РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО МЕТОДИКЕ ЗАЙЦЕВА Н. А.» на 2023-2024 учебный год
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая группа)

Семенова Елена Семеновна

В данном материале содержится программа кружковой работы по "Обучению чтению детей старшего дошкольного возраста по методике Н. Зайцева"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_obuchenie_chteniyu_po_metodike_n._zaytseva.docx56.17 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано

Утверждаю

Заместитель руководителя по ОВР

МБДОУ Д/с № 35 «Северная сказка»

М.В. Петрова

Заведующий

МБДОУ Д/с № 35 «Северная сказка»

Н.И. Мордовская

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ НА ТЕМУ:

«ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО МЕТОДИКЕ ЗАЙЦЕВА Н. А.»

на 2023-2024 учебный год

Воспитатель:

Семенова Елена Семеновна

г. ЯКУТСК, 2023 г.

Содержание

  1. Целевой раздел……………………………………………………………………….3

Направленность дополнительной образовательной программы

Пояснительная записка………………………………………………….…………….…3

Актуальность дополнительной образовательной программы…………….………..…3

Цель и задачи дополнительной образовательной программы………….…………..…4

Отличительные особенности Программы………………………………………………4

Принципы формирования Программы .………………………………………….……..5

Целевые ориентиры образовательного процесса…………………………….……..…..5

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования…….…………..6

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников………………………………8

Особенности использования программы в коррекционных и комбинированных группах…………………………………………………………………….………………….8

  1. Содержание программы дополнительного образования……………..……...…10

Структура занятия………………………………………………………..……………....10

Учебный план……………………………………………………………………………..10

  1. Организационный раздел ………………………… ……….………………….…...12

Материально- технические обеспечение…………………………………..……………12

Тематическое планирование для детей 5-6 лет…………………………….…………..12

Тематическое планирование для детей 6-7 лет………………………………..……….13

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы………………………………………………………………………………..….18

Методическое обеспечение………………………………………………..……………19

Приложение 1………………………………………………..…………………….…….20

Приложение 2……………………………………………………………………………21

Приложение 3……………………………………………………………………………26

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Направленность дополнительной образовательной программы

Пояснительная записка

Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребёнка в раннем возрасте. По словам Л.С. Выготского «только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой». Многие авторы (Глен Доман, Никитины, Н.А. Зайцев) настаивают на том, что такое раннее – не раннее, а как раз своевременное развитие.

   Зачем ребёнку читать до школы? Преимуществ очень много:

  • На раннем этапе улучшается произношение – постоянное проговаривание слов по складам способствует тому, что речь ребёнка становится чище;
  • Обогащается словарный запас;
  • Ребёнок, умеющий читать, более самостоятелен: его можно приучить к мысли, что знания он может добывать сам из книг (очень полезный навык, который хорошо бы выработать с детства);
  • Дети, которые научились читать книги рано, читают книги с большим удовольствием;
  • Раннее чтение влияет на грамотность.
  • Навык чтения, правильно сформированный в дошкольном возрасте, благотворно влияет как на становление дальнейшей учебной деятельности, так и на общее развитие личности ребёнка.  

Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы  

Новизна

Новизна программы состоит в том, что данная программа основана на здоровьесберегающей методике обучения детей чтению по кубикам Зайцева и позволяет полноценно образовывать детей. Техника чтения Зайцева даёт интенсивное развитие таких психических функций, как внимание, память, абстрактное мышление. На занятиях чтения по методике Зайцева малыш достигает всего сам. Новизна данной программы определена федеральным государственным образовательным стандартом.

Актуальность дополнительной образовательной программы

   Актуальность данной проблемы и повлияло на разработку программы кружка «Обучение чтению детей старшего дошкольного возраста по методике Зайцева Н.А».

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в ДОУ:

  • Закон об образовании - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях», СанПиН 2.4.1.2660-10

Разработанная программа служит дополнением к программам, используемым в ДОО, направленных на развитие речи, обучение грамоте.

Предложенная программа полностью соответствует требованиям методики Н.А. Зайцева, тематическое планирование позволяет педагогу доносить материал детям в системе «от лёгкого к сложному», включая деятельность по развитию психомоторики ребёнка.

Педагогическая целесообразность

Специфика данной программы состоит в том, что она позволяет развивать познавательные процессы у дошкольников (восприятие, внимание, воображение, память, речь и т.д.) и одновременно обучать чтению и письму.

Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Программа рассчитана на 2 года, 1 год обучения для детей 5-6 лет, 2 год обучения для детей от 6 до 8 лет. Её основу составляет обучение дошкольников чтению по методике Н.А. Зайцева. Занятия построены на совместной деятельности ребёнка и взрослого, проводится 2 раза в неделю, для детей 5-8 лет с группой детей, не превышающей 8-10 человек, с использованием таблиц и кубиков Н.А. Зайцева.

Цель: обучение дошкольников чтению по складам с помощью игры в кубики Н.А. Зайцева.

Задачи:

 - познакомить детей с кубиками и таблицами, научить различать кубики по цвету, звучанию, величине, классифицировать их;

- уверенно называть склады на кубиках и таблице, составлять слова;

- легко и весело ввести ребенка в обучение чтению;

- развивать устную речь путем пропевания складов по таблице, кубикам;

- свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;

- способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи ребёнка;

- привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению.

Отличительные особенности Программы

Отличительными особенностями программы дополнительного образования детей от имеющихся аналогов является использование элементов здоровьесберегающих технологий, полное раскрепощение позы и поведения, столь необходимые ребенку, плюс элементы соревнования, плюс постоянно меняющаяся игровая ситуация, плюс радость от явных и быстрых достижений. Большая нагрузка? Но любой педагог согласится, что ребенок значительно меньше устанет, если будет обучаться, интенсивно играя, чем неподвижно сидеть, сложив руки и устремив взор на доску. Быстрый результат дает чувство успешности. Успех рождает радость. А стойкие положительные эмоции – прекрасный фон для нормализации и активации всех функциональных систем организма, верный путь к здоровью. Другая группа оздоровительных факторов – ритмитизация деятельности. Она проявляется и в складовом принципе обучения, и в ритмическом предъявлении звуковых раздражителей обучающего, и в ритмических двигательных ответах детей, и в ритмических движениях кисти ребенка (прокручивание кубика). Ритмы, синхронизируя нервно-психические процессы, «раскачивают» мозг, способствуют функциональному резонансу, облегчают восприятие и деятельность. Это важное свойство нервной системы особенно полезно использовать при обучении детей с различными дефектами         развития.

