Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Горохова Евдокия Павловна
конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе звук «Э», звук «Ы». Гласные звуки

Цель: дать детям понятие о гласных звуках и их обозначении на письме.

Задачи: уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова; закрепить понятие о слогообразующей роли гласных; показать смыслоразличительную роль гласных; развивать фонематическое восприятие, внимание, память; воспитывать наблюдательность к языковым явлениям.

Оборудование: предметные картинки (дом, рак, лук, мышь, пар, сом, суп, сыр), плакат «Гласные звуки», раздаточный материал для составления схем слов.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Я: Первыми сядут те дети, в чьих именах есть звук [А] (и далее по очереди), [С], [Т]…

Дети: Алина, Алеша…

             Саша, Света…

          Таня... и т. д.

II. Беседа по пройденному материалу.

– Что можно составить из звуков? (слоги, слова)

– Что можно составить из слогов?(слова)  из слов? (предложения) 

из предложений? ( текст)

III. Объяснение нового материала.

1. Сообщение темы занятия.

Я: Давайте с вами произнесём  звук «а» перед зеркалом. Посмотрите, как он произносится: воздух во рту не встречает преграды, звук поётся голосом.

Голосом – гласом, поэтому его так и называют – гласный звук.

Этот звук всегда поется,

Этот звук, как песня, льется.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!

Итак, ребята, сегодня мы будем работать с гласными звуками.

2. Уточнение артикуляции гласных звуков.

а)Я: Какие звуки можно пропеть голосом, чтобы воздух выходил свободно, без преграды?

Звук А: горлышко гудит(проверяем ,прикладывая  руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает.   Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает большой круг. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

Звук О: горлышко гудит (проверяем ,прикладывая  руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает.    Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает овал, вытянутый по вертикали(огурчик). Звук можно пет , тянуть, его легко говорить.

Звук У: горлышко гудит(проверяем ,прикладывая  руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма  напоминает маленький  круг. Звук можно петь , тянуть, его легко говорить.

Звук Ы : горлышко гудит(проверяем ,прикладывая  руку). Воздух  легко проходит через рот. Воздуху  ничего не мешает.   Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма   напоминает нижнюю половинку круга. Звук можно петь , тянуть, его легко говорить.

Звук И : горлышко гудит(проверяем ,прикладывая  руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху  ничего не мешает.   Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма  напоминает горизонтальную полоску..

– Как называются эти звуки? (гласные)

б) Определить, какой звук логопед произносит по беззвучной артикуляции.

А – О – У – Ы  – И.

– Как вы догадались?

Звук А: воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает.  

             Губы сделали воротца для Воздуха, их форма  напоминает              

             большой круг.

Звук О : воздух легко проходит через рот. Воздуху  ничего не мешает.  

             Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма  

             напоминает овал, вытянутый по вертикали(огурчик).

Звук У : воздух легко проходит через рот. Воздуху  ничего не мешает.  

             Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма  

             напоминает маленький  круг.

Звук Ы : воздух легко проходит через рот. Воздуху  ничего не мешает.  

             Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма  

             напоминает нижнюю половинку круга.

Звук И : воздух легко проходит через рот. Воздуху  ничего не мешает.  

             Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма  

             напоминает горизонтальную полоску.

Физкультминутка

Медвежонок – топ-топ,

А ежонок – хлоп-хлоп,

А волчонок – щелк-щелк,

А зайчонок - скок-скок,

А лисенок – шмыг-шмыг,

А бельчонок – прыг-прыг.

(имитация движений)

3. Определение начального и конечного гласного звука.

Я: Назовите гласный:

а) с которого начинается слово

        аист (А), ухо(У), ослик(О), астра(А), иней(И), эхо(Э).

б) которым заканчивается слово…

        игла(А), шары(Ы), сова(А), кино(О), огни(И).

4. Выделение гласного звука из середины слова.

а) Я называю слово, воспитанники определяют гласный звук и поднимают соответствующую букву.

Сын(Ы), мак (А), ком(О), дуб(У), мэр(Э).

б) Я: показываю картинку, дети произносят гласный звук, выделяя его из названия картинки, и поднимают соответствующую букву.

Дом (О), рак (А), лук (У), мышь (Ы), пар (А), сом (О), суп (У), сыр (Ы).

Я: Что вы называли? (Звук.)

– Что показывали? (Букву.)

5. Смыслоразличительная роль гласных.

Я: Перед вами слово, из которого убежала гласная. Помогите вернуть её на место. Какая буква убежала?

– Какое слово получилось?

– Что оно обозначает?

        Б…К         (А,  бак)                             Б…К        (  О, бок)

        Б…К         (Ы , бык)                           Б…К         (У, бук)         

– Что вставляли? (Букву.)

Вывод: одна буква может изменить значение слова.

Физкультминутка

6. Деление  слов на слоги. (закрепить понятие о слогообразующей роли гласных)

Дети делят на слоги  предложенные логопедом слова

Логопед. Кубики (3), лапа (2), духи (2) , нога(2), машина (3) , улица (3), дыня (2) , молоко (3) , сапоги (3) , дорога (3).

- Сколько  гласных звуков в этих словах?

Это знает каждый из учеников –

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

6. Разбор слова «бак».

Я: Сколько слогов в слове «бак»? (1)

– Сколько в этом слове звуков? (3)

– Сколько гласных? (1)

– Начертите схему слова, выделите гласный звук красным цветом.

IV. Итог.

– Какие звуки называются гласными? (Поются, нет преграды.) Назовите их.(а, о, у, и, ы,э)

– Что произойдёт, если в слове изменить одну букву?(изменится значение слова)

– Как с помощью гласных можно определить количество слогов в слове? (сколько в слове гласных, столько и слогов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ НА ТЕМУ: "СЛОГООБРАЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ НА ТЕМУ: "СЛОГООБРАЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ"...

Конспект ООД по обучению грамоте "Страна гласных звуков"

Конспект ООД по обучению грамоте "Страна гласных звуков" для детей 5-7 лет...

Конспект логопедического занятия в группе детей 6-7 лет по подготовке в обучении грамоте с использованием интерактивной презентации "Гласные звуки и буквы"

Конспект логопедического занятия в группе детей 6-7 лет по подготовке в обучении грамоте с использованием интерактивной презентации "Гласные звуки и буквы". Данный конспект и презентация под...

Конспект непосредственной образовательной деятельности Область «Речевое развитие» Обучение грамоте Тема «Путешествие в страну гласных звуков»

Конспект непосредственной образовательной деятельностиОбласть «Речевое развитие»Обучение грамотеТема «Путешествие в страну гласных звуков»...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема:" Гласный звук О, буква О"

Задачи: 1) Учить детей определять позицию звука в словах: начало, середина, конец. 2) Закрепить характеристику звука О, развивать умение детей выделять на слух звук О.3) Продолжать учить дет...