Интерактивные технологии в ДОУ
календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

В данной статье указыны не только интерактивные технологии  сипользуемые при обучении грамоте, но и описание игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_departament_po_dop_obraz.docx41.6 КБ

Предварительный просмотр:

 

Как подготовить дошкольников к обучению грамоте, первоначальному чтению   и предупредить нарушения письменной речи в школе ( дисграфию), как подготовить детей без страха идти в школу, как при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни? На эти   поможет ответить предложенная мною образовательная программа «Грамотейка», которая разработана в соответствии с требованиями ФГОС и   предполагает преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом, что является одним  из условий непрерывного образования ребёнка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания.

Цель программы:


Цель программы: формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного возраста.

Задачи:

 способствовать формированию у детей навыков межличностного общения, коммуникативных качеств личности;

 развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение;

 

 развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста;

 способствовать сохранению здоровья, обеспечению безопасности

жизнедеятельности детей;

 организовать взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам воспитания, сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей; создать условия для участия родителей в образовательной деятельности грамоте.

Программа состоит из следующих разделов: 

1 раздел: Членение предложений на слова.

2 раздел:  Звуковой анализ слова.

3 раздел: Знакомство с буквами. Данный раздел предполагает работу в два этапа:

1 этап- выделение звуков в словах, знакомство и изучение букв (каждой букве соответствующая картинка с данным звуком)

        1 блок

 Аа, Уу, Оо, Ии,  ы, Ээ

      2 блок

Гг,  Пп,  Тт , Рр

     3 блок

 Лл, Мм, Нн, Кк

      4 блок

   Жж, Хх,  Сс

         5 блок

 Дд, Бб, Вв,

       6 блок

Шш,  Щщ,  Цц, й

     7 блок

Зз,  Фф,  Чч,  Ъ  

      8 блок

Яя,  Юю,  Ее,  Ёё  

2 этап- работа со слоговыми таблицами, которые большую помощь в обучении чтению:

Ка        

Ку

Ко

Ки

Кы

Кэ

Кю

кя

Ба

Бу

Бо

Би

Бы

Бэ

Бю

бя

Ва

Ву

Во

Ви

Вы

Вэ

Вю

вя

За

Зу

Зо

Зи

Зы

Зэ

Зю

зя

 

Раздел 4 Обучение чтению.  Следует отметить, что обучение детей чтению начинается после знакомства со следующими буквами: А, О, У, Ы, Э, Р, Л, М, Н. Весь материал для чтения и”письма” на начальных периодах обучения грамоте необходимо подбирать таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением.

 Новизна данной программы заключается в том, что она предполагает использование  развивающих игр как важнейшего компонента в развитии детей дошкольного возраста и современных интерактивных педагогических технологий, таких как «Работа в парах», «Хоровод», «Цепочка», «Карусель», «Интервью», «Работа в малых группах» (тройках), «Аквариум», «Большой круг», «Дерево знаний», позволяющих успешно решать задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»,  снимать нервную нагрузку дошкольников, дает возможность менять  формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий,  активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни. Предлагаю игры, которые можно проводить, используя выше перечисленные интерактивные педагогические технологии.  

Интерактивная педагогическая технология

             Игры

«Работа в парах»,

Игра «Подбери слово»

К детям в гости пришёл Дед Буквоед, который рассказал детям историю о том, что за обедом он съел все гласные буквы. Что же делать? Дети высказывают свои мнения, мысли, суждения и приходят к выводу, что необходимо придумать слова, которые начинаются с  гласных. Слова подобраны, а потом разбившись на « тройки», ребята заштриховывают гласные буквы, заранее приготовленные и разложенные на столах.

«Большой круг»,

Игра «Игра со шляпой» Дети сидят в кругу. Ведущий включает музыку, и дети начинают передавать друг другу дамскую шляпу. Как только ведущий музыку останавливает, тот из детей, у кого в этот момент оказалась шляпа, надевает на себя и называет слова, начинающееся с гласной или согласной. 

«Работа в малых группах» (тройках),

"Игра "Почтальон"

Почтальон собрался разносить почту, но на домиках вместо адреса написаны буквы согласные и гласные. Ребенок должен найти, в какой домик нужно отнести почту. Задания: Отнести только в те домики, где буквы согласные; отнести только в те домики, где буквы гласные. Возможны варианты: можно на домики вместо букв прикреплять слоги. Отнести почту в домик, где слог с согласным твердым; отнести почту в домик, где слог с согласным мягким. Возможны варианты: можно на домике прикреплять слова по лексическим темам.