Важные достоинства учебных приемов Н.А. Зайцева  -это

  •  формирование правильной осанки,
  • высокий уровень общей двигательной активности,
  • улучшение дикции,
  • правильная фиксация взора и множество дополнительных факторов, связанных с возможностью раскрепощения индивидуальных способностей ребенка.

Таким образом, использование методик Н.А. Зайцева, отвечает жизненно важным интересам организма маленького ребенка, его биологическим потребностям, нацеленным на познание мира в игре, в движении, в радости успешного соперничества.

Принципы формирования Программы 

Методика занятий по кубикам Зайцева основывается на огромном педагогическом опыте ее создателя, Николая Александровича Зайцева. В течение многих лет он работал в различных детских учреждениях и наблюдал как за нормально развивающимися малышами, так и за теми, у кого были какие-либо проблемы или отставания. В результате этого возникла целая система раннего развития детей, основанная на следующих базовых принципах:

Принцип первый — отсутствие принуждения. Дети учатся, играя. Иногда они даже не подозревают о том, что идет учебный процесс, ведь нет никаких столов или парт, малыши могут бегать, сидеть, подходить ближе или стоять в сторонке — как им больше нравится. Детям совершенно не обязательно повторять слова за педагогом — всё происходит только на добровольных началах.

Принцип второй — чтение по складам. Дети не учат буквы, а читают сразу по складам. Склад не есть слог. Склад — это речевая единица метода Зайцева, это пара согласный-гласный, или согласный и твёрдый или мягкий знак, или одна буква. Все склады записаны в таблицах и на гранях кубиков.

Принцип третий — начинаем с «письма». М. Монтессори первой подметила, что ребенок, вопреки общепринятому мнению, учится сначала писать, а потом читать. Письмо – процесс превращения звуков в знаки. Дети показывают в таблице нужные склады или находят кубики для составления слова, то есть они превращают звуки в знаки, т.е. «пишут»! Суть метода Зайцева в том, чтобы показывать ребёнку склады и слова, а не объяснять, как отдельные буквы сливаются в слоги, а потом в слова.

Принцип четвёртый — использование нескольких органов чувств. Маленькие дети не умеют мыслить аналитически, им трудно превращать абстрактные буквы в звуки, а затем складывать их в слова, зато они особенно восприимчивы к сигналам, поступающим от органов         чувств.

Целевые ориентиры образовательного процесса

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155 «…целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников…».

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

По окончании обучения дети должны уметь:

1. Вид деятельности – ПИСЬМОЧТЕНИЕ – последовательное выкладывание (или показ) складов и их озвучивание.

Уметь легко ориентироваться в кубиках.

Легко отыскивать нужную букву.

Уметь составлять и разбирать различные слова по образцам.

Дописывать кубиками слова, которые начал составлять взрослый, и прочитывать их.

Дописывать по таблице слова, которые начал составлять (показывать указкой) взрослый: показывать своим пальчиком или указкой, одновременно прочитывая их.

2. Вид деятельности – ПОИСК. Этот вид деятельности можно назвать настоящим «стимулятором» для восприятия, внимания и памяти малыша. Он призван закрепить представления ребенка о видах кубиков и порядке расположения складов на кубиках и в таблицах. Поиск — основной вид деятельности на этапе усвоения и закрепления системы складов. Ребенок сможет осуществлять:

Поиск объекта (кубика, группы складов, склада) по заданным свойствам:

Примеры:

«Найди среди кубиков железный кубик «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» и принеси его».

«Найди серую строчку «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» в этой таблице» («Таблица №1»).

«Найди и покажи в слове «БАБУШКА» серый склад «БА».

Поиск места объекта по заданным ориентирам

Примеры:

«Найди среди кубиков кубик «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ», он находится первым в дорожке из кубиков (среди больших железных кубиков, верхним в башенке изкубиков и т. д.) и принеси его».

«Найди на кубике «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» склад «БЭ». Поверни к себе кубик и посмотри на верхнюю грань».

«Найди и покажи в слове «БАБУШКА» склад «БА», он находится впереди (крайним слева, первым по счету)».

«Найди строчку «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» в таблице. Это самая первая строчка сверху (первая слева верхняя строчка)».

«Найди склад «БА» в таблице. Он находится сразу под «Б» («Таблица №1»). Он находится рядом с «Б» в самой верхней строчке (в одном из самых первых столбиков наверху)» («Таблица №2»).

3. Вид деятельности - ОЗВУЧИВАНИЕ или пропевание складов — ведущий вид деятельности на начальном этапе обучения чтению. Озвучивание складов проходит по кубикам и по таблицам и занимает совсем немного времени. Пропевание — прекрасная фонетическая разминка, с ее помощью «шлифуется» произношение каждого звука, тогда как в потоке обычной речи дефекты дикции малыша могут быть не слышны, не заметны. Запоминание складов через пропевание идет удивительно быстро. Это происходит за счет многократных повторений.

Ребенок может:

Озвучивать кубики. (Озвучить любой кубик (по своему выбору). Озвучить кубик, на который указал взрослый (большой деревянный, маленький железный двойной и т. д.).

Озвучивать таблицы.

Озвучивать склады последовательно столбиками, двигаясь слева направо: сначала все верхние столбики сверху вниз, потом все нижние столбики сверху вниз («Таблица № 1», по отдельным столбикам сверху вниз («Таблица № 2»).

Озвучивать столбики с парными согласными по «Таблице № 1»сверху вниз: верхний столбик, потом нижний столбик и т. д.

Озвучивать склады по таблицам строчками: последовательно сверху вниз.

Озвучивать склады в любом другом порядке, последовательно или выборочно, на разные мотивы знакомых детских песенок.

Ребенок может действовать вместе со взрослым или самостоятельно, под наблюдением взрослого.

4. Вид деятельности - КЛАССИФИКАЦИЯ — это распределение кубиков на отдельные группы.

Ребенок умеет классифицировать:

По размеру.

По цвету.

По цвету и звучанию.

По размеру, цвету и звучанию.

По гласным буквам.

По согласным буквам.

Владеет основными этапами классификации:

Выбор кубика из числа других кубиков.

Выбираем нужный кубик из двух-трех, а потом из пяти-шести других кубиков.

Выбираем нужный кубик из всей россыпи кубиков.

Сотрудничество со взрослым.

