Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2015-2016 учебный год образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка» для детей дошкольного возраста (2-7 лет)
    рабочая программа на тему

    рабочая программа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_svyatolutskoy.docx44.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ШКОЛА №281 ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №2

    Улица Верхоянская, д.14

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    на 2015-2016 учебный год

    образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

    направление  «Музыка»

    для детей дошкольного возраста (2-7 лет)

                                                                              Музыкальный  руководитель

    Святолуцкая  Сурия  Гаитхановна

    Рецензент Образцова Галина Владимировна

                                                    Москва, 2015 год

                                                      Пояснительная записка

    Уберечь от эстетической глухоты –

                              значит, сделать шаг к гармонии.

    Реформирование системы дошкольного образования заставляет пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. Так, в педагогических исследованиях заметно акцентируется необходимость применения гибких моделей и технологий образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребенка, привлекательные для детей формы организации деятельности.

    Современные цели и задачи дошкольного образования  – это формирование общей культуры детей, а задачи образовательной области «Музыка» включают «развитие музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку, приобщение к музыкальному искусству».

    В свете поставленных перед дошкольными учреждениями задач приобщения детей к культуре и искусству  необходим приоритет культурных ценностей в содержании образования дошкольников.

    Ориентация ребенка-дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности. Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является  эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные шедевры, рождает творческую активность.

    Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности, музыкально-игровой деятельности), с опорой на развитие эстетических эмоций, интереса, вкуса, преставлений о красоте.

    Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия народной музыки и шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей, тем богаче его тезаурус, тем успешнее достигается его развитие, духовное становление. В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации: способность ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.

    Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – важнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.

    Данная рабочая программа составлена на основании основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, реализуемой в ГБОУ Школа №281 дошкольном отделении Верхоянская,  д. 14

    Содержание психолого-педагогической работы образовательной области «Музыка» ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных  и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Задачи психолого-педагогической работы по формированию  физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

           Задачи психолого-педагогической работы образовательной области «Музыка» для детей раннего дошкольного возраста (от 2 до 3 лет):

    Слушание: Развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения. Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чём (о ком) поётся и эмоционально реагировать на содержание. Развивать умение различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).

    Пение: Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.

    Музыкально-ритмические движения: Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать  и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т.д.) Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать с её окончанием. Передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идёт). Совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песен.

    Задачи психолого-педагогической работы образовательной области «Музыка» для детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет):

    Слушание: Приобщать детей к народной и классической музыке. Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. Формировать эмоциональную отзывчивость на произведение, умение различать веселую и грустную музыку. Приучать слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении. Развивать способность различать музыкальные звуки по высоте в пределах октавы – септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо). Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).

    Пение: Учить выразительному пению. Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) – ля (си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, предавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).

    Песенное творчество: Развивать желание детей петь и допевать мелодии колыбельных песен  на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.

    Музыкально-ритмические движения: Формировать умение двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучание (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание. Развивать умение маршировать вместе  со всеми со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притоптывать попеременно двумя ногами и одной нагой. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками и без них. Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, клюют зернышки цыплята и т.д.

    Развитие танцевально-музыкального творчества: Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодий. Формировать навыки более точного выполнения движений, предающих характер изображаемых животных.

    Игра на детских музыкальных инструментах: Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием. Формировать умение подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментов.

    Задачи психолого-педагогической работы образовательной области «Музыка» для детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет):

    Слушание: Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание  слушать ее. Закреплять знание о жанрах в музыке (песня, танец, марш).

    Обогащать  музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры, осознанного отношения к музыке.

    Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать произведение до конца).

    Развивать умение чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном.

    Формировать умение замечать выразительные средства  музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро). Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий, в пределах сексты, септимы).

    Пение: Формировать навыки выразительного пения, умение петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре – си первой октавы). Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Побуждать петь мелодию  чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, предавая  характер музыки. Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога).

    Песенное творчество: Побуждать детей самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни, отвечать  на музыкальные вопросы («Как  тебя зовут?», Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты?»). Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст.

    Музыкально-ритмические движения: Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трёхчастной формой музыки. Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах. Формировать умение двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки. Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег лёгкий и стремительный).

    Развитие танцевально-игрового творчества: Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка весёлый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т.д.). Развивать умение инсценировать песни и ставить небольшие музыкальные спектакли.

