Комплекс дидактических игр направленных на формирование морфологических, словообразовательных и синтаксических умений у детей шести лет
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Козлова Наталья Васильевна

Комплекс дидактических игр составлен в соответствии с грамматическим строем русского языка, направлен на формирование морфологических, синтаксических и словообразовательных умений.

Игры можно использовать в различных видах речи (диалогической и монологической).  В основу игр положены репродуктивные, конструктивные и творческие упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс дидактических игр направленных на  формирование морфологических, словообразовательных и синтаксических умений у детей шести лет

Подготовила: воспитатель логопедической группы

 МБДОУ д\с №16 «Золотой ключик» Козлова Н.В.

Компоненты

Умения

Дидактические игры

1.Морфология

1.1.Умение согласовывать глаголы  с су-ществительными по числам и родам;

1.1.1.Название игры: «Глагольное лото»

Цель: учить согласовывать глаголы с существительными по числам и родам. (Т.И. Гризик, Занимательная грамматика. С. 28).

1.1.2. Название игры: «Умная стрелка»

Цель: учить согласовывать глаголы с существительными в числе. (Р.И. Лалаева,  Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников. С. 210).

1.1.3. Название игры: «Кто что делает?»

Цель: упражнять в согласовании глаголов с существительными. (Т.И. Гризик, Занимательная грамматика. С. 4).

1.1.4. Название игры: «Что ты делаешь?»

Цель: активизировать употребление глаголов и глагольных форм, обозначающих профессиональные действия. (А.Г. Арушанова, Формирование грамматичес-кого строя речи. С. 184).

1.2.Умение согласовывать   существительные с прилагагатель-ными по числам, родам, падежам;

1.2.1. Название игры: «Незнайкины загадки»

Цель: учить составлять короткие описания предметов; согласовывать слова в падеже и числе. (А.Г. Арушанова, Формирование грамматического строя речи. С. 198).

1.2.2. Название игры: «Деревья и ветки»

Цель: развивать навык образования относительных прилагательных. (Т.Уварова, Формирование навыков образования прилагательных от существительных с использованием наглядноигровых средств. Дошкольное воспитание 2009 №2 С. 52).

1.2.3. Название игры: «Карлсон в гостях у Малыша»

Цель: формировать и развивать навык образования относительных прилагательных от существительных и изменения прилагательных по родам. (Т. Уварова Дошкольное воспитание 2009 №2 С. 51).

1.2.4.  Название игры: «Ателье»

Цель: развивать навык образования относительных прилагательных и изменения их по родам. (Т. Уварова Дошкольное воспитание 2009 №2 С. 52).

1.2.5. название игры: «Какой? Какая? Какое? Какие?

Цель: упражнять в образовании прилагательных от существительных. (Т.И. Гризик, Занимательная грамматика. С. 4).

1.2.6. Название игры: «Что у нас получит-ся?»

Цель: упражнять в согласовании прилага-тельных с родом и числом существительных. (Г.С. Швайко, Игры и игровые упражнения по развитию речи. С. 131).

1.3. Умение употреблять существительные множественного числа в родительном падеже;

1.3.1. Название игры: «Подбираем рифмы»

Цель: учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек). (О.С.Ушакова, Придумай слово. С. 171).

1.3.2. Название игры: «Пиф считает»

Цель: учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных. (О.С.Ушакова, Придумай слово. С. 172).

1.3.3. Название игры: «Один - много»

Цель: упражнять детей в образовании от единственного числа существительных множественного числа. (Т.И. Подрезова, Материал к занятиям по развитию речи. С.42). и (А. Герасимова, Развиваем грамотность речи, изменяем и образуем слова. С. 126).

1.3.4. Название игры: «Доскажи словечко»

Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа. (Л.М. Козырева, Развитие речи детей 5-7 лет. С. 132).

1.3.5. Название игры: «Чего не стало?»

Цель: упражнять в умении образовывать существительные множественного числа родительного падежа. (Т.И. Гризик, Занимательная грамматика. С.4).

1.4. Умение упо-треблять нескло-няемые сущест-вительные.

