Презентация "Формирование звуковой культуры речи, как предпосылки обучения грамоте"
презентация к уроку по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Василенко Наталия Алексеевна

В презентации собран материал по теме "Звуковая культура речи" для старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для старшего дошкольного возраста  характерен  высокий уровень развития речи. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, могут использовать интонацию вопроса, радости, удивления. К этому времени у ребенка накапливается значительный запас слов. В этом возрасте детей продолжают знакомить со звуковой стороной слова и вводят новый вид работы – ознакомление со словесным составом предложения. Формируют у детей представление о том, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова – из слогов и звуков. Проходит выработка осознанного отношения к речи, необходимого  для подготовки дошкольников к усвоению школьной грамоты.

Основная задача -  дальнейшее совершенствование речевого слуха и закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи, обучение детей звуковому анализу слова.

Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.

Задачи развития  звуковой культуры речи:

1  Развивать голосовой аппарат (произнесение чистоговорок громко, тихо, шепотом).

2  Уточнять и закреплять правильное произношение звуков; учить дифференцировать звуки на слух,  последовательно выделять звуки, устанавливать их место в слове. Учить  обозначать звуки цветными символами. Дать  характеристику звуку (гласный, согласный).

3  Закреплять умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, вслушиваться в его звучание.
4  Делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова.

5  Учить делить трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова, определять порядок слогов в слове.

6  Учить подбирать слова сходные по звучанию.

7   Учить произносить предложения с разными оттенками интонации (сердитая, ласковая).

8  Закреплять представление об ударении, об ударных и безударных слогах.

9  Знакомить со схемой звукового состава слова. Упражнять в сравнении слов по звуковому составу, опираясь на схему. Познакомить с  терминами  «звук» и «слово».

В своей работе по данной теме мы используем методическую литературу:

О.М. Ельцова Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте: СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011.

Т.М. Бондаренко Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Воронеж ТЦ «Учитель», 2004.

Г.С. Швайко Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн.для воспитателя детского сада. – М.: просвещение, 1988.

А.И. Максаков, Г.А. Тумакова  Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1979. и другие.

Для формирования у детей звуковой культуры речи подготовили в группе предметно – развивающую среду:

1  Картотека физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Артикуляционная гимнастика, игры на развитие речедвигательных навыков.

2  «Чистоговорки».

3  Картотека Д/И по звуковой культуре речи.

4  Игры: «Найди место звука в слове», «Подбери слово к схеме», «Магазин», «Составь слово по первым звукам», «Первый и последний звук в слове» и др.

5  Н-п/и «Учим буквы».

6  Пазлы «Азбука».

7  Круги Лулие

В подготовительном этапе у детей формируют умения интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком.

Интонационное выделение звука в слове – это особенное произнесение слова, когда нужный звук произносится более протяжно или более громко, четко, чем остальные. Обучение дошкольников интонационному выделению звука в слове происходит с помощью такого методического приема, как образец  произнесения слова воспитателем. В процессе словесных игр дети учатся называть слова с заданным звуком, определять местоположение звука в слове. Но дети не смогут овладеть звуковым анализом, только произнося слово в слух, поэтому необходимо показать им слово в предметном плане, представив его звуковую структуру в виде модели, такую возможность дает картина -  схема звукового состава слова. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове. Рисунок помогает ребенку видеть предмет, название которого анализируется. Схема под рисунком дает возможность определить количество звуков в слове и выполняет функцию контроля. При проведении звукового анализа, когда все клеточки будут заполнены фишками, педагог ведет указкой под схемой и в соответствии с движением указки произносит слово, повторное «прочтение» слова по звуковой схеме осуществляется вместе с детьми.

Проведение звукового анализа слова на начальном этапе осуществляется следующим образом:

  • Педагог предлагает рассмотреть детям картинку – схему, просит назвать слово, которое будут анализировать;
  • Дети «измеряют» слово, делают предположение, сколько звуков в нем.
  • Педагог произносит слово с интонационным выделением первого звука, ведя указкой по схеме и задерживая указку в первой клеточке.
  • Затем воспитатель называет первый звук так, как он слышится в слове, дети произносят звук вслед за воспитателем и кладут фишку в первую клеточку. Так со всеми звуками в слове.
  • Когда будут выделены все звуки в слове, воспитатель предлагает детям «прочитать» слово так, как движется указка по звуковой схеме.

Хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове, когда ребенок последовательно движется от первого звука к последнему, является основой будущего грамотного, без пропусков письма. В этом помогают такие игра: «Найди место звука в слове», «Подбери слово к схеме», « Кто в домике живет?», «Магазин» и др.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки, но его можно этому научить. В этом нам помогут такие игровые упражнения:

«Выдели слово» - хлопать в ладоши, когда ребенок услышит слова с заданным звуком.  «Какой звук есть во всех словах?» -  произнести 3-4 слова, ребенок должен сказать, какой звук есть во всех словах.

