Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Шубина Ольга Рюриковна

Тема занятия: "Звуки [с] и [ш]"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_obucheniyu_gramote_v_starshey_gruppe.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте в старшей группе

Тема занятия: «Звуки [с]  и  [ш]»

Задачи:

  1. Учить детей различать звуки  -  на слух и в произношении; произносить их правильно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова и фразы с этими звуками.
  2. Развивать фонематический слух у детей.
  3. Расширять и активизировать словарь детей.
  4. Формировать интерес к русскому народному творчеству.
  5. Воспитывать умение слушать друг друга.

Словарная работа: звук, слово; Семен, Тит, Федул, картуз, платок, калина, землица, клюква, ягоды, щегол, сено косить, губы надул, прожег, размешиваем, нажимаем, пересыпаем.

Индивидуальная работа: Продолжать работу по  различению звуков на слух и отчетливому их произношению. Развивать интонационную выразительность, правильный темп речи.

Предварительная работа: Уточнение произношения имеющегося звука  - , упражнения на звукопроизношение, на развитие фонематического восприятия: «Что я слышу?», «Узнай звук», «Разные звуки», на выработку четкой дикции. Заучивание потешек, загадок, «гимнастики для пальчиков».

Материал: Воздушный шарик, мешочек, ширма, стакан с чаем, ложка, две мисочки, стакан сухого гороха, лист бумаги, аудиозапись, игрушки: лиса, кошка, собака, лягушка, петушок, сова, картуз, платок (шаль), мешочек с воздушными шарами, чистый альбомный лист с надписью «Шурик».

Ход занятия                                                                                                                         -  Ребята, я хочу вам рассказать одну историю, которая приключилась со мной сегодня. Сижу я утром в детском саду, жду вас. Вдруг в открытое окно влетает необыкновенный гость. А прилетел он к нам потому, что хочет с вами познакомиться.

-  А у вас есть желание с ним познакомиться?

-  Я вам загадаю загадку, а вы должны отгадать ее и узнать нашего гостя.

Сегодня все ликует,

В руках у детворы,

От радости танцуют

Воздушные … (шары).

(воспитатель приносит шарик)

Шарик (аудиозапись) – Я шарик  Шурик. Я по свету летаю, разные звуки собираю. Хочу с вами, ребята, подружиться. Назовите по одному любому звуку, а я соберу их в свой мешочек (дети произносят звуки).

Шарик (аудиозапись) – Какие вы, молодцы! Все эти звуки я собрал в свой мешочек. А бывает еще другие неречевые звуки. Попробуйте угадать.

Дидактическая игра «Узнай звуки»

(воспитатель за ширмой выставляет предметы: стакан с чаем и сахаром, ложечка, две мисочки, стакан с сухим горохом, резиновая игрушка).

-  Кто-нибудь из вас догадался как получается этот звук?

-  Проверим, угадали ли вы?

-  Ребята, звуки мы слышим, а буквы мы видим и можем написать.

-  Кто может прочитать, что здесь написано?

-  Правильно, здесь написано его имя, Шурик.

-  Скажите, в слове шарик, какой первый звук?

-  А в слове Шурик?

-  Назовите Шурику какие вы знаете имена со звуком (Саша, Маша, Миша).

-  Кто вспомнит как шелестят листья на деревьях? (протяжно произносят звук ).

-  Как работает насос? (протяжно произносят звук .

Дидактическая игра «Узнай звук» (с листом)

-  Когда я произнесу звук  - поднимите руку.

-  Когда звук  - хлопайте в ладоши.

-  Шарик говорит, что вы хорошо различаете звуки.

-  Кто хочет загадать загадку про эти игрушки? (лиса, собака, кошка, петушок, лягушка, сова).

-  А как ты догадался, что это (лиса, собака, кошка и т.д.)?

-  Шарик любит играть с игрушками, где есть звук . Давайте поможем Шурику выбрать игрушки. (Дети выбирают игрушки со звуком : кошка, петушок, лягушка).

-  Шурик говорит всем спасибо за помощь.

-  Предлагаю отдохнуть и поиграть с пальчиками, научить Шурика.

Физкультминутка (пальчиковая гимнастика)

«Музыканты»                                «Кошка и собаки»

Я на дудочке играю,                        Вышла кошечка гулять,

Саша на гармошке                        Хвостиком играет.

Петр на балалайке,                        Ей на встречу из ворот

А Илья на ложках.                        Собаки выбегают.

Ребята, давайте вспомним потешку «Как у нашего кота».

Потешка:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котеньки усы

Удивительной красы.

Глазки смелые,

Зубки белые.

-  Назовите слова из потешки, в которых есть звук ? (усы, красы, смелые).

-  А теперь слова, в которых есть звук ? (нашего, шубка, хороша).

-  Шурик говорит, что вы самые внимательные дети, так как назвали все слова.

-  Ребята, Шурик предлагает поиграть в новую игру «Закончи шутку». Я буду говорить начало, а вы придумаете продолжение.

Са-са-са-… (в лесу живет лиса).

Со-со-со-… (у Сони колесо).

Су-су-су-… (в лесу видели осу).

А кто заметил, какой звук часто встречался в этих чистоговорках?

Ша-ша-ша- … (Саша моет малыша).

А в этой чистоговорке?

-  Молодцы, хорошо произносите звуки  , а чтоб лучше это у вас получилось, произнесите скороговорку: Саше дали кашу, а Клаше простоквашу.

-  Шурику понравились ваши шутки и скороговорка. Он собрал их в свой мешочек.

-  Давайте покажем Шурику, какие мы артисты (сценки по потешкам).

***                                                        ***

-  Что делаешь?                                -  Тит, иди молотить.

-  Ничего.                                        -  Живот болит.

-  А он что?                                        -  Тит, иди кашу есть.

-  Мне помогает.                                -  А где моя большая.

***

-  Федул, что губы надул?

-  Кафтан прожег.

-  Велика ли дыра?

-  Один ворот остался.

***

-  Куда идете, детушки?                        - Уж не клюква ли, детушки?

-  По ягоды, бабушка.                                - Нет, повыше, бабушка.

-  Где же ягоды, детушки?                        -  Не калина ли, детушки?                

-  Над землицей, бабушка.                        - Угадала, бабушка.

***

-  Куда, Семен, едешь?                                -  На что тебе коровы?

-  Сено косить.                                        -  Молоко доить.

-  На что тебе сено?                                -  На что тебе молоко?

-  Коров кормить.                                        -  Вас, детки, поить.

-  Шурик говорит, что вы настоящие артисты.

-  Шурик (аудиозапись) – Я сегодня узнал и увидел много интересного.

Можно я всегда к вам буду прилетать? А на память от меня вам эти воздушные шары.

-  Ребята, давайте попросим Шурика остаться в группе на один день.

-  Посмотрите, он кивает головой, значит он согласен.

Шубина Ольга Рюриковна, воспитатель         МБОУ НШ «Перспектива"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

занятие по обучению грамоте: "Буква Б"...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....

конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Конспект заняьтия по обучению грамоте в старшей группе с использованием элементов Вальдорфской педагогики....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»

Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Занятие с элементами методики «Букваграмма». Звук и буква М»

Цель:Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м' в слогах, словах, фразах, обучение чтению слогов.Задачи:- познакомить с буквой м;- вырабатывать навык четкого пр...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....