Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Страна гласных звуков»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Баймурзина Алия Булатовна

Обобщить знания детей о гласных звуках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5ad131a5d8c7f.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР-детский сад № 31»

Конспект НОД

по обучению грамоте

«Страна гласных звуков»

для детей

подготовительной группы

Программные задачи:

  • систематизировать знания детей о гласных звуках  [а], [у], [и], [о], [ы], [э];
  • закреплять умение выделять заданный звук в словах и определять его место в словах;
  • развивать фонематическое восприятие и слух;
  • формировать умение делить слова на слоги, применяя правило:  «Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов»;
  • закреплять умение соотносить звук с соответствующей буквой;
  • закрепить знания о графическом образе (букве) гласных звуков [а], [у], [и], [о], [ы], [э];
  • развивать зрительное восприятие на основе узнавания гласных букв;
  • развивать логическое мышление при выполнении заданий;
  • развивать в детях уверенность в своих силах;
  • развивать творческие способности детей;
  • воспитывать умение работать в коллективе, помогать и поддерживать друг друга.

Оборудование:

ноутбук, аудиозаписи песен (музыкальное сопровождение к заданиям), банты-украшения для детей, картина «Страна гласных звуков», предметные картинки, д/и «Где живет звук», игра «Конструктор букв», набор принадлежностей для свободного творчества: цветные и простые карандаши, клей, соленое тесто, доски для лепки, украшения букв, трафареты букв и т.д.

Ход организованной образовательной деятельности

1. Вводная часть

Воспитатель показывает детям необычную коробку.  Дети рассматривают , делают предположения о содержимом. Открывают, а в ней бабочки, брошки красного цвета.

Воспитатель.

- Эти украшения для нас. Так как я предлагаю вам отправиться в гости к нашим знакомым. А в гости, как вам известно, нужно приходить аккуратными, опрятными и нарядными. (Дети примеряют украшения).

- Скажите, а к кому мы все таки  отправимся? И почему у нас все украшения красного цвета? (Ответы детей)

-Подумайте, ребята, что мы обозначаем красным цветом? Правильно, гласные звуки. Мы с вами отправимся в страну гласных звуков.

Что такое гласные?
Ох, пока не ясно мне!
Объясните поскорей,
Чтобы стала я умней! 

Гласные – это звуки, которые мы произносим голосом, свободно, без препятствий. Они поются,  и обозначаем мы их красным цветом.

Ну что же нам пора отправляться в путь. Я предлагаю взять с собой подарок-игру, в которую мы все вместе сможем поиграть. А отправимся мы с вами на транспорте, название которого начинается с гласного звука.

На каникулах, друзья,
Я и вся моя семья.
Польшу, Францию, Каир –
Мы объедем целый мир,
Все места на глобусе
В новеньком...(автобусе)

Занимайте места,  мы  отправляемся в страну гласных звуков. А чтобы нам не было скучно, мы прослушаем песню, из которой узнаем, что звуки произносит не только человек, но и животные тоже издают звуки. Мы даже можем по этим звукам угадать название животного. (Дети занимают места и в сопровождении песни все отправляются в страну гласных звуков.)

Музыка №1.

2. Основная часть.

-Ребята, мы приехали. Посмотрите, какая интересная, необычная страна. Давайте подойдем поближе и рассмотрим здесь все повнимательней.

-Но почему мы здесь никого не видим, никого не встретили? Наверное, потому,  что это страна звуков , а звуки невидимые.

- Как вы думаете, почему у домов красные крыши? (т.к. звуки гласные)

- А почему здесь всего 6 домов? (Потому что гласных звуков всего 6)

- Назовите их , ([a],[o],[у],[э],[ы],[и]).

Назовем  слова, начинающиеся на звук [a] , например, АРБУЗ (вывешивается картинка), далее – автобус, апельсин, ананас, абрикос, актер, артист и т.д.

Назовем  слова, начинающиеся на звук [о] , например, ОСЛИК (вывешивается картинка), далее – окна, обруч, облако, остров, окунь, озеро и т.д.

Назовем  слова, начинающиеся на звук [у] , например, УКРОП (вывешивается картинка), далее – улитка, утюг, удочка, урожай, укроп, учитель, ученик и т.д.

Назовем  слова, начинающиеся на звук [и] , например, ИГОЛКА (вывешивается картинка), далее – индюк, ирис, Илья, икра, Ирина, ива, иволга и т.д.

Назовем  слова, начинающиеся на звук [э] , например, ЭСКИМО (вывешивается картинка), далее – этажи, экскаватор, экран, эхо,  и т.д.

Вот сколько слов мы с вами назвали. Ребята, мы знаем что слова делятся на слоги, а гласные звуки участвуют в образовании слогов.  Мы можем легко сказать сколько слогов в слове, посчитав гласные звуки. Потому что мы уже знаем правило: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».

Давайте определим  количество слогов в названиях картинок, которые есть на доске.