1.4.1. Название игры: «Узнай по звуку»

Цель: дать представление о том. Что слово пианино не изменяется. (О.С. Ушакова, Придумай слово. С. 174).

1.4.2. Название игры: «Договори слово»

Цель: учить употреблять несклоняемые существительные (кино, метро, пальто). (Р.И. Лалаева,  Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников. С.213). 

1.4.3. Название игры: «Что я пью?»

Цель: учить употреблять несклоняемые существительные какао, кофе. (Р.И. Лалаева,  Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников. С.214).

2.Словообра-зование

2.1.Умение образовывать слова префиксальным способом;

2.1.1. Название игры: «Придумай другое слово»

Цель: Углублять знания о лексическом значении слова, упражнять в образовании с помощью префиксов новых конструкций. (О.С. Ушакова, Придумай слово. С. 157).

2.1.2. Название игры: «Отправляемся в отпуск».

Цель: Учить понимать оттенки значений слов, овладевать представлениями об изменении значений слова с изменением приставки. (О.С. Ушакова, Придумай слово. С. 166).

2.1.3. Название игры: «Профессии»

Цель: учить образовывать названия профессий от разных частей речи при помощи приставок. (А.Г. Арушанова, Формирование грамматического строя речи. С. 217).

2.2.Умение образовывать слова суффиксальным способом;

2.2.1. Название игры: «Мишка музыкант»

Цель: соотносить наименование музыкальных инструментов и музыкальных специальностей.  (А.Г. Арушанова, Формирование грамматичес-кого строя речи. С. 178).

2.2.2. название игры: «Мы эрудиты»

Цель: учить образовывать наименования с уменьшительно-ласкательными суффиксами.  (А.Г. Арушанова, Формирование грамматического строя речи. С. 192).

2.2.3. Название игры: «Что для чего?»

Цель: упражнять умение в образовании слов суффиксальным способом. (А.Г. Арушанова, Формирование грамматичес-кого строя речи. С. 217).

2.2.4. Название игры: «Скажи наоборот»

Цель: упражнять в образовании слов с суффиксами оценки. (А.Г. Арушанова, Формирование грамматического строя речи. С. 216).

2.3. Умение образовывать слова словослагатель-ным способом;

2.3.1. Название игры: «Кто какой?»

Цель: упражнять в образовании слов с помощью слияния двух основ. (Т.И. Гризик, Занимательная грамматика. С. 4).

2.3.2. Название игры: «Придумай одно слово вместо двух»

Цель: учить образовывать слова словослагательным способом. (Р.И. Лалаева,  Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников. С.167).

2.3.3. Название игры: «Объясни, почему так  называется?»

Цель: учить определять из каких двух слов состоит сказанное слово. (Р.И. Лалаева,  Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников. С.166).

2.3.4. Название игры: «Сложные слова»

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных способом сложения основ. (Т.И. Подрезова, Материал к занятиям по развитию речи. С55).

2.4.Умение подбирать однокоренные слова.

2.4.1. Название игры: «Кто заблудился»

Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам, составлять сложные предложения. (Т.И. Петрова, Игры и занятия по развитию речи дошкольников. С. 27).

2.4.2. Название игры: «Дом - домище»

Цель: образовывать однокоренные слова с разными смысловыми оттенками. (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Методика развития речи детей. С. 57).

2.4.3. название игры: «Слова-родствен-ники»

Цель: учить подбирать однокоренные слова к заданному слову. (А.Г. Арушанова, Формирование грамматичес-кого строя речи. С. 213).

2.4.4. Название игры: «Найди лишнее слово»

Цель: учить на слух определять однокоренные слова, находить лишнее слово. (Р.И. Лалаева,  Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников. С.166).

2.4.5. Название игры: «Скажи со словом..»

Цель: учить подбирать однокоренные слова к заданным. (Т.И. Петрова, Игры и занятия по развитию речи дошкольников.)

3. Синтаксис

3.1. Умение употреблять  простые предложения;

3.1.1. Название игры: «Магазин»

Цель: закреплять умение строить простые предложения. (Л.Н. Ефименкова, Формирование речи у дошкольников. С. 75).

