нос по обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Дембендер Наталья Геннадьевна

 Развернутый конспект образовательного события по обучению грамоте в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательного события по обучению детей грамоте в старшей группе

                                                        Воспитатель Дембендер Н.Г.

Программные задачи:

-развивать представлений о гласных звуках;

- учить отличать гласные звуки от других;

- учить различать на слух мягкие и твердые согласные звуки;

-формировать представление у детей дошкольного возраста необходимости заботиться о своем здоровье.

Ход о.с.

Дети стоят в кругу (ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ИГРУШКУ – ЛИСУ)

        (САМОМАССАЖ)

        Утром лисонька проснулась

        Лапкой вправо потянулась,

        Солнцу нежно улыбнулась.

        В кулачок все пальцы сжала,

        Растирать все лапки стала.

        Ручки, ножки и бока

        Вот какая красота!

        А потом ладошкой пошлепала немножко

        Стала гладить ручки, ножки

        И бока совсем немножко.

        Ну, красавица-лиса,

        До чего же хороша!

Красавица лиса, да вот говорит, что не принимают ее в лесную школу – грамоту никак не может освоить. Просит помочь ей немножко.

_Поможем? Научим? Хорошо! Присаживайтесь на свои места.

Разминка

1.Что в голове у Винни-Пуха?

2. За чем язык во рту?

3. Как называется лицо животного?

4. Какое животное носит горы?

--Овечайте : Кто это? Что это?

1. Маленькая, серенькая, пугливая

2. Красный, спелый, гладкий.

3. Большой, неуклюжий, бурый.

4 Холодный, белый, пушистый.

5. Желтые, красные, осенние.

6. Рыжая, хитрая, пушистая.

_Дети, а что такое звук?( Звук мы слышим) Правильно, мы говорим словами, а каждое слово состоит из отдельных звуков. Одни звуки произносятся твердо- это старший из братьев звуков. Другие произносятся мягко – это младший из братьев звуков.

        Игра с мячом(.Бросаю детям мяч и называю твердый звук, дети возвращают мяч и называют его младшего брата – мягкий звук)

        «Две машины.»-ВВВ-твердо гудит большая машина, Вь,ВьВь-магко гудит маленькая машина.Скажите, в какой машине едет Вася, а в какой Витя?(объясните)

«Два шарика».Лопнули два шарика-большой и маленький. Из большого – воздух выходит –ССС, а из маленького – сьсьсь. Скажите, какой шарик был у Сережи, а какой у Саши? ( объясните)

        «Два комарика». Большой комарик звенит – ззз, а маленький – зьзьзь. Какой сел на зайку, а какой на Зину?

-Ребята, послушайте сказку. Не в некотором царстве, не в некотором государстве, а у вас во рту живут звуки..Домик у них совсем как настоящий – есть потолок ( постучите язычком по небу. Есть пол – опустите язычок..Есть в домике в звуков настоящие двери – губки, и даже решетки – зубки.( маленькое зеркало у каждого ребенка). И все было бы хорошо, но поселился в домике «Змей Горыныч».(пошевелить кончиком языка), и стал он творить злые дела.На пути одних звуков Змей Горыныч строил различные препятствия:

- то двери закроет- ммм

- рижмет к потолку – ттт;

- заставляет других шипеть, свистеть, фырчать.

Но некоторые звуки змей Горыныч любил и выпускал свободно, а сам тем временем спокойно лежал и наслаждался их пением.Давайте вместе пропоем их. Эти звуки убегали далеко-далеко.

-а-а-а

- у-у-у

- о-о-о

- ы-ы-ы

- и-и-и

- э-э-э

Имена у этих звуков разные, а фамилия одна – гласные. Они произносятся голосом, поются и на звуковой схеме обозначаются красной фишкой.

Динамическая пауза.

-Представьте, что вы маленькие мышки спите в норке. А сейчас вы проснулись и улыбнулись солнышку – а-а-а

- А теперь испугайте Бабу Ягу – у-у-у.

- А се

йчас, как вы удивитесь если увидите летающего слона? – о-о-о

- Возьмите «пружину» - она очень тугая, попробуйте ее растянуть – ы-ы-ы

-Вы ели вкусное мороженое и случайно уронили. Как вы огорчились- -э-э-э

-Работа у доски.Посмотрите на звуковую схему слова «ЛУК». Кокой звук в этом слове поется?  Максим, покажи этот звук замени серую фишку на красную.Прочти это слово. ( то же задание со словом «лес»)

Работа с раздаточным материалом.

-выложите фишками звуковую схему слова, изображенного на вашей карточке и красной фишкой отметьте гласный звук в нем.

-Дима, назови свое слово и гласный звук  в нем.

-Соня, назови свое слово и гласный звук в нем.

-Дети, что мы можем сказать о гласных звуках? (Они поются и на звуковой схеме обозначаются красной фишкой.)

-Физминутка-Гимнастика для глаз.

-А сейчас отдохнем мы и наши глазки, ( Используем фигурки пальчикового театра) Наденьте фигурку на пальчик, поставьте локоток на стол, пальчик на уровне глаз. Упражнение выполняют только глазки, голова при этом неподвижна.

-Поздороваемся со своими зверушками, посмотрим им в глазки (приблизить – отдалить, мотреть точно на кончик пальца.

-Побежали зверушки влево и глазки за ними (вправо-влево, вправо-влево)

-Сели зверушки на качели и качаются вверх –вниз, вверх –вниз и глазки за ними.

-Сели звери на карусели- завертелись карусели и глазки за ними побежали по кругу.

-Поиграли в прятки – крепко зажмурились.

-Попрощались – заморгали глазками быстро-быстро.

-Ну, лиса-краса, ты все запомнила?

_Лиса – Ой, спасибо, ребята. Мне так понравились сестры гласные, только я забыла какого цвета платья они носят? (дети помогают), Это я, наверно, проголодалась

-Сейчас лисонька мы тебя покормим. А что ты любишь ?

-Лиса – Все продукты в названии которых есть звуки С и Сь

Дети называют, Лиса благодарит и уходит.

Итог занятия

-Что новое узнали? Что понравилось? Что вызвало затруднение? С чем справились легко?



Предварительный просмотр:

Конспект образовательного события по обучению детей грамоте в старшей группе

                                                        Воспитатель Дембендер Н.Г.

Программные задачи:

-развивать представлений о гласных звуках;

- учить отличать гласные звуки от других;

- учить различать на слух мягкие и твердые согласные звуки;

-формировать представление у детей дошкольного возраста необходимости заботиться о своем здоровье.

Ход о.с.

Дети стоят в кругу (ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ИГРУШКУ – ЛИСУ)

        (САМОМАССАЖ)

        Утром лисонька проснулась

        Лапкой вправо потянулась,

        Солнцу нежно улыбнулась.

        В кулачок все пальцы сжала,

        Растирать все лапки стала.

        Ручки, ножки и бока

        Вот какая красота!

        А потом ладошкой пошлепала немножко

        Стала гладить ручки, ножки

        И бока совсем немножко.

        Ну, красавица-лиса,

        До чего же хороша!

Красавица лиса, да вот говорит, что не принимают ее в лесную школу – грамоту никак не может освоить. Просит помочь ей немножко.

_Поможем? Научим? Хорошо! Присаживайтесь на свои места.

Разминка

1.Что в голове у Винни-Пуха?

2. За чем язык во рту?

3. Как называется лицо животного?

4. Какое животное носит горы?

--Овечайте : Кто это? Что это?

1. Маленькая, серенькая, пугливая

2. Красный, спелый, гладкий.

3. Большой, неуклюжий, бурый.

4 Холодный, белый, пушистый.

5. Желтые, красные, осенние.

6. Рыжая, хитрая, пушистая.

_Дети, а что такое звук?( Звук мы слышим) Правильно, мы говорим словами, а каждое слово состоит из отдельных звуков. Одни звуки произносятся твердо- это старший из братьев звуков. Другие произносятся мягко – это младший из братьев звуков.

        Игра с мячом(.Бросаю детям мяч и называю твердый звук, дети возвращают мяч и называют его младшего брата – мягкий звук)

        «Две машины.»-ВВВ-твердо гудит большая машина, Вь,ВьВь-магко гудит маленькая машина.Скажите, в какой машине едет Вася, а в какой Витя?(объясните)

«Два шарика».Лопнули два шарика-большой и маленький. Из большого – воздух выходит –ССС, а из маленького – сьсьсь. Скажите, какой шарик был у Сережи, а какой у Саши? ( объясните)

        «Два комарика». Большой комарик звенит – ззз, а маленький – зьзьзь. Какой сел на зайку, а какой на Зину?

-Ребята, послушайте сказку. Не в некотором царстве, не в некотором государстве, а у вас во рту живут звуки..Домик у них совсем как настоящий – есть потолок ( постучите язычком по небу. Есть пол – опустите язычок..Есть в домике в звуков настоящие двери – губки, и даже решетки – зубки.( маленькое зеркало у каждого ребенка). И все было бы хорошо, но поселился в домике «Змей Горыныч».(пошевелить кончиком языка), и стал он творить злые дела.На пути одних звуков Змей Горыныч строил различные препятствия:

- то двери закроет- ммм

- рижмет к потолку – ттт;

- заставляет других шипеть, свистеть, фырчать.