    Игра на детских музыкальных инструментах: Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.

    Задачи психолого-педагогической работы образовательной области «Музыка» для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет):

    Слушание: Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на неё. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой; со структурой 2- и 3-частного музыкального произведения, с построением песни. Продолжать знакомить с композиторами. Воспитывать культуру поведения при посещении концертных залов, театров (не шуметь, не мешать, зрителям наслаждаться музыкой, смотреть спектакли). Продолжать знакомить с жанрами музыкальных произведений (марш, танец, песня). Развивать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведений (вступление, заключение, музыкальная фраза). Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).

    Пение: Формировать певческие навыки, умение петь лёгким звуком в диапазоне от «ре»  первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчётливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо. Способствовать развитию навыков сольного пения с музыкальным сопровождением и без него. Содействовать проявлению самостоятельности, творческому исполнению песен разного характера. Развивать песенный музыкальный вкус.

    Музыкально-ритмические движения: Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание; умение свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами. Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперёд, кружение; приседание с выставлением ноги вперёд). Познакомить детей с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов. Продолжать развивать навыки инсценирования песен; умение изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т.д.) в разных игровых ситуациях.

    Развитие танцевально-игрового творчества: Развивать танцевальное творчество; формировать умение придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве. Совершенствовать умение самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песен. Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов. 

    Игра на детских музыкальных инструментах: Развивать умение исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп. Развивать творчество, побуждать детей к активным самостоятельным действиям.

    Задачи психолого-педагогической работы образовательной области «Музыка» для детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет):

    Слушание: Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно-эстетический вкус. Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями: музыкальный образ, выразительные средства, музыкальные жанры (опера, балет); профессиями (пианист, дирижёр, композитор, певица и певец, балерина и баллеро, художник и др.). Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты – терции. Обогащать впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера, концерт, симфонический оркестр), творчеством композиторов и музыкантов. Познакомить детей с мелодией Государственного гимна РФ.

    Пение: Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от до первой октавы до ре второй октавы. Учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию). Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.

    Песенное творчество: Развивать умение самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни; самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы.

    Музыкально-ритмические движения: Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание. Знакомить с национальными плясками (русские, белорусские, украинские и т.д.). Развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.

    Музыкально-игровое и танцевальное творчество: Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т.п.). Совершенствовать умение импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник, конькобежец, наездник, рыбак; лукавый котик и сердитый козлик и т.п.). Закреплять умения придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами. Развивать самостоятельность в поисках способа передачи в движениях музыкальных образов. Формировать музыкальные способности; содействовать проявлению активности и самостоятельности.

    Игра на детских музыкальных инструментах: Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке. Совершенствовать навыки игры на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках; умение исполнять музыкальные произведения в оркестре и в ансамбле.

         

    Образовательный процесс  строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

    Интеграция образовательных областей:

    • «Физическая культура»: развитие физических качеств в процессе музыкально-ритмической деятельности.
    • «Здоровье»: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.
    • «Коммуникация»: развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
    • «Познание»: расширение кругозора детей в области музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества.
    • «Социализация»: формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
    • «Труд»: формирование трудовых умений  и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание  ценностного отношения к собственному труду, труду  других людей и его результатам.
    • «Художественное творчество»: развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.
    • «Чтение художественной литературы»: использование художественных произведений с целью усиления эмоционального восприятия музыкальных произведений.
    • «Безопасность»: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.

    Образовательная область «Музыка» интегрирует с другими образовательными областями как их содержательная часть, разновидность наглядного метода (музыкальные произведения, связанные с решением задач в той или иной области, например песня «Настоящий друг», муз. Б Савельева, сл. М.Пляцковского, в разделе «Социализация»); как средство оптимизации образовательного процесса (например, усиление песней эмоционального восприятия Золушки); как средство обогащения образовательного процесса (например, физическая культура под музыку, рисование под музыку); как средство организации образовательного процесса. В этом плане возможности интеграции других образовательных областей с образовательной областью «Музыка» несомненны.

    Планирование основывается на комплексно-тематическом принципе, в соответствии с которым реализация содержания образовательной области осуществляется в соответствии с определённой темой.

    У дошкольника, при успешном освоении образовательной области «Музыка» развиты музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности детей, а также способности эмоционально воспринимать музыку.

