"Полёт в космос" конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Рудакова Елена Юрьевна

Продолжаем обучать звуковому анализу и синтезу слов. Учим детей образовывать имена прилагательные от имён существительных. Закрепляем умение детей делить слова на слоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon polyot_v_kosmos.zip18.58 КБ

Предварительный просмотр:

           МБДОУ   детский   сад   №118    общеразвивающего   вида

                                  Полёт в космос

               Конспект занятия  по обучению грамоте в старшей группе

                                                  детского сада

                                           

                                                                Подготовила  воспитатель: Рудакова Е.Ю.

                                              г. Воронеж  2015

Задачи:

Образовательные – продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имён существительных;

Развивающие – закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом,  упражнять в придумывании предложений с заданным словом и составлении схем, развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память;

Воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Материал и оборудование: ракета; изображения космических объектов: планета, чёрная дыра, комета, звездопад, звёзды с буквами А, З, Б, У, К, А; звёзды со слогами; предложение «В добрый путь!», разделённое на слоги; фонограмма старта космической ракеты; карточки с буквами; учебник «Азбука»; рисунок звезды для гимнастики для глаз; цветные фишки для звукового анализа слова.

 

                                Ход занятия:

Орг. момент.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Эмоциональная настройка.

Воспитатель: Ребята, какое у нас сегодня настроение?

Дети: Хорошее, радостное, весёлое.

Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу своё хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмёмся

 И друг другу улыбнёмся.

Беседа о времени года.

Воспитатель: Ребята, какое время года наступило?

Дети: Наступила весна.

Воспитатель: Весна какая?

Дети: Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная.

Воспитатель: Какие весенние месяцы вы знаете?

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель: Какой сейчас месяц?

Дети: Сейчас идёт месяц апрель.

Постановка учебной задачи.

Воспитатель: Какой праздник отмечала вся страна 12 апреля?

Дети: Вся страна отмечала день Космонавтики.

Воспитатель: Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос, потому что жители планеты Грамотейка  просят нас о помощи. Космические пираты похитили у них одну очень ценную книгу. Поможем её вернуть? Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание жители планеты  будут присылать нам звёзды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты. Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.

                 До Луны не может птица,

                 Долететь и прилуниться.

                 Но зато умеет это,

                 Делать быстрая …..

Дети хором: Ракета.

Воспитатель:  Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Чтобы давать чёткие

ответы, нам надо потренировать язычки.

Артикуляционная гимнастика (выполняется хором).

Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.

Им – им – им, на ракете полетим.

Ды –ды – ды , долетим мы до звезды.

Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.

Игра «Образуй прилагательные от существительных»

Воспитатель: Нам надо знать свои места, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова отвечающие на вопрос какой? Весна – весенний, дождь – дождливый, звезда – звёздный, туман – туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, лето –летний, дерево – деревянный, стекло – стеклянный, бумага – бумажный, золото – золотой, серебро – серебряный, соль – солёный, холод – холодный, лес – лесной, снег – снежный, книга – книжный.

Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием. Это была у нас разминка. А сейчас заняли свои места, приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить, вам надо прочитать предложение.

Дети читают хором: В добрый путь!

Воспитатель: Молодцы. За это задание,  жители планеты  прислали  нам  первую звезду (А). Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт  (звук запуска ракеты).

Деление слов на слоги.

Воспитатель: На нашем пути три планеты – «Слогознайки». Пираты смешали все картинки. Надо помочь жителям этой планеты. У вас на столах картинки, посмотрите на них внимательно и произнесите это слово, определите количество слогов в этом слове. Карточки нужно разложить на больших картинках таким образом: где вагончик с одним окошком – карточки со словами из одного слога, где с двумя окошками – из двух слогов, с тремя – из трёх слогов.

Дети: Кот, слон, кит, волк, тигр, ёж - эти слова состоят из одного слога.

Дети: Лиса, кошка, заяц, медведь, кролик, коза - эти слова состоят из двух слогов.

Дети: Курица, колобок, корова, лошадь - эти слова состоят из трёх слогов.

Воспитатель: Молодцы, помогли словам вернуться домой, за это жители планеты прислали нам вторую звезду (З).

Воспитатель: А мы отправляемся дальше. На нашем пути… отгадайте что.

Всё комета облетела,

Всё на небе осмотрела.
Видит в космосе нора –

Это чёрная …

Дети хором: Дыра.

Звуковой анализ слов.

Воспитатель: Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова.

Воспитатель: Сколько слогов в слове дыра?

Дети: В слове дыра два слога ды – ра.

Воспитатель: На какой слог падает ударение?

Дети: Ударение падает на второй слог.

Воспитатель: Дайте характеристику звуку [д].

Дети: Звук [д] согласный, твёрдый звонкий.

Воспитатель: Охарактеризуйте звук [ы].

