Программа кружковой работы "АБВГДЕЙКА" раннего обучения чтению детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Стрельченко Татьяна Валентиновна

Программа обучения чтению детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МДОУ ИРМО «Марковский

детский сад комбинированного вида»

_________ Е.Л. Филиппова

01.10.2015 года

ПРОГРАММА

РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ,

ПОСЕЩАЮЩИХ КРУЖОК

«АБВГДЕЙ-КА»

ВОЗРАСТ: 6 лет

Автор – составитель:

                                                        Т.В. Стрельченко,

                                               воспитатель,

                                                          почетный работник

общего образования РФ

2015 год

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка.

1.1.Актуальность

2.Цель и задачи программ

2.1. Цель программы

2.2.Задачи I  полугодия  обучения

2.3.Задачми II полугодия обучения.

3.Принципы построения Программы

4.Методические рекомендации

5.Планируемые результаты.

6. Используемая литература.

7.Перспективное планирование

1.Пояснительная записка

Он взрослых изводил вопросом «почему?»

Его прозвали «маленький философ»,

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не досаждал вопросом «почему?».

(С.Я. Маршак)

1.1.Актуальность

В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к обучению чтению до школы является особо актуальной. Причинами тому являются:

  1. Возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.
  2. Букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно в адаптационный период и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.
  3. В последнее десятилетие увеличилось число детей с отклонениями в речевом развитии. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму в школе такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат – плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.

Дети подготовительной к школе группы переживают ответственный период подготовки к обучению в школе. Они многое умеют, знают и еще больше хотят узнать. Потенциальные возможности будущего первоклассника растут. Некоторые дошкольники не только посещают детский сад, но и занимаются в школах раннего развития. Это большая нагрузка для дошкольника. По-прежнему  родители главным критерием готовности к школе  считают умение ребенка читать.

Но чтобы как-то разгрузить ребенка – дошкольника, посещающего детский сад от занятий – уроков в школах раннего развития, возникла необходимость  открыть кружок на базе МДОУ  по подготовке детей к обучению чтению.

Раннее обучение чтению – не дань моде и не прихоть  родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты  дошкольного и школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать.

Обучение чтению  также способствовали просьбы родителей, озабоченных качеством дошкольного образования своих детей. Данная форма работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения со значительно большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется с детства, и основа его – привычка читать. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, а он спрятан в каждом из нас, его надо открыть, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности.

Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте (чтению)  в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения  чтению, в форме кружка  детей  6  лет в   дошкольной образовательной организации является актуальным

Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.

Психологи считают, что в 5 – 6  лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7 - 8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, и взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. В более старшем же возрасте слова и звуки становятся для ребенка чем-то привычным и его экспериментаторский интерес пропадает. Интеллектуальное развитие дошкольника наиболее успешно проходит в процессе его игровой деятельности.

Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного раннего развития ребенка.

Результативное обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей детей. В 5 – 6  лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом возрасте у детей проявляется интерес к буквам, поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению. Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста, должна включать в себя игры которые способствуют освоению навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.

Ребенок, который начал читать в раннем возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником:

  • читая, малыш развивает свою речь,
  • читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;
  • чтение помогает малышу запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно;
  • многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его начертание, то поможет ему в будущем правильно писать;
  • чтение - это новый вид получения информации, теперь малыш может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.

2.Цель и задачи Программы.

2.1. Цель программы: 

  • Обучение детей чтению в игровой форме;
  • Создание условий для осмысленного и осознанного чтения.

2.2.Задачи 1-го полугодия обучения:

  • подготовка к обучению чтению:

обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей ребенка, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.

  • учим буквы:

полезным для запоминания букв является выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки, обводка и раскрашивание объемных букв, их штриховка.

  • запоминаем слоги:

научить читать с помощью заучивания системы единиц чтения - слогов-слияний, заучивать слоги нужно по той же схеме, которая используется при заучивании букв: многократное называние слога взрослым, поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием, самостоятельное называние - "чтение" слога

К концу первого полугодия обучения дети научаться:

  • читать слоги:
  • сочетание двух гласных;
  • сочетание гласного с согласным в обратном слоге;
  • сочетание согласного с гласным в прямом слоге;
  • односложные слова по типу СГС (согласный-гласный-согласный);
  • двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов;
  • двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов;
  • понимать прочитанное.

2.3.Задачи 2-го полугодия обучения:

  • читаем слова:

после освоения ребенком достаточного для составления слов количества слогов необходимо целенаправленно заниматься обучению осмысленному чтению.

