Как подготовить и провести занятие по обучению грамоте в старшей группе детского сада
консультация по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

сада

Одной из самых важных целей дошкольного образования является подготовка ребят к школе. В разных аспектах учебно-воспитательного процесса эта работа начинается с младшего возраста, однако в старшей и подготовительной группах детского сада приобретает характер непосредственной образовательной деятельности (НОД). Так, одной из форм подготовки дошколят являются занятия по обучению основам грамоты. Разработка и проведение таких занятий с детьми 5 лет требует от воспитателя определённых психолого-педагогических и методических знаний, о которых и пойдёт речь далее.

Несколько фактов из истории вопроса

Обучение чтению и письму не проводилось в дошкольных учреждениях вплоть до 1962 года. Затем в программу был включён раздел «Обучение грамоте», предполагавший формирование навыков чтения и печатного письма на части алфавита. Правда, к 70-м несовершенства методики оказались столь очевидны, что постепенно письмо, а затем и чтение из программы были исключены. Но подготовительная работа перед обучением грамоте осталась. С течением времени её основные положения начали разрабатываться уже с детьми 3–4 лет, то есть снова пришли к необходимости постижения азов чтения и письма в старшем дошкольном возрасте.

В современной системе дошкольного образования обучение грамоте включено в программу

Суть занятий по обучению основам грамоты

Обучение грамоте — это начальный уровень образовательного процесса по освоению навыков чтения и письма, который в детском саду интегрирует несколько образовательных областей: познание; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramota.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Как подготовить и провести занятие по обучению грамоте в старшей группе детского сада

Одной из самых важных целей дошкольного образования является подготовка ребят к школе. В разных аспектах учебно-воспитательного процесса эта работа начинается с младшего возраста, однако в старшей и подготовительной группах детского сада приобретает характер непосредственной образовательной деятельности (НОД). Так, одной из форм подготовки дошколят являются занятия по обучению основам грамоты. Разработка и проведение таких занятий с детьми 5 лет требует от воспитателя определённых психолого-педагогических и методических знаний, о которых и пойдёт речь далее.

Несколько фактов из истории вопроса

Обучение чтению и письму не проводилось в дошкольных учреждениях вплоть до 1962 года. Затем в программу был включён раздел «Обучение грамоте», предполагавший формирование навыков чтения и печатного письма на части алфавита. Правда, к 70-м несовершенства методики оказались столь очевидны, что постепенно письмо, а затем и чтение из программы были исключены. Но подготовительная работа перед обучением грамоте осталась. С течением времени её основные положения начали разрабатываться уже с детьми 3–4 лет, то есть снова пришли к необходимости постижения азов чтения и письма в старшем дошкольном возрасте.

В современной системе дошкольного образования обучение грамоте включено в программу

Суть занятий по обучению основам грамоты

Обучение грамоте — это начальный уровень образовательного процесса по освоению навыков чтения и письма, который в детском саду интегрирует несколько образовательных областей: познание; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Это интересно. Обучение грамоте может быть трёх видов: предназначенное для детей в общих группах, а также логопедическое и коррекционное, которые предполагают работу с малышами, имеющими нарушения речи (в том числе и вследствие ДЦП, ЗПР). Общие занятия проводятся воспитателем, а логопедические, коррекционные — логопедом и/или дефектологом.

Занятия по обучению грамоте в группах общеразвивающей направленности проводит воспитатель

Содержание работы по обучению грамоте в детском саду раскрывается целями, которые это направление учебно-воспитательного процесса преследует: стимуляция умения наблюдать, проводить сравнительный анализ, делать выводы (за счёт активизации процессов мышления); пополнение словарного багажа; развитие речи (точное употребление языковых средств для внятного и выразительного изложения мыслей); воспитание умения следовать правилам, нужным для учебной деятельности (с опорой на личную мотивацию); обучение ребят чтению по слогам и письму.

Психологи убеждены, что до 5 лет дети наиболее восприимчивы к изучению языков, то есть очень важно формировать у малышей этого возраста языковую интуицию в отношении грамотных синтаксических конструкций, вырабатывать верное произношение и пополнять активный и пассивный словарь.

