ОД "В гости к Незнайке и его друзьям"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Плоцких Лариса Львовна

Конспект образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_v_gosti_k_neznayke_i_ego_druzyam.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 12

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности

по подготовке к обучению грамоте

в старшей группе

Воспитатель:        

Плоцких Лариса Львовна

Елец - 2014

Цель: развитие интереса у детей 5 – 6 лет к обучению грамоте.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать учить слышать и называть гласные, твердые и мягкие согласные звуки, различать их при изолированном произнесении и в словах;

- закреплять умение  делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;

- закреплять умение составлять предложения из 2-х и 3-х слов с опорой на схему предложения.

Развивающие:

- развивать фонематический слух, память,

- развить умение высказывать свою точку зрения;

- активизировать воображение, логическое мышление.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к художественной литературе;

- воспитывать у детей отзывчивость и желание приходить на помощь к тем, кто в    ней нуждается;

Демонстрационный материал и оборудование:

Мольберты, картинки с изображением сюжетов, предметов и персонажей, необходимых в ходе образовательной деятельности,  игрушки, корзинкидвух цветов (зеленая и синяя).

Методические приёмы: игровая ситуация, беседа-диалог, работа с картинками, физкультминутка, словесная игра, штриховка в тетради, анализ, подведение итогов.

Предварительная работа: чтение повести «Приключения Незнайки и его друзей», дидактические игры «Угадай в слове звук», «Цепочка слов», «Проговори слово по слогам».

Содержание образовательной деятельности:        

- Дети, скажите, вы любите слушать сказки  и рассказы? Какие у вас любимые книги? Ребята, а вы бы хотели, не просто сидеть и слушать, а очутиться в самой сказке, познакомиться с любимыми героями, даже помочь им, если это потребуется? (Ответы детей)

Вот  сегодня у вас есть такая возможность. Я хочу вас пригласить в путешествие по знакомой сказке. Эту сказку мы с вами читали совсем недавно. А кто её главный герой, догадайтесь, отгадав мою загадку.

В шляпе с круглыми полями

И в штанишках до колен

Занят  разными делами,            

Лишь учится ему лень.

Кто он, быстро отгадай-ка,

Как зовут его?

(Незнайка)

- Да, конечно, это Незнайка. Как вы думаете, почему Незнайку назвали так? (Предположения детей). А вы помните имена друзей Незнайки? (Знайка, доктор Пилюлькин, Винтик и Шпунтик, Пончик, доктор Пилюлькин и т.д.)

- А вкаком городе живёт Незнайка? (Ответы)

- Ребята, мы сегодня отправляемся в путешествие в Цветочный город.  Выполнив правильно все задания, которые нам встретятся в пути, поможем Незнайке стать умнее и грамотнее, а  коротышкам преодолеть трудности, с которыми они столкнулись. Вы сумеете помочь Незнайке и его друзьям? (Ответы детей). Молодцы! Вы готовы? Ну, тогда в путь, в Цветочный город!

Глазки закрываем,

Немного помечтаем.

Тихонько повернемся.

В сказку перенесемся.

- Посмотрите, нас уже кто-то встречает у своего домика(на мольберт выставляется изображение Знайки).

Этот умный коротышка

 Прочитал уже все книжки

 Он и вправду много знает

 Никого не обижает. (Знайка)

Знайка очень любит загадывать загадки, но только Незнайка пока что не умеет их отгадывать. Давайте мы с вами поможем Незнайке, отгадаем загадки  и назовемв отгадках первый звук.

Дом по улице идёт,

На работу нас везёт,

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус)

Палочка в руке,

Ниточка в воде.

На ниточке крючок,

Для рыбки — червячок. (Удочка)

Не моторы, а шумят.

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят (Осы).

И не снег, и не лёд,

А серебром

Деревья уберёт. (Иней)

Дети отгадывают загадки и называют первые звуки отгадок: а, о, у, и.

- Какие звуки мы назвали? (Гласные) Почему они так называются – гласные? Как они произносятся? (Они произносятся голосом, их можно тянуть, пропеть, гласным звуками ничто не мешает).Да, ребята!

