Статья на тему "Развитие навыка звукового анализа синтеза"
статья по обучению грамоте (подготовительная группа)

Низамова Зиля Семигулловна

 В последние годы многие учителя начальных классов отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения. На мой взгляд это связано с несформированностью фонетико-фонематиеского восприятия и слуха у старших дошкольников. Ведь прежде чем научиться писать, ребенок должен научиться слышать из каких звуков состоят слова,то есть проводить звуковой анализ слов. Звуковой анализ и синтез слов предпологает наличие следующих умений:

-умение выделять первый и последний звук в слове;

- умение определять место звука в слове;

- умение соединять звуки в слова;

-умение определять количество  последовательность звуков в слове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_navyka_zvukovogo_analiza_i_sinteza.docx497.34 КБ

Предварительный просмотр:

            Развитие навыка звукового анализа и синтеза слов                                                                                                      

        Для подготовки ребенка-дошкольника к успешному обучению в школе необходим

достаточно развитый навык звукового анализа и синтеза слов, который предполагает

наличие следующих умений:

- умение выделять первый и последний звук в слове;

- умение определять место звука в слове;

- умение соединять звуки в слова;

-умение определять последовательность  и количество звуков в слове.

       При развитии умения выделять в слове первый и последний звук сначала учат ребенка

выделять  в слове первый ударный гласный звук (Облако, Утка,  Аня, Иволга), последний

ударный гласный звук (перО , бегУ, облакА, очкИ).  Затем переходят  к развитию умения

выделять, на слух первый  и последний согласный звук. Начинать следует со звуков С, З,

 М, Н, Л, Х (Хлеб, Свет, Шапка –  для выделения первого звука; ноС, камыШ, моХ –

выделения последнего звука). После  того, как   ребенок научился определять  на  слух,

можно начать закреплять в картинках. Ребенку предлагаются игры:  «Назови  1 звук в

картинках»,  «Назови последний звук в картинках», «Найди картинки, начинающиеся

(заканчивающиеся) на звук…»,  «Найди картинки, начинающиеся (заканчивающиеся) на

 одинаковый звук»,  «Придумай слово, начинающееся (заканчивающееся) на звук…».

      Для развития (закрепления)  умения определять место звука в слове, ребенку

предлагаются  следующие  игры:

 «Положи  кружок в нужный квадрат»  

    

Ребенку дается следующая инструкция: «Я буду произносить слова, в этих словах будет жить звук С. Если ты услышишь звук С в начале слова -ты поставишь кружочек в 1-ый квадрат, если в середине слова – во 2-ой квадрат, если в конце слова в 3-ий квадрат» Далее ребенку предлагаются слова: Собака, Стол, ананаС, каСка, миска и т.д. Часто ребенку бывает трудным выделять звук в середине. Тогда нужно предлагать слова только с определенным звуком в начале или конце, и лишь затем предлагать слова с определенным звуком в середине.

 «Подними подходящую картинку»

                                                    

Ребенку дается следующая инструкция: «Я буду называть слова, а ты будешь поднимать соответствующую  картинку.  Если звук Л будет слышен  в начале слова- ты поднимешь картинку с изображением лодки, если в середине- с изображением вилки, если в конце слова- с изображением бокала».

«Найди картинки, подходящие к схеме».

                                                                    

                                                                                                                                                                                          

                                                                                     

Также предлагается задание: «Повтори слово»  

Ребенку дается инструкция: « Я буду произносить слова, а ты будешь повторяй за мной только те , в которых  звук Л стоит в середине (конце, начале) слова».

      Для развития умения соединять звуки в слова ребенку предлагаются игра: «Собери

слово». Взрослый произносит звуки с паузой , ребенок соединяет  их в слово:  К  О  Т- кот.  

Далее переходят к  словам из 2-х открытых слогов:  П И Л А – пила, затем к словам с

закрытым и открытым слогом, типа М О С Т Ы – мосты, П Е С О К - песок

     При развитии умения определять последовательность и количество звуков в слове

необходимо начинать работу с гласных звуков. Сначала учим на слух определять

количество звуков. (АУ ,УА,ОИ -сколько звуков, какой звук первый, второй)  Затем

переходим к коротким слова, типа НОС, СОМ, МОХ.  

      Предлагаем ребенку игру «Телевизор»

Ребенку дается инструкция: «Посмотри на картинки и определи в них первые звуки.  Соедини первые звуки  и угадай слово, которое появится на экране телевизора. Назови 1,2,3 звук в слове»

                                              

Далее ребенку предлагают угадать слово по последним звукам в картинках

                        

      Затем предлагаем ребенку на слух определить  количество и последовательность

звуков в словах, состоящих из 4-х звуков, из 5 звуков (САДИК, КАСКА).

     Предлагаем игру: «Пирамидка»

Ребенку дается инструкция: «Посмотри на картинки. В самый верх пирамидки нужно поместить картинки, состоящие из 3-х звуков, в самый низ - картинки, состоящие из 5-ти звуков, а в середке должны быть картинки из 4-х звуков

                                     

                                                                           

                         

Предлагается игра: «Выложи слово из букв»

Взрослый произноси слово – ребенок выкладывает из букв . Позже взрослым показывается

картинка, но не называется – ребенок выкладывает слово из букв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов»

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ...

статья на темуРазвитие творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования пейзажа.

Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования пейзажа. ...

Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)

Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...

Консультация для родителей и педагогов по формированию навыков чтения.ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ    НА    РАЗНЫХ    ЭТАПАХ    ФОРМИРОВАНИЯ    НАВЫКОВЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...

Статья. Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников.

Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников....

Наглядно – дидактическое пособие для формирования и развития навыков звукового анализа и синтеза «Звуковая гусеница»

Цель пособия: Развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематического и речевого восприятия, формирование понимания механизма образования звуков, ознакомление с основами грамоты у детей старшего...