Обучить азам чтения и письма в старшей группе можно систематическим решением таких образовательных задач:

познакомить детей с сутью и принципиальными различиями понятий «буква», «звук» (буква — это «рубашка» для звука);

формировать фонематический слух (то есть навык выделять, различать и воспроизводить звуки речи);

тренировать детей в делении слов на слоги, а также объединении букв в слова;

учить  голосом показывать ударный слог, протягивая звучание гласного;

обучать выполнять анализ звуков в слове (сначала на трёхбуквенных словах — дом, мак, кит, лес и др.);

развивать умение распределять согласные в две категории по твёрдости и мягкости;

познакомить малышей с содержанием понятия «предложение»;

воспитывать уважение к языку.

Занятия по обучению грамоте реализуют важные учебно-воспитательные задачи дошкольного образования

Это интересно. Современный подход к обучению грамоте основан на методе, предложенном великим педагогом К.Д. Ушинским. Суть его заключается в знакомстве со звуками при выделении их из речи. Начинается освоение с гласных звуков а, о, и, е, у, ы, которые идентифицируются сначала в односложных, а затем в двусложных и многосложных словах. После того как будут усвоены я, ю, ё, происходит переход к изучению согласных. Именно умение идентифицировать в словах согласные является, по замечанию Ушинского, «ключом к освоению навыка чтения».

Это интересно. Для детей с отклонениями в развитии, например, с нарушениями речи, есть особые методики, в частности, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Г.А. Глинна и др.

Наличие рекомендаций для родителей, которые помогают грамотно выстраивать занятия дома, если малыш, к примеру, пропустил урок в детском саду        Довольно «сухое» изложение материала, требующее от педагога серьёзной работы по наполнению занятия разными видами деятельности с привлечением дополнительных источников Умеренная иллюстративность: при наличии картинок для каждой буквы, для текстов, в пособии нет большого количества рисунков, то есть ничто не отвлекает от обучения        Строгое условие развитой речи малыша, то есть тем детям, которые говорят с дефектами или просто неграмотно, работать по методике без предварительных занятий с логопедом будет сложно. Отработка чтения на традиционных предложениях («У Ло-ры  ша-ры» и др.)        

К моменту перехода в подготовительную группу старшие дошкольники должны:

знать, что такое вопросительное предложение, точка, заглавная буква;

понимать, что в слове обязательно есть акцентный слог;

уметь классифицировать звуки (согласный — гласный, твёрдый — мягкий, звонкий — глухой);

идентифицировать звуки в словах из 3–4 букв;

знать различия между понятиями «буква» и «звук»;

читать простые слова.

Приёмы для занятий по обучению грамоте

Основная форма проведения занятий по обучению грамоте — игра. Учитывая, что без постоянного словесного сопровождения разных видов активности невозможно развитие языка детей, возрастает значение речевых приёмов в работе. А так как основной канал восприятия мира дошкольниками — зрительный, без наглядности не обойтись. И, конечно, нельзя пренебречь практическими приёмами в работе, помогающими прочнее усваивать материал. Таким образом, при разработке уроков по обучению грамоте воспитатель пользуется всеми педагогически оправданными способами взаимодействия с детьми. Рассмотрим их детально.

Речевые приёмы

Развитие речи — важный критерий готовности ребёнка к обучению грамоте. И для того чтобы реализовать задачи освоения этого образовательного направления, педагог активно пользуется всем арсеналом словесных способов взаимодействия с детьми. Речевые приёмы являются важным способом взаимодействия на занятиях по обучению грамоте

Объяснение

Этот приём касается не только разъяснения самого материала, который презентуется детям, но и последовательности выполнения того или иного задания. Например, в процессе звукового анализа слова «мак» своим воспитанникам я говорю о том, что этот цветок на картинке нам в подарок прислала Фея Весна. И она очень просила в письме, чтобы мы посчитали количество звуков в слове. После этого мы по следующему заданию Феи пропеваем звуки в слове, идентифицируя согласные и гласные. Так у детей складывает алгоритм звукового анализа слова: сначала считаем буквы, потом пропеваем их, определяя гласные и согласные.