    К трёхлетнему возрасту, ребёнок узнаёт знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий – низкий).

    Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы.

    Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки.

    Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.

    Называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен.

    К четырёхлетнему возрасту, ребёнок слушает музыкальное произведение до конца. Узнаёт знакомые песни.

    Различает звуки по высоте (в пределах октавы).

    Замечает изменения в звучании (тихо – громко).

    Поёт, не отставая и не опережая других.

    Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т.п.).

    Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).

    К пятилетнему возрасту, ребёнок узнаёт песни по мелодии.

    Различает звуки по высоте (в пределах сексты – септимы).

    Может петь протяжно, чётко произносить слова; вместе с другими детьми – начинать и заканчивать пение.

    Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.

    Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движения парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).

    Умеет играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.

    К шести годам ребёнок различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).

    Различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты).

    Может петь без напряжения, плавно, лёгким звуком; отчётливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента.

    Может ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.

    Умеет выполнять танцевальные движения (поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке, полуприседание с выставление ноги га пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд и в кружении).

    Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов; действует, не подражая другим детям.

    Умеет играть мелодии на металлофоне по одному и в небольшой группе детей.

    К семи годам ребёнок узнаёт мелодию Государственного гимна РФ.

    Определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец) и инструмент, на котором оно исполняется.

    Определяет общее настроение, характер музыкального произведения.

    Различает части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев).

    Может петь песни в удобном диапазоне, исполняя её выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).

    Может петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.

    Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

    Умеет выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг).

    Инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах.

    Исполняет сольно и в ансамбле на ударных инструментах несложные песни и мелодии.

    У дошкольника, при успешном освоении образовательной области «Музыка», (при условии применения ценностного содержания музыкального образования в соответствии с целью формирования общей культуры детей), также формируются все интегративные качества.

    • Двигательная активность детей под музыку, окрашивающая движения ребенка эмоциями, способствует физическому развитию, увлеченности этой деятельностью (увлеченность детей движениями под музыку, качество их согласованности с музыкой), что помогает формированию интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»;
    • Привлекательная музыкальная деятельность вызывает активность детей, которая проявляется в их вопросах, ответах на вопросы, желании действовать (интегративное качество «Любознательный, активный»);
    • Эстетические чувства при восприятии музыки закрепляются в виде личностных нравственно-эстетических проявлений (поведение во время слушания, степень эмоциональной отзывчивости), внимания, внешних эмоциональных проявлений (интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»);
    • Совместная художественная деятельность сплачивает, объединяет детей и взрослых. У ребёнка появляется желание помочь другому ребенку, желание действовать сообща (интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»);
    • В умении планировать свои действия, доброжелательности, помощи другим детям в процессе музыкальной деятельности формируется интегративное качество «Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений».  
    • Интегративное качество «Способен  решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту» формируется в экспериментировании: в пении, движении, игре на музыкальных инструментах, высказываниях о музыке; 
    • В процессе музыкальной, художественной деятельности наиболее успешно формируются представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), о его культурных ценностях и своем месте в нем, о государстве,  мире и природе в силу эмоциональной окрашенности художественных образов. При изучении произведений о семье, родной стране, природе развивается эмоциональная отзывчивость, понимание детьми того, что люди берегут, дорожат этими произведениями, потому что они обладают красотой, как и сам мир, который в них изображен (интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), о его культурных ценностях и своем месте в нем, о государстве, о мире и природе»);
    • Развитие музыкального восприятия (процесс обучения детей умению слушать и слышать, выполнять задания взрослого), умения сосредоточиться и точно выполнить задание педагога (остановиться с окончанием звучания марша, петь выразительно, ритмично встряхивать погремушку, звенеть в колокольчик и др.); способствует подготовке детей к школе (интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»);
    • Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками (для осуществления музыкальной деятельности)» формируется в процессе музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, песенное, музыкально-игровое и танцевальное творчество, игра на детских музыкальных инструментах).

    Взаимодействие с родителями по реализации ООП,

    область «Музыка»

    Месяц

    Формы работы

    Цели

    Возраст

    Сентябрь

    «Воздействие музыки в игровой деятельности на организм ребёнка»

    (папка-передвижка)

    Помочь родителям осознать важность применения музыки в игровой деятельности ребёнка.

    Ранний – средний возраст

    (дети от 2 до 5 лет)

     «Ох и Ах» интегрированный музыкально-валеологический совместный досуг.

