Методическая разработка «Тренируем пальчики - развиваем графомоторные навыки»
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Развитие графомоторных навыков у детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая раработка44.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида детский сад №11 «Колосок»

Методическая разработка

 «Тренируем пальчики - развиваем графомоторные навыки»

( система работы по развитию графомоторных навыков  у детей  дошкольного возраста через различные виды деятельности)

             подготовила

воспитатель

Петухова Татьяна Павловна

г. Семенов

2015г.

Структура методической разработки

1 Аннотация.

    2. Введение.

3. Основная часть.         

Цель работы.

Задачи работы.

Основные условия разработки.

Отличительные особенности разработки.

Практическая значимость разработки.

Целевые ориентиры.

Система оценки результатов освоения программы.

Содержательный раздел.

Описание образовательной деятельности.

4. Заключение.

5. Список использованных источников.

6. Приложения.

1.Аннотация.

Вопрос развития графомоторных навыков  детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.  В данной методической разработке раскрываются вопросы использования разнообразных технологий для развития графомоторных навыков. Разработанный материал может быть использован в работе  воспитателей ДОУ.

2. Введение.

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - утверждал В. А. Сухомлинский.

Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия по развитию мелкой моторики рук. Опыт показывает, что значительная часть детей, поступающих в 1-й класс, не подготовлена к письму, к выполнению работ с карандашом, кистью, к работе с бумагой,  дети не могут ориентироваться в тетради, а это уже с первых дней обучения создает комплекс трудностей. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторных координаций, пространственного восприятия и зрительной памяти.

В пункте 1.2.1. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования раскрывается принцип: «поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства- понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду». Предусматривается и  нацеленность на дальнейшее образование , формирование у ребенка  предпосылок к учебной деятельности  и осуществления преемственности процесса развития , обеспечивающий отсутствие давления предметного обучения.

Из этого следует, что работу по развитию  мелкой моторики и координации движений пальцев рук  с ребенком дошкольного возраста необходимо строить «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности» (ФГОС п.1.2.4.) Формирование навыков письма длительный процесс, сложный по структуре самого акта письма, и по структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе. Приобретение графических навыков на предшкольном этапе является определяющим фактором при обучении письму в начальной школе. Поэтому, в дошкольном возрасте важна именно подготовка руки к письму, а не обучение ему.

3.Основная часть.

Цель работы: способствовать развитию графомоторных навыков у дошкольников, развивая у детей тонкокоординирующие движения пальцев рук (мелкую моторику), совершенствуя их зрительное восприятие и зрительную память, познавательные способности детей.

Задачи работы:

1.Способствовать развитию у детей интереса к занятиям и играм по развитию мелкой моторики, через:

-двигательные умения и навыки в манипуляциях с различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);

2.Закреплять умение:

-  владеть карандашом, развивать пространственную ориентацию на листе бумаги и в окружающем пространстве; 

- формировать зрительно-моторную координацию;

3.Формировать  у детей:

-умение слушать, понимать, выполнять словесные установки педагога

-  выполнять руками игровые движения с предметами и без них, сочетая движения с речью;

4.оказывать помощь родителям в воспитании детей, в развитии их индивидуальных способностей .

Основные условия работы.

-учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;

-использование результатов  достижения детей  исключительно для оптимизации работы с детьми;

-обеспечение эмоционального благополучия детей, создания доброжелательного климата;

- недопустимость менторской позиции и порицания;

-положительная оценка любого достижения ребенка;

-создание условий для участия родителей в образовательной деятельности.

Отличительные особенности работы. 

Разработка  нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей жизни (в школе,институте и др.); понимание того, что необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей. Отличительными особенностями данной работы  является направленность на разностороннее развитие координации и мелкой моторики, движений мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия с использованием определенных методик.

    Новизна представленной работы состоит в систематизации работы по четырем основным направлениям в обучении дошкольников письму: развитие руки; подготовка к технике письма; аналитико-синтетическая деятельность; формирование элементарных графических умений. Трудоемкость в практическом использовании работы – минимальна. Для применения в работе с детьми педагогу достаточно знать индивидуальные и возрастные особенности развития детей, соблюдать гигиенические правила на занятиях по формированию графических навыков, использовать упражнения и  игры для профилактики зрения, гимнастику для рук. 