Ребенок действует вместе со взрослым.

Ребенок действует самостоятельно, по словесному указанию взрослого.

Основные варианты деления больших групп кубиков.

Из двух кучек — шесть: большие и большие двойные кубики + маленькие и маленькие двойные кубики = серые (железные, коричневые (деревянные) и желтые (золотые) кубики.

Из трех кучек — шесть: коричневые (деревянные) кубики + серые (железные)кубики + все желтые (золотые) = большие и маленькие кубики. В «серой» и «коричневой» кучках вместе с большими кубиками будут находиться и большие двойные кубики, а вместе с маленькими — маленькие двойные.

Важным достоинством этой методики является то, что все происходит в движении, ненавязчиво.

«Игра только тогда и там, где есть ТВОЙ ВЫБОР, ТВОЙ ПОИСК, ТВОЯ БОРЬБА. Игра мобилизует ТВОИ возможности, инициативу, учит сотрудничать, когда выступаешь за команду, тактике, стратегии. Используются ТВОИ индивидуальные качества — вот тебе, бабушка, и ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ обучения. Без выбора, поиска, борьбы нет игры». Н. А. Зайцев «Письмо. Чтение. Счет».

• формирование правильной осанки;

• высокий уровень общей двигательной активности;

• улучшение дикции;

• правильная фиксация взора;

• активное раскрепощение индивидуальных способностей.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

 Роль, которая отводится родителям при раннем обучении чтению –это закрепление изученного материала, положительная оценка детских начинаний, создание ситуаций успеха для мотивации к дальнейшей работе.

 Пособием-помощником для закрепления изученного дома служит «Домашняя тетрадь к занятиям «по кубикам Зайцева» Н. Пятибратовой.

Задания для малышей соответствуют образовательному этапу и красочно иллюстрированы, комментарий для родителей есть в каждом занятии.

Формы работы с родителями: индивидуальные (беседы, консультации, рекомендации); коллективные родительские собрания, информация об успехах воспитанников, о требованиях, предъявляемых педагогом к воспитанникам и т.д.


Особенности использования программы в коррекционных и комбинированных группах 

Методика Н. Зайцева не имеет принципиальных отличий в использовании при обучении чтению детей с особенностями развития. Возможно, понадобится большее количество занятий, все зависит от индивидуальных возможностей конкретных детей. Детям с речевыми проблемами методика показана для легкого обучения чтению, минуя этап звукового анализа, представляющего для них определенную трудность и при использовании традиционного фонетического метода обучения, надолго тормозящего овладение грамотой. Успех в данном случае обеспечивает использование всех каналов восприятия (зрительный, двигательный и т.д.) в помощь дефицитарномуслуховому. Для слабовидящих детей соблюдены требования в величине и цветовом оформлении (крупные буквы, отсутствие резких сочетаний цветов на белом фоне).Для тугослышащих и глухих особенно важны различия по цвету, объему кубиков, величине клеток в таблице, тактильным         ощущениям.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

   Структурно занятия разделяются на несколько этапов. В зависимости от содержания занятий и форм организации образовательного процесса на различные этапы отводится определённое количество времени. На некоторых занятиях работа с кубиками и таблицами может проводится параллельно с изучением темы по окружающему миру, т.е. в течение всего занятия. При дифференциации заданий может быть использована индивидуальная или групповая форма работы с детьми по формированию и развитию навыка чтения. В таблице приведены примерные показатели использования времени на определённых этапах занятия.

Структура занятия

Этапы

Содержание работы

Продолжительность

Работа с кубиками и таблицами по методике Н.А.Зайцева

10 мин. (для детей 5-6 лет)

10 мин (для детей 6-8 лет)

Ознакомление с окружающим миром (беседа, игра, экскурсии и т.д.)

5 мин. (для детей 5-6 лет)

10 мин. (для детей 6-8 лет)

Слушание, чтение художественных произведений

5 мин.

Развитие мелкой моторики (раскрашивание, штриховка, печатание букв, слов и т.д.)

5 мин.

Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:

 20 – 25 минут - старшая группа (5 -6 лет),

 25- 30 минут – подготовительная группа (6 – 8 лет).

Учебный план для детей 5-6 лет

форма проведения

количество занятий в год

количество занятий в неделю

Обучение чтению

подгрупповая

64

2 занятия

Учебный план для детей 6-8 лет

форма проведения

количество занятий в год

количество занятий в неделю

Обучение чтению

подгрупповая

64

2 занятия

Как известно, одним из мощнейших средств развития ребёнка является игра. По методике Н.А. Зайцева игра органично встраивается в сложный процесс овладения различными учебными умениями и навыками. При этом ребёнок играючи осваивает то, что требует большого труда в школе. Буквально с первых шагов обучения благодаря данной методике чтение превращается для детей в желанное, доставляющее радость занятие.

 Основная форма организации работы с детьми.

  1. Организация приятной атмосферы занятия.
  2. Организация учебной среды-размещение пособий
  3. Ритмизация деятельности ребёнка и многократное повторение материала.

Форма построения занятий:

  1. Организационный момент
  2. Классификация кубиков
  3. Озвучивание кубиков и таблиц
  4. Поиск
  5. Письмо и чтение слов

III.      ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Материально- технические обеспечение.

  1. Компьютер.
  2. Аудиозаписи: попевки, алфавит.
  3. Аудиопособие «Читай и пой»
  4. Длинная указка
  5. Музыкальная колонка

 Наглядные пособия:

  1. Картонные кубики в собранном виде — 61 штука.
  2. Таблицы с графическими знаками, буквами и слогами — 6 штук.
  3. Большие настенные картонные таблицы — 4 штуки.
  4. складовые картинки Зайцева;
  5. «Домашняя тетрадь по кубикам Зайцева» Н.Пятибратова;

Тематическое планирование для детей 5-6 лет.

Тема занятия

Программное содержание

по формированию навыка чтения

Количество занятий

1.

Как тебя зовут? Как зовут твою маму

 Осваивание складов. Прописывание имен указкой по таблице. Выкладывание имени из кубиков. Озвучить выбранный кубик(Попевка1) 

2

2.

Моя любимая еда. 

Попевка 1. Работа с указкой и кубиками

2

3.

Какие разные слова 

Попевка 1. Работа с указкой и кубиками

2

4.

Идем в поход. 

Попевка 1. Работа с указкой и кубиками

2

5.