Произнесем слово… Сколько слогов в слове…. Почему вы так думаете… Назовите эти звуки…

АРБУЗ

ОСЛИК

УКРОП

ИГОЛКА

ЭСКИМО

Если вы помните, мы принесли с собой игру. Так как звуки мы не можем увидеть, но можем определить их место в словах, я предлагаю поиграть со звуками в игру «Где живет звук»

Мы разделимся на пары. (Дети делятся на пары)

Вы получите карточку с пятью окошками и карточки-картинки с изображением различных предметов.  По моей команде вам необходимо найти нужную картинку и заложить ею пустое окошко. Задание считается выполненным, если очередность картинок будет верной.

 

  1. Положите на первое окошко картинку с изображением предмета, название которого начинается на гласный  звук [э] (эскимо).
  2. Положите на второе окошко картинку с изображением предмета, в названии которого гласный звук [и] стоит в середине слова (кит).
  3. Положите на третье окошко картинку с изображением предмета, в названии которого два гласных  звука  [о] и [а] (бочка).
  4. Положите на четвертое  окошко картинку с изображением предмета, в названии которого два гласных  звука  [у]  (кенгуру)
  5. Положите на пятое окошко картинку с изображением предмета, название которого оканчивается на гласный  звук [ы] (часы)

Какая картинка осталась? (Сыр) В этом слове звук [ы] стоит … в середине, сейчас вы находили слово, где звук   [ы] стоит в конце. А может  ли этот звук стоять в начале?

        В русском языке увы,                                                                                  Не бывает слов на Ы!

Проверяем… (Воспитатель показывает правильно заполненный образец на доске)

С этим заданием вы справились, а сможете ли вы легко отличить гласные звуки от согласных? Проведем небольшую эстафету, вы должны как можно быстрее, по очереди принести мне карточки с изображением предметов, названия которых начинаются на гласные звуки. Будьте внимательными, не ошибитесь! Начинаем ..

Физкультминутка – игра  (эстафета) «Найди гласный звук»                           Музыка №2

Молодцы! Ребята, это удивительная страна, только очень жаль, что жители этой страны невидимые. Но мы можем им помочь… Как? Давайте вспомним, звуки мы слышим и произносим, и у каждого звука есть свое обозначение, символ, портрет, это …  буква. А буквы как известно мы видим, пишем, читаем. Мы соберем эти символы, и всем станет ясно что за звуки живут в этой стране.

Игра «Конструктор букв»

Дети коллективно собирают буквы из конструктора. (с опорой на образец)

Какие буквы у нас получились? А, О, У, Ы, Э, И.

Я предлагаю помочь и прикрепить эти буквы на домики. Но вот задача, надо догадаться куда какую букву нужно прикрепить. На помогут картинки, названия которых начинаются с гласных звуков. (Где АРБУЗ – А, ОБЛАКО – О, УЛИТКА – У, ИГОЛКА – И,  ЭКСКАВАТОР – Э,  в пустое окошко – Ы)

В русском языке увы,                                                                                  Не бывает слов на Ы!

Дети прикрепляют карточки с буквами на домики. (с помощью пластилина или магнита)

Нам пора прощаться с этой замечательной страной , мы помогли её жителям (Чем?) Вам понравилось? Что именно?  И на память я предлагаю взять себе подарок –букву, но сделать её нужно своими руками.

Воспитатель подводит детей к уголку творчества и предлагает детям несколько вариантов:  раскрасить цветными карандашами, штриховка буквы, лепка из соленого теста, аппликация . Дети самостоятельно выбирают вариант подарка.

Под музыку №3 выполняют творческое задание.

Ребята, я вижу вы уже готовы. Какие буквы мы забираем с собой на память? Нам пора отправляться, скажем до свидания, до новых встреч.

 А пока мы будем ехать я предлагаю прослушать песню, которая называется «Алфавит»  

Под музыку №4 дети уезжают домой.

3. Заключительная часть.

Вот мы и приехали. Ребята, у кого в гостях мы побывали? Вам понравилось? Вы все гласные звуки запомнили? Сколько их? Назовите. Каким цветом они обозначаются? Почему мы называем их гласными?.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [м] [м\']. Буква М.»

Учит детей различать на слух звуки [м], [м\'], определять место звука в слове (начало, середина, конец). Формирует звуко-буквенный анализ и синтез. Развивает фонематическое восприятие и представление, ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада "Звук Ш"

 Коррекционно-образовательные задачи:1.Познакомить детей со звуком [Ш]  ,2. Учить характеризовать звук [Ш] по акустическим и артикуляционным признакам.3. Закреплять правильный графиче...

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе "Знакомство со звуком ЛЬ"

ООД по программе "Детский сад 2100". Используется пособие Т. Р. Кисловой, Р. Н. Бунеева "По дороге к Азбуке" 4 часть....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему:"Звук [ Ц ] и буква Ц.

В рамках краткосрочного психолого-педагогического проекта " Чудо-дерево сказок Чуковского" представлен конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему"...

Методическая разработка НОД по обучению грамоте в подготовительной группе ДОУ "Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы»

Методическая разработка НОД по обучению грамоте в подготовительной группе  ДОУ "Гласные  звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы].   Буквы А, О, И, У, Э, Ы»...