"В мире звуков". Речевые звуки
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Платонова Таиса Александровна

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект   открытого занятия по звукопроизношению в логопедической группе старшего дошкольного возраста

Учитель-логопед Платонова Т.А.

ТЕМА: «В Мире Звуков». Речевые звуки

ЦЕЛИ:

Коррекционно-образовательные: Закрепить знания об органах артикуляции, дыхания и голосообразования. Формировать понятие. Уточнить произношение звуков раннего и среднего онтогенеза. Закрепить понятие о слове. Учить различать слова, близкие по звуковому составу. Учить договаривать первый последний звук в слове. Учить сравнивать слова, ориентируясь на звуковой состав.

Коррекционно-развивающие: Развивать слуховое восприятие, речевой слух, память, общую, мелкую и артикуляционную моторику, речевое дыхание, силу голоса. Развивать чувство ритма и рифмы в стихотворной речи.

Коррекционно-воспитательные: Формировать положительную установку на участие в занятии. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества.

Оборудование: «Гости» занятия: Аленушка и Василиса Премудрая (картинки), колокольчик, картинки с изображением животных и птиц, картинки с рифмованными текстами, полоски, профиль произношения звуков, картинки к артикуляционной гимнастике, массажные мячики, картинки-раскраски, коврограф, магнитная доска, контейнеры.

Предварительная работа: Чтение рассказа Л. Пантелеева «Как поросенок говорить научился», стихотворения С. Михалкова «Сашина каша».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент Упражнение «Колокольчик»

ЛОГОПЕД: «Колокольчик зазвенит,

Мы сегодня  поиграем,        

На занятие пригласит.

Что-то новое узнаем».        

- Проходите, пожалуйста, в кабинет. Нас сегодня ожидает новое путешествие в удивительный Мир Звуков. Чтобы снова попасть в Мир Звуков, нужно вспомнить, какие звуки называются «неречевые»? (Ответы детей)

2.Вводная часть Упражнение «Кто, как голос подает?» (Работа у коврографа)  

ЛОГОПЕД: «К нам Аленушка пришла и картинки принесла. Она просит вас «оживить» картинки - вспомнить звуки, которые можно услышать на деревенском дворе».

Дети озвучивают, как подают голоса животные и птицы: корова, коза, собака, лошадь, кошка, петух, утка, курица.

ЛОГОПЕД: «Аленушка была в лесу, видите, у нее в руках корзинка с грибами. В лесу она тоже слышала разные звуки. Давайте «оживим» и эти картинки. Дети озвучивают картинки (дятел, филин, кукушка, лягушка, ежик).

 

3.Основная часть

  1. Сообщение темы

ЛОГОПЕД: «Вот мы попали в Страну Звуков. Но кроме «неречевых звуков» есть еще «речевые звуки». Человек в общении пользуется словом. Оно удивительное, потому что может звучать и одновременно обозначать (называть) все, что нас окружает (окно, небо, солнце, дети...) С помощью слова можно передать (сообщить) свои мысли желания близким и друзьям. В Мир «речевых звуков» мы отправимся с Василисой Премудрой, она поможет нам узнать секреты и тайны слов». (Дети садятся за столы)

Секрет 1-й; «Чтобы красиво говорить, нужно с пальцами дружить».

3.2 Развитие мелкой моторики Упражнение «Мячик» (Используются

массажные мячики)

Мячик, мячик, наш дружок. Колкий, колкий, колкий бок.

Вращать мячик, удерживая его подушечками пальцев по кругу, не 1 роняя.

С мячиком мы поиграем, И в ладошках покатаем.

L         _ ____

Положить мячик между ладонями и вращать его.

Крепко мячики сжимаем, Наши мышцы напрягаем. Чтобы пальцы никогда Не боялись бы труда.

         -

Обхватить мячик ладонями, ритмично сжимать и разжимшть их, удерживая мяч.

  1. Развитие общеречевых навыков

ЛОГОПЕД: «Что же есть у людей для того, чтобы говорить?» (Работа с артикуляционным профилем: губы, зубы,голос, воздух).

Секрет 2-й: «Чтобы научиться красиво и правильно говорить, нужно делать речевую гимнастику».