«Большие - маленькие». Классификация кубиков

Попевка 1. Работа с указкой и кубиками 

2

6.

«Дерево-Железо-Золото». Классификация кубиков

 Попевка 2. Работа с указкой и кубиками

2

7.

«Поезда». Классификация кубиков

Попевка 2. Работа с указкой и кубиками

2

8.

«Обед»

Попевка 2. Работа с указкой и кубиками

2

9.

«Путешествие в зоопарк» 

Попевка 2. Работа с указкой и кубиками

2

10.

Спортивные соревнования 

Попевка 2. Работа с указкой и кубиками. Эстафеты.

2

11.

«Морское путешествие»

Попевка 3. Работа с указкой и кубиками

2

12.

«Загадки-отгадки» - с отгадками на два кубика 

Попевка 3. Работа с указкой и кубиками

2

13.

«Загадки-отгадки» - с отгадками на три кубика 

Попевка 3. Работа с указкой и кубиками

2

14.

«Загадки-отгадки» - с отгадками на четыре кубика 

Попевка 3. Работа с указкой и кубиками

2

15.

Слова со складом ЖИ 

Попевка3. Работа с указкой и кубиками

2

16.

Слова со складом ШИ 

Попевка4. Работа с указкой и кубиками

2

17.

Слова со складом ЖЕ 

Попевка 4. Работа с указкой и кубиками

2

18.

Слова со складом ШЕ 

Попевка 4. Работа с указкой и кубиками

2

19.

Слова со складом ЦЕ 

Попевка 4. Работа с указкой и кубиками

2

20.

Слова со складом ЧА. 

Попевка 4. Работа с указкой и кубиками

2

21.

Слова со складом ЩА 

Попевка 5. Работа с указкой и кубиками

2

22.

Слова со складом ЧУ 

Попевка 5. Работа с указкой и кубиками

2

23.

Слова со складом ЩУ 

Попевка 5. Работа с указкой и кубиками

2

24.

«Кто знает, где…» 

Попевка 5. Работа с указкой и кубиками

2

25.

Складовые картинки 

«Дорожные знаки для детей и взрослых» 

Попевка 5. Работа с указкой и кубиками

2

26.

Складовые картинки «Кто вокруг меня живет?» 

Попевка 6. Работа с указкой и кубиками

2

27.

Складовые картинки «Что вокруг меня растет?» 

Попевка 6. Работа с указкой и кубиками

2

28.

Складовые картинки 

«Продуктовый магазин» 

Попевка 6. Работа с указкой и кубиками

2

29.

Складовые картинки

 «Детский мир» 

Попевка 6. Работа с указкой и кубиками

2

30.

«Живое слово» 

Попевка 6. Работа с указкой и кубиками

2

31.

«Живое слово» 

Попевка 6. Работа с указкой и кубиками

2

32.

Открытое занятие 

«Чему мы научились за год» 

2

Тематическое планирование для детей 6-8 лет

Тема занятия

Программное содержание

по формированию навыка чтения

Количество занятий

I этап – установочные занятия (2 часа)

1

Знакомство с кубиками:

Правила

совместной деятельности.

по цвету, объёму, звучанию.

Каждый кубик имеет своё имя:

У, О, А, Э, Ы - большой золотой,

ю-ё-я-е-и - маленький золотой,

ЛУ-ЛО-ЛА-ЛЭ-ЛЫ-Л

  • большой железный, лю-лё-ля-ле-ли-ль - маленький железный, ПУ-ПО-ПА-ПЭ-ПЫ-П
  • большой деревян- ный,

пю-пё-пя-пе-пи-пь - маленький деревянный.

Озвучивание кубиков.

1

2

Различие кубиков - по цвету;

- по объёму;

-по звучанию.

Различие кубиков по цвету:

золотые, железные, деревянные, бело-зелёные, один серо- коричнево-бело- зелёный, один бело- коричневый. Отслеживание глазами.

По объёму: большие, маленькие, двойные, как бы склеенные друг с другом.

По звучанию: пропеваем, поворачивая кубик в руках ребёнка (ЛУ-ЛО-ЛА-ЛЭ-ЛЫ- Л).

Игра: «Беги, неси дру- гой» - озвучивание.

1

II этап – запоминание складов (23 часа)

3.

Моё имя.

Знакомство          с        таблицей          складов Н.А. Зайцева Попевка №1 Игра «Как тебя зовут?»

Игра «Где живет твоё имя?» – таблица.

1

4.

Моя мама

Пение «песенок» о      членах       семьи

(м, п, б, д, с) Игра «Классификация 1»

Озвучивание больших железных кубиков.

Игра: «Неси другой, большой железный».

1

5.

Папа

Пение «песенок» о      членах       семьи (м, п, б, д, с) Игра «Классификация 2»

Игра: « Неси другой, большой деревянный»

1

6.

Дедушка

Пение «песенок» о      членах       семьи

(м, п, б, д, с) Игра «Общая классификация»

1

7

«Вместе с бабушкой своей»

Знакомство с таблицами – определение порядка расположения складов: золотых, железных (твердых и мягких), деревянных (твердых и мягких).

Пение «песенок» о      членах       семьи (м, п, б, д, с) Игра «Поезда», «Смешные слова»

Упражнение «Кубик беру, в таблице песенку нахожу» - пропевание складов.

2

8.

Имя, Отчество мамы

Продолжить знакомство с таблицами – определение порядка расположения складов: золотых, железных (твердых и мягких), деревянных (твердых и мягких).

Песенка «Петушок», Игра «Озвучить

выбранный кубик», «Поезда»

1

9.

Угощение для

мамы

Определение порядка расположения и пропевания складов.

Составление «поездов» из кубиков (с

буквами А, Я). Пение «песенок»

1

10.

Цветы для мамы

Составление «поездов» из кубиков (с

буквами О, Ё). Пение «песенок»

Игра: "Неси кубик с «О» - повторение порядка расположения складов на кубиках (пропевание).

1

11.

Стихотворение

Я.Аким «Мама»

Составление «поездов» из кубиков (с буквами У, Ю). Пение «песенок»

Определение порядка расположения складов на таблице (золотые, железные, деревянные).

Чтение по таблице деревянных складов.

Упражнение «Пиши» - МА-МА, ПА-ПА, ДЕ-ДУ-Ш-КА, БА-БУ-Ш-КА…(указкой по таблице).

1

12.

