"В мире звуков". Речевые звуки
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Платонова Таиса Александровна

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект   открытого занятия по звукопроизношению в логопедической группе старшего дошкольного возраста

Учитель-логопед Платонова Т.А.

ТЕМА: «В Мире Звуков». Речевые звуки

ЦЕЛИ:

Коррекционно-образовательные: Закрепить знания об органах артикуляции, дыхания и голосообразования. Формировать понятие. Уточнить произношение звуков раннего и среднего онтогенеза. Закрепить понятие о слове. Учить различать слова, близкие по звуковому составу. Учить договаривать первый последний звук в слове. Учить сравнивать слова, ориентируясь на звуковой состав.

Коррекционно-развивающие: Развивать слуховое восприятие, речевой слух, память, общую, мелкую и артикуляционную моторику, речевое дыхание, силу голоса. Развивать чувство ритма и рифмы в стихотворной речи.

Коррекционно-воспитательные: Формировать положительную установку на участие в занятии. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества.

Оборудование: «Гости» занятия: Аленушка и Василиса Премудрая (картинки), колокольчик, картинки с изображением животных и птиц, картинки с рифмованными текстами, полоски, профиль произношения звуков, картинки к артикуляционной гимнастике, массажные мячики, картинки-раскраски, коврограф, магнитная доска, контейнеры.

Предварительная работа: Чтение рассказа Л. Пантелеева «Как поросенок говорить научился», стихотворения С. Михалкова «Сашина каша».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент Упражнение «Колокольчик»

ЛОГОПЕД: «Колокольчик зазвенит,

Мы сегодня  поиграем,        

На занятие пригласит.

Что-то новое узнаем».        

- Проходите, пожалуйста, в кабинет. Нас сегодня ожидает новое путешествие в удивительный Мир Звуков. Чтобы снова попасть в Мир Звуков, нужно вспомнить, какие звуки называются «неречевые»? (Ответы детей)

2.Вводная часть Упражнение «Кто, как голос подает?» (Работа у коврографа)  

ЛОГОПЕД: «К нам Аленушка пришла и картинки принесла. Она просит вас «оживить» картинки - вспомнить звуки, которые можно услышать на деревенском дворе».

Дети озвучивают, как подают голоса животные и птицы: корова, коза, собака, лошадь, кошка, петух, утка, курица.

ЛОГОПЕД: «Аленушка была в лесу, видите, у нее в руках корзинка с грибами. В лесу она тоже слышала разные звуки. Давайте «оживим» и эти картинки. Дети озвучивают картинки (дятел, филин, кукушка, лягушка, ежик).

 

3.Основная часть

  1. Сообщение темы

ЛОГОПЕД: «Вот мы попали в Страну Звуков. Но кроме «неречевых звуков» есть еще «речевые звуки». Человек в общении пользуется словом. Оно удивительное, потому что может звучать и одновременно обозначать (называть) все, что нас окружает (окно, небо, солнце, дети...) С помощью слова можно передать (сообщить) свои мысли желания близким и друзьям. В Мир «речевых звуков» мы отправимся с Василисой Премудрой, она поможет нам узнать секреты и тайны слов». (Дети садятся за столы)

Секрет 1-й; «Чтобы красиво говорить, нужно с пальцами дружить».

3.2 Развитие мелкой моторики Упражнение «Мячик» (Используются

массажные мячики)

Мячик, мячик, наш дружок. Колкий, колкий, колкий бок.

Вращать мячик, удерживая его подушечками пальцев по кругу, не 1 роняя.

С мячиком мы поиграем, И в ладошках покатаем.

L         _ ____

Положить мячик между ладонями и вращать его.

Крепко мячики сжимаем, Наши мышцы напрягаем. Чтобы пальцы никогда Не боялись бы труда.

         -

Обхватить мячик ладонями, ритмично сжимать и разжимшть их, удерживая мяч.

  1. Развитие общеречевых навыков

ЛОГОПЕД: «Что же есть у людей для того, чтобы говорить?» (Работа с артикуляционным профилем: губы, зубы,голос, воздух).

Секрет 2-й: «Чтобы научиться красиво и правильно говорить, нужно делать речевую гимнастику».