«Звуковые песенки» - ИА – ослик, УА – ребенок, ООО – удивление.

«Какой звук начинает слово?» -повторить слово, выделяя первый звук.

«Договори словечко»: Портфель я выронил из рук – такой большой на ветке   жук.

«Цепочка слов».

После того, как дети овладеют навыками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомят с гласными звуками. Дети узнают, что этим звукам ничто «не мешает» - ни губы, ни зубы, ни язык: они легко «выходят» изо рта. Дети находят такие звуки в проанализированных раннее трехзвуковых словах. Педагог говорит, что это необыкновенные звуки (а, о, у, ы, э, и), которые мы произносим громко, полным голосом, называются гласными звуками – обозначаем их красной фишкой.

На последующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что-то «мешает» – губы, зубы, язык. Сравнение звуков по их произнесению помогает детям быстро уловить разницу между гласными и согласными звуками. Далее дети узнают, что у согласных звуков есть «братцы». Педагог учит на слух различать твердые и мягкие согласные звуки. В основу методики обучения положен принцип сопоставления по твердости – мягкости пар: берутся для сравнения два слова (кот и кит), проводится их звуковой анализ, дети находят одинаковые звуки в этих словах. Надо на слух определить, как звучит звук (к) в этих словах. Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками продолжается в процессе игр, в ходе которых дети попеременно произнося парные мягкие и твердые звуки. Например, все становятся в круг, круг – это мяч, его надувают насосом. Воспитатель предлагает надуть большой мяч большим насосом, произнося: «С-с-с-с». Затем маленьким насосом – «сь-сь-сь». Эти умения закрепляются в различных упражнениях, играх например: «Магазин», где надо приобрести продукты со звуком «с» - сахар, сок и продукты – со звуком «сь» - это селедка, кисель.  Игра «Назови  братца».

 Воспитатель называет твердый согласный звук и бросает мяч ребенку, а он называет  пару звука, мягкий согласный и бросает воспитателю. Когда дети начнут улавливать разницу по звучанию, воспитатель вводит названия твердых и мягких согласных звуков, твердый согласный звук будем обозначать синей фишкой, а мягкий – зеленый.

На совершенствование речевого  аппарата детей направлено систематическое включение в занятие артикуляционной гимнастики или разминки, пальчиковой гимнастики ( чтение скороговорок, потешек, чистоговорок, стихов).

Обязательно по этой теме в нашей группе идет работа с родителями:

1  Родительское собрание «Возрастные возможности детей 5-6 лет», от 09.09.2015г. На этом собрании мы познакомили родителей с играми по звуковой культуре речи «Охота на звуки», «Цепочка слов».

2.  Провели анкетирование по теме «Подготовка детей к обучению грамоте».

3.  Подготовили консультации «Если ребенок плохо говорит»,

     «Игры и игровые упражнения со звуками, буквами и слогами».

4.  Подготовили буклет «Развитие фонематического слуха».

5.   Информационный стенд по звуковой культуре речи,  ЛЭПБУК «Звуки речи».

Итогом работы по этой теме  в группе стало мероприятие, НОД « Ознакомление дошкольников со звуковым строением слова», от 22.03.2016г.

Результативность:

  • Освоили слогово-звкуовой  анализ и синтез слова,  действия интонирования, протягивания, пропевания  звука в слове. Последовательность  вычленения звуков  в словах, а также проводят  звукобуквенный анализ слов, состоящих из 3-х и более звуков. Знают термины «звук» и «слово».

  • Умеют различать звуки, близкие по звучанию, последовательно выделять звуки, устанавливать их место в слове. Умеют обозначать звуки цветными символами. Дают характеристику звуку (гласный, согласный). Знают буквенное обозначение звуков. Умеют  произносить слово в соответствии с движением указки по схеме его звукового состава.

  • Используют полученные знания в самостоятельной деятельности. Играют в Д/И с буквами, составляют схемы слов из 3-х и 4-х звуков. Играют в словесные игры «Назови слово на первый звук», «Цепочка слов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование звуковой культуры речи, как предпосылки обучения грамоте."

Развитие и совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи; обучение детей звуковому анализу слова....

Развитие звуковой и интонационной культуры речи как предпосылки обучения грамоте во 2 младшей группе»

РЕЧЬ ЧЕЛОВЕКА — великое чудо. Речь является важным механизмом интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования сознания.Полноценное развитие личнос...

НОД по развитию речи для старших воспитателей в старше-подготовительной группе, на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»

Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. По материалу В.В.Гербова «Развитие речи в подготовительной группе десткого сада»Цель. Совершенствовать слуховое внимание и восприятие...

Конспект ООД по развитию речи "Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте".

Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей....

Занятие по развитию речи "Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте"

Занятие по развитию речи Задачи: Совершенствовать слуховое понимание и восприятие детей. Учить определять порядок и количество слов в предложении...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»

Цель: закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу «Подготовка к обучению грамоте». Задачи: Обучающие: - Выявить уровень усвоения детьми полученных знаний, умений и...