    Укрепить, обогатить связи и отношения родителей с ребёнком. Воспитывать  стремление родителей к здоровому образу жизни. Формировать чувства ответственности за укрепление здоровья своего ребёнка.

    Старший дошкольный возраст

    (дети от 5 до 7 лет)

    Октябрь

    «Музыкальное воспитание детей в детском саду» (родительское собрание)

    Раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости.

    Все возраста

    Ноябрь

    «Детские самодельные шумовые и музыкальные инструменты»

    (консультация)

    Поддержание заинтересованности, инициативности родителей в вопросах музыкального воспитания в семье.

    Ранний – средний возраст

    (дети от 2 до 5 лет)

    «День матери»

    (совместный досуг)

    Укрепить, обогатить связи и отношения родителей с ребёнком. 

    Старший дошкольный возраст

    (дети от 5 до 7 лет)

    Декабрь

    «История песни «Ёлочка» (познавательная информация)

    «Новогодний карнавал»

    (памятка о безопасном посещении новогодних утренников)

    Приобщать семью к формированию положительных эмоций и чувств ребёнка, поддержать заинтересованность, инициативность родителей к жизни детского сада.

     Все возраста

    Январь

    «Способности вашего ребенка. Как их развить»

    (индивидуальные беседы)

    Заинтересовать, увлечь родителей творческим процессом развития гармоничного становления личности ребёнка, его духовной и эмоциональной восприимчивости.

    Ранний – средний возраст

    (дети от 2 до 5 лет)

    «Помогите ребёнку раскрыть свой талант»» (индивидуальные беседы)

    Развивать диалогические отношения «педагог – семья».  

    Укреплять, обогащать связи и отношения родителей с ребёнком.

    Старший дошкольный возраст

    (дети от 5 до 7 лет)

    Февраль

    «Музыкальные игры на развитие внимания, памяти, мышления»

    (семинар-практикум)

    Познакомить родителей с музыкальными играми на развитие внимания, памяти, мышления.

    Оказать помощь в создании картотеки с любимыми играми детей.  

     Все возраста

    Март

     «Праздник 8 марта» (совместный праздник)

    Подключать родителей к участию в празднике и подготовке к нему.

    Все возраста

    Апрель

    «Весёлые упражнения для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей»

    (рекомендации)

    Знакомить родителей  с народными  играми и забавами для малышей. Оказать помощь в создании картотеки или фонотеки с интересными играми и забавами (по желанию родителей).

    Повысить знания родителей о русских народных инструментах, историей их возникновения, правилами игры на них.

    Ранний – старший дошкольный возраст

    (дети от 2 до 7 лет)

    Май

    «Речевые игры с музыкальными инструментами» (консультация)

    Повышать компетентность родителей в области музыкального воспитания.

     

    .

    Ранний – средний возраст

    (дети от 2 до 5 лет)  

    «Движение… и подготовка к школе» (консультация)

    Знакомить родителей с обеспечением единого образовательного пространства «детский сад–семья–социум», способствующего качественной подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе, воспитанию и развитию индивидуальных способностей детей. 

    Старший дошкольный возраст

    (дети от 5 до 7 лет)

    В течение года

    • Знакомить родителей с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в музыкальном воспитании детей
    • Привлекать родителей  к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду, способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения (праздники, досуги, развлечения, концерты, музыкальные гостиные).
    • Информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных коллективов, проходящих в учреждениях дополнительного образования и культуры.

    Взаимодействие с педагогами по реализации ООП,

    область «Музыка»

    Месяц

    Формы работы

    Цели

    Возраст

    Сентябрь

    «Организация совместной музыкальной деятельности детей» (памятка)

    Напомнить педагогами принципы организации совместной музыкальной деятельности с детьми на каждой возрастной ступени дошкольного детства.

    Все воспитатели + узкие специалисты

    Октябрь

    «Педагогическая направленность музыкальных игр»

    (папка-передвижка)

    Оказание помощи воспитателям  в применении музыкальных игр в совместной музыкальной деятельности с детьми.

    Ранний – средний

    Ноябрь

    «Музыкально-рефлекторное пробуждение детей после дневного сна» (консультация)  

     

    Укрепление, обогащение связей и отношений педагогов  с детьми.

