Дидактические игры при обучении старших дошкольников грамоте
учебно-методический материал по обучению грамоте на тему

Миронова Ольга Васильевна

Опыт показывает, что самое обычное задание со звучащим словом можно преподнести так, что оно вызовет большой интерес, и дети с удовольствием выполнят эту работу, которая в другом случае им показалась бы скучной и утомительной. Достаточным оказывается для этого только придать упражнениям занимательный характер, форму игры, включить в работу элементы соревнования. Это захватывает детей, они с удовольствием занимаются грамотой не только на занятии, но и во внеурочное время, и дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did.igry_.docx267.72 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры

        

Использование игровых моментов, направленных на развитие фонемати-ческого слуха и формирование звукового анализа, позволяет закрепить свойственный детям интерес к звуковой стороне речи.

        Дидактические игры способствуют развитию их познавательной активности, улучшению произношения, расширению активного словаря, углублению интереса к языку.

Фонематическая гимнастика

Дети голосом имитируют работу каких-либо предметов или изучают звуки животных.

Например, воспитатель спрашивает: "Как тикают часы?" Дети отвечают на вопрос, имитируя ход часов – тик-так. Затем детям задают вопросы, при ответе на которые они используют отдельные звуки (ж, з, р, ш и т.д.). Как жужжит жук? Как поют комарики? Как работает мотор?  Как шипит змея?

В процессе выполнения задания детей побуждают объяснить, почему они выбрали тот или иной звук.

Волшебный кубик

Игровой материал. Кубики с картинками на каждой грани.

Правила игры. Ребенок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.

Ход игры. Ребенок произносит: "Вертись, крутись, на бочок ложись", и кидает кубик. На верхней грани – самолет. Ребенок изображает самолет (летает, раскинув руки в стороны) и имитирует гул самолета: у-у-у.

Необычная песенка

Правила игры.  Ребенок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

Ход игры. Воспитатель. Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споет песенку. Первыми выступали большие толстые жуки. Они важно пели: о-о-о (дети пропевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули яркие веселые бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках – и-и-и .  (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на поляну вышли все (дети делают шаг вперед) и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.

        Так в ходе игры вычисляются и интонируются отдельные гласные звуки.

Эхо

Правило игры. Воспитатель громко произносит гласный звук, а ребенок повторяет его, но тихо.

Ход игры. Воспитатель громко говорит: а-а-а. Ребенок – эхо тихо отвечает:

а-а-а. И так далее. Можно также использовать сочетание гласных звуков: ау, уа, эа и т.д.

Вариант игры. Дети повторяют только те имена, которые начинаются со звука э. Называются имена (Алла, Уля, Эля, Анна, Эдик, Эльдар, Ася).

Подарки Аленке

Правила игры. Подбирать слова, которые начинаются с заданного звука.

Ход игры. Воспитатель. Когда Аленке исполнилось шесть лет, ей подарили много игрушек, в названии которых слышится звук у в начале слова. Угадайте, какие игрушки могли подарить девочке: (утку, улитку, утюг).

Аналогично обыгрываются другие звуки.

Тренировка вратаря

Правила и ход игры.  Ребенок кладет на стол согнутые в локтях руки – это хоккейные ворота. Воспитатель произносит разные слова. Те, которые начинаются со звука Ш, ребенок пропускает в ворота (разводит руки в стороны). Если звучит слово, начинающееся с другого звука, хоккейные ворота захлопываются (ребенок складывает ладони вмести).

Словарный материал. Шайба, шар, Шура, кукла, шорты, молодец, штора.

Звуковое лото

Игровой материал.  Лото.

Правила игры. Ребенок должен определить в названии, какого предмета в на карточках есть заданный звук, и закрыть изображение этого предмета пустой карточкой. Побеждает тот, кто быстрее других закроет все картинки.

