Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Кондратенко Юлия Евгеньевна

«Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе № 11

«Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Выполнила:

Кондратенко Ю. Е.

ГБОУ Школа № 937

Москва 2015-2016 учебный год.

 Задачи:

Образовательные:

Учить определять место звука «К» в слове (в начале, в середине, в конце).

Продолжать знакомство ребенка с понятием: «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».

Продолжать учить детей составлять предложения по заданным словам.

Развивающие:

Научить чётко произносить звук [к] и [к,], дифференцировать их на слух и в произношении.

Упражнять в словообразовании и словоизменении (вол.(к), волк, волки).

Упражнять в образовании множественного числа существительных.

Совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику, тактильные ощущения.

Совершенствовать навыки звуко - слогового анализа.

Воспитательные:

Вызвать эмоциональный настрой детей на занятие.

Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.

Повышать речевую активность.

Воспитывать культуру речевого общения.

Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление.

Закрепить знание гласных и согласных звуков.

Упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом.

Закрепить умение делить слово на слоги.

   

Ход занятия:

Стук в дверь.

Воспитатель: -Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)

Воспитатель: -Сундучок-то не простой! С семью замками! Давайте прочитаем письмо:

«Дорогие дети подготовительной группы!

Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с семью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!

                                                                                            Дед Грамотей. »

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?

(Ответы детей)

Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)

Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием — один замок откроем!

 Задание №1.

Послушайте слова : комар, ком, куст, кофта, гамак, садик, камень, клоун, носок. Какой звук вы слышите?  звук к. Получится у нас его спеть? (Нет). Почему? (нам мешает преграда – спинка у языка поднимается вверх). Значит он какой? (Согласный). В каком домике будет жить этот звук? (В синем).

Назовите слова со звуком К.

   Послушайте слова: кит, киса – какой вы слышите звук в начале этих слов? (Звук кь). Какой он – твердый или мягкий? (Мягкий). А мягкие звуки в каком домике у нас живут? (В зеленом). Кь – братец звука к.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!

(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)

Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

(Находят второй ключ, выполняют второе задание./

Задание №2.

Воспитатель: А задание такое: поиграть  в игру « Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Дедушке!                    

Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует

Цветная … (радуга).

Утром дед спросил у внучки:

Почему не моешь… (ручки)

Михаил играл в футбол

И забил в ворота…(гол)

4) Солнце светит очень ярко,

    Бегемоту очень … (жарко).

Где обедал воробей?

В зоопарке у…(зверей)

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки)

Жук упал и встать не может,

Ждёт он, кто ему…(поможет)

(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)

В: Послушайте ребята, где нам искать третий ключ! А вот и третья загадка:

Бьют в него -  не барабан.

Солнце встретит с ним шаман,

И на празднике он будет-

Скрипкам подыграет ………бубен!

Так где бы будем искать наш третий ключ?

Дети: В музыкальном уголке!

Задание №3.

Игра с мячом «Измени слово».

Педагог предлагает детям изменить слово и произнести его так, чтобы в нем появился звук к (буква перед детьми на доске). Например: лапа – лапка, липа - …, лопата, нота, монета, солома, пена и т.п. Педагог по очереди кидает мяч каждому ребенку.

   А потом изменить слово так, чтобы звук к стал мягким (кь). Я произнесу слово и назову один предмет, а вы – когда их много: лапка – лапки, липка – липки и т.д. Обратить внимание на то, что в словах появился мягкий звук кь.

Воспитатель: А вот ещё одно задание: Это рассказ!

«Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы верёвочку, и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом – нет её подружек! Зина начала громко звать подруг: Ма – ша!, Ма – ри – на!, Та – ня!, На – та — ша!, Ва – ля!. Подружки услышали, прибежали и начали весело играть».

Вопросы к детям:

Как девочка звала своих подруг? Называла ли она целое слово, или произносила его по частям?

Почему девочка именно так звала своих подруг? (ответ: так лучше слышно)

Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в словах: кабачок, кот, корова, кабан, кино, кукушка, кадушка, ковёр и т д

Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?

Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».

   Физминутка:

Буратино потянулся,    

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.  

Руки  в стороны развёл,

Ключик так и не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)

Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует, -

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом.

Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!

 Задание №4.

Игра «синий-зеленый».

Воспитатель: -Ребята, в этом задании я буду называть слово, а вы если услышите твердый звук [к]-поднимите синюю фишку, а если услышите мягкий звук [кь]-поднимите зеленую фишку.

Слова: Кошка, кит, капуста, корова, кеды, костёр, кекс. Кастрюля, кирпич и т д.

Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:

Что за чудо – кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

Всё сначала начинаю.

(Дети отгадывают: Конструктор. Находят ключ.)

   Задание №5.

Воспитатель: В этом задании нам предстоит определить место звука К в слове: в начале, в середине или в конце.

мак, стакан, веник, носок, капуста, конфета, щенок

(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок).

Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет!

Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)

Задание №6.

Воспитатель: Слушайте последнее, шестое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «К». Что вы купите? Дети называют продукты, в названиях которых есть звук «К»: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.

(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом)

После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: Это Клоун

Воспитатель: -Ребята, на ваших столах, в корзиночках, лежат карточки обозначающие гласные, согласные и мягкие согласные звуки.

Выложите на столах схему слова «Клоун»

Дети выполняют задание!

Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! Вам понравилось наше занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....

конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Конспект заняия наравленный на развитие у детей воображения, интонациональной выразительности....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Выявить уровень сформированности знаний по подготовке к обучению грамоте детей 5 – 6 лет....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

конспект занятия по обучению грамоте для поготовительной группы, квест-игра с презентацией....

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе: “Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе:“Волшебный сундучокДеда Грамотея»Подготовила: воспитатель подготовительной группы «Муравьишки...


 

Комментарии

Хороший конспект)спасибо)обязательно использую в своей работе)))