Это интересно. Повторное объяснение для старших дошколят, в том числе и от имени сказочного персонажа, можно отдавать детям, решая, кроме учебных, ещё и воспитательные задачи, то есть, прививая малышам чувство ответственности.

Загадки и стихотворения

В своей практике загадки я использую, кроме традиционной мотивации, ещё и на этапе повторения. Например, когда мы с ребятами изучили несколько букв, я организую командное разгадывание загадок:

Аист — птица-почтальон,

К нам придёт весною он.

Прилетит издалека,

Принесёт нам букву… (а).

В этой букве нег угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла —

Покатиться бы могла. (О.)

Кусок от бублика я съел,

И получилась буква…(с).

Стихотворения удобно использовать, чтобы презентовать слово для звукового анализа. Так, своих детей я мотивирую на работу со словом «сани» забавной рифмовкой:

Хороши, конечно, сани,

Только хитрые они:

Вниз, под горку, едут сами,

А на горку — их тяни!..

Сказки

Этот словесный приём отлично мотивирует ребят, а также даёт представление о языковых понятиях, с которыми сталкиваются дети в процессе обучения, например, о порядке букв в слове. В качестве образца приведу сказку о слове дом:

«В одном книжном государстве жили буквы. И однажды там случилась такая история. Буквы «Д», «О», «М» решили построить дом из кубиков, только он всё время падал. Буква «О» всё время забегала вперёд и старалась стать на крышу, обижаясь, что она вторая, а не первая.

Во время рассказывания этой сказки можно показать такую картинку: буква О обиделась, что она не первая

Буква «М» и вовсе последней не хотела быть и убежала. Долго искали её в книжном царстве. Когда нашли, то поставили в конце, букву «Д» — вперёд, а букву «О» — второй. С тех пор дом перестал качаться и падать».По ходу развития сюжета дети могут выполнять задания по поиску букв

При выборе или составлении сказок на тему нужно обязательно:

подключать к рассказу иллюстрации;

не перегружать персонажами и сюжетными поворотами;

использовать понятную лексику;

выдерживать хронометраж.

Чтение

Приём, который собственно и является результатом работы по курсу обучения грамоте. Этот навык нужно формировать также в процессе знакомства, отработки или закрепления материала. Другими словами, дети, освоив необходимый минимум слогового чтения, могут сами читать слова — подписи к картинкам или словосочетания — инструкции к играм на вводном или основном этапах занятия.

Скороговорки

Важным приёмом отработки речевого навыка является проговаривание скороговорок. Для детей старшего дошкольного возраста они могут быть ещё и юмористического содержания (ребята это точно оценят):

Остренькие рожки

У козы Серёжки.

И сказал Серёжка:

«Я боюсь немножко».

Наглядные приёмы

О том, что все задания должны подкрепляться иллюстрациями, уже говорилось выше. Поэтому остановимся на таких важных наглядных приёмах, как демонстрация и показ. Первое предполагает личный пример педагога в той или иной деятельности. Так, чтобы научить ребят выделять ударный слог в словах, воспитатель сначала сам проговаривает слова с акцентом на нужную гласную, то есть «пропевает» её. А если идёт отработка написания буквы, то несколько раз прописывает её на доске, комментируя порядок выполнения элементов.

Показ включает просмотр детьми презентаций, видеороликов по теме. Например, знакомство со звуками можно начинать с подходящих отрывков обучающего мультфильма «Азбука для малышей», в котором звуки представляются через сказки. То есть дети запоминают учебный материал по ходу развития сюжета.

Практические приёмы

С помощью практики дети отрабатывают и закрепляют знания, умения и навыки. Прежде всего, стоит отметить работу малышей в прописях, где они обводят по контурам элементы, прописывают фрагменты букв и постепенно приходят к их полноценному написанию. Кроме того, закрепление букв может быть в виде:

рисунков;

аппликаций (к примеру, заполнение контуров букв по отдельности или в составе слова крупой);

поделок (объёмных букв, слогов или слов, например, из пластилина или полимерной глины).

