Звуковой анализ слова «жук». Гласные, твердые и мягкие согласные. Слова с заданным звуком.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Самойлова Александра Валерьевна

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramota_no21.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по речевому развитию (грамота) № 21.

На тему: « Звуковой анализ слова «жук». Гласные, твердые и мягкие согласные. Слова с заданным звуком».

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: Закрепить умение определять и называть количество слогов в словах, находить место звуков в словах, развивать память, внимание, мышление, воспитывать отзывчивость, дружелюбие.

.

Программное содержание:

  1. Развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль над речью.
  2. Продолжать учить детей проводить звуковой  анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные.
  3. Закреплять знания со словообразовательной роли твердых и мягких согласных звуков;
  4.  Продолжать учить называть слова с заданным звуком.
  5. Способствовать сохранению правильной осанки и положительному эмоциональному настрою детей.

 Демонстрационный материал: картина-схема слова жук, красные, синие, зеленые фишки (по 3 шт.); указка; фишки или мелкие игрушки.

Раздаточный материал: полоски с тремя клеточками, красные, синие, зеленые фишки (по 3 шт. на ребенка), указки.

Часть мероприятия

Методы и приемы

Содержание мероприятия.

Вводная часть.

Основная часть.

Итоговая часть.

Словесный. Чтение сказки.

Словесный. Вопрос-ответ.

Словесный. Вопрос-ответ.

- Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с новым звуком.

 Сказка Веселого Язычка.

- Но сначала послушайте интересную историю Веселого Язычка, которая произошла с ним. Однажды Язычок сидел у себя в домике, спрятавшись от морозов, и слушал зимнюю тишину.

 - Эх, скорее бы наступило жаркое лето, поющее разными звуками, - подумал Язычок. И тут произошло чудо. Все зазеленело, запело, загудело.

- Веселый Язычок понял, что наступило лето. Слышит Язычок: кто-то поет песенку: «ж-ж-ж».

 - Я не умею так петь, - огорчился Язычок. – Я  знаю песенку воды, комара, белочки и песенку змеи. Давайте вспомним их.

- Как журчит вода?

- Как поет комар?

- Как шипит змея?

- Молодцы, вы вспомнили все песенки Язычка.

- Но эта песенка совсем другая. Она звонкая «ж-ж»

- Чья эта песенка? (жука).

 Знакомство с артикуляцией и характеристикой звука Ж.

- Да, «ж-ж-ж» - это песенка жука. Она поется также как и песенка змеи (ш-ш-ш), но только звонко, с голосом. Песню жука поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: ж-ж-ж.

- Что вы слышите? (горлышко поет эту песню).

- Давайте поучимся петь песенку жука. Произнесем звук Ж.

- Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Ж?

Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.

- Какой он? (Согласный, твердый, звонкий).

- А почему, как вы определили, что он согласный, звонкий? (Он не поется, а  звенит, когда мы его произносим).

 Загадка.

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь. (Жук)

- Как можно назвать маленького жука (Жучок)

- Если увидим несколько жуков, как их назовём. Кто они? (Жуки)

- Жук, жучок, жуки — какой первый звук вы слышите? (Ж)

 Физминутка.

- А мы пока встанем и проведем Физминутку.

В группу к нам жук влетел стоя, руки в стороны

Зажужжал и запел «ж-ж-ж»             вниз жужжат

Вот направо полетел,

Каждый вправо посмотрел.        поворот туловища

Вот налево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть

Не дадим ему присесть,         отмахнуть ладошкой

Жук наш приземлился,                       сели-встали

Зажужжал и закружился Ж-ж-ж.

Жук – вот красивая ладошка                кружится

Посиди на ней немножко.

 Жук наверх полетел                               руки вверх

 И на потолок присел

 На носочки мы привстали,                   на носочках

 Но жука мы не достали,

 Хлопнем дружно

 Хлоп-хлоп-хлоп                           хлопают в ладоши

 Чтобы улететь он смог. Ж-ж-ж.

 Звуковой анализ слова жук

- В слове жук, сколько звуков?

- Какой первый звук? (ж)

- Звук ж - это всегда твердый согласный звук, у него нет мягкой пары. Если он твердый согласный звук, то какой фишкой будим обозначать этот звук? (синей фишкой).

- Какой второй звук в этом слове? («у» гласный звук, красная фишка)

- Какой третий звук? («к» твердый согласный звук, синей фишкой)

- Как из слова жук сделать слово жуки?

- Каким стал третий звук в слове жуки? (мягким согласным)

- Значит, какую фишку нужно поставить теперь на его место? (зеленую).

 «Песенки жука».

- Понравилось жуку играть с вами. Жук умеет петь песенки, попробуйте и вы спеть песенки жука.

Жа-жа,жа-жа-жа.

 Жо-жо,жо-жо-жо.

 Жу-жу,жу-жу-жу.

 Жи-жи,жи-жи-жи.

- Ребята, А жук сочинил для вас стишок, послушайте его.

 Жук жужжит: жу-жу-жу

 Я живу – не тужу.

 Все над ухом жужжу

 И детишек бужу.

- Ребята, понравилось вам стихотворение жука? Давайте его выучим. (Повторяем 2-3 раза)

Дидактическая игра «Жуки».

Дети изображают жуков, сидят в своих домиках (на стульях) и говорят:

«Я жук, я жук,   Я тут живу,  Жжужу, жужжу».

- По моему сигналу «жуки» полетели на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат «ж-ж-ж…». По сигналу «дождь» «жуки» летят в домики (на стулья).

 Итог занятия.

-       Ребята, с какой песенкой Веселого Язычка мы познакомились?

 -       Какие слова со звуком «ж» вы запомнили?

 -       Что вам понравилось делать на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"

Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"...

Тема занятия: «Звуки [К] - [Кь]. Твердые и мягкие согласные звуки».

Конспект занятия по развитию речевого (фонематического) восприятия в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (старший дошкольный возраст по программе 1- ой подготовительной группы)....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА. ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ»

ЦЕЛИ:- формировать у дошкольников представления о твердых и мягких согласных звуках,  об их соответствии друг другу;- учить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные;- упражнять в с...

Гласные, твердые и мягкие согласные. Звуковой анализ слова «сани».

Конспект занятия по речевому развитию (обучение грамоте) старшая группа...

Гласные и согласные звуки. Звуковой анализ слова "ЛЕС"

В данной презентации представлена визуальная характеристика речевых звуков (гласных, согласных: твердых и мягких) для запоминания детьми старшего дошкольного возраста в рамках подготовки к обучению гр...