Гласные, твердые и мягкие согласные. Звуковой анализ слова «сани».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Самойлова Александра Валерьевна

Конспект занятия по речевому развитию (обучение грамоте) старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramota_no15.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по речевому развитию (грамота) № 15.

На тему: «Гласные, твердые и мягкие согласные. Звуковой анализ слова «сани».

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: Продолжать обучению звукового анализу слов; учить различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

.

Программное содержание:

  1. Развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль над речью.
  2. Учить проведению звукового анализа слова.
  3. Закреплять знания о гласных звуках; познакомить со словообразовательной ролью гласных звуков;
  4.  Продолжать учить называть слова с заданным звуком.
  5. Способствовать сохранению правильной осанки и положительному эмоциональному настрою детей.

 Демонстрационный материал: картина-схема слова сани,  фишки (красные, синие, зеленые); указка; фишки или мелкие игрушки,  посылка с сундучком и ключом, письмо, карточки с заданиями.

Раздаточный материал: схемы слова сани, фишки разного цвета (по 3 на ребенка),

указки.

Часть мероприятия

Методы и приемы

Содержание мероприятия

Вводная часть

Основная часть

Итоговая часть

Сюрпризный момент

Словесный. Практический.

Словесный. Вопрос-ответ.

- Ребята! К нам пришла посылка!  

Давайте прочитаем, что же на ней написано?

- От кого: «От Деда Грамотея»

Откуда: « Из страны АБВГДейки»!

Кому: «Ребятам старшего возраста, группы  «Малинка»

 - Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундучок и письмо)

- Сундучок-то не простой! С волшебным замочком! И еще письмо.

 «Дорогие ребята группы «Сказка»!

Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок  не обычный, с волшебным замочком. У него есть  ключ, но его нужно найти. Мои волшебные помощники спрятали ключ у вас в группе. Если выполните мои задания правильно, то  узнаете  где его найти. Когда откроете сундучок вас ждет сюрприз. Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!

Дед   Грамотей»

- Вот это да! Очень интересно узнать, что находится в сундучке? Будем выполнять задания, чтобы найти  ключ?

(Ответы детей)

 Задание 1.

1. Найди  одинаковый звук в словах: слон, маска, лиса, автобус, стол, мастер, сосна, бусы. ( Ответы детей)

2. Назовите слова, которые начинаются на звук с. ( Ответы детей)

- Что вы знаете о звуке с ?

Ответы детей- (согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий)

Характеристика звука с: когда мы произносим звук с: губы расплываются в улыбке, зубы видны. Кончик языка спрятался за зубы, струйка воздуха выходит изо рта. Если приложить тыльную сторону ладони к горлу и произнести звук, то горло не дрожит. Горло – это домик голоса. Звук произносится глухо и называется глухим согласным звуком. Может произносится твердо (сахар, сом, Саша) и мягко (сено, василек)

С первым заданием мы справились.

Задание 2.

Отгадайте загадку:

Я катаюсь на нем до вечерней зари,

Но ленивый мой конь возит только с горы,

А на горку всегда сам пешком я хожу

И коня своего за веревку вожу.( Сани  )    

Проводится звуковой анализ слова:

-Сколько звуков в слове?

-Назовите первый звук в слове?  Какой он? Согласный, твердый

- Какой фишкой будим обозначать согласный, твердый звук? (синей)

- Назовите  2 звук в слове?  Какой он? Гласный

- Какой фишкой будим обозначать гласный звук? (красной)

- Назовите 3 звук в слове?   Какой он? Согласный, мягкий

- Какой фишкой будим обозначать согласный, мягкий звук? (зеленой)

-Назовите 4 звук в слове? Какой он? Гласный

- Какой фишкой будим обозначать?

- Сколько слогов в слове?2

- Назовите первый слог? СА

- Назовите второй слог? НИ

- Молодцы, второе задание выполнили правильно.

Задание 3.

« Какой звук заблудился?» Замените буквы в словах так, чтобы стихотворение обрело смысл.

1. Говорят, один рыбак

В речке  выловил башмак

Но зато ему потом

На крючок попался дом (сом)

2. На пожелтевшую траву

Бросает лев (лес) свою листву

3.Лежит лентяй на раскладушке,

Грызёт, похрустывая, пушки (сушки)

- Молодцы, ребята, с третьим заданием вы тоже справились.

Задание 4

Игра – задание «Наоборот»

Назовите слова, противоположные по значению данным словам по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука с  

Пасмурный – солнечный      

Трусливый – смелый          

Легкомысленный – серьезный    

Мир – ссора      

Открытый человек – скрытный  

Соленый огурец – свежий    

Тесная обувь – свободная      

Кислое яблоко – сладкое       

- А теперь немножко отдохнем.

   Физминутка:

Буратино потянулся,           Руки  в стороны развёл,

Раз – нагнулся,                    Ключик так и не нашёл.

Два – нагнулся,                   Чтобы ключик нам достать,

Три – нагнулся.                   Надо на носочки встать.

(Дети декламируют стихотворение.  Выполняют движения)

-  Если отгадаете загадку, то узнаете, где лежит ключ от волшебного сундучка.

У него четыре ножки

 На него кладём мы ложки.

 Ставим вазы, чашки, кружки.

 Стулья для него подружки.

 Украшает кухню,  холл.

 Что за мебель? Это…(стол)!  

Ключ лежит на столе. Давайте откроем сундучок и посмотрим, какой сюрприз нас ждет.

Сюрприз – медали от Деда ГРАМОТЕЯ за хорошую работу. Спасибо Деду Грамотею!

 - Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея?

- Что больше всего понравилось?

- В выполнении каких заданий у вас возникли трудности?

- Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!

Спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА. ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ»

ЦЕЛИ:- формировать у дошкольников представления о твердых и мягких согласных звуках,  об их соответствии друг другу;- учить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные;- упражнять в с...

Звуковой анализ слова «жук». Гласные, твердые и мягкие согласные. Слова с заданным звуком.

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) старшая группа...

Звуковой анализ слова "сани"

Учить проводить звуковой анализ слов, выделять звуки в слове....

Гласные и согласные звуки. Звуковой анализ слова "ЛЕС"

В данной презентации представлена визуальная характеристика речевых звуков (гласных, согласных: твердых и мягких) для запоминания детьми старшего дошкольного возраста в рамках подготовки к обучению гр...