Практические приёмы могут быть связаны с образовательным курсом опосредованно, например, составление аппликации с элементами на буквы Ц. и. В

Игровые приёмы

На занятиях по обучению азам чтения и письма используются три вида игр:

•обучающие (для знакомства, отработки и практического применения знаний, умений и навыков);

•подвижные (проводятся с целью удовлетворения потребности детей в движениях, но на материале актуальной темы);

•театрализованные (опираются во многом на личный опыт ребят и заключаются в презентации материала в форме театрализованных постановок).

Примеры игр для обучения грамоте

Обучающие: «Назови звук». Цель: Учить узнавать звук по движению артикуляционного аппарат а «Разложи картинки». Цель: Учиться дифференцировать звуки (по сходству в произношении в безударной позиции, по твёрдости — мягкости и пр.)

Подвижные: «Угадай, а потом догоняй». Цель: Развивать фонематический слух «Катание мяча». Цель: Расширять словарный запас по теме

Театрализованные: «Пальчик-мальчик». Цель; Расширять словарный запас; учиться соотносить слова с движениями

Сюжетно-ролевые игры, например, «У врача». Цель: Обогащать запас слов; развивать инициативность

Пальчиковые.•Активизировать работу речевых центров через развитие мелкой моторики; подготавливать руку к письму

Речевое развитие — процесс индивидуальный, а значит, и связанное с ним обучение грамоте также может у разных детей происходить не одинаково: кто-то хорошо идентифицирует все звуки в слове, а кто-то с трудом называет первый. В этом случае педагогу необходимо стараться индивидуализировать задания.

В своей практике я столкнулась с проблемой, когда несколько детей не могли определять количество слогов в словах. Им я предлагала такое задание: давала 3–4 карточки с изображением зверей (например, волк, лиса, собака) и 3–4 картинки с изображением построек. В одной было одно окно, во второй два, в третьей три. Ребята должны были сосчитать окна и гласные в словах — названиях животных, соотнеси их и так найти хозяев домам.

Кроме того, индивидуализировать работу с детьми можно при помощи: дополнительных заданий тем, кто выполняет основные задачи очень шустро; заучивания (или пересказа) текстов для малышей с замедленным темпом речи или небольшим запасом слов; привлечения мало отвечающих, стеснительных ребят к подготовке помещения к занятию, то есть раскладыванию материалов на столах, подготовки рабочих мест (это даёт малышам прочувствовать свою значимость, а значит испытать ситуацию успеха). Индивидуализация, безусловно, включает и работу один на один

Открытые занятия по обучению грамоте. Такой вид работы призван продемонстрировать учебные достижения детей за определённый период обучения и методические успехи педагога, работающего с группой. Для более полной оценки этих показателей открытые занятия проводятся дважды в год и соответствуют следующим требованиям: выстраиваются по определённому сюжету (например, Незнайка потерял буквы или Дюймовочка никак не может объяснить Буратино, что такое слог);

. В открытое занятие по обучению грамоте могут быть включены 2–3 игры соревновательного характера, в которых участвуют команды детей. Например, назвать по 6 слов, начинающихся с гласных и согласных, отгадать по 2–3 загадки, в ряду висящих на доске букв назвать для заданной буквы её «соседей» справа и слева.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте с использованием технологии ТРИЗ и РТВ  в старшей группе детского сада. Непосредственная образовательная деятельность проводилась на Городско...

Конспект комплексного занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Цель занятия. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Формировать умение делить слова на слоги, определять ко...

"Полёт в космос" конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада.

Продолжаем обучать звуковому анализу и синтезу слов. Учим детей образовывать имена прилагательные от имён существительных. Закрепляем умение детей делить слова на слоги....

Конспект комплексного занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада

Цель занятия. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове...

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы детского сада

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы детского сада Цель:  знакомство со звуком [Ш].Задачи:1. Коррекционно - обучающие:-        уточнить...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада (знакомство со звуком Ш)

Конспект занятия составлен в игровой форме с целью закрепления у детей умения находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, продолжать учить детей произносить слова с выделением нужного зву...

Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе детского сада

закреплять с детьми навык различения гласных и согласных звуков; формировать навык звукового анализа слова, деления слова на слоги (части); упражнять в составлении предложений по картинке....