Рабочая программа кружковой деятельности художественно-эстетической направленности «Лоскутная мозаика» старшего дошкольного возраста.
рабочая программа (старшая группа)

Байдакова Нина Николаевна

Цель программы: создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации через освоение техники «Кинусайга»

 

Задачи программы:

  • Знакомство с разнообразными видами ручного рукоделия, техникой «Кинусайга»;
  • формирование технических умений и навыков в работе с тканью, разнообразными инструментами, материалами (ножницы, стеки, клей, пенопласт);
  • формирование интереса к творческой деятельности, художественного вкуса, эстетического восприятия формы, цвета;
  • формировать представления о ритме рисунка, умение в простейших случаях видеть и составлять ряд закономерно чередующихся предметов, фигур, узоров;
  • развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
  • развивать мелкую моторику рук и глазомер;
  • развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
  • воспитывать в детях чувство аккуратности, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Семицветик» комбинированного вида городского округа Стрежевой (МДОУ «ДС №12 «Семицветик»)

 636785, Томская область, г. Стрежевой,ул.Кедровая  дом73

8 (382-59) 3-30-93 E-mail: Semicvetik@guostrj.ru

Утверждено:

на педагогическом совете

протокол №6 от 22.09.2016 года

заведующий МДОУ

«ДС № 12 «Семицветик»

Лунева О.Г.

Рабочая программа

кружковой деятельности

художественно-эстетической направленности

«Лоскутная мозаика»

старшего дошкольного возраста

jj5 (578x580, 210Kb)

Разработала:

Байдакова Н.Н.

воспитатель первой

квалификационной категории

г. Стрежевой,  2016г

Информационная карта

1.Учреждение: МДОУ «ДС № 12 «Семицветик»

2.Название программы: «Лоскутная мозаика»

3.Ф.И.О., должность руководителя кружка:Байдакова Нина Николаевна,

воспитатель первой  квалификационной категории

4. Тип программы: художественно-эстетическая

5.Вид программы: развивающая

6. Направление деятельности: прикладное творчество, конструирование

7. Продолжительность освоения программы:2года (1раз в неделю)

8. Количество участников: 10 человек

9. Возраст участников: 5-7 лет

10. Критерии отбора детей: на основе запроса родителей, педагогов.

11. Форма организации: групповая

12. Продолжительностьзанятий:25- 30мин.

Введение

Могут руки людей сделать чудо любое:

И по белому полю можно выткать цветы,

И по синему небу вышить солнце златое,

Чтобы стало чуть больше на земле красоты.

Я возьму в руки ножницы и простую тряпицу,

Разложу пред собой и начну «колдовать»

Вот панно, а вот и картина

До чего же все просто и как же красиво!!!

Да, создать своими руками что-то интересное и красивое, почувствовать неповторимое ощущение волшебства, работая с тканью, бумагойможет каждый. И если подумать, сколько в мире существует разных техник в рукоделии? Много, очень многои все они разные, увлекательные. C:\Users\SE\Desktop\Фото кинусайга\IMG-20170119-WA0006.jpg

Мы много знаем про такие техники как аппликация, мозаика, оригами,лоскутное шитье «Пэчворк». Часто используем их на своих занятиях с детьми, но всегда хочется попробовать что-то новенькое. Совсем недавно я узнала про такую технику, как «Кинусайга»

Неповторимое искусство «Кинусайга» взяло начало в древней Японии несколько веков назад, но со временем утратило свою популярность. Только в 80-е года прошлого столетия эта техника вновь стала актуальной и возродилась как вид творчества.

Японцы славятся своей способностью возводить любую деятельность в ранг искусства. Оригами, икебана, канзаши и многие другие виды творчества, прошли по этому пути. То же самое произошло с техникой «Кинусайга» желание повторно использовать довольно дорогую ткань старого кимоно, превратилось в искусство создания великолепных картин и панно. Хотя сама идея имеет свои аналоги во многих народах: например, на Руси старые вещи использовали для лоскутного шитья, великолепные образцы таких же изделий шили мастерицы севера Скандинавии, запада США. Кстати, картины кинусайга очень часто называют техникой «пэчворк без иголки» - ведь эти лоскутки не надо сшивать!Техника «Кинусайга» - чудо, сделанное из лоскутков ткани.

Вот такая на удивление простая техника и оригинальный способ изготовления сувениров. Пэчворк без иглы вполне удовлетворит ваши потребности в творчестве, даже если вы не умеете и не любите шить, но являетесь поклонницей лоскутного шитья. Творите, созидайте и получайте удовольствие от процесса и от результата!