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт,

Звук получается гласный.

-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным)

- Ребята, а где могут находиться гласные звуки в слове? (В начале, в середине, в конце)Правильно, а вот Незнайка еще не узнает, что за гласный спрятался в середине слова и просит вас помочь ему. Посмотрите на эти картинки. На каждой из них изображен какой-то предмет, а под ним схема. Красным цветом обозначен гласный звук, который находится в середине этого слова. Назовите это слово и угадайте, что за звук в середине слова.

Воспитатель проводит игру с несколькими детьми.

- А какие еще звуки бывают?)(Согласные) Как они произносятся? (Согласные всегда встречают во рту какое-то препятствие – губы, зубы, язычок).

А согласные согласны

Шелестеть, мычать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими)

-Каким цветом обозначается твёрдый согласный звук? (синим)

 -Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зелёным)

Воспитатель выставляет на мольберт изображение еще одного коротышки.

- А еще в доме Незнайки живет коротышка по имени Растеряйка. У этого малыша вечно все пропадает, все вещи  и игрушки разбросаны в совершенном беспорядке. Давайте поможем Растеряйке убрать игрушки на места. У нас с вами две корзинки. Одна корзинка – синего цвета, в нее положим игрушки, начинающиеся на согласный твердый звук. Другая корзинка зеленого цвета, туда мы положим игрушки, первый звук которых мягкий.

Дети выполняют задание. Они выбирают игрушку, называют ее, выделяют первый звук, определяют, какой он, и кладут игрушку в нужную коробку (мяч, машина, утенок, кубик, робот,  и т.д.).

- А теперь давайтепродолжим наше путешествие по Цветочному городу. Ого, наш путь подошел к речке! А кто помнит, как называется эта река? (Огурцовая) Правильно, потому что на берегах этой реки растут ароматные огурцы.  

У реки застрял автомобиль Винтика и Шпунтика, им нужно срочно переправиться на другой берег. Да и нам тоже нужно идти дальше. Как же перебраться через реку? (Предложения детей) Я согласна с вами, нам нужен мост. Из чего его можно построить? (Предложения детей) Друзья, вот здесь есть вот эти квадратные звенья-доски, на которых нарисованы разные рисунки. Если положить их цепочкой, друг к дружке, можно будет перебраться через речку. А чтобы цепочка не развалилась, я предлагаю вам выстроить ее так, чтобы каждое новое звено с картинкой начиналось на звук, которым заканчивается предыдущее. Начнем с доски, котороепомечено звездочкой. Что на ней нарисовано? (Дом)Какой звук вы услышали в начале? А в конце? Найдите теперь картинку, которая начинается на этот звук. Дети подбирают картинку с нужным звуком, выясняют последний звук, находят новое звено. Составляется цепочка из 4 звеньев (дом-мак-кот-танк).

Воспитатель: Отличный крепкиймост у нас с вами получился! Переходите сами и не забудьте переправить автомобиль Винтика и Шпунтика. Не упадите только в реку!

Дети осторожно проходят по импровизированному мостику.

Дети, вот мы с вами вышли на полянку, где играют малышки. Одна из малышек, Звездочка, прибежала на полянку первая  и стала громко звать подруг: «Сне-жин-ка! Муш-ка! Си-не-глаз-ка!»  Подружки услышали, прибежали и начали весело играть.

Как Звездочка звала своих подруг? Называла ли она целое имя, или произносила его по частям? (Она называла его по частям). Зачем Звездочка именно так звала своих подруг? (Так лучше слышно)

Мы с вами знаем, что любые слова можно разделить на части – слоги.Давайте  попробуем сосчитать, сколько слогов в именах малышек, которых звала Кнопочка.  Как из можно сосчитать?

(Дети делят имена на слоги с помощью двух приёмов: с помощью хлопковис помощью руки, подставленной к подбородку).

А теперь и давайте мы поиграем на полянке!

Физкультминутка

Вот Незнайкина зарядка.

Выполняйте по порядку.

