Подготовка руки дошкольника к письму
статья по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Одной из важных задач современной школы является работа по формированию каллиграфически правильного письма. Ведь сам процесс такого письма служит важным средством воспитания эстетического вкуса, волевых и интеллектуальных качеств младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_podg.gr_.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка руки дошкольника к письму

(доклад из опыта работы)

                                                             Иванова Елена Валентиновна

                                                         воспитатель МБДОУ № 22

                                    г. Нижнекамск

         Подготовка  6-7летних детей к обучению в школе в настоящее время – одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике обычной школы наблюдается определённая тенденция – неуклонное усложнение программы 1 класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.

        Одной из важных задач современной школы является работа по формированию каллиграфически правильного письма. Ведь сам процесс такого письма служит важным средством воспитания эстетического вкуса, волевых и интеллектуальных качеств младших школьников.

        Для того, чтобы правильно и красиво писать, необходимо  тренировать руку ребёнка ещё в дошкольном возрасте. У старшего дошкольника должны быть сформированы школьно-значимые функции, которые позволят ему успешно учиться. Уровень готовности ребёнка  к  обучению в  начальной школе включает развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации.

Что должен уметь ребёнок к концу дошкольного периода?                                             1. Ребёнок должен  дифференцировать   различные фигуры, буквы, цифры, выделяя их характерные признаки.                                                                             2.Классифицировать фигуры по форме, размерам, направлению штрихов.        3.Различать расположение фигур и деталей  в пространстве и на плоскости (на – над – под, на – за, перед – возле, сверху – снизу, справа – слева)               4.Срисовывать (копировать) простые геометрические фигуры, сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление штрихов.                                                                                                          5.Копировать буквы, цифры, соблюдая размеры и соотношение и направление штрихов.                                                                                                      6.Дорисовывать элементы, детали, части фигур  по образцу.  

        Начинала я свою работу с упражнений по развитию мелких мышц руки, внимания и памяти. Это различные пальчиковые игры («Пальцев дружная семья», «Строим дом», «Замок», «Мы капусту рубим…» и др.) Проводила дидактические игры: «Найди отличия», «Силуэты», «Что лишнее?», а также игры в «Лабиринты», «Где жучок?». Дети учились рисовать с трафаретом – обводить и закрашивать аккуратно предметы и геометрические фигуры. Учила детей ориентировке на плоскости листа. Для этого познакомила будущих школьников с тетрадями в клетку и в линейку. Объяснила детям, для чего они нужны. Рассказала, что мы тоже будем заниматься в тетрадях, как школьники. Занималась с детьми по подгруппам и индивидуально  раз в неделю в свободное время. Задания шли от простого к сложному.

        Вначале познакомила детей с тетрадью в клетку, с полями в ней. Учила дошкольников правильной посадке за столом при работе с тетрадью. Целью этих занятий было развитие внимания, терпения, координации движений (рука-глаз), закрепление ориентировки на плоскости, совершенствование навыка владения карандашом.

Дети по образцу рисовали горизонтальные и вертикальные,  кривые линии, а также геометрические фигуры разных форм и размеров соотнося их с клеткой, заштриховывали или закрашивали их. Упражняла детей в рисовании различных узоров, геометрических орнаментах, соблюдая ритм и размер. Особенно детям нравились задания «Найди, соединяя точки, предмет», «Дорисуй половину», «Сколько предметов? (определи по контурам), «Проведи линии неотрывно», «Нарисуй штрихами».

         Далее, когда дети стали уверенно владеть карандашом и  хорошо ориентироваться на плоскости листа  учила писать цифры и печатать буквы в границах клетки, соблюдая строку, размер, интервал. Показывала, как работать по образцу, проверять свою работу. Позднее, когда дети научились хорошо печатать буквы и правильно писать цифры, перешли к выполнению элементов прописных букв. Здесь я использовала некоторые задания из пособия Т.А.Фалькович и Л.П.Барылкиной. Многие дети после такой подготовки без особого труда стали писать в прописях буквы правильно и красиво. Дети показывали свои работы родителям и ребятам из параллельной группы. Для поощрения использовала  «смайлики» с надписями: «Молодец!», «Очень Хорошо!», «Отлично!». Родителям с начала учебного года объясняла, какое важное и нужное значение имеет подготовка руки дошкольника к письму.  