Стихотворение Э.Успенского

«Разгром»

Составление «поездов» из кубиков (с

буквами Ы, И). Пение «песенок»

Попевка 2 (соотнесение складов по мягкости – твердости с ударением на первом складе) - аудиокассета.

Игра: "Соединю буквы" – чтение складов.

2

13.

Здравствуй, гостья Зима!

Составление «поездов» из кубиков (с

буквами Э, Е). Пение «песенок»

Попевка "Бежим по железной дорожке", (по желанию забираем большие золотые буквы).

Игра "Смешные слова" (Чтение по железным кубикам).

Игра «Найди своё имя» (имена написаны на доске) – чтение.

1

14.

Зима – холода

песня «Гостья зима!»

Игра «Лучики» - чтение по кубикам с «У» - ЛУ, МУ, НУ,

РУ … (большие железные). «ю» - лю, мю, ню, рю … (маленькие железные).

2

15.

Следы на снегу

Упражнения        на     закрепление        знаний складов. Пение песни «Здравствуй, гостья Зима!»  Игра «Составь слово»

1

16.

Загадки о животных

Упражнения        на     закрепление        знаний складов.          Пение                      песни «Здравствуй, гостья Зима!» Игра «Шагаем и читаем»

1

17.

Стихотворение М.Садовских

«Хотел я снежинку домой принести»

Упражнения на закрепление знаний складов. Пение песни «Здравствуй, гостья Зима!» Игра «Составь слово»

1

18.

Пословицы о зиме

Упражнения        на     закрепление        знаний

складов.       Пение      песни «Здравствуй, гостья Зима!» Игра «Найди слово»

1

19.

Загадки о зиме

Упражнения        на     закрепление        знаний

складов.       Пение      песни «Здравствуй, гостья Зима!» Печатание складов

2

20.

А.Бродский

«Всюду снег»

Упражнения        на     закрепление        знаний складов.          Пение                      песни «Здравствуй, гостья Зима!» Печатание складов

1

21.

Развлечение «Здравствуй, гостья Зима»

Упражнения        на     закрепление        знаний складов.          Пение                      песни «Здравствуй,

гостья Зима!» Печатание складов

2

III этап – выход в слово (26часов)

22.

Стихотворение И.З. Суриков

«Зима»

Письмо односложных слов по таблице, составление       слов из      кубиков.      Пение песни «Бабка Ёжка»

1

23.

СтихотворениеС.Есенина        «Поѐт зима - аукает»

Письмо      односложных       и    двусложных слов по таблице, составление слов из кубиков. Пение песни «Бабка Ёжка»

1

24.

Отрывок «Мороз Красный нос» Н.Некрасов

Письмо односложных и двусложных слов по таблице, составление слов из кубиков. Игра №1 по складовым картинкам

1

25.

Отрывок  «Детство» И.Суриков

Письмо односложных и двусложных слов по таблице, составление слов из кубиков. Игра №2 по складовым картинкам в командном варианте

1

26.

СтихотворениеС.Чѐрный «Волк»

Письмо односложных и двусложных слов по таблице, составление слов из кубиков. Игра №3 по складовым картинкам

1

27.

С.Есенин «Берѐза»

Письмо односложных, двусложных, трѐхсложных слов по таблице, составление слов из кубиков. Игра №3 по складовым картинкам

1

28

Поэтическая гостиная

Письмо односложных, двусложных, трѐхсложных, четырѐхсложных слов по таблице, составление слов из кубиков.

Игра №3 по складовым картинкам

2

29

Стихотворение В.Руденко

«Мужской праздник»

Упражнения на закрепление умений. Печатание слов в тетради в крупную клетку. Пение песни «Праздничный салют»

1

30.

Ирина Гурина «23 февраля»

Упражнения на закрепление умений. Печатание слов в тетради в крупную клетку. Пение песни «Праздничный  салют»

1

31.

Натали  Самоний «С Днѐм Защитника, папуля»

Упражнения на закрепление умений. Печатание слов в тетради в крупную клетку. Пение песни «Праздничный салют»

1

32.

В.Степанов «Праздничный салют»

Письмо односложных, двусложных, трѐхсложных, четырѐхсложных слов по таблице, составление слов из кубиков. Игра №8 по складовым картинкам

1

33.

К.Ваншенкин «Матрос»

Упражнения       на    закрепление       умений. Печатание слов в тетради в крупную

клетку.       Игра       №10       по      складовым картинкам

1

34.

Г.Ладонщиков«Пограничник»

Упражнения       на    закрепление       умений. Печатание  слов  в  тетради  в   крупную клетку.     Игра       №10       по      складовым картинкам.

1

35.

О.Высотская «Салют»

Упражнения на закрепление умений. Печатание слов в тетради в крупную клетку. Игра №11 по складовым картинкам

1

36.

Развлечение «Слава          армии родной!»

Упражнения на закрепление умений. Печатание слов в тетради в крупную клетку. Игра №12 по складовым картинкам

2

37.

Б.Заходер «В марте есть такой денѐк»

Упражнения на закрепление умений. Печатание слов в тетради в крупную клетку. Игра №15 по складовым картинкам. Пение песенки «Тень – тень»

1

38.

Р.Сеф «Мама»

Упражнения       на    закрепление       умений. Печатание слов. Игра №6 по складовым картинка. Пение песенки «Тень – тень»

1

39.

А.Барто «Разговор с дочкой»

Упражнения на закрепление умений. Печатание слов. Игра №10 по складовым картинка. Пение песенки «Тень – тень»

1

40.

Е.Благина

«Огонѐк»

Упражнения       на    закрепление       умений. Печатание слов. Игра №6 по складовым картинкам. Пение песенки «Тень – тень»

1

41.

А.Решетов «Березники мои, Березники»

Заглавная буква в написании названий городов.      Закрепление       навыка      чтения слов. Ударение. Печатание

1

42.

Улицы            героев нашего города

Заглавная            буква          в         написании имѐн, фамилий.          Закрепление         навыка чтения слов. Ударение. Печатание

1

43.

Состязание «Печатный бумеранг»

Закрепление         навыка        чтения        слов. Ударение. Печатание. Пение песенки «Тень – тень»

2

IV этап – выход в предложение (9 часов)

44

Планеты солнечной системы

Лента знаков. Письмо простых предложений из произведений великих писателей. Пение песни «На зелѐном лугу»

1

45.

Профессия лѐтчик-космонавт.

Чтение            текстов           на          плакатах. Произведения  устного  народного творчества о звѐздном небе, Луне

1

46.