«Интервью», «Большой круг»,

Игра «К нам приехала тётушка»

Дети садятся в круг. По считалке выбирается ведущий- корреспондент. Он  начинает игру, обращаясь к соседу справа: «Я слышал, что к вам приехала тетушка». Сосед отвечает: «Да, к нам приехала тётушка»

Корреспондент: Как зовут вашу тётушку?

Сосед: Её зовут…

Корреспондент: А где она живёт?»

Сосед: Она живёт в городе? (селе, деревне)

Корреспондент: Как называется город?

Сосед: Город называется Салехард.

Корреспондент: Что привезла вам тётушка в подарок?

Сосед:Она привезла подарок на букву В,Г,О,Т и т.д

Дети отгадывают какой  это может быть подарок(  веер, обруч, ослика)

«Карусель»

Игра "Два круга". Дети строятся в два круга - внешний (большой) и внутренний (3-4 человека).
Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: "Вот по кругу, да по кругу мы идём, мы идём. Букву А (С,Г,Л,Д,Н…) мы с собою заберём».

Как только сказаны последние слова, по указанию взрослого, один из детей  малого круга называет букву.
 Ребенок, стоящий в большом круге, называет слово на эту букву астра первым назвавший предмет, становится во внутренний круг.  

«Аквариум»

Игра « Заполни кружки». Работа с перфокартами

Напротив слов

Саша

Луша

Сом

Алла

Стол

Нарисованы два кружка. В первый кружок написать цифру, сколько слогов в слове, а во второй кружок выписать только согласные из данных слов.

«Цепочка», «Большой круг»,

Игра « Не ошибись!»

Вариант 1

Передавая мяч друг другу, дети называют слова  с заданным звуком, односложные, двусложные слова;

Вариант 2: составляют предложения:

первый ребёнок – кто?

второй –какой?,

следующий -что делает?

«Дерево знаний»

Игра «Узнай слово»

Вариант 1

На импровизированном дереве висят листики- картинки: мяч, медведь, листья, девочка, озеро, заяц, берёза;

Воспитатель читает

Звонкий, быстрый, весёлый-…,

Жёлтые, осенние, красные-…

Бурый, неуклюжий, косолапый-…

Аккуратная, послушная, весёлая-…

Чистое, голубое, горное-…

Пушистый, косой, лесной-..

 Белоствольная, высокая, стройная- …

Вариант 2

На импровизированном дереве висят схемы слов, у детей на столах картинки лиса, стул,  волк, ваза, слон, гуси. Дети выбирают и снимают с « дерева»  подходящие к словам схемы.

Кроме этого, ООД содержит  большое количество загадок, кроссвордов, стихотворных текстов, дидактических игр, поэтому, на первый взгляд, может показаться, что само занятие слишком насыщено играми и упражнениями, но всё это вполне укладывается в рамкам 30 минут, так как психологическая обстановка обоснована быстрой сменой деятельности, что даёт детям возможность не отвлекаться, не уставать, а совместное сотрудничество на правах партнёров (« общение глаза в глаза») помогает ребёнку принять, понять и легко решить учебную задачу.

  Разработан перспективный план, согласно разделам программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Вашему вниманию предлагается презентация с комментарием из опыта работы по использованию интерактивных технологий в образовательном процесе ДОУ  Этот материал был представлен на научно-практическ...

Организация работы с родителями в современном ДОУ посредствам интерактивных технологий

Совместная работа учителя-логопеда с родителями определяет общий успех коррекционно-образовательного процесса....

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....

Разработки лидера интерактивных технологий - компании Smart, интерактивные кубы iMO-LEARN.

Интерактивные кубы iMO-LEARN  — это инновация, которая поможет детям больше двигаться. iMO-LEARN помогает встраивать в ход образовательной деятельности разные виды двигательной активности, ...

Презентация интерактивных технологий познавательного развития. Интерактивная технология «Круги Луллия».

Презентация интерактивных технологий познавательного развития. Интерактивная технология «Круги Луллия»....

Презентация интерактивных технологий познавательного развития. WEB - технология

Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических це...

Новые интерактивные технологии в ДОО. "Использование интерактивных плакатов с QR-кодом в работе с родиелями и детьми в ДОО".

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАМир, в котором мы живем в настоящее время, стремительно меняется. Постоянные его изменения приводят к поиску и открытию новых ресурсов, ориентированных на все сферы жизн...