         Графический диктант – один из важнейших этапов этой работы. Это прекрасное средство для развития памяти, внимания, глазомера, тренировка мышц руки, развитие ловкости в обращении с карандашом. Рисование графических фигур не только отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, но и интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать, быстро запоминать, логически мыслить.          В своей работе я опиралась на пособие В.Т.  Голубь «Графические диктанты для детей 6-7 лет», где даются примерные конспекты специальных занятий, например:

Тема «Медведь»

1.Беседа о животных (медведи).

2.Загадки о животных.

3.Рассматривание иллюстраций.

4.Составление рассказов о медведе.

 Физкультминутка.

5.Графический диктант.

6.Разучивание стихотворения «Медвежонок» Масленникова.

7.Штриховка или закрашивание рисунка.

         В книге содержится большое количество загадок, стихотворений, физкультминуток позволяющих организовать групповую и индивидуальную работу с детьми,  как на занятиях так и в свободное время. Материал предлагается различной степени сложности и педагог сам выбирает  нужный ему вариант в зависимости от уровня развития и подготовки дошкольников.

После нескольких занятий дети успешно выполняют задания графического диктанта. Занятия вызывают у них огромный интерес, даже дети у которых не всё получается, стараются в следующий раз быть внимательнее и быстрее. При рисовании фигур, штриховке, закрашивании дети, как правило, испытывают радость и удовольствие, что влияет на эмоциональное состояние ребёнка, его интерес к обучению. В процессе таких занятий формируется внимание, память, глазомер, аккуратность, образное мышление, что необходимо будущему школьнику. После занятий или упражнений мы обсуждали с детьми результаты и качество выполнения заданий. Это приучает ребят к самооценке и самоконтролю, что является важным компонентом учебной деятельности.

       В результате проведённой работы дети стали уверенно держать карандаш, научились аккуратно работать в тетради, соблюдать границы клетки, размер, ритм, выполнять графические диктанты, писать буквы и цифры. Они научились работать по образцу, проверять себя.

                                     

 Литература:

1.Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. - Воронеж. Учитель.,2005г.

2. Бруева  О.В., Сидорова  Г.А. Профилактика письменных нарушений речи у детей с дисграфией. – СПб., Дошкольная педагогика. № 7, 2013г.

3. Голубь В.Т. Графические диктанты для детей 6-7 лет.- М. ВАКО.,2004г.

4. Фалькович Т.А. ,Барылкина Л.П. Развитие речи.  Подготовка к освоению письма. - М. ВАКО.,2007г.

5.Шаехова Р.К. Игровые технологии развития школьно-значимых функций у дошкольников. - Казань. Школа.,2006г.

6.Готовимся к школе. Книга для родителей будущих первоклассников. – М. АСТ., 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подготовка руки дошкольника к письму"

В работе представлен отчет о работе по методической  теме...

презентация "Подготовка руки дошкольника к письму"

В работе представлены практические и теоретические материалы по данной теме, а также работы детей....

Подготовка руки дошкольника к письму.

        У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети эт...

«-Создание условий подготовки руки дошкольника к письму через игровую деятельность-»

В статье представлен материал  для работы с  детьми старшего дошкольного возраста по подготовке руки к письму. Цель: развитие мелкой мускулатуры рук и зрительно-мышечной координации....

Подготовка руки дошкольника к письму

Человеческая рука начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. Мышечная система руки с ее различными видами чувствительности и многообразными движения...

Развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки дошкольника к письму

При поступлении ребенка в школу, навряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется еще одно  особенное требование: желательно, чтобы у них хорошо была развита мел...