В.Тютчев «Зима недаром злится»

Лента         знаков.         Письмо          простых предложений из произведений великих писателей. Пение песни «На зелѐном лугу»

1

47.

Ф.Тютчев

«Весенние воды»

Лента знаков. Письмо простых предложений из произведений великих писателей. Пение песни «На зелѐном лугу»

1

48.

Сергей          Козлов «Апрель»

Лента знаков. Письмо простых предложений из произведений великих писателей. Пение песни «На зелѐном лугу»

1

49.

Наталья      Иванова «Апрель»

Лента знаков. Письмо простых предложений из произведений великих писателей. Пение песни «На зелѐном лугу»

1

50.

А.Барто «Апрель»

Лента знаков. Письмо простых предложений из произведений великих писателей. Пение песни «На зелѐном лугу»

1

51.

КВН   «Весенние переливы»

Обобщение знаний и умений по чтению.

2

V этап – выход в текст. Алфавит (4часа)

52.

К.Ушинский «Храбрая собака»

Чтение       текста       вслух      и     про      себя.Драматизация прочитанного. Алфавит- песенка

1

53.

К.Ушинский «Лиса и гуси»

Чтение       текста       вслух      и     про      себя. Драматизация прочитанного. Алфавит- песенка

1

54.

К.Ушинский «Ворона и рак»

Чтение       текста       вслух      и     про      себя. Драматизация прочитанного. Алфавит- песенка

1

55.

К.Ушинский «Два козлика»

Чтение       текста       вслух      и     про      себя. Драматизация прочитанного. Алфавит- песенка

1

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы

Для выявления уровня развития детей в начале и в конце учебного года проводится диагностическое обследование педагогом. Мониторинг проводится 2 раза в год исключительно с целью индивидуализации образовательного процесса и оптимизации работы с группой детей. Все данные заносятся в сводную диагностическую карту обследования, которые помогают проанализировать результаты обследования, спланировать работу и увидеть динамику развития ребенка.

Форма диагностической карты:

  1. правильно озвучивает и показывает «золотые», «железные», «деревянные» склады (таблица и кубики);
  2. читает попевки (слева – направо, сверху – вниз);
  3. классифицирует кубики
  4. умеет голосом выделять ударный склад
  5. Владеет складовым чтением слов

В конце курса занятий дети должны уметь:

  1. владеть техникой складового чтения;
  2. иметь осмысленное понятие «слово», «предложение», «пробел», «заглавная буква»,
  3. «знаки препинания».
  4. уметь «печатать» склады и слова в тетради.
  5. сформированный навык осознанного чтения.

6.  проявление интереса к чтению, к книге.

Методическое обеспечение:

Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – СПб.: НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.

Зайцев Н.А., Струве Г.А. Читай и пой. – СПб.: НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.

Зайцев Н.А. Комплект «Кубики Зайцева». – СПб.: НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.

Зайцев Н.А. Письмо, чтение, счёт. – СПб.: Лань, 1997.

Зайцев Н.А. Комплект «Складовые картинки». – СПб.: НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.

Афанасова Е.Г. «Игротека письма и чтения по методике Зайцева»

Н. Пятибратова «Домашняя тетрадь по кубикам Зайцева»

Н. Пятибратова  «Изучаю и запоминаю буквы»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тестовый лист диагностики навыка чтения

Летом.

Наступило тёплое лето. В саду поспела смородина. Даша и Таня собирают её в ведёрко. Затем девочки кладут смородину на блюдо. Мама будет варить из неё варенье. Зимой в холода дети будут пить чай с вареньем.

Вопросы для оценки понимания прочитанного:

  1. Какая ягода поспела в саду?
  2. Кто собирал смородину в ведёрко?
  3. Куда девочка положила смородину?
  4. Что мама сварит из ягод?
  5. Что будут делать дети зимой в холода?

Скорость чтения   _________ слов        

Способ чтения: слоговое, целыми словами.

Правильность чтения: без ошибок, с ошибками (указать вид ошибок).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Игры с детьми 5-6 лет

«Пишем слова из кубиков»

Начинаем с самого простого, постепенно переходя к более сложным заданиям. Вначале находим нужные кубики и склады и просим ребенка поставить их рядом. Например, возьмем 2 кубика со складами МА, даем ребенку в руки и предлагаем поставить на полку. Когда малыш это сделает, похвалим его за то, что он сам написал слово мама. Повторяем то же самое со словами «ПАПА», «БАБА», «КАША», ЖАБА» и т.п. Далее научим малыша на примере этих же слов самостоятельно находить нужный склад. Затем покажем (опять же на примере этих слов), как находить нужный кубик. Далее, называя слово, допустим «КАША», произнесем первый слог КА и спросим ребенка, какой именно нужен кубик. Если он не может сообразить, скажем «КА ищем на кубике КУ-КО-КА-КЭ-КЫ-К», и так далее. Постепенно уменьшаем количество подсказок.

«Озвучим кубик»

Суть игры такова: ребята из кучи кубиков на столе достают по одному на свое усмотрение, несут и показывают педагогу. Тот называет склад, написанный на этой конкретной стороне, каждому ребенку, после этого разрешается заменить кубик следующим.

Игру можно усложнить, пропев все грани кубика, принесенного ребенком. Здесь важно соблюсти определенные условия:

1. Вся игра должна занять как можно больше пространства помещения. Стол с хаотично лежащими кубиками расположить в противоположном конце комнаты. Чем дальше детям нужно бегать между взрослым и столом, тем лучше.

2.Лица взрослого и малышей, и кубик должны быть на одном уровне. Для этого лучше присесть, взять левой рукой за запястья обеих детских рук, сложенных лодочкой, а правой поворачивать пропеваемые грани кубика к лицу малыша в том порядке, в каком они написаны в таблице сверху вниз, и одновременно петь. Например, БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Б.

3. Кубик должен быть выбран самим ребенком. Если ребенок принес маленький железный, значит, исполняем соответственную песенку: ЙЮ-ЙО-ЙА-ЙЯ-ЙЕ-ЙИ-Й. Маленькие беленькие озвучиваем без называния знаков препинания (тем более, правил их постановки!), просто даем грамотный пример интонирования на конкретный знак. Звучать это может так: Курица. (.) Курица? (?) Ку-урица-а! (!) Не курица, а петух (,). Проговаривая подобный текст, в нужном месте показываем знак.