  • от словосочетания к предложению:

главная задача этого этапа дать ребенку возможность научиться в полной мере осмысливать прочитанное.

  • читаем короткие тексты:

 при работе с текстом появляется еще один уровень осмысления прочитанного - понимание последовательности и причинно-следственных связей описываемых в тексте событий.

  • учим "читать" знаки препинания:

 ребенок учится осмысливать не только сами слова, но и грамматические формы, в которых они находятся, союзы и предлоги, входящие с состав предложений, знаки препинания, последовательность и причинно-следственные связи описываемых событий.

К концу  года обучения дети научатся:

  • читать односложные слова со стечением согласных;
  • читать простое двусоставное предложение без предлога;
  • читать простое предложение с предлогом;
  • читать доступные по содержанию тексты (небольшие рассказы, стихотворения, сказки);
  • отвечать на вопросы, понимать прочитанное, пересказывать прочитанное;

3.Принципы построения программы:

- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей

- доброжелательный климат

- недопустимость менторской позиции и порицания

- положительная оценка любого достижения ребенка

- проведение занятий с учетом специфики дошкольного возраста

- занимательность

- наглядность

4.Методические рекомендации:

4.1.Ведущая деятельность – игровая, продуктивная (рисование, лепка, обводка, раскрашивание, штриховка и т.д.)

4.2.Формы и режим занятий.

Основной формой работы с детьми являются игровые занятия, продолжительность которых соответствует возрастным нормам детей:

- 1-е полугодие обучения - 1 раз в неделю по 30 мин

- 2-е полугодие  обучения - 1 раз в неделю по 30 мин

В игровые занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.

Всего 36  игровых занятий  в год.

В Программе кружка учитываются  характерные детям 6 – 7 лет возрастные и индивидуальные особенности, формирование и развитие следующих качеств:

  • формирование и развитие способности адекватно оценивать результат собственной деятельности, видеть и исправлять недостатки;
  • формирование представлений об изменении признаков, их качества, появляется способность оперировать «в уме», а мышление отличается способностью удерживать в представлении цепочку взаимосвязанных событий;
  • формирование первичного целостного образа, отражающего основные его закономерности;
  • формирование готовности к школьному обучению:

мотивационной, познавательной, волевой,  коммуникативной.

Содержание Программы разработано с  учетом преемственности дошкольного и начального общего образования.

Образовательная деятельность кружка осуществляется на основе  авторской  программы Шумаевой Д. Г. «Как хорошо уметь читать»,

 которая позволяют не только обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием, но и исключает дублирование школьной программы.

Образовательная деятельность проходит в форме игр и игровых упражнений с использованием презентаций , наглядного материала, игрушек, а также в работе используются Метод – ребус Л. Штернберга: тетради, карточки – ребусы, таблица слогов.

Во время образовательной деятельности широко применяем игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Так как дошкольный возраст – это возраст игры, то и обучение проводится в игровой форме. Игра – один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях обучения, что позволяет создать ситуации успеха для каждого ребенка, доброжелательную, творческую атмосферу на занятиях. Чтение превращается в увлекательную игру. Строя познавательную деятельность ребёнка на игре, данные методы превращают чтение в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучение. Большое место в работе с детьми используются стихотворные тексты, которые необходимы не только для эстетического воспитания и развития речи, но и для формирования и совершенствования их речевого слуха. В образовательной деятельности по обучению грамоте детям даются разнообразные упражнения и задания для подготовки руки к процессу письма, на развитие внимания, памяти, мышления. В процессе выполнения самостоятельных работ, сравнивая собственные результаты с заданным образцом, дети овладевают навыками самоконтроля и самооценки, готовят руку к письму.

Кружковая работа в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретают навык чтения слов, предложений, текстов. Дети начинают познавать мир через чтение потешек, стихотворений, рассказов, они сделали для себя открытие – книга разговаривает с ними! Все знания человечества теперь им доступны. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!

4.Планируемые результаты (возможные достижения детей) : 

В результате  обучения по данной Программе, дети:

  • овладеют  понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»,
  • освоят   порядок букв и их название «алфавит»; различать гласные, твердые и мягкие согласные;
  • научатся правильно ставить ударение в знакомых словах;
  •  научаться плавно читать целыми словами, доступные по содержанию тексты
  • научаться  отвечать на вопросы по тексту;
  • научаться  понимать и пересказывать прочитанное.

