ПРОГРАММА Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка» для детей дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет
рабочая программа

Терехова Наталья Николаевна

Программа разработана для проведения образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка». Программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности, в соответствии с ОП МКДОУ «Детский сад с. Валдгейм и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1.5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по художественно – эстетическому направлению.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад с. Валдгейм»

                                                                                                 Утверждено

Заведующим МКДОУ

«Детский сад с. Валдгейм»

        Принято на педсовете №    от «    » ______________ 20        ________________ А.В. Аблаевой

Приказ № ___от __________ 20    г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

направление «Музыка»

для детей дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет

Музыкальный руководитель

Терехова Наталья Николаевна

2019 - 2020 учебный год.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1.  Пояснительная записка
  2.  Актуальность
  3.  Цель программы
  4.  Задачи программы
  5.  Принципы и подходы к формированию программы
  6.  Методические принципы формирования программы

          1.7. Характеристика особенностей музыкального развития детей

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Интеграция образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка»

с другими образовательными областями.

2.2. Задачи, содержание образовательной музыкальной деятельности

2.3. Формы, способы, методы художественно-эстетического развития детей

                2.3.1. Методы и приемы

                2.3.2. Формы обучения и развития детей  

           2.4.  Использование здоровьесберегающих технологий

     3.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

          3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды

  3.2. Система педагогического мониторинга музыкального развития

        3.2.1. Критерии уровней развития

  3.3. Взаимодействие с воспитателями

  3.4. Взаимодействие с родителями      

  Литература

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка       

          Данная Рабочая программа разработана для проведения образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка».

          Настоящая Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно - правовыми документами:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155, (зарегистрирован в Минюсте РФ 14.11.2013 г. Регистрационный № 30384), вступивший в силу 1 января 2014 г.;
  • Конституция РФ, ст. 43, 72;
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.);
  • Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21.12.2012 г.);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 26 сентября 2013 г. Регистрационный №30038);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (зарегистрировано в Минюсте РФ 29.05.2013 г.);        
  • Устав ДОУ.

     Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности, в соответствии с ОП МКДОУ «Детский сад с. Валдгейм и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1.5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по художественно – эстетическому направлению.

          В разработке данной программы использовались парциальные программы, а также авторские методики и технологии:

  • «Ладушки», И. Каплунова, И. Новоскольцева;
  • «Ритмическая мозаика», А.И. Буренина;
  • «Танцевальная ритмика для детей», Т.И. Суворова;
  • «Настроения, чувства в музыке», О. П. Радынова;
  • «Малыш», В. Петровой;
  • «Топ – хлоп, малыши», Т. Сауко;
  • «Здравствуй», М. Л. Лазарев.
  • «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду», Арсеневская.
  • «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», Е. В. Михеева.
  • «Диагностика музыкальных способностей детей», О.П. Радынова,
  • «Музыкальное воспитание в детском саду», Н.А. Ветлугина, 
  • «Планирование и уровневая оценка музыкального развития детей дошкольного возраста