3.1.2. название игры: «Размытое письмо»

Цель: упражнять в составлении распрост-раненных предложений. (А.Г. Арушанова, Формирование грамматического строя речи. С. 173).

3.1.3. Название игры: «Исправь ошибки»

Цель: работа над пониманием распростра-ненных и нераспространенных  предложений (Р.И. Лалаева,  Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников. С.215).

3.2. Умение пользоваться  сложными предложениями;

3.2.1. Название игры: «Что сначала, а что потом?»

Цель: упражнять детей в умении строить предложения сложных конструкций с использованием слов сначала, потом. (Т.И. Гризик, Занимательная грамматика. С. 4).

3.2.2. Название игры: «Объясните, почему...»

Цель: научить правильно строить предло-жения с причинно-следственной связью, развивать логическое мышление. (Л.М. Козырева, Развитие речи детей 5-7 лет. С. 133).

3.2.3. Название игры: «Как цыпленок потерялся»

Цель: Активизировать глаголы. Побуждать использовать в рассуждениях сложноподчиненные предложения. (А.Г. Арушанова, Формирование грамматичес-кого строя речи. С. 191).

3.2.4. Название игры: «Зачем нам эти вещи».

Цель: научить использовать в речи сложноподчиненные предложения. (Л.М. Козырева, Развитие речи детей 5-7 лет. С. 134).

3.2.5. название игры: «У реки росла рябина. А река текла, рябила»

Цель: побуждать детей рассуждать, используя сложноподчиненные предложения. (А.Г. Арушанова, Формиро-вание грамматического строя речи. С. 194).

3.3. Умение конструировать предложения.

3.3.1. Название игры:  «Живые слова»

Цель: упражнять в составлении предложений по структурной схеме. (А.Г. Арушанова, Формирование грамматичес-кого строя речи. С. 174).

3.3.2. Название игры: «Составь предложение?»

Цель: упражнять в умении конструировать предложения. (Т.И. Гризик, Занимательная грамматика. С. 4).

3.3.3. название игры: «Бычок уколол свой язычок»

Цель: побуждать детей конструировать предложения разной структуры. ( А.Г. Арушанова, Формирование грамматичес-кого строя речи. С. 204).

3.3.4. Название игры:  «Радость»

Цель: побуждать детей конструировать предложения. (А.Г. Арушанова, Формирование грамматического строя речи. С. 205).

3.3.5. название игры: «Переставь слова в предложении»

Цель: учить конструировать предложения. (Т.И. Подрезова, Материал к занятиям по развитию речи. С.147).

3.3.6. Название игры: «Дополни предложение».

Цель: расширять представления о правильном соединении слов в предложении. (О.С. Ушакова, Придумай слово. С. 165).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс дидактических игр, направленных на ознакомление старших дошкольников с народно-декоративным творчеством.

Комплекс дидактических игр направлен на развитие зрительного восприятия формы, цвета, величины предметов народного творчества, на совершенствованиеинтелектуальных операций(анализ, синтез, сравнение ра...

Методическое обеспечение рабочей программы. Комплекс дидактических игр и игровых упражнений, используемых при развитии сенсорных способностей детей 1,6 до 3 лет

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе....

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: « ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ»

Ежедневно нам необходимо взаимодействовать со многими людьми. Некоторые профессии обязывают уделять им больше внимания, поскольку в определенных видах деятельности основным методом работы является общ...

Дидактические игры, направленные на закрепление знаний цифр и умение соотносить цифру и количество предметов

Дидактические игры, направленные на закрепление знаний цифр и умение соотносить цифру и количество предметов...

Комплекс дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром «Познаем мир» для детей младшей группы

Дидактические игры для дошкольников – это такая детская деятельность, при которой ребёнок получает или закрепляет информацию, полученную из повседневной жизни или на специальных занятиях, о...

Комплекс дидактических игр, направленных на раннее профессиональное просвещение.

Комплекс дидактических игр, направленных на раннее профессиональное просвещение....