Ход игры. Играют несколько детей. У каждого карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Называем звук, например Л. Воспитатель спрашивает, у кого из игроков изображение предмета в названии, которого есть, звук Л. Это звук может стоять в любом месте слова (в начале, середине, конце). Картинку с правильно найденным звуком ребенок закрывает карточкой.

Посмотри внимательно

Игровой материал. Предметные картинки, на которых изображены курица, заяц, петух, кот.

Правила игры. Из ряда предметных картинок дошкольник должен выбрать те, в названиях которых есть заданный звук.

Ход игры. Воспитатель. Дети, внимательно рассмотрите картинки и выберите те, в названии которых есть звук К.

Дошкольники выбирают изображения, обосновывают свой выбор.

Звукоедик

Игровой  материал. Кукла.

Правила игры. Дети должны добавить к буквосочетанию звук ( в начало), чтобы получилось слово.

Ход игры. Воспитатель. У звуков есть страшный враг – звукоедик. Он питается начальными звуками всех слов. Помоги кукле восстановить первые звуки в словах, которые она произносит (ходит с куклой в руках и говорит: …каф, …тул, …тол). Дети отвечают: шкаф, стул, стол.  Звукоедик может попасть в огород, в магазин, на улицу, в парк, на рыбалку.

Вариант игры. Звукоедик съедает последний звук. Теперь слова звучат так: шка…, сту… и т.п.

Сердитый ворон

 

Игровой материал. Игрушечные звери или картинки с их изображением.

Правила игры. Ребенок должен выделить первый звук в названии животного.

Ход игры. Детям раздают игрушечных зверей или картинки.

Воспитатель. В домике живут звери: лиса, медведь, кошка, собака, белка, коза и т.д. Вокруг домика течет речка. Пройти в домик можно только по мостику. Он не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а обратно пройти непросто. На перилах мостика сидит ворон. Каждого животного, кто подходит к мостику, он спрашивает, какой звук первый в названии этого животного. Кто правильно ответит, тот пройдет. А кто не знает ответа, того сердитый ворон не пропускает.

Подошли звери к мостику, очень хотят домой попасть, но не могут, потому что не знают первого звука в своем имени. Давайте им поможем.

Заблудились в лесу

Игровой материал. Куклы, игрушки-зверята.

Правила игры. Ребенок зовет заблудившегося в лесу животного или куклу, интонируя ударный гласный звук.

Ход игры. Воспитатель. В лесу заблудились куклы и игрушечные зверята. Нужно обязательно их найти. Давайте их позовем. Все по очереди зовут зверей и кукол с подчеркнутым интонированием ударного гласного:

М-и-и-ша, к-о-о-тик, е-е-е-жик, А-а-ня и т.д.

Дом звуков

Игровой материал. Дом с тремя окошками, фишки синего и красного цвета.

Правила игры. Ребенок должен расселить в домике животных, продукты.

Ход игры. Воспитатель. В этом доме живет слово "кот". У него три комнатки, в каждой по окошку. Все звуки слова "спят" отдельно. Давай уложим спать слово "кот". Какой звук будет спать в первой спальне? (к) Ребенок берет фишку синего цвета (согласный звук) и кладет фишку в первое окошко, так как звук к – это первый звук. Затем ребенок берет красную фишку (гласный звук) и зовет спать звук –о. Кладет фишку во второе окошко. Потом ребенок кладет синюю фишку (согласный звук) в третье окошко, ловит звук – т.

Аналогично со словом "лук", "сыр" и т.п.

Эстафета звуков

Игровой материал. Три игрушечные машины (вместо них можно взять картофелины, чашки или другие предметы).

Ход игры. Располагаем три игрушечные машины на небольшом расстоянии друг от друга.

Воспитатель. В каждой машинке лежит звук, а все вместе они везут какое-то слово. Возьмем первую машину и медленно двигаясь по направлению к другой машине, произносим: "с-с-с". Доехав до второй машины, везем ее и тянем второй звук  "ы-ы-ы". Третья машина рокочет по своему: "р-р-р".