4. Не допускать искусственно замедленного темпа при пропевании. Интерес поддерживается во время быстрой, почти мелькающей демонстрации материала. Не забывать, что установки на запоминание не было и не будет, рассчитывая исключительно на эмоциональную память и не требуя повтора. Но если малыш непроизвольно запел или просто замычал вместе с вами, это значит, что вы на правильном пути. Поощрять, но не настаивать! Есть детишки, которые должны много раз услышать от других, прежде чем сами захотят воспроизвести. Просто нужно поддержать, когда это произойдет естественно!

5. Не ограничивать ребенка во времени. Дать наиграться всласть, пока не начнет отвлекаться. Это верный признак, что пора менять вид деятельности.

«Паровоз»

Предложить детям построить паровоз. Для этого на полку поставить локомотив (игрушечный вагончик) и большой золотой кубик с буквой А (для первого занятия). Говорим, что все вагоны в паровозике будут с буквой А, и показать на первом кубике (на любом большом), как надо находить сторону с буквой А. Поставить его рядом с локомотивом. Остальные кубики пусть ребенок попробует ставить сам. Вмешиваться лишь в случае, если малыш не понял, как искать кубики с буквой А. Обязательно пояснить, что буква А бывает только на больших кубиках. Таким образом, ребенок работает лишь с ними, постепенно выделяя их зрительно. Когда паровоз построен, он должен отправиться в путь, но для этого все вагончики надо прочитать: ПА, ТА, НА, СА, ФА, ША, ЧА и т.д.? Как это делается? Убедиться, что взгляд ребенка направлен на паровоз. Указательным пальцем правой руки показать первый большой золотой кубик и назвать его.

Пусть малыш повторит. То же самое — с другими вагончиками, причем сначала взрослый или игрушка передвигается к следующему кубику, а уже затем склад озвучивается.

 На следующих занятиях за образец берутся другие гласные буквы на большом и маленьком золотых кубиках. В дальнейшем ребенок сам решает, с какой буквой будут вагончики его поезда.

«Смешные слова»

Предложить малышу написать из кубиков любое слово, какое он хочет. Для этого нужно просто набрать понравившиеся кубики и поставить их вместе. В процессе работы ненавязчиво напомнить ребенку, как надо ставить кубики: слева направо, рядышком, на ножки, а не на голову. Затем прочитать написанное слово, как обычное. Получится, естественно, абракадабра. Малыши обычно веселятся из-за того, что вышла нелепица, и пробуют повторить игру. Поощряйте инициативу ребенка! Эта игра помогает научить правильно ставить кубики и интуитивно ощущать границы слов (ведь слово не может быть чересчур длинным — из 9-12 кубиков). Это — этап подготовки к самостоятельному и осознанному написанию слов из кубиков.

«Поющие башенки, говорящие башенки».

 Если ребенок сам пытается сделать постройку из кубиков, поощряйте его. В остальных случаях натолкните малыша на эту мысль. По окончании постройки скажите: -Ты знаешь, эта башня не простая, а волшебная. Кубики-то у нас умеют петь, а у каждого кубика есть своя песенка. Башня получилась поющая. Давай, я спою тебе какой хочешь кубик. Ребенок выбирает из башни любой кубик, вы пропеваете его так же, как в игре «Какой кубик тебе спеть?» Только помните о взгляде ребенка — во время любого упражнения с кубиками он должен фиксировать его на том, что вы озвучиваете, иначе вся работа теряет смысл. Помочь в этом случае может любимая игрушка, которая ищет для себя домик, перепрыгивая с одного кубика на другой.

«Братишки и сестренки»

Объяснить, что у всех кубиков есть братишки и сестренки: у больших — маленькие, младшие, а у младших — большие, старшие. Видишь, они у нас все растерялись, в одной куче лежат. Давай найдем старших и младших братиков и поставим их вместе. Вы берете первый кубик (СЮ СЁ СЯ СЕ СИ СЬ), ставите на полку стороной СЯ и просите найти такого же брата, но старшего: СУ СО СА СЭ СЫ С (несколько раз повторите). Малыш найдет его без труда, ставит стороной СА. Получилось СЯ-СА. Прочитываем, радуемся, что братики нашлись, потом ищем еще 5-6 пар. Когда все пары стоят на полке, снова их прочитайте.

«Обед»

Предложить малышу сварить обед. То есть написать из кубиков слова, которые обозначают различные блюда. Ребенок вполне может вспомнить такие слова, как суп, компот, макароны. Вместе с малышом ставьте нужные кубики на полочку. А затем обед съешьте, то есть каждое слово прочитайте. Эти же слова можно написать указкой по таблице, если ребенок захочет добавки.

«Зоопарк»

Пусть ребенок назовет тех животных, которых помнит, и эти слова напишет кубиками на полке. Если трудновато вспомнить сразу, поставьте на полку фигурки зверей. При желании ребенок пишет эти же слова указкой по таблице (вместе с вами, конечно).

«Магазин»

Выберете какой\либо раздел магазина, например игрушки. Что там может продаваться? Ребенок перечисляет, а вы пишите. После того, как ребенок увидел много написанных вами слов, предложите ему самостоятельно написать или переписать со складовых картинок слова.

По аналогии можно придумать игры:

«Путешествие»,

«Больница»,

«Кафе»,

«День рождения» и многое другое.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Игры с детьми 6 -8 лет

«Какие слова начинаются на первый кубик этого слова?»

Выложить из кубиков любое слово. Например, слово корова начинается на КО. Предложите ребятам вспомнить, какие еще слова начинаются с этой грани кубика: козы, кошка, ком, колобок, корь, конь, корыто. Подходящие под условия слова, которые получаются в результате подбора, обязательно фиксируются. Их можно собирать из кубиков, писать указкой по таблице или мелом на доске. Неподходящие -не фиксируются, и это снова самое суровое допустимое наказание.

«Волшебные цепочки»

 Можно собирать слова как бусинки в пригоршню, а можно нанизывать их на нитку. До сих пор мы их набирали несколько к одному слову, а теперь каждое новое будет подбираться на основе предыдущего. Задание может звучать так: подберите слово на последний кубик моего слова. Например, курица - цапля. Теперь попробуем придумать слово на последний склад получившегося. Допустим - лямка. Попробуем еще: следующим может стать каша, затем шапка: И так до бесконечности, пока есть интерес. Вам обязательно будут попадаться интересные, с точки зрения правописания, слова. Здесь с ними и поработаем, не планируя специально орфограмму на сегодняшний день.

«Загадки»

Загадаем детям загадки. Они отгадывают, а воспитатель пишет ответ кубиками. Например, такая загадка: Кто над нами вверх ногами? Если отгадать никак не удается, напишите ответ на бумаге. Но не читайте слово: пусть дети сами попробуют.

«Посмотри и повтори»

Предложите написать из кубиков свое имя (или любое другое). Слово пишется кубиками, а затем воспитатель предлагает отвернуться. В это время переставить и перекрутить кубики в слове так, чтобы оно стало неузнаваемым. Пусть дети попробуют восстановить написанное , опираясь на уже известный зрительный образ своего имени, которое писали не раз. Затем поиграйте с именами или фамилиями других людей. Больше подходят имена, так как они обычно короче и их проще восстанавливать. В дальнейшем игру можно проводить с любыми словами. Основное правило — не путать кубики слишком сильно. Вначале достаточно переставить два кубика местами, а на другом занятии добавить еще и переворот кубика, на третьем и последующих — поменять местами все кубики, два перевернуть и еще немного их раздвинуть. Если дети не справляются и расстраиваются по этому поводу, помогите им.

«Задуманное слово»

Загадочным тоном сообщите, что вы придумали одно интересное словечко, а какое - не скажете. Ребенок должен угадать сам, выкладывая те кубики, которые будут называться. Например, вы задумали слово стол. Скажите, что первый кубик в этом слове читается как С. Малыш, уже знакомый с поиском кубиков из общей массы, пытается найти кубик, опираясь только на свою память. Если кубик никак не находится, называете его полную характеристику: это же большой деревянный, СУ СО СА СЭ СЫ С и показываете 3 секунды соответствующий столбец на таблице. Когда все кубики поставлены, предложите прочитать слово и угадать, что же вы задумали. Если ребенок еще не догадался, прочитайте слово вместе с ним.

«Угадай-ка»

Ребенок сидит на стульчике перед вами и столом с кубиками. Рядом с вами на другом столе или табуретке лежат 4-5 разных предметов или игрушек (мяч, ножницы, книга, кукла, зеркало). Малыш называет предметы, при этом очень важно договориться о названии слова: не мячик, а мяч, не книжка, а книга. Предложите угадать, какое из этих слов вы сейчас напишете. Выложите слово кубиками на глазах у ребенка. Он прочитывает слово (не забывайте вести пальцем по кубикам), потом берет соответствующий предмет и кладет около себя. В конце игры подсчитайте, сколько предметов выиграл малыш. В дальнейшем количество предметов на столе увеличьте до 8-10.

«Бесконечный круг»

Предложите малышам, собравшимся вокруг столика с кубиками, поднять по одному железному кубику. Можно самим поднять соответствующий кубик, не более. Состояние собственного открытия невозможно заменить никакими объяснениями! Вариации заданий:

•        поднимите деревянный,

•        покажите маленький,

•        поднимите большой,

•        поднимите золотой,

•        покажите двойной.

«Компьютер»

Предложите детям, собравшимся вокруг стола с кубиками или стоящими у полки, выбрать любой кубик и независимо от его положения показать пальчиком (нежно нажать кнопочку), другую руку лучше спрятать за спину. Вы при этом, изображая компьютер, озвучиваете программу: проходя сзади ребят слева направо и поглаживая каждого по плечам, произносите склад, который нажимает конкретный ребенок. Читающим можно предложить озвучить самостоятельно. Уже озвученные программы допустимо менять (т.е. после озвучивания нажимать другие кнопочки)-в этом случае можно много раз проходить у детей за спинами и произносить не повторяющийся смешной текст.

Если таблицы висят так, что малыши могут достать их руками, или у вас имеются указки, игру целиком можно проиграть на таблицах, только теперь ребята будут стоять лицом к таблице и нажимать на выбранные клеточки. У взрослого действия те же.

Еще более веселый вариант — нажимать на две кнопочки. Предложите детям указательными пальчиками обеих рук (или двумя указками) нажимать на две разные кнопочки. Здесь необходимо введение правила: нельзя перекрещивать руки -ни свои, ни с соседом. Получаемые таким образом тексты вдвое больше, ярче, веселее. А у взрослого есть возможность ненавязчиво закрепить грамотное направление чтения. Ведь при прохождении сзади детей воспитатель будет, попеременно нажимать то на левое плечико, то на правое, говоря, что показывает пальчик левой, а потом правой руки.

Строительные и сюжетные игры

Из кубиков дети всех времен и народов первым делом строят домики. Замечательно, если играет не один, а несколько малышей. Попробуйте строить выборочно: одна бригада возводит дома из маленьких кубиков, другая - из больших. При строительстве обратите внимание на фасадную часть зданий (здесь не бойтесь пользоваться этими почти профессиональными терминами, со временем ребята быстро с ними разбираются): на ней кубики должны располагаться так, чтобы их можно было прочесть, т.е. не вверх ногами и не боком. После этого погуляйте группой по новому городу, почитайте, кто где, на каком этаже живет, сходите друг к другу в гости. В конце дайте детям возможность обыграть постройки самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучению «Хочу в школу!». Модифицированная программа для детей 6-7лет с ОВЗ. Срок реализации 1год

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучении «Хочу в школу!» модифицирована и предна...

План кружковой работы по обучению чтения детей старшего дошкольного возраста «АБВГДейка»

Данная рабочая программа адресована дошкольному образовательному учреждению комбинированного и общеразвивающего  вида.   Программа предназначена для обучения чтению детей 6 – 7 лет. Обу...

Методика обучения чтению детей старшего дошкольного возраста.

Как хорошо уметь читать!Не надо к маме приставать,Не надо бабушку трясти:«Прочти, пожалуйста! Прочти!»Не надо умолять сестрицу:«Ну, почитай ещё страницу».Не надо звать,Не надо ждать,А можно взят...

Статья на тему "Обучение плаванию детей старшего дошкольного возраста на основе игровой методики "

В статье представлены результаты исследования, проводимого с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием игровой методики обучения плаванию. показаны результаты и уровень эффективности игро...

Рабочая программа кружковой деятельности художественно-эстетической направленности «Лоскутная мозаика» старшего дошкольного возраста.

Цель программы: создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации через освоение техники «Кинусайга» Задачи програм...

ОПЫТ РАБОТЫ на тему: «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Для успешного овладения письмом в школе, у ребёнка должен быть развит фонематический слух. Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слу...