Но некоторые звуки змей Горыныч любил и выпускал свободно, а сам тем временем спокойно лежал и наслаждался их пением.Давайте вместе пропоем их. Эти звуки убегали далеко-далеко.

-а-а-а

- у-у-у

- о-о-о

- ы-ы-ы

- и-и-и

- э-э-э

Имена у этих звуков разные, а фамилия одна – гласные. Они произносятся голосом, поются и на звуковой схеме обозначаются красной фишкой.

Динамическая пауза.

-Представьте, что вы маленькие мышки спите в норке. А сейчас вы проснулись и улыбнулись солнышку – а-а-а

- А теперь испугайте Бабу Ягу – у-у-у.

- А се

йчас, как вы удивитесь если увидите летающего слона? – о-о-о

- Возьмите «пружину» - она очень тугая, попробуйте ее растянуть – ы-ы-ы

-Вы ели вкусное мороженое и случайно уронили. Как вы огорчились- -э-э-э

-Работа у доски.Посмотрите на звуковую схему слова «ЛУК». Кокой звук в этом слове поется?  Максим, покажи этот звук замени серую фишку на красную.Прочти это слово. ( то же задание со словом «лес»)

Работа с раздаточным материалом.

-выложите фишками звуковую схему слова, изображенного на вашей карточке и красной фишкой отметьте гласный звук в нем.

-Дима, назови свое слово и гласный звук  в нем.

-Соня, назови свое слово и гласный звук в нем.

-Дети, что мы можем сказать о гласных звуках? (Они поются и на звуковой схеме обозначаются красной фишкой.)

-Физминутка-Гимнастика для глаз.

-А сейчас отдохнем мы и наши глазки, ( Используем фигурки пальчикового театра) Наденьте фигурку на пальчик, поставьте локоток на стол, пальчик на уровне глаз. Упражнение выполняют только глазки, голова при этом неподвижна.

-Поздороваемся со своими зверушками, посмотрим им в глазки (приблизить – отдалить, мотреть точно на кончик пальца.

-Побежали зверушки влево и глазки за ними (вправо-влево, вправо-влево)

-Сели зверушки на качели и качаются вверх –вниз, вверх –вниз и глазки за ними.

-Сели звери на карусели- завертелись карусели и глазки за ними побежали по кругу.

-Поиграли в прятки – крепко зажмурились.

-Попрощались – заморгали глазками быстро-быстро.

-Ну, лиса-краса, ты все запомнила?

_Лиса – Ой, спасибо, ребята. Мне так понравились сестры гласные, только я забыла какого цвета платья они носят? (дети помогают), Это я, наверно, проголодалась

-Сейчас лисонька мы тебя покормим. А что ты любишь ?

-Лиса – Все продукты в названии которых есть звуки С и Сь

Дети называют, Лиса благодарит и уходит.

Итог занятия

-Что новое узнали? Что понравилось? Что вызвало затруднение? С чем справились легко?



Предварительный просмотр:

Конспект образовательного события по обучению детей грамоте в старшей группе

                                                        Воспитатель Дембендер Н.Г.

Программные задачи:

-развивать представлений о гласных звуках;

- учить отличать гласные звуки от других;

- учить различать на слух мягкие и твердые согласные звуки;

-формировать представление у детей дошкольного возраста необходимости заботиться о своем здоровье.

Ход о.с.

Дети стоят в кругу (ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ИГРУШКУ – ЛИСУ)

        (САМОМАССАЖ)

        Утром лисонька проснулась

        Лапкой вправо потянулась,

        Солнцу нежно улыбнулась.

        В кулачок все пальцы сжала,

        Растирать все лапки стала.

        Ручки, ножки и бока

        Вот какая красота!

        А потом ладошкой пошлепала немножко

        Стала гладить ручки, ножки

        И бока совсем немножко.

        Ну, красавица-лиса,

        До чего же хороша!

Красавица лиса, да вот говорит, что не принимают ее в лесную школу – грамоту никак не может освоить. Просит помочь ей немножко.

_Поможем? Научим? Хорошо! Присаживайтесь на свои места.

Разминка

1.Что в голове у Винни-Пуха?

2. За чем язык во рту?

3. Как называется лицо животного?

4. Какое животное носит горы?

--Овечайте : Кто это? Что это?

1. Маленькая, серенькая, пугливая

2. Красный, спелый, гладкий.

3. Большой, неуклюжий, бурый.

4 Холодный, белый, пушистый.

5. Желтые, красные, осенние.

6. Рыжая, хитрая, пушистая.

_Дети, а что такое звук?( Звук мы слышим) Правильно, мы говорим словами, а каждое слово состоит из отдельных звуков. Одни звуки произносятся твердо- это старший из братьев звуков. Другие произносятся мягко – это младший из братьев звуков.