5.Используемая литература:

  1. Бородич А.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984.
  2. Волика В.В. Веселая грамматика. – М. : Знание, 1995.
  3. Выготский Л.С. Развитие устной речи. – М., 1996.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М.: Гном-Пресс, 1998.
  5. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М., 1979.
  6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 1999.
  7. Шаехова Р.К. Читая – учимся творить. – Казань, 1997.
  8. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1988.
  9. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать. – Акцидент, 2005..

10.Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»/ Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, , Мозаика-Синтез, 2010.

6.ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

НЕДЕЛЯ

НОМЕР  ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ

ТЕМА

СЕНТЯБРЬ

1.

№ 1

«Развитие слухового внимания и фонематического восприятия»

2.

№ 2

«Звук и буква У»

3.

№ 3

«Звук и буква А»

4.

№ 4

«Звук и буква А,  У»

ОКТЯБРЬ

1.

№ 5

«Звук и буква И»

2.

№ 6

«Звук и буква О»

3.

№ 7

«Звуки М, МЬ и буква М»

4.

№ 8

«Звуки Н,НЬ и буква Н»

НОЯБРЬ

1.

№ 9

«Звуки  К, КЬ и буква К»

2.

№ 10

«Звуки Т, ТЬ и буква Т»

3.

№ 11

«Звук и буква Ы»

4.

№ 12

«Звуки П, ПЬ и буква П»

ДЕКАБРЬ

1.

№ 13

«Звуки Х, ХЬ  и буква Х»

2.

№ 14

«Звук и буква Й»

3.

№ 15

«Звуки Н,НЬ и буква Н»

4.

№ 16

«Звуки С, СЬ и буква С»

5.

№ 17

«Звуки З, ЗЬ и буква З»

6.

№ 18

«Звук и буква Ц»

ЯНВАРЬ

1.

№ 19

«Звуки Б,  БЬ и буква Б»

2.

№ 20

«Звуки П и Б»

3.

№ 21

«Звуки Д, ДЬ и буква Д»

ФЕВРАЛЬ

1.

№ 22

«Звуки Г, ГЬ и буква Г»

2.

№ 23

«Звуки З ,  С»

3.

№ 24

«Звуки В, ВЬ  и буква В»

4.

№ 25

«Звуки Ф, ФЬ и буква Ф»

МАРТ

1.

№ 26

«Звуки и буква Ш»

2.

№ 27

«Звуки и буква Ж»

3.

№ 28

«Звуки Ж, Ш»

4.

№ 29

«Звуки Л, ЛЬ и буква Л»

АПРЕЛЬ

1.

№ 30

«Звуки  Р, РЬ и буква Р»

2.

№ 31

«Звук и буква Ч»

3.

№ 32

«Звук  и буква Щ»

4.

№ 33

«Звук и буква Э»

МАЙ

1.

№ 34

«Буква Ь»

2.

№ 35

«Буква Е, Е»

3.

№ 36

«Буквы Ю, Я»

4.

№ 37

Итоговое занятие кружка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кружковой работы по обучению чтения детей старшего дошкольного возраста «АБВГДейка»

Данная рабочая программа адресована дошкольному образовательному учреждению комбинированного и общеразвивающего  вида.   Программа предназначена для обучения чтению детей 6 – 7 лет. Обу...

Методика обучения чтению детей старшего дошкольного возраста.

Как хорошо уметь читать!Не надо к маме приставать,Не надо бабушку трясти:«Прочти, пожалуйста! Прочти!»Не надо умолять сестрицу:«Ну, почитай ещё страницу».Не надо звать,Не надо ждать,А можно взят...

Кружковая работа на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. «Волшебный мир общения».

Кружковая работа на развитие коммуникативных           умений детей старшего дошкольного возраста.«Волшебный мир общения»....

Картотека дидактических игр по обучению чтению детей старшего дошкольного возраста

Процесс обучения чтению детей – достаточно однообразное и монотонное занятие, связанное с механическим заучиванием графического изображения букв алфавита, так как данная знаковая система для реб...

Картотека дидактических игр, упражнений по обучению чтению детей старшего дошкольного возраста

Процесс обучения чтению детей – достаточно однообразное и монотонное занятие, связанное с механическим заучиванием графического изображения букв алфавита, так как данная знаковая система для реб...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО МЕТОДИКЕ ЗАЙЦЕВА Н. А.» на 2023-2024 учебный год

В данном материале содержится программа кружковой работы по "Обучению чтению детей старшего дошкольного возраста по методике Н. Зайцева"...