Непосредственная образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: « Путешествие в Африку»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Миндукова Ольга Алексеевна

конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе по обучению грамоте и закрепление знаний детей о Африке с ее растительным и животным миром

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект занятия73.5 КБ
Office presentation icon презентация к занятию2.07 МБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Пестречинский детский сад №1 «Колокольчик»

Непосредственная образовательная

        деятельность на тему:

      « Путешествие в Африку»

для воспитателей старших групп

     дошкольных учреждений

Пестречинского муниципального

                    района   РТ

                            Группа: Подготовительная

                                           к школе группа

                                              Воспитатель: Миндукова О.А.

                              с. Пестрецы

                            30 ноября 2012 г.

Цель: Формировать  знания детей о звуках и буквах, обучать элементам грамоты.                                                                                                                              Задачи :                                                                                                          Образовательные:    Знакомить детей  с буквой  эС и звуком [c], учить детей звуковому анализу и синтезу слов.                                                                             Развивать умение делить слова на части (слоги).                                           Способствовать развитию звукобуквенного анализа и фонематического слуха.                                Отработать навыки чтения слогов, слов.                                                                   Закреплять умение составлять несложные предложения по схеме.

Развивающие:                                                                                              Обогащать словарный запас детей о зонах Африки через ознакомление с ее животным и растительным миром.                                                                             Развивать логическое мышление, речь.                                                           Развивать умение понимать учебную задачу и выполнять ее.

Воспитательные:                                                                                                  воспитание навыка самостоятельной деятельности;                                        воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение;                               воспитывать чувство взаимовыручки и помощи;                                                   воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Словарная работа: материки, джунгли, лианы, пустыня.

Оборудование:                                                                                          Демонстрационный материал: касса букв, наборное полотно; глобус, карта Африки, плакаты пустыни Сахары, болота, реки Лимпопо, джунглей; картинки экзотических фруктов, животных джунглей; указка.                           Раздаточный материал: касса букв, красные и белые кружки; паучок на карандаше (для зрительной гимнастики).

Предварительная работа: Знакомство на занятиях по Ознакомлению с окружающим миром с материками, в т.ч. и с Африкой, с ее растительным и животным миром. Рассматривание карты мира, карты Африки, иллюстраций. Чтение книг “Айболит”, “Бармалей” К.Чуковского, “Слоненок”, “Маугли”, “Рикки-тикки-тави” Р.Киплинга. Просмотр мультфильмов “Маугли”, “33 попугая”. Вечер загадок “Животные Африки”. Выполнение коллективной работы на занятии по ИЗО на тему: “Животные Африки”.

                                     

                                              Ход занятия:

1.  Организационный  момент.

 Сообщение темы и цели занятия.

Воспитатель: Ребята, мы много путешествовали на занятиях по ознакомлению с окружающим миром по разным странам и континентам. Сегодня на занятии по обучению грамоте мы тоже отправимся в путешествие. А вот куда? Узнаете, отгадав загадку: (слайд №1)

Материк лежит большой.                                                                                                Самый жаркий и сухой,                                                                                                    Там и лето круглый год                                                                                                       Кто его мне назовет? (Африка)(слайд №2)

Показать детям на глобусе, где находится Африка.

Воспитатель: Мы отправимся в интересное, познавательное и увлекательное путешествие по Африке. А чтобы начать наше путешествие, давайте скажем волшебные слова:                                                                                                                 Ра-ра-ра – начинается игра.                                                                                                 Са-са-са – ждут в пути нас чудеса…

2. Пустыня Сахара – самая большая пустыня мира. Здесь сухо и жарко и практически ничего не растет, только: (слайд №3)

Завывает ветер – [у].                                                                                                        Шуршит песок – [ш].                                                                                            Ползают и свистят змеи – [с].

– Что мы произнесли? (мы произнесли звуки….)                                                                -   Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные)

– Чем согласные звуки отличаются от гласных? (Согласный звук состоит из голоса и шума, и при произношении воздух встречает преграду во рту. А гласный звук состоит только из голоса, воздух свободно проходит через рот.)

3. Ребята в Африке есть не только пустыни. (слайд №4)  Перед нами болото, из которого вытащили бегемота.                                                                                               По болоту идти далеко, по болоту идти нелегко.… Но, чтобы не оступиться и не провалиться в болото, надо правильно поделить слово на слоги.

- Сколько камушек нам нужно, чтобы пройти  болото? (три камушка, потому что в слове болото три слога)                                                                                               – Кто еще живет на болоте? (бегемот, цапли, лягушки) - делим слова на слоги таким же способом. 

4.  Физминутка: “На болоте две лягушки” (звуковой эффект кваканье лягушек)

На болоте две лягушки                                                                                                   Две зеленые подружки.                                                                                                      Рано утром умывались,                                                                                            Полотенцем вытирались,                                                                                                 Вправо, влево наклонялись.                                                                                                        И друг другу улыбались!

5. Преодолев болото, мы вышли к месту, где отдыхают и купаются животные и растут экзотические фрукты (слайд №5). Надо прочитать их название: первый фрукт –

К…В…                   - киви                                                                                                                  Б…Н…Н                -банан                                                                                                           … Н…Н…С           -ананас

– Что надо знать, чтобы прочитать? (чтобы причитать слова нужно знать буквы)

– Почему не можем прочитать? (мы не можем прочитать слова, потому что пропущены буквы)

– Вставьте гласные буквы и прочитайте.                                                                                     - Определим место звука в слове.                                                                                     - Какой согласный звук мы слышим в начале слова КИВИ?                                                                            - Какой согласный звук мы слышим в середине слова БАНАН?                                               - Какой согласный звук мы слышим в конце слова АНАНАС?