Пояснительная записка

Данная программа направлена на решение одной из главных задач – всестороннее развитие детей дошкольного возраста.   C:\Users\SE\Desktop\Фото кинусайга\IMG-20170119-WA0008.jpg

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Работа с разными материалами (бумагой, деревом, пластилином, тканью) позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, обогатить внутренний мир и приобрести умение осуществлять совместную деятельность с детьми, а также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

Общеизвестно, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, обладают хорошей памятью, устойчивым вниманием, грамотной речью и, как следствие, коммуникативными качествами. Что подтверждают известные слова советского педагога Василия Александровича Сухомлинского «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

 В современном мире, часто у детей старшего дошкольного возраста наблюдаются сложные или слабые дефекты речи. Некоторые дети замкнуты, мало общаются со сверстниками, и имеют небольшой словарный запас для своего возраста. Главная же задача воспитателя, подготовить ребенка к школе. Поэтому, большое значение имеет готовность руки ребёнка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом

Актуальность данной программы заключается в том, что использование техники «Кинусайга» в образовательном процессе в первую очередь, конечно, связана с возможностью использования её как средство развития мелкой моторики рук, воображения, мышления. Рукоделие с применением ткани обогащает сенсорные впечатления, развивает образное и пространственное мышление, зрительно-двигательную координацию.  Выполнение работ требует участие обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях вправо-влево, вверх-вниз. Практическая деятельность в обработке ткани требует точности, что позволяет развивать у ребенка чувства аккуратности, бережного отношения, а так же учит экономно расходовать материал.  Развивается глазомер.  

В программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления работ в технике «кинусайга» за весь период обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий  совместной деятельности. Поможет ввести детей в мир искусства «кинусайга» с помощью исторических  сведений и фактов.

В плане подготовки детей к школе работа с техникой «кинусайга» ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:

  • умение слушать воспитателя;
  • принимать умственную задачу и находить способ ее решения;
  • переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения;
  • развитие самоконтроля и самооценки;
  • осознание собственных познавательных процессов.

Цель программы: создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации через освоение техники «Кинусайга»

Задачи программы:

  • Знакомство с разнообразными видами ручного рукоделия, техникой «Кинусайга»;
  • формирование технических умений и навыков в работе с тканью, разнообразными инструментами, материалами (ножницы, стеки, клей, пенопласт);
  • формирование интереса к творческой деятельности, художественного вкуса, эстетического восприятия формы, цвета;
  • формировать представления о ритме рисунка, умение в простейших случаях видеть и составлять ряд закономерно чередующихся предметов, фигур, узоров;
  • развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
  • развивать мелкую моторику рук и глазомер;
  • развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
  • воспитывать в детях чувство аккуратности, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Принципы, лежащие в основе программы:

  1. Принцип наглядности  
  • Естественная  - реальные предметы, растения, животные)
  • Картинная – рисунки, картины, фото
  • Графическая – схемы,

Требования к наглядности: должна реально отражать окружающую действительность, соответствовать уровню развития детей, быть высокохудожественной по содержание и оформлению.

  1. Принцип доступности(материал, должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту, уровню подготовки и развития)
  2. Принцип систематичности, последовательности и постепенности.Идти от легкого к более трудному, от известного к неизвестному.

Формы работы:

  • индивидуальная
  • групповая
  • коллективная

Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе дети:

  • Познакомятся  с искусством «кинусайга»;
  • будут знать основные виды русского народного и декоративно-прикладного искусства;
  • овладеют основными законами композиции изделий;
  • будут уметь пользоваться различными материалами, инструментами.
  • овладеют разными  способами перевода рисунка на разные ткани;
  • овладеют технологией кройки деталей из ткани и собирания их в полотно;
  • будут уметь выбирать нужную ткань для «вышивки» лоскутного шитья.
  • будет развита  мелкая моторика рук и глазомер;
  • будут иметь представления о ритме рисунка, смогут видеть и составлять чередующихся предметы, фигуры, узоры;
  • будут аккуратными, бережливыми(экономно использовать материал), содержать в порядке рабочее место.

Формы подведения итогов и способы их проверки

  • Итоговое родительское собрание, мастер-класс «Ознакомление техники кинусайга»  
  • Проведение выставок творческих работ;
  • Итоговая выставка по завершению всей образовательной программы.
  • Участие в городских конкурсах


Тематическое планирование

Первый год обучения

Месяц

Неделя

Тема

Теория

Практика

октябрь

1

Вводное занятие.