  •  Артикулящюншт гимматшт: «Окошечко в домике»; «Дудочка- улыбка», «Качели», «Мишка любит сладкий мед», «Барабанщик», «Лошадка» (биоэнергопластика);

- Дыхательно-голосовое упражнение «Заблудились» Произносить

звукосочетание «АУ» громко - тихо. Молодцы!

3.4.Развитие слухового восприятия, речеслуховой памяти Игровые упражнения «Секреты слов»

ЛОГОПЕД: «Дети, пришла пора узнать еще один секрет слов; «Чтобы правильно говорить слова, нужно внимательно слушать и запоминать, как они звучат».

3.5 Игровое упражнение 1. «Слушай, запоминай и повторяй!»

ЛОГОПЕД: «Наступает «минутка Каждый из вас должен запомнить и повторить два слова без ошибки. А следить будет за всем Василиса Премудрая».

Пары слов: день - тень, папочка - бабочка, том - дом, бинт - винт, дочка - точка, гости - кости.

ВЫВОД: «Дети, Василиса хвалит вас. Запомните: если в слове меняется звук, получается новое слово».

3.6. ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА Упражнение « На большом диване в ряд». Движения по тексту

 На большом диване в ряд

 

Куклы Катины сидят

2 медведя, Буратино и веселый Чипполино,  И котенок, и слоненок

Раз, два, три, четыре, пять

Помогаем нашей Кате мы игрушки сосчитать

ЛОГОПЕД: «Продолжаем открывать тайны слов? Как вы думаете, звуки в словах можно пропускать, терять?».

  1. Игровое упражнение 2. «Звук пропал»

ЛОГОПЕД: «Звук из слова тихо вышел, что его никто не слышал. Слушай, не зевай, звук в слово возвращай!»        (В словах

на место        пропавший        звук и произнести ...-ЯЧИК, КУКЛ...,

...АШИНА, ВОЛЧО....ИРАМИДКА, БУРАТИН....ЕЗНАЙКА).

ВЫВОД: «Василиса рада, что вы вернули на место звуки в словах. Запомните: звуки в словах пропускать нельзя, получается неправильное слово».

3.8 Игровое упражнение 3. «Длинные и короткие слова»

ЛОГОПЕД: «Слова бывают разные по длине. Слова, в которых много звуков - это длинные слова, а слова, в которых мало звуков - это какие слова? (короткие). Василиса приглашает вас поиграть. Если вы услышите слово, в котором много звуков, какую полоску вы поднимете? А если услышите слово, в котором мало звуков, какую полоску поднимите?

СЛОВА: МЯЧ,НЕВАЛЯШКА, ПИРАМИДКА, КУКЛА, МАШИНА, ШАР, МОЗАИКА, СЛОН,САМОЛЕТ, ЛОДОЧКА,

ВЫВОД «Молодцы! Запомните: слово может быть длинным или коротким».


4.Заключительная часть Игра «Подскажи словечко»

ЛОГОПЕД: «Вы сегодня узнали секреты и тайны слов. Василиса приготовила вам интересное задание. Она сочинила стихи об игрушках, но не может подобрать последние слова. Вы ребята находчивые, дружные. Давайте ей поможем,

5.Итог и оценка участия детей в занятии

ЛОГОПЕД: «Вам понравилось путешествие в Мир Звуков? Как называются звуки, из которых состоят слова? Почему слова звучат по- разному? {Потому что состоят из разных звуков). Аленушке и Василисе очень понравилось играть с вами, на память они дарят вам картинки- раскраски. Поблагодарим гостей и попрощаемся с ними до новых интересных встреч. Молодцы!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "В мире животных"(со звуком)

Презентация "В мире животных"  служит  для ознакомления детей дошкольного возраста с домашними животными. Первый слайд презентации со звуком. Песню  "Танец маленьких утят" можно использ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Тема: В мире букв и звуков.

Конспект НОД. Познавательно исследовательская деятельность.                                         ...

Автоматизация звуков. Речевой материал для закрепления поставленных звуков.

Вне зависимости от этапа  нужно помнить несколько моментов:- звук, слог, слово, стишок  сначала показывает взрослый, и только потом произносит ребенок. В идеале ребенок не должен  на эт...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы с детьми 5-7 лет по теме: «Музыкальное искусство зарождает наши чувства: в мире эмоций и звуков»»

Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприя...