький лук, соленый огурец).
  7. Состояние орального праксиса:  (поиграем в обезьянок)
  8. Состояние слуха (игра «Разведчики»)
  9. Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений (игра «Какой звук», «Составь слово», «Назови слово»)
  10.  Особенности словарного запаса: (игра «Как называется?», «Скажи какой?», «Наоборот», «Кто, что делает?»)
  11. Исследование грамматического строя речи: способности словообразования, словоизменения, согласования в предложении (игра с мячом «Ответь»)
  12. Исследование связной речи: «игра «Опиши» или «Расскажи».

Только после полного обследования детей и опроса родителей, можно составить план работы по развитию метаязыковой способности у детей.

3.1 Игры для развития метаязыковой способности.

« Я знаю пять»

Цель: развитие связей, отвечающих за выбор номинации по признакам, развитие семантических ассоциативных полей, развитие памяти, образного мышления, развитие И.Я.С.

Описание игры:

Для игры потребуется упругий мяч. Выбираются хорошо известные классификационные признаки, по которым можно быстро подобрать много существительных. Их выбор будет зависеть, конечно, от возраста детей и от времени проведения игры. Условия игры тоже зависят от возраста. В младшей группе лучше всего начинать играть во втором полугодии и использовать в игре три наименования, а не пять, варьируя в зависимости от знаний детей, (например, называя сначала цифры вместо детей). Для облегчения задачи детям раздаются картинки с условным изображением классификационного признака: игрушки, овощи, фрукты, мебель, цвета, транспорт, посуда, одежда и т.д. По мере освоения игры и по мере роста детей – правила усложняются.

Признаки выбираются уже более конкретные, например, цвет, материал, форма и пр., например: – Я знаю пять деревянных предметов: стул – раз, стол – два,  матрешка – три, гитара – четыре, кровать – пять.   Можно более конкретизировать признак и совсем усложнить игру таким образом: - Я знаю пять слов, к которым подходит слово – пушистый: хвост – раз, кот – два, шарф – три, помпон – четыре, птенец – пять. Игру можно также сделать в настольно-печатном варианте («Подбери картинку»), например, уточняя еще такой признак, как род (если это прилагательное): пушистый, пушистая, пушистое. Или: - Я знаю пять слов, к которым подходит слово -  вода: рыба – раз, корабль – два, море – три, кран – четыре, русалочка – пять.  Или с согласованием: мокрая – раз, мутная – два, прозрачная – три, холодная – четыре, кипяченая – пять.

Для игры можно использовать все части речи и все явления, которые ребенок в состоянии осмыслить и озвучить.

«Кармашки»

Цели: Развитие связей, отвечающих за выбор номинации по признакам, развитие семантических ассоциативных полей, развитие памяти, образного мышления, развитие И.Я.С. развитие отношений синонимии- антонимии, развитие внимания, восприятия, памяти, обогащение словаря

Описание игры:

Дети разбиваются на команды, каждой команде выдается «кармашек», в который они складывают жетоны, полученные за  придуманный признак. Эту игру я провожу с детьми не только для развития метаязыковой способности, но и для закрепления прочитанного произведения. Такой подробный разбор персонажей помогает детям лучше  разбираться в тексте, выделять главное и развивает способность к  анализу. В младшей группе для облегчения задачи необходимо подготовить (обговорить) вместе с детьми карточки, на которых условно изображены свойства, признаки и качества людей, животных, растений, различных предметов и явлений. Карточки должны повторяться в нескольких экземплярах.  Лилия – символизирует красоту и высокомерие; незабудка – красоту и скромность, пингвин – неуклюжесть, лань – изящество, лиса – хитрость, волк – коварство   и т.д.  Можно использовать цветные платья; белое – доброта, красное – красота, синее – ум, голубое – глупость, зеленое – спокойствие,   желтое – обман и т.д.  Можно подготовить нарезанные листочки, на которых взрослый записывает признаки и «раздает» их персонажам, для этого удобно использовать фланелеграф.

 

Игра с мячом «Сравнение»

Цель: Развитие связей, отвечающих за выбор номинации по признакам, развитие семантических ассоциативных полей, развитие памяти, образного мышления, развитие И.Я.С. развитие отношений синонимии- антонимии, развитие внимания, восприятия, памяти, обогащение словаря

Описание игры:

Воспитатель кидает мяч и говорит: - Большой, как….. Ребенок ловит мяч и подбирает подходящее для прилагательного существительное и кидает мяч обратно воспитателю. В этой игре можно развивать отношения синонимии, подбирая ряды слов по нарастающей или убывающей экспрессивно-смысловой окрашенности, например: большой, огромный, громадный, громаднейший. Антонимия: - Холодный, как -  (снег)., - Горячий, как (печка), Умный, как (сова), Глупый, как (мышонок) и т.д.

Тематическая азбука (для подготовительной группы)

Цель: Развитие связей, отвечающих за выбор номинации по признакам, развитие семантических ассоциативных полей, развитие памяти, образного мышления, развитие И.Я.С. развитие внимания, восприятия, памяти, обогащение словаря, развитие творческого воображения.

Описание игры:

На каждую букву алфавита (за вынужденным исключением) дети придумывают слово по заданной теме, темы – совершенно разнообразные, например, действия животных: «Кто - что делает?»

На букву [А] -  кажется не придумать, но дети проявляют чудеса словотворчества и придумывают невероятные глаголы: авкает, аукает, антилопит,  абъедается и т.п..  На букву [Б] – брыкается, бегает, бодается.  На букву [В] – вьется, висит, валяется и т.д.

«Я люблю своего соседа» (для подготовительной группы)

Цели: Развитие связей, отвечающих за выбор номинации по признакам, развитие семантических ассоциативных полей, развитие памяти, образного мышления, развитие И.Я.С., развитие внимания, восприятия, памяти, обогащение словаря

Описание игры:

 

Играющие садятся в кружок и по очереди  (справа налево) произносят одну и ту же шаблонную фразу, заполняя в ней пустоты в зависимости от того, как зовут соседа слева. Фраза такова: «Я люблю своего соседа ...... за то, что он ...... Я пошлю его в ...... и буду там кормить ...... и ......» Все слова, подставляемые на пустые места, должны начинаться с первой буквы имени соседа, например: «Я люблю своего соседа Андрюшу за то, что он ангел. Я пошлю его в Австралию и буду там кормить арбузами и ананасами».

Здесь ставится довольно простая задача – подобрать несколько слов по смысловому («черта характера», «место», «еда») и формальному (начинающиеся с определенной буквы) признакам. Можно специально подбирать слова, у которых нет этих признаков, чтобы получилось смешнее «Я люблю свою соседку Аню за то, что она апельсинка. Я пошлю ее в аптеку и буду там кормить аспирином и авторучками».Таким способом достигается простейший творческий результат .

Процесс построения забавной фразы доставляет детям огромное удовольствие. Когда игра идет по второму кругу, можно использовать псевдонимы – тот, чья очередь подошла, спрашивает у соседа, как его зовут, тот называет придуманное имя, и шаблон заполняется с учетом этого имени.

Можно придумать другие шаблонные фразы, основанные на других смысловых признаках: «одежда», «транспорт», «профессия», «спорт» и т. п.

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста (сюжетно-ролевые игры)

Рекомендации и методические приемы при организации сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада....

Рекомендации и игры по развитию метаязыковой деятельности детей

В настоящее время, когда наши дети растут, испытывая на себе воздействия таких вредных для развития факторов как: плохая экология, низкая профилактика заболеваемости матери и ребенка, социальное небла...

Рекомендации для родителей «Игра - ведущий вид деятельности детей»

Рекомендации для родителей «Игра - ведущий вид деятельности детей»ПодготовилаВоспитатель МБДОУ «Ягодка»Кашевич В.А. Игра - ведущий вид деятельности детей. В ней малыш активен, радостен, полностью...

Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей в ДОУ

Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей в ДОУ                                    ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ (СЛОВЕСНЫЕ Д/И ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ)

Словесная  игра  как  любая  дидактическая  имеет  определенную структуру,  отличающую  ее  от  других  видов  игр  и  упражнений....

Рекомендации по организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ:1.Введение.Что такое игра. Классификация игр.2. Основная частьСюжетно-ролевые игры младших дошкольников.·        Особенности сюжетных игр.·...

Методические рекомендации для родителей "Игра ведущий вид деятельности детей"

Дошкольное детство - самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания  об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к лю...