Что такое «кинусайга»?

Ознакомление детей с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.

Познакомить детей с историей возникновения техники «кинусайга».

Знакомство с правилами техники безопасности.

2

Как появились ткани? История возникновения ткани.

Познакомить детей с историей возникновения ткани

3

Свойства ткани. Разнообразие ткани, ее виды.

Познакомить детей со свойствами ткани. Рассказать о видах ткани и уместности ее применения для конкретной поделки

Дети на практике знакомятся с видами ткани и её свойствами

4

Изготовление шаблона.

Дать представления детям  о том, как изготовить шаблон для картины. Какие бывают способы изготовления шаблона. Познакомить с одним из способов: перевод готового рисунка через тонкую бумагу (кальку)

Научить детей переводить рисунок через тонкую бумагу (кальку)

ноябрь

1

Вырезание шаблонов для поделок.

Познакомить детей с  правилами работы с тканью, правилами разметки шаблонов. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе. Совершенствовать навыки вырезания; развивать мелкую моторику рук.

Дети самостоятельно размечают детали и вырезают шаблоны.

2

Перевод  шаблона на пенопласт

Познакомить детей с техникой перевода шаблона на пенопласт

Дети самостоятельно выполняют работу

3-4

Изготовления панно « Веселая мозаика», «Пирамидка»

Учить детей правильно выполнять поделки в нетрадиционной аппликативной технике.

Дети с помощью взрослого выполняют простое панно с изображением геометрических фигур на выбор.

декабрь

1-4

Панно «Снеговик», «Елочка»

Создание выразительных образов снеговика из кругов разной величины, а также елочки из треугольников разной величины

Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные этапы работы: изготовления шаблона, перевод шаблона на пенопласт, прорезывание пенопласта, изготовление панно

январь

2-4

Панно «Заснеженный домик»

Создание выразительного образа заснеженного дома, с применение в работе ткани разных текстур

Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные этапы работы

февраль

1-4

Коллективная работа «Кораблик»

Изготовление и оформление коллективной композиции для пап.

Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные этапы работы

март

1-4

«Нежные подснежники»

Воплощение в художественной форме представление о первых цветах. Создание композиции для мамы.

Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные этапы работы

апрель

1-4

Коллективная композиция «Радуга-дуга»

Воплощение художественного замысла в композиции  о красивых природных явлениях

Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные этапы работы

май

1-3

Оформление выставки работ

(4 занятия).

Вместе с детьми оформить выполненные ранее работы для выставки.

Развивать интерес к изготовлению поделок в технике кинусайга.

Дети оформляют свои работы для выставки.

Второй год обучения

октябрь

1-4

Коллективная работа «Осенний натюрморт»

Продолжать учить детей правильно выполнять поделки в нетрадиционной аппликативной технике. Создание предметных  композиции любимых овощей и фруктов в технике «кинусайга»

Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные этапы работы

ноябрь

1-4

Изготовление панно «Любимая игрушка-неваляшка», «Зайчик-храбришка», «Лисонька-голубушка»

Учить детей правильно выполнять поделки в нетрадиционной аппликативной технике.

Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные этапы работы: изготовления шаблона, перевод шаблона на пенопласт, прорезывание пенопласта, изготовление панно

декабрь

1-4

Изготовление елочных игрушек, в стиле «кинусайга»

Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом.

Коллективная работа. Композиция из основных форм. Составление композиции из форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике.

январь

1-3

Коллективная композиция из цветов (панно в технике кинусайга)

Познакомить с основным понятием “композиция”, способами и правилами её составления.

Развивать воображение; воспитывать эстетические чувства.

Коллективная работа. Композиция из цветов. Преподаватель  дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего” и выполняют композицию.

февраль

1-4

Подарок папе

Познакомить детей  с примерами изготовления поделки.воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности.

Дети самостоятельно выбирают шаблон своей поделки Выполняют необходимые заготовки и делают поделку

март

1-4

Подарок маме

Познакомить детей   с примерами оформления праздничных картин. Контролировать выполнение необходимых заготовок для картины. Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу.

Дети самостоятельно разрабатывают дизайн своей картины. Выполняют необходимые заготовки и

изготавливают картину.

1-4

Оформление фото рамки

Знакомство   с примерами оформления фото рамки в стиле кинусайга. Просмотр презентации «Фото рамка». Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности. Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу.

Воспитывать интерес к конструированию из ткани.

Дети разрабатывают дизайн фото рамки. Делают эскиз. Самостоятельно выполняют необходимые  заготовки. Оформляют фото рамку. Работа выполняется индивидуально.

апрель

Коллективные работы с использованием техники кинусайга

Помочь детям распределиться на группы и определиться с темой работы. Развивать самостоятельность в принятии решений и ответственность за общий результат работы. Учить детей создавать яркие образы из материала на свое усмотрение. Развивать мелкую моторику рук.

Дети разрабатывают дизайн задуманной работы. Делают эскиз. Самостоятельно выполняют необходимые  заготовки и собирают в единое полотно все элементы.

май

Оформление выставки работ

Вместе с детьми оформить выполненные ранее работы для выставки.

Развивать интерес к изготовлению поделок в технике кинусайга.

Дети оформляют свои работы для выставки.

Список литературы:

  • Денисова Л.Ф. Изысканный лоскут. Москва, 2009
  • Агишева Т.А. Подарки своими руками. Ярославль. Академия развития, 2008.
  • Вали Б.Д., Рикольфи Р. Лоскутное шитье. – Пер. с итал.,– М. : ООО Мир книги, 2002. – 80 с. : ил.
  • Зайцева А.А. Лоскутное шитьё без нитки и иголки / Анна Зайцева. – М.: Эксмо, 2010. – 64 с. : ил. – (Азбука рукоделия)
  • Р.Ф Таран  Лоскутная фантазия. Художественная аппликация., АСТ – Сталкер 2007г.
  • Джен Кренц Секреты мастерства. Мотивы ромбов в квилте. Издательство Ниола – пресс 2007г.
  • «Дошкольное воспитание» - журнал.  - 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008.
  • Горунович  Е.А.  Содержание и методика обучения детей 5-6-летнего возраста декоративной деятельности и ручному художественному труду. - Минск, 1989.
  • Гусакова  М.А. Подарки и игрушки своими руками.  - М.,-  2000.
  • Комарова Т. С. Детское художественное творчество. -  М.,  - 2005.
  • Кошелев В.М. Художественный и ручной труд в детском саду. -  М., - 2002 .
  • Куцакова Л.B. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. -  М., - 2005.
  • Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников. - М., - 2008.
  • Страунинг А. М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности”.- М., - 2008.
  • Шалаева Д.А. Энциклопедия поделок для детей. Москва, 2009.

Приложение 2

        C:\Users\Nikolay\Pictures\2_.jpg

Приложение 3C:\Users\Nikolay\Pictures\03-83-621.jpg

Приложение 6

C:\Users\Nikolay\Pictures\elochka.png

        

Приложение 7

C:\Users\Nikolay\Pictures\free-vector-christmas-tree-clip-art_108860_Christmas_Tree_clip_art_medium.png

        

Приложение 5

        

Приложение 11

C:\Users\Nikolay\Pictures\2f72ecc4.jpg

C:\Users\Nikolay\Pictures\игруш.jpg

        

Приложение 10

Приложение 4

C:\Users\Nikolay\Pictures\домик-для-кукло.png

        

Приложение 1

C:\Users\Nikolay\Pictures\пирам.jpgC:\Users\Nikolay\Pictures\улитка.jpg

        

Приложение 8

C:\Users\Nikolay\Pictures\vector-806885_960_720.png

Приложение 9

C:\Users\Nikolay\Pictures\cartoon-landscape-scene-8892446.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка» для детей дошкольного возраста от 1,5 до 8 лет

Рабочая программа музыкального руководителя разработана в сответствии с ФГОС, для проведения воспитательно - образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в образовательной области "Худож...

Рабочая программа кружковой работы художественно-эстетического направления «Оч-умелые ручки» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели...

ПРОГРАММА Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка» для детей дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет

Программа разработана для проведения образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление ...

Рабочая программа Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» раздел «Музыка» для детей дошкольного возраста (2-7 лет) на основе ФОП ДО и ФГОС ДО.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.                Пояснительная запискаРабочая программа построена на основе    -Федеральным зак...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО МЕТОДИКЕ ЗАЙЦЕВА Н. А.» на 2023-2024 учебный год

В данном материале содержится программа кружковой работы по "Обучению чтению детей старшего дошкольного возраста по методике Н. Зайцева"...