Дети, вы должны знать, что слова состоят из  звуков, а на  письме мы их обозначаем – буквами.    Сегодня мы с вами познакомимся с новым    звуком [c], который обозначается буквой - эС   Давайте произнесем звук  - ссссс…. Найдите в кассе букву, которой обозначается звук –ссс. (находят в кассе)   ссс -  как вы думаете, гласный или согласный этот звук.

Звук [c] мы можем слышать как в начале слова - СЛОН (повторите), в середине слова ПЕСОК (повторите), и в конце слова АНАНАС (повторите).

А теперь поиграем.

6.Дидактическая  игра  «Красный – белый»

Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять звук [c] из слова и определять его место в слове.

Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки.

Ход: Воспитатель показывает картинки. Если в слове дети услышали звук [с], то поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Ананас, киви, слон, пустыня, обезьяна, змея,  бегемот, носорог, цапля. (показ слайдов № 6-14)

- Давайте определим место звука [c] в слове, где мы его слышим?  (в начале, середине или в конце слова)  

7. Подкрепившись, идем дальше. (слайд №15) Мы подходим к реке Лимпопо, где живет сказочный Гиппопо и другие ее обитатели. Чтобы преодолеть реку, надо правильно составить слова, а заодно узнаем, кто же обитает в ней и в других африканских водоемах.

ИКТ, РАБК, АЛАКУ, БЫРЫ, УКПА. (работа с кассой букв)

 - Кто составил слово. Выйди и составь на доске, что  за слово у тебя получилось. А вы ребята проверти у себя и друг у друга, так ли у вас получилось?…(остальные слова разбираем по  той же схеме)                                 Молодцы! Хорошо справились с заданием,   а теперь давайте отдохнем.                                                                                                                

8. ЗРИТЕЛЬНАЯ   ГИМНАСТИКА   «Паучок»

Пау-пау-паучок,                   Дети вытягивают перед                                          Паутиновый жучок.                Собой паучка на палочке.                                                    Он на веточке сидел                Фикусируют взгляд на паучке и,                                                Да на солнышко глядел.          проговаривая слова, перемещают

                                                    вверх, вниз, вправо, влево, прослеживая

                                                    движение взглядом.

Паутинку натянул,                     закрывают глаза, опустив паучка вниз.          Покачался и уснул.                                                                                                    Здравствуй, здравствуй,

                        Солнышко,           Быстро моргают глазками.                                   Солнышко-веселнышко!

  9. А теперь мы попадаем в тропический лес или джунгли, где: (слайд №16)

– Распускаются красивые цветы.                                                                                            -  Порхают бабочки.                                                                                                                -  По лианам скачут и корчат рожицы обезьянки.                                                       -  Ползают жуки.                                                                                                            -  Извиваясь, шипят змеи.                                                                                              Здесь, в джунглях, мы поиграем в игру “Кто лишний”. Нужно выбрать из многообразия животных (картинки) тех, кто не живет в джунглях. (ошибки исправляют сами  дети –  проблемная ситуация)

– А теперь я загадаю загадку, а вы отгадайте, о ком идет речь:

Он высокий и пятнистый,                                                                                                        С длинной – длинной шеей,                                                                                                       И питается он листьями -                                                                                              Листьями деревьев. (Жираф)

10. Работа над предложением.

Составление предложения по схемам со словом ЖИРАФ:

_______     _______ .

_______     _______      _______ .

_______      _______       _______     _______.

– Сколько слов в предложении?                                                                                             – С какой буквы пишется первое слово в предложении?                                                            – Какой знак ставится в конце предложения?

11.  Итог занятия.

Ад-ад-ад – мы вернулись в детский сад.                                                                                Ра-ра-ра – вот и кончилась игра.

- С каким  звуком   вы познакомились?     ( С )

- Какой буквой обозначается звук   с  на письме?  ЭС. Покажите  мне  букву ЭС  в разрезной азбуке.

- На следующем занятии будем учиться печатать букву  ЭС.

- Что нового узнали об Африке?                                                                    Ребятки, путешествуя по материкам, узнаем и получаем знания по обучению грамоте.  Совмещаем  приятное  с полезным.

Молодцы, дети, все сегодня работали хорошо, отвечали правильно, сами находили свои ошибки и вовремя исправляли их.

Песенка: «В Африке реки вот такой ширины» (слайд № 17)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Читания"

План-консект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.  Цель: познакомить де...

Непосредственная образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему:" Баба Яга учится читать"

                        ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Образовательные цели:1.Учить четко проговаривать звуки в словах, способствовать речево...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: « Путешествие по морскому дну»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамотев подготовительной к школе группеТема: « Путешествие по морскому дну»Цель:  Познакомить детей с новой буквой «В, в» и зву...

Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: " Закрепление звуков [д] и [д\'], буквы Д"

Задачи:- закрепить звуки [д] и [д\'], букву Д; закрепить умение делить слово на слоги, ставить ударение; продолжать учить делать звуковой анализ слова;- развивать фонематический слух, внимание, память,...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в Страну Грамоты»

Конспект образовательной деятельности по обучению грамотев подготовительной к школе группена тему «Путешествие в Страну Грамоты»Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие» , «...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие цветика семицветика»

Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной деятельности; воспитывать любовь к чтению, к грамматик...