        Игра с мячом(.Бросаю детям мяч и называю твердый звук, дети возвращают мяч и называют его младшего брата – мягкий звук)

        «Две машины.»-ВВВ-твердо гудит большая машина, Вь,ВьВь-магко гудит маленькая машина.Скажите, в какой машине едет Вася, а в какой Витя?(объясните)

«Два шарика».Лопнули два шарика-большой и маленький. Из большого – воздух выходит –ССС, а из маленького – сьсьсь. Скажите, какой шарик был у Сережи, а какой у Саши? ( объясните)

        «Два комарика». Большой комарик звенит – ззз, а маленький – зьзьзь. Какой сел на зайку, а какой на Зину?

-Ребята, послушайте сказку. Не в некотором царстве, не в некотором государстве, а у вас во рту живут звуки..Домик у них совсем как настоящий – есть потолок ( постучите язычком по небу. Есть пол – опустите язычок..Есть в домике в звуков настоящие двери – губки, и даже решетки – зубки.( маленькое зеркало у каждого ребенка). И все было бы хорошо, но поселился в домике «Змей Горыныч».(пошевелить кончиком языка), и стал он творить злые дела.На пути одних звуков Змей Горыныч строил различные препятствия:

- то двери закроет- ммм

- рижмет к потолку – ттт;

- заставляет других шипеть, свистеть, фырчать.

Но некоторые звуки змей Горыныч любил и выпускал свободно, а сам тем временем спокойно лежал и наслаждался их пением.Давайте вместе пропоем их. Эти звуки убегали далеко-далеко.

-а-а-а

- у-у-у

- о-о-о

- ы-ы-ы

- и-и-и

- э-э-э

Имена у этих звуков разные, а фамилия одна – гласные. Они произносятся голосом, поются и на звуковой схеме обозначаются красной фишкой.

Динамическая пауза.

-Представьте, что вы маленькие мышки спите в норке. А сейчас вы проснулись и улыбнулись солнышку – а-а-а

- А теперь испугайте Бабу Ягу – у-у-у.

- А се

йчас, как вы удивитесь если увидите летающего слона? – о-о-о

- Возьмите «пружину» - она очень тугая, попробуйте ее растянуть – ы-ы-ы

-Вы ели вкусное мороженое и случайно уронили. Как вы огорчились- -э-э-э

-Работа у доски.Посмотрите на звуковую схему слова «ЛУК». Кокой звук в этом слове поется?  Максим, покажи этот звук замени серую фишку на красную.Прочти это слово. ( то же задание со словом «лес»)

Работа с раздаточным материалом.

-выложите фишками звуковую схему слова, изображенного на вашей карточке и красной фишкой отметьте гласный звук в нем.

-Дима, назови свое слово и гласный звук  в нем.

-Соня, назови свое слово и гласный звук в нем.

-Дети, что мы можем сказать о гласных звуках? (Они поются и на звуковой схеме обозначаются красной фишкой.)

-Физминутка-Гимнастика для глаз.

-А сейчас отдохнем мы и наши глазки, ( Используем фигурки пальчикового театра) Наденьте фигурку на пальчик, поставьте локоток на стол, пальчик на уровне глаз. Упражнение выполняют только глазки, голова при этом неподвижна.

-Поздороваемся со своими зверушками, посмотрим им в глазки (приблизить – отдалить, мотреть точно на кончик пальца.

-Побежали зверушки влево и глазки за ними (вправо-влево, вправо-влево)

-Сели зверушки на качели и качаются вверх –вниз, вверх –вниз и глазки за ними.

-Сели звери на карусели- завертелись карусели и глазки за ними побежали по кругу.

-Поиграли в прятки – крепко зажмурились.

-Попрощались – заморгали глазками быстро-быстро.

-Ну, лиса-краса, ты все запомнила?

_Лиса – Ой, спасибо, ребята. Мне так понравились сестры гласные, только я забыла какого цвета платья они носят? (дети помогают), Это я, наверно, проголодалась

-Сейчас лисонька мы тебя покормим. А что ты любишь ?

-Лиса – Все продукты в названии которых есть звуки С и Сь

Дети называют, Лиса благодарит и уходит.

Итог занятия

-Что новое узнали? Что понравилось? Что вызвало затруднение? С чем справились легко?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Консультация для родителей: "Когда следует начать обучение грамоте? С чего начать обучение грамоте?"

В материале данной консультации родитель сможет правильно сориентироваться в вопросе обучения грамоте своего ребенка. Когда лучше начать обучение? Как взяться за реализацию этого процесса?...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

Дидактическое пособие по обучению грамоте к программе «Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.

Дидактическое пособиепо обучению грамоте к программе«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...