Каждое занятие построено с учетом индивидуальных особенностей детей и включает в себя задания, расположенные в определенной дидактической последовательности с постепенным нарастанием их сложности.

Данные занятия , так как они проходят в виде игр, предполагают, что их содержание, форма проведения будут доставлять удовольствие и радость для ребенка, мотивировать ребенка на дальнейшее обучение в школе.

 

 

Практическая значимость работы.

-раскрывается один из показателей подготовки ребенка к школьному обучению;

-представлен систематизированный материал по развитию тонкокоординированных движений рук, зрительно-пространственного восприятия и памяти, мышления детей;

- предлагается ряд диагностик по определению уровня развития мелкой моторики и координации движения рук.

Целевые ориентиры.

  • Правильно сидеть за столом, правильно располагать лист бумаги, держать карандаш.
  • Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом бумаги.
  • Правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги (не слишком велико, не мало, не сдвинуто к одному из краев листа бумаги).
  • Размечать детали с помощью шаблонов, на глаз.

  • Выполнять работу по словесному, по графическому плану.
  • Самостоятельно планировать последовательность выполнения действий по образцу.
  • Контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.
  • Уметь одновременно, слаженно выполнять трехчленные движения руками под словесные указания педагога.

Содержательный раздел.

Задачи:

1.        Разработать и систематизировать комплекс разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие руки ребенка;

2.        Формировать графические навыки в процессе игр и упражнений;

3.        Разработать виды и формы взаимодействия с родителями по проблеме подготовки к письму детей старшего дошкольного возраста;

4.        Подобрать диагностический инструментарий для изучения уровня готовности детей старшего дошкольного возраста  к письму.

 

Прогнозируемый результат:

•        Интерес детей к графическим упражнениям, самостоятельность в их выполнении.

•        Развитость мелкой и общей моторики, готовность к освоению письма.

•        Зрительно – пространственная  ориентация, умение организовать пространство листа.

Я разработала методику работы по формированию у дошкольников навыков правильного письма .

 Этапы работы:

 В формировании навыка выделяются три основных этапа:

•        1 этап - аналитический, основным компонентом которого является вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания.

 При этом большое значение имеет не только уровень развития ребёнка, наличие определённых знаний и умений, но и способ объяснения тому, что и как должен делать ребёнок, степень осознания выполняемого действия.

•        2 этап – синтетический. Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие.

•        3 этап – автоматизация – и есть этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность, лёгкость.

Методика освоения графических навыков:

 На основе опытов работы  педагогов- Н.Л.Стефанова , Н.А. Федосова, Н. Баренцева, А. Роговин, Цвынтарный В.В., Е. Карельская, Е.А. Нефедова, О.В. Уварова Бачина О.  В., Коробова Н.Ф., Шевелев К.В.,  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Зотов С.Г.  Терешина Л.Р., Алябьева Е.А., Цирулик Н. А., Бондаренко Т.М., Черенкова Е.Ф. , я составила систему развивающих игр, позволяющих каждому ребенку постепенно, без перегрузки, с максимальным учетом его индивидуальных особенностей подготовиться к обучению письму,  определила задачи работы.

Задачи работы

 1. Развитие руки

 -Формирование правильного захвата орудия  письма.

 - развитие умения правильно распределять мышечную нагрузку руки;

 Развитие мелкомоторных  движений

2. Формирование навыков, обеспечивающих технику письма:

 -Формирование зрительно – пространственных представлений

 -Развитие чувства ритма.

 -Развивать умение ориентироваться  на листе бумаги

 3. Развитие умения анализировать состав объекта

- развивать слуховое восприятие;

- формировать умение производить анализ и синтез изображения.

 4. Формирование элементарных графических умений

 -Обучение детей гигиеническим правилам письма

- развитие графомоторных навыков

             Формы  организации по  подготовке руки к письму:

         Специально  организованная  деятельность  с  детьми.

            Рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда – это эффективные пути, используемые для подготовки руки к письму.   На занятиях обращается внимание на соблюдение   гигиенических  правил,  используются  упражнения  для  профилактики  зрения,  гимнастика  для  рук,  шеи.   Систему упражнений по формированию готовности старших дошкольников к обучению письму следует включить в ежедневное планирование.

Совместная  деятельность  воспитателя  с  детьми.

Педагогу необходимо видеть весь объем предстоящей работы и проводить ее с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.  Для этого проводится индивидуальная работа в вечернее время, с использованием различных занимательных игр, упражнений.

   Применяются  в комплексе  различные  способы:

-Игровой, наглядный, словесный  (объяснения,  совет,  указание,  вопросы).

-Аналитический, синтетический, частично-поисковый; работа  под  руководством  воспитателя,  самостоятельная  работа, контроль и  самоконтроль.  

При анализе  и  оценки  действий  детей,  обязательно  нужно  использовать  приёмы  стимулирующие  деятельность  детей:

-Дидактические  игры.

-Сладкие  призы,  различные  предметные  картинки, наклейки др.

-Занимательные  задания, создание  ситуации  эмоционально- нравственных  переживаний  (соревнования,   конкурсы, викторины); поощрение  и  порицание.

 Свободная самостоятельная деятельность обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. Воспитатели и родители должны обеспечивать развивающую среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами. Развивающая среда группы представляет систему развивающих отношений, которые стимулируют разнообразную творческую деятельность, и способствует развитию мелкой моторики, координации движений пальцев, т.е. подготовки руки ребенка к письму.

Развивающие зоны расположены так, чтобы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игрушки, пособия; при желании не только воспроизводить, продолжать то, что делалось на занятии, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую игру, реализовать свои замыслы. В игровой зоне дети действуют с игрушками, конструктором, мозаикой, пазлами; кукле заплетают косички, завязывают банты, застегивают и расстегивают  пуговицы и т.д. 

Использование   игр  со счетными палочками, катушкой и карандашом, со скрепками, разными шариками и мелкими  предметами у ребенка  развивается не только мелкая моторика, но и  память (зрительная, слуховая) и алгоритм действия по условию  и схеме.  Все упражнения  составляются  с учетом постепенного перехода от простого  к сложному, и многократно  повторяются.

В зоне изобразительной деятельности: краски, карандаши, бумага белая и цветная, раскраски, трафареты, шаблоны и т.д.

В учебной зоне: пеналы с ручками, карандашами, ластиком, тетради, счетные палочки, образцы рисунков по клеточкам, лабиринты, дорожки и т.д.

Работа по проблеме подготовки детей к письму предполагает взаимодействие с воспитателями ДОУ и родителями.

При взаимодействии с воспитателями и родителями планируется применять следующие методы и приемы: словесные (рассказ, беседа, рассуждение); наглядные (наблюдение, наглядные пособия, образцы) и практические методы (упражнения, игры).

Совместная   деятельность  родителей  с  детьми  в  условиях  семьи.

К  подготовке  руки  ребёнка  к  письму  в  работе  следует  максимально  привлекать  родителей  ребёнка.

Я  ставлю  перед  собой  задачи  и  реализую их.

1.Установить  партнерские   отношения  с  семьёй  каждого  ребенка.

2.Объединить  усилия  для  развития  и  воспитания  детей.

3.Создать  атмосферу  взаимопонимания,  общности  интересов,  эмоциональной  взаимоподдержки.

4.Активизировать  и  обогащать  воспитательные  умения  родителей.

5.Поддерживать  их  уверенность  в  собственных  педагогических  возможностях.

6.Представлять  членам  семьи возможности  делать  выбор  и принимать  решения. 

Все значимые  для подготовки руки умения  можно сформировать, если ребенок активно будет заниматься  лепкой, рисованием, аппликацией, конструированием, именно поэтому  я  рекомендую родителям моих воспитанников иметь в каждом доме уголок, где дошкольник сможет ежедневно  заниматься изобразительной деятельностью, где будут в наличии все необходимые для детского творчества материалы.

Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму, предлагаю родителям использовать  систему упражнений, позволяющую каждому ребенку постепенно, без перегрузки, подготовиться к этому роду деятельности.

Основные формы взаимодействия с родителями воспитанников

•        Тематические родительские собрания.

•        Тематические консультации.

•        Презентации опыта семейного воспитания на родительских собраниях.

•        Открытые занятия.

•        Библиотечка педагогической литературы.

•        Картотека обучающих компьютерных программ.

4. Заключение.

   Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности и по тем показателям, которые дети показали на заключительном этапе обследования.

Результаты работы. 

Дети научились управлять своими руками, пальцами.

Дети научились держать карандаш и уверенно им действовать.

Дети научились согласованно выполнять движения пальцами под словесную инструкцию педагога.

Научились контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения. 

У них сформированы внимание и контроль над  собственными действиями, скоординированы движения руки и глаза. 

Развито умение анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов.

У детей увеличился объем движений, темп выполнения, улучшилась координация движений, способность к переключению.

Главный итог работы – для успешной реализации процесса развития мелкой и как следствие развития графомоторных навыков необходимо:

- диагностирование уровня развития мелкой моторики у детей и графических навыков;

- стимулирование интереса ребенка к занятиям, к работе по развитию мелкой моторики;

- опора на ведущий вид деятельности ребенка, использование игр и игровых упражнений, повышающих активность и интерес к занятиям;

- использование любого свободного времени для проведения игр с детьми, развивающих мелкую моторику.

Все полученные умения помогут детям справиться с недоразвитием графических навыков, все игры и упражнения которые дети разучили со мною на занятиях,  они могут использовать в самостоятельной деятельности.

5.Список  использованной  литературы.

1.Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования

2. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная

программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Ко-маровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — с.

3.Шанина С. Е., Гаврилова А. М. «Играем пальчиками - развиваем речь» Москва, 2008.

4.Навицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» Москва: «Сова», 2006;

5.Данилова Л. «Пальчиковые игры» Москва: «Росмэн», 2008;

6.Хвастовцев А. «Умные ручки» Новосибирск: «Сибирское издание», 2008;

7.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006

8.Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

9.Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.

10.Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

11.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

12.Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

13. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП

14.Ананьева Б.Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение 1964г.

15.Бардышева  Т.Ю. Пляшут  мои ручки.- М.,  «Карапуз-Дидактика»,2005.

16.Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет. Практическое пособие для педагогов  и родителей – 2-й издание и дополнение: М. «АРКТИ», 2007г.

17.Бехтерев В.Н., Общие основы рефлексологии человека. -  М.,1928.

18.Возрастная  и педагогическая психология. Учебник для студентов пединститутов. / Под ред. Петровского А. В. – 2-е изд., исправ. и допол. – М.: Просвещение.-1979 – 288с.

19.Волина В. В. Игры в рифмовки. СПб: Дидактика, 1987г.

20.Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб Союз 1997г.- 224с.

21.Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка., М.: Просвещение 1985г. – 189с.

22.Гаврина  С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г. Готовим руку к письму. М.: Росмэн, 2008г. – 24с.

23.Марцинковской Т. Д. Детская практическая психология. М.: Гардрики 2004г. – 225с.

24.Павлов И. П. Лекция о работе больших полушарий  головного мозга. М. Академия медицинских наук СССР. 1952г. – 287с.

 «Хардфорд», 1996.

7. Приложения

1.Учебно- тематический план

2.Конспект подгруппового занятия по развитию графомоторных навыков

3.Инструментарий обследования графомоторных навыков детей

4.Сравнительные результаты возможных достижений детей старшей группы в развитии графомоторных навыков  на начало и конец 2014-2015 уч.года

 5.Тестовые задания по обследованию графомоторных навыков детей

 6.Картотека игр и упражнений на развитие руки ребенка.

 7.Памятка для воспитателя

 8.Консультации, памятки для родителей