Быстро станьте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.(подняться на носочках, руки вверх)

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите. (поднять, опустить плечи)

Влево, вправо повернулись,

Колен ладонями коснулись.(полунаклон, коснуться колен)

Сели – встали, сели – встали, (приседания)

Вы, надеюсь, не устали?

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте. (прыжки)

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (ходьба на месте)

Надо нам свободно стать

И спокойнее дышать. (дыхательное упражнение)

Дети подходят к другому мольберту, на котором изображение девочки, стоящей возле домика и клумбы для цветов.

- Ребята, посмотрите, а вот и домик Незнайкиной подружки Ромашки. Ромашка как раз вышла сажать цветы на клумбах, которые она сделала возле своего дома. Она попросила Незнайку помочь ей, но он убежал играть с друзьями. Что поделать! Вот такой он малыш, этот Незнайка! Давайте мы поможем Ромашке и выполним ее поручение: на первую клумбу Ромашка высаживает цветы, название которых состоит из одного слога, на вторую – цветы, название которых состоит из двух слогов, на третью – из трех. (мак,роза, тюльпан, астра, гвоздика, василек).

Дети помогают Ромашке, берут цветок, называют его, определяют, сколько слогов в названии, рассаживают цветы по клумбам.

Ребята, посмотрите, совсем неподалеку на полянке удобно разместился еще один коротышка со своим мольбертом. Кто же это, вы догадались?(Ответы детей)Тюбикразместился под деревом, смотрел вокруг себя и рисовал картину. Но, ребята, что за странная у него картина? Она вам что-то напоминает? (Ответы детей)Мне тоже кажется, что это схема предложения. Сколько слов в этом предложении?(Два слова)

Тюбик предлагает нам отгадать, что же он нарисовал. Повнимательнее взгляните на полянку, и все находится на ней. Мы сможем угадать, что нарисовал Тюбик, если составим предложение по его схеме из двух слов. (Ответы детей)

А вот и вторая картина Тюбика, и опять это схема предложения. Сколько слов в этом предложении? Чтобы угадать,что нарисовал Тюбик, придумайте предложение уже из трёх слов. (Ответы детей)

Дети, в Цветочном городе очень интересно, но нам пора уже и возвращаться. Закройте глаза!

(Звучит музыка, дети кружатся на месте)

- Вот мы и в детском саду! Понравилось вам путешествие в сказку? А что именно понравилось? Какое задание показалось вам самым трудным? А с каким заданием вы справились легко? Мне очень понравилось, что во время путешествия вы были дружны, умели слушать друг друга, поэтому справились со всеми трудностями в Цветочном городе. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Незнайка и его друзья"

Развлечение к Дню защиты детей для всех групп детского сада. Проводится на участке. ...

конспект занятия по математическому развитию дошкольников "Путешествие Незнайки и его друзей в страну Математики"

Занятие по математическому развитию для детей 6-7 лет разработано на основе технологии модерации с применением активных методов обучения. Способствует закреплению знаний детей по разделам "Колическтво...

Занятие по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе «В гостях у Незнайки и его друзей».

•Закреплять умение  детей различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, качественно их характеризовать.•Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком, интонационно его выделяя....

Конспект досуга - праздника "Привет, Незнайка!", посвящённого 60 - летию выхода в свет книги Н.Н.Носова "Приключение Незнайки и его друзей"

Дети обожают Незнайку за то, что он добрый и весёлый. Досуг направлен на формирование в детях дюбви к детской художественной литературе, развитию речи, мышления, логики и внимания....

Коспект литературного досуга "В гости к Незнайке и его друзьям"

Конспект литературного досуга "В гости к Незнайке и его друзьям"подготовлен к юбилейной дате детского писателя Н.Н.Носова для подготовительной группы....

«В гостях у Незнайки и его друзей»

Кнопочка, Тюбик, Медуница, Знайка, Молчун, Ворчун, Пилюлькин, Винтик, Шпунтик, Цветик, Гунька, Гусля, Пулька кто же это такие? А легко и просто можно ответить на этот вопрос, если вы читали...