Статья на тему "Развитие навыка звукового анализа синтеза"
статья по обучению грамоте (подготовительная группа)
В последние годы многие учителя начальных классов отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения. На мой взгляд это связано с несформированностью фонетико-фонематиеского восприятия и слуха у старших дошкольников. Ведь прежде чем научиться писать, ребенок должен научиться слышать из каких звуков состоят слова,то есть проводить звуковой анализ слов. Звуковой анализ и синтез слов предпологает наличие следующих умений:
-умение выделять первый и последний звук в слове;
- умение определять место звука в слове;
- умение соединять звуки в слова;
-умение определять количество последовательность звуков в слове.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_navyka_zvukovogo_analiza_i_sinteza.docx | 497.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие навыка звукового анализа и синтеза слов
Для подготовки ребенка-дошкольника к успешному обучению в школе необходим
достаточно развитый навык звукового анализа и синтеза слов, который предполагает
наличие следующих умений:
- умение выделять первый и последний звук в слове;
- умение определять место звука в слове;
- умение соединять звуки в слова;
-умение определять последовательность и количество звуков в слове.
При развитии умения выделять в слове первый и последний звук сначала учат ребенка
выделять в слове первый ударный гласный звук (Облако, Утка, Аня, Иволга), последний
ударный гласный звук (перО , бегУ, облакА, очкИ). Затем переходят к развитию умения
выделять, на слух первый и последний согласный звук. Начинать следует со звуков С, З,
М, Н, Л, Х (Хлеб, Свет, Шапка – для выделения первого звука; ноС, камыШ, моХ –
выделения последнего звука). После того, как ребенок научился определять на слух,
можно начать закреплять в картинках. Ребенку предлагаются игры: «Назови 1 звук в
картинках», «Назови последний звук в картинках», «Найди картинки, начинающиеся
(заканчивающиеся) на звук…», «Найди картинки, начинающиеся (заканчивающиеся) на
одинаковый звук», «Придумай слово, начинающееся (заканчивающееся) на звук…».
Для развития (закрепления) умения определять место звука в слове, ребенку
предлагаются следующие игры:
«Положи кружок в нужный квадрат»
Ребенку дается следующая инструкция: «Я буду произносить слова, в этих словах будет жить звук С. Если ты услышишь звук С в начале слова -ты поставишь кружочек в 1-ый квадрат, если в середине слова – во 2-ой квадрат, если в конце слова в 3-ий квадрат» Далее ребенку предлагаются слова: Собака, Стол, ананаС, каСка, миска и т.д. Часто ребенку бывает трудным выделять звук в середине. Тогда нужно предлагать слова только с определенным звуком в начале или конце, и лишь затем предлагать слова с определенным звуком в середине.
«Подними подходящую картинку»
Ребенку дается следующая инструкция: «Я буду называть слова, а ты будешь поднимать соответствующую картинку. Если звук Л будет слышен в начале слова- ты поднимешь картинку с изображением лодки, если в середине- с изображением вилки, если в конце слова- с изображением бокала».
«Найди картинки, подходящие к схеме».
Также предлагается задание: «Повтори слово»
Ребенку дается инструкция: « Я буду произносить слова, а ты будешь повторяй за мной только те , в которых звук Л стоит в середине (конце, начале) слова».
Для развития умения соединять звуки в слова ребенку предлагаются игра: «Собери
слово». Взрослый произносит звуки с паузой , ребенок соединяет их в слово: К О Т- кот.
Далее переходят к словам из 2-х открытых слогов: П И Л А – пила, затем к словам с
закрытым и открытым слогом, типа М О С Т Ы – мосты, П Е С О К - песок
При развитии умения определять последовательность и количество звуков в слове
необходимо начинать работу с гласных звуков. Сначала учим на слух определять
количество звуков. (АУ ,УА,ОИ -сколько звуков, какой звук первый, второй) Затем
переходим к коротким слова, типа НОС, СОМ, МОХ.
Предлагаем ребенку игру «Телевизор»
Ребенку дается инструкция: «Посмотри на картинки и определи в них первые звуки. Соедини первые звуки и угадай слово, которое появится на экране телевизора. Назови 1,2,3 звук в слове»
Далее ребенку предлагают угадать слово по последним звукам в картинках
Затем предлагаем ребенку на слух определить количество и последовательность
звуков в словах, состоящих из 4-х звуков, из 5 звуков (САДИК, КАСКА).
Предлагаем игру: «Пирамидка»
Ребенку дается инструкция: «Посмотри на картинки. В самый верх пирамидки нужно поместить картинки, состоящие из 3-х звуков, в самый низ - картинки, состоящие из 5-ти звуков, а в середке должны быть картинки из 4-х звуков
Предлагается игра: «Выложи слово из букв»
Взрослый произноси слово – ребенок выкладывает из букв . Позже взрослым показывается
картинка, но не называется – ребенок выкладывает слово из букв.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов»
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ...
статья на темуРазвитие творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования пейзажа.
Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования пейзажа....
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая мозаика» для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММАпо формированию навыков звукового анализа и синтезау детей старшего дошкольного возрастав процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая м...
Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)
Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...
Консультация для родителей и педагогов по формированию навыков чтения.ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...
Статья. Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников.
Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников....
Наглядно – дидактическое пособие для формирования и развития навыков звукового анализа и синтеза «Звуковая гусеница»
Цель пособия: Развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематического и речевого восприятия, формирование понимания механизма образования звуков, ознакомление с основами грамоты у детей старшего...