Какое слово везут машины?

Ребенок указывает: "сыр

Послушай, найди, прочитай

Игровой материал. Слоговая таблица

Правила и ход игры. Взрослый читает любой слог, ребёнок находит его в таблице и прочитывает.

IMG_4932

Волшебный паровозик

Игровой материал. Изображение паровозика с двумя надрезами по краям окошка, лента с буквами «А,О, У, И, Ы, Э», карточки с буквами «М», «Н», «П», «Л», «Б» и др.

Правила игры.  В окошко паровозика слева вставляем по очереди карточки с буквами «М», «Н», «П», «Л», «Б», а ленту с буквами «А,О, У, И, Ы, Э» пропускаем через прорези. Ребёнок тянет линейку с буквами, обозначающими гласные звуки, и читают полученные слоги.

Ход игры. Ребята, к нам приехал волшебный паровозик. Прочитайте по очереди слоги, которые  он привез.

Как+научить+ребенка+читать+по+слогам+3

Помоги ёжику

Игровой материал.

IMG_4922

Правила игры. Ребёнок помогает ёжику найти дорогу к домику.

Ход игры. Зайчик пригласил ёжика в гости. Чтобы выбрать нужную дорогу, ёжик должен называть предметы, нарисованные на флажках. Если в слове два слога, то нужно идти по этой дорожке. Помоги ёжику найти дом зайчика.

Варианты игры.

IMG_4924

Ёжик должен идти только мимо тех предметов, в названии  которых есть звук «А». Пройди путь вместе с ёжиком, и ты узнаешь, к кому он спешит в гости.

     IMG_4926

Помоги ёжику собрать все яблоки. Для этого выполни задания, написанные на них.

Задания.

  • Сосчитай сколько звуков в словах «сок», «торт».
  • Придумай слово, в котором один слог.
  • Сосчитай, сколько слогов в словах  «лев», «крокодил», «зебра».
  • Придумай предложение из двух слов.
  • Сосчитай, сколько слов в предложении «Папа красит забор».

Учимся читать

Игровой материал. Карточки с изображением предметов, кружки с буквами.

Правила и ход игры. Раскладываем  все кружочки с буквами на столе. Ребенку берёт по одной карточке. Он ищет необходимые буквы и кладет их на карточку.

Учимся+Читать+играя+дуб Ð£Ñ‡Ð¸Ð¼ÑÑ+Читать+играя+дуб-1

Учимся+Читать+играя+домУчимся+Читать+играя+дом-1

Учимся+Читать+играя+шарУчимся+Читать+играя+шар-1

Учимся+Читать+играя+13 Ð£Ñ‡Ð¸Ð¼ÑÑ+Читать+играя+14

Учимся+Читать+играя+15 Ð£Ñ‡Ð¸Ð¼ÑÑ+Читать+играя+16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение старших дошкольников грамоте

Развитие фонематических представлений...

Использование дидактических игр для обучения старших дошкольников грамоте.

В добукварный период дети практически усваивают такие понятия, как предложение, слово, слово, звук, учатся слышать звуки в словах, узнавать и воспроизводить их.Занимательные упражнения и дидактические...

Консультация "Информационно – коммуникативные технологии при обучении старших дошкольников грамоте"

КонсультацияИнформационно – коммуникативные  технологии при обучении старших дошкольников грамоте...

Выступление из опыта работы по теме:«Информационно- коммуникативные технологии при обучении старших дошкольников грамоте»

Использование информационных технологий при организации непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте позволяет сделать образование современным, приблизить образовательную деят...

Использование дидактической игры в обучении старших дошкольников

В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра выступает  прежде всего как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею.В дидактических играх пе...

Статья "Дидактические игры как средство обучения старших дошкольников грамоте".

Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к овладению чтением и письмом является одной из самых актуальных при о...