"Загадки Деда Буквоеда"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Науменко Ольга Николаевна

НОД по обучению грамоте старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_obucheniyu_gramote.docx15.42 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в подготовительной группе

«Загадки деда Буквоеда».

          Цель: обобщение у дошкольников знаний и умений, полученных на занятиях по обучению грамоте.

          Задачи: развивать у детей словесно – логическое мышление. Развивать фонематический слух, артикуляционный аппарат, слуховое восприятие. Упражнять детей в умении «исправлять» слова, где перепутаны буквы; развивать зрительное и слуховое внимание. Совершенствовать умение составлять слова из предложенных слогов, предложения с заданным словом. Продолжать обучать слоговому и звуко-буквенному анализу слов. Развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, мышление. Воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.

           Предварительная работа: знакомство с буквами русского алфавита. Чтение слов по слогам. Составление предложений. Занимательные игры и упражнения с буквами.

                                   Ход занятия:

                

-Ребята, сегодня у нас занятие по обучению грамоте. Как вы думаете, какого человека называют грамотным?  (ответы детей)                                                                                                                           - У русского народа есть пословицы и поговорки на все случаи жизни. Какие вы знаете про чтение и грамоту?

- Чтение – лучшее учение.                                                                                                  - Кто много читает, тот много знает.                                                                                         - Азбука – к мудрости ступенька.                                                                                            - Испокон века книга растит человека.                                                                                 - Кто грамоте горазд, тому не пропасть.                                                                             - Возьми книгу в руки – не будет скуки.                                                                                 - Грамоте учиться – всегда пригодится.

-Молодцы, вот мы сейчас и посмотрим, чему вы научились за год.

1. Игра «Умные ручки» - определение букв на ощупь. Детям нужно определить букву и придумать слово, начинающееся с этой буквы.

2. - Что вы доставали из мешочка? (Буквы)                                                                     - А что произносили? (Звуки)                                                                                              - Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим)                                                                                                                - Как называются звуки, которые произносятся только голосом, которые можно петь? (Гласные)  - Назовите их.                                                                                      - А как называются звуки, которые мы произносим с помощью зубов, губ, языка? (Согласные) - Приведите пример согласного звука.                                       - Как гласные управляют согласными звуками? (Делают их твердыми или мягкими)

                            Игра «Эхо».

3. – Ты на буквы посмотри – их по счету тридцать три!                                             Буквы все, от А до Я на страницах … (букваря)

Звуко-буквенный анализ слова «букварь» (работа с пеналами, 1 ребенок у доски)                                                                                                                                               - Сколько звуков в этом слове? (6 звуков)

- А теперь давайте запишем слово «букварь» в тетрадь. Сколько букв в этом слове? (7 букв)  Почему?  Какая еще буква не обозначает звука?   (Ъ)

4. «Проделки деда - Буквоеда» - детям нужно угадать буквы по имеющимся элементам и дописать их.

5. Физкультминутка «Прогулка в лесу».

Дети по лесу гуляли,                                                                                                            За природой наблюдали.                                                                                                     Вверх на солнце посмотрели,                                                                                              И их лучики согрели.                                                                                                                 Раз присели, два присели -                                                                                                         В руках ландыши запели!                                                                                                    Влево звон : динь-дон,                                                                                                       Вправо звон: динь-дон!                                                                                                    Хорошо мы погуляли,                                                                                                                   И немножечко устали.

6.             Игра «Волшебная ромашка» .

 - Прочитайте слово, написанное в середине ромашки (учить). Прочитайте слоги, написанные на лепестках (при, раз, вы и т.д.) Какие слова получаются, если соединить со словом в середине? (приучить, выучить, разучить и т.д.)

7. –Много с буквами хлопот, уж такой они народ!                                                              Но когда с умом, толково их построить в четкий ряд,                                               Превратятся буквы в слово и с тобой заговорят!

                  Игра «Рассыпалось слово»    (ИГРУШКА)

8. «Внимательные глазки» - какие слова спрятались в этом слове?

Груша, рука, игра, ушки, Шура, ура, шкура, шар, круг, уши, рак, шарик и т.д.

- В каких словах 1 слог? 2 слога? 3 слога?                                                                     Измените слово «игрушка» так, чтобы в нем стало 4 слога. (Игрушечка)

9.  Придумать предложение со словом «шарик».                                                 Составить схему одного из придуманных предложений. (Один ребенок работает у доски, остальные в тетрадях).

- С какой буквы начинается предложение?                                                                     -Что ставится в конце предложения?                                                                                        -Какие еще знаки могут быть в конце предложения?                                                           -Прочтите это предложение с вопросительной и восклицательной интонацией.

10. «Заблудилась точка, потерялась большая буква».

На доске написано : « ярко светит. солнце поют. птицы дует. весенний ветер.»  Дети исправляют ошибки.

11. – Ребята, а вы любите играть в прятки? Вот и слова решили поиграть с вами в прятки.                                                                                                                         Слово спряталось куда-то, слово спряталось и ждет:                                                  «Пусть найдут меня ребята. Ну-ка, кто меня найдет?!»

Детям предлагаются изографы – велосипед, паровоз, вертолет, автомобиль. Нужно выделить в рисунке буквы, сложить из них слова.

- Как назвать все это одним словом? (Транспорт)                                                           Какое слово лишнее? (Вертолет)                                                                                 Почему? (Потому, что это воздушный транспорт, а все остальные изображения – наземный).

12.  Итог  занятия.                                                                                                                          – Молодцы! Мне сегодня было приятно работать с вами. Вы были внимательны, активны, дисциплинированны. Что вам больше всего понравилось на занятии? А что показалось труднее всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Спасём Золушку от злого деда Буквоеда».

Совершенствоваь диалогическую речь. Закреплять умение составлять простое предложение, используя короткое слово предлог....

В гости к Деду Буквоеду (Образовательная область «Коммуникация», коррекционно-развивающая работа. Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи)

Непосредственная образовательная деятельность направлена на дифференциацию у детей на слух и в произношении звуков Б-П, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, а также разграничен...

Сборник дидактических игр по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста "Игры деда буквоеда"

В работе с детьми мы применяем основной метод обучения - игру, как ведущую деятельность детей этого возраста. С помощью игры мы делаем обучение радостным, увлекательным и жизненно важным для детей дел...

Праздник правильной речи " В гостях у деда Буквоеда"

Праздник для детей логопедической группы на этапе закрепления звуков....

Итоговая НОД по коммуникации "Проделки деда Буквоеда"

НОД проводила в игровой форме, вызвала мотивацию проблемной ситуацией "Злой дед Буквоед заколдовал страну Знаний и теперь все останутся необразованными и безграмотными". Дети приняли решение: помочь р...