  •  Артикулящюншт гимматшт: «Окошечко в домике»; «Дудочка- улыбка», «Качели», «Мишка любит сладкий мед», «Барабанщик», «Лошадка» (биоэнергопластика);

- Дыхательно-голосовое упражнение «Заблудились» Произносить

звукосочетание «АУ» громко - тихо. Молодцы!

3.4.Развитие слухового восприятия, речеслуховой памяти Игровые упражнения «Секреты слов»

ЛОГОПЕД: «Дети, пришла пора узнать еще один секрет слов; «Чтобы правильно говорить слова, нужно внимательно слушать и запоминать, как они звучат».

3.5 Игровое упражнение 1. «Слушай, запоминай и повторяй!»

ЛОГОПЕД: «Наступает «минутка Каждый из вас должен запомнить и повторить два слова без ошибки. А следить будет за всем Василиса Премудрая».

Пары слов: день - тень, папочка - бабочка, том - дом, бинт - винт, дочка - точка, гости - кости.

ВЫВОД: «Дети, Василиса хвалит вас. Запомните: если в слове меняется звук, получается новое слово».

3.6. ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА Упражнение « На большом диване в ряд». Движения по тексту

 На большом диване в ряд

 

Куклы Катины сидят

2 медведя, Буратино и веселый Чипполино,  И котенок, и слоненок

Раз, два, три, четыре, пять

Помогаем нашей Кате мы игрушки сосчитать

ЛОГОПЕД: «Продолжаем открывать тайны слов? Как вы думаете, звуки в словах можно пропускать, терять?».

  1. Игровое упражнение 2. «Звук пропал»

ЛОГОПЕД: «Звук из слова тихо вышел, что его никто не слышал. Слушай, не зевай, звук в слово возвращай!»        (В словах

на место        пропавший        звук и произнести ...-ЯЧИК, КУКЛ...,

...АШИНА, ВОЛЧО....ИРАМИДКА, БУРАТИН....ЕЗНАЙКА).

ВЫВОД: «Василиса рада, что вы вернули на место звуки в словах. Запомните: звуки в словах пропускать нельзя, получается неправильное слово».

3.8 Игровое упражнение 3. «Длинные и короткие слова»

ЛОГОПЕД: «Слова бывают разные по длине. Слова, в которых много звуков - это длинные слова, а слова, в которых мало звуков - это какие слова? (короткие). Василиса приглашает вас поиграть. Если вы услышите слово, в котором много звуков, какую полоску вы поднимете? А если услышите слово, в котором мало звуков, какую полоску поднимите?

СЛОВА: МЯЧ,НЕВАЛЯШКА, ПИРАМИДКА, КУКЛА, МАШИНА, ШАР, МОЗАИКА, СЛОН,САМОЛЕТ, ЛОДОЧКА,

ВЫВОД «Молодцы! Запомните: слово может быть длинным или коротким».


4.Заключительная часть Игра «Подскажи словечко»

ЛОГОПЕД: «Вы сегодня узнали секреты и тайны слов. Василиса приготовила вам интересное задание. Она сочинила стихи об игрушках, но не может подобрать последние слова. Вы ребята находчивые, дружные. Давайте ей поможем,

5.Итог и оценка участия детей в занятии

ЛОГОПЕД: «Вам понравилось путешествие в Мир Звуков? Как называются звуки, из которых состоят слова? Почему слова звучат по- разному? {Потому что состоят из разных звуков). Аленушке и Василисе очень понравилось играть с вами, на память они дарят вам картинки- раскраски. Поблагодарим гостей и попрощаемся с ними до новых интересных встреч. Молодцы!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Автоматизация звуков. Речевой материал для закрепления поставленных звуков.

Вне зависимости от этапа  нужно помнить несколько моментов:- звук, слог, слово, стишок  сначала показывает взрослый, и только потом произносит ребенок. В идеале ребенок не должен  на эт...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) Звук [П]. Звук [П`]

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте)Подготовила воспитатель группы общеразвивающей направленности детей 6-7 лет Сидорова Д.АДата проведения: 19.10.2022Тема: Звук [П]. Звук[П']Цель:...

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) Тема: Звук [К]. Звук [К\']

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) группы номер 8 «Мозаика» общераз...

Конспект занятия в старшей группе для детей с ТНР "Речевые звуки. Гласные звуки"

Речевые звуки. Гласные звуки.Цель: познакомить детей с речевыми звуками.Задачи:1.     Коррекционно-образовательные: учить составлять простое предложение, учить различать речевые и ...