    Старший дошкольный + узкие специалисты

     

    Декабрь

    «Новые виды и формы развлечений для малышей» (консультация)

    Знакомство педагогов с новыми видами и формами развлечений для детей. Поддержание заинтересованности, инициативности педагогов в проведении досугов и развлечений.

    Ранний – средний

    Январь

    «Игровой самомассаж с пением» (семинар-практикум)

    Знакомство воспитателей с игровым самомассажем с пением. Оказание помощи в создании картотеки с игровым самомассажем по каждой возрастной группе..

     Все воспитатели

    Февраль

    «Организация образовательной деятельности области «Музыка» в режимных моментах»  (памятка).

    Повышение компетентности воспитателей в области музыкального воспитания.

     Все воспитатели

    Март

    «Танец – это просто» (тренинг)

    Познакомить воспитателей с танцевальными движениями в игровой форме.

    Оказать помощь в создании фонотеки с любимыми танцами детей.  

    Ранний – средний

    Апрель

    «Речевые игры с музыкальными инструментами»  (консультация)

    Повышение компетентности воспитателей в области музыкального воспитания.

    Все воспитатели

    Май

    «Организация работы педагогов по музыкальному воспитанию в летний оздоровительный период» (консультация).

    Повышение компетентности педагогов в области музыкального воспитания в летний оздоровительный период.

    Старший – подготовительный + узкие специалисты

    Общее количество часов

    непосредственно образовательной деятельности

    в области «Музыка» в неделю, год (в минутах)

    Группы

    Количество минут

    Количество раз в неделю

    Всего НОД в год

    Всего НОД в год

    (в минутах)

    Группа раннего дошкольного возраста (дети от 2 до 3 лет)

    10

    2

    72

    720

    Группа младшего дошкольного возраста (дети от 3 до 4 лет)

    15

    2

    72

    1080

    Группа среднего дошкольного возраста (дети от 4 до 5 лет)

    20

    2

    72

    1440

    Группа старшего дошкольного возраста (дети от 5 до 6 лет)

    25

    2

    72

    1800

    Группа старшего дошкольного возраста (дети от 6 до 7 лет)

    30

    2

    72

    2160

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1.      Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа  дошкольного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

    2.      Радынова О. П. Музыкальные шедевры. – М.: ВЛАДОС, 2000.        

    3.      Шейн В.А. Гамма.  –  М.: ГНОМ и Д, 2002.

    4.      Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей.  – М.: Гном - Пресс, 2000.

    5.      Петров В.М. Весенние игры и забавы.  – М.: Сфера, 2010.

    6.      Петров В.М. Летние игры и забавы.  –  М.: Сфера, 2009.

    7.      Доломанова Н. Н. Подвижные игры с песнями. –  М.: Сфера, 2010.

    8.      Роот З.Я. Музыкально – дидактические игры.  –  М.: Айрис Пресс, 2004.

    9.      Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду. М.: Школьная Пресса, 2009.

    10.  Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

    11.  Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

    12.  Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

    13.  Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

    14.  Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

    15.  Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду.  – В.: Учитель, 2011.

    16. Каплунова И., Новоскольцева И. Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста .  – Композитор-Санкт-Петербург, 2000.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая учебная программа на 2015-2018 учебный год. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» «Музыка» для детей дошкольного возраста (Учeбный материал в раздел "Детский сад")

    Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основанием для оценки качества музыкального образовательного процесса в дет...

    Рабочая учебная программа Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка) для детей 2-7 лет.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основанием для оценки качества музыкального обра...

    РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА на 2015/16 учебный год образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" направление "Музыка" для детей дошкольного возраста(4-7 лет).

    Рабочая программа по музыкальному воспитанию в детском саду "Берёзка" филиале МБДОУ детского сада №3 "Сказка",  разработанная в соответствии с Федеральным государственным образовательным ста...

    Рабочая учебная программа на 2017-2018 учебный год Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Дисциплины: рисование, лепка, аппликация Возрастная группа: старшая/подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР

    Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природ...

    Рабочая программа музыкального руководителя на 2018 /2019 учебный год Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Направление «Музыка»

    Рабочая программа разработана с учетом  основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей дошкольного возраст...

    Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2019-2020 учебный год Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка» для детей дошкольного возра

        Рабочая программа по музыкальному воспитанию в МБДОУ детский сад №3 «Сказка» (далее Программа) является составным компонентом Образовательной программы ДОУ, характериз...