Дети: Звук [ы] гласный, безударный.

Воспитатель: Дайте характеристику звуку [р].

Дети: Звук [р] согласный, твёрдый, звонкий.

Воспитатель: Дайте характеристику звуку [а].

Дети: Звук [а] гласный, ударный.

Воспитатель: Благополучно пролетели мимо чёрной дыры, получили третью звезду (Б) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.

Физкультминутка.

В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)

Космонавт летит в ракете  (наклоны в стороны).

А в низу леса, поля – (наклоны вперёд)

Расстилается земля  (дети разводят руки в стороны).

Воспитатель: На нашем пути следующее испытание.

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его – полоска света,

 А зовут объект…

Дети хором: Комета.

Определение звука на слух.

Воспитатель: на хвосте кометы разместились слова. В этих словах, вы должны поймать звук [з]: телескоп, звезда, солнце, созвездие, звездочёт, астроном, космонавт, полёт, земля, космос, звёздочка, луна, звездопад, планета  (если в слове  есть звук [з] дети хлопают руками).

Воспитатель: Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (У).  А на нашем пути следующее испытание.

Рассыпалось к ночи зерно, глянули утром – нет ничего.

Дети: Звёзды.

Гимнастика для глаз.

Воспитатель: Давайте  нарисуем звезду глазами по стрелкам.

Воспитатель: Подберите родственные слова к  слову звезда.

Дети: Звёздочка, звёздный, созвездие, звездочёт, звездолёт, звездопад.

Воспитатель: Что такое родственные слова?

Дети: Слова родные друг другу.

Воспитатель: Как понимаете слово звездопад?

Дети: Явление, когда падают звёзды.

Воспитатель: Какое это слово простое или сложное?

Дети: Это слово сложное, потому что оно состоит из двух частей.

Воспитатель:  Молодцы, с этим заданием мы справились, получили звезду (К).

Игра «Составь слова из букв».

Воспитатель: Посмотрите,  с неба упали звёзды, но не простые, а с буквами. Прочитайте их, придумайте с ними слова: С, О, Л, Н. Необходимо составить из  имеющихся букв как можно больше слов (дети придумывают с ними слова: сон, слон, он, но, нос, а потом придумывают с этими словами предложения).

Воспитатель: Молодцы, и за это задание нам дали звезду (А).

Воспитатель: Вот мы и долетели до планеты Грамотейка, выполнили все задания космических пиратов и теперь можем узнать, какую же книгу они похитили.

Дети: АЗБУКА.

Воспитатель: Это  нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть азбуку на планету Грамотейка, а теперь нам  пора возвращаться домой. Закройте глаза и скажите волшебные слова:

Дети хором:  Из полёта возвратились

                       И на Землю приземлились.

                       ( звучит запуск ракеты)

Подведение итогов.

Воспитатель: Вот мы и вернулись домой. Чем мы занимались сегодня на занятии?

Дети: Составляли слова из букв, делали звуковой анализ слов, придумывали предложения, подбирали родственные слова, определяли количество слогов в слове, из имён существительных образовывали имена прилагательные, отгадывали загадки.

Воспитатель: На этом наше занятие окончено, попрощайтесь с гостями, а жители планеты прислали вам подарки  (рисунки с изображением космических планет, ракет и т.д.), их надо вам раскрасить.

Список используемой литературы:

Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.  - Москва: ТЦ Сфера, 2004.

Кулешова Л.А. Занятия по обучению грамоте в ДОУ. -  Воронеж: ТЦ Учитель, 2005.

Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 5-6 лет. -  Москва: Просвещение, 2006.

Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. -  СПб: издательство КАРО, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте с использованием технологии ТРИЗ и РТВ  в старшей группе детского сада. Непосредственная образовательная деятельность проводилась на Городско...

Конспект комплексного занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Цель занятия. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Формировать умение делить слова на слоги, определять ко...

Конспект комплексного занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада

Цель занятия. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове...

Конспект интегрированного познавательно – игрового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе детского сада № 45 по теме: « Звук и буква «к» на лексическом материале «домашние животные».

ЗАДАЧИ:- уточнение артикуляции звука К, акустических признаков;- развитие слухо-речевой памяти, фонематического восприятия, интонационной выразительности;- уточнение и расширение лексического запаса, ...

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы детского сада

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы детского сада Цель:  знакомство со звуком [Ш].Задачи:1. Коррекционно - обучающие:-        уточнить...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада (знакомство со звуком Ш)

Конспект занятия составлен в игровой форме с целью закрепления у детей умения находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, продолжать учить детей произносить слова с выделением нужного зву...

Как подготовить и провести занятие по обучению грамоте в старшей группе детского сада

садаОдной из самых важных целей дошкольного образования является подготовка ребят к школе. В разных аспектах учебно-воспитательного процесса эта работа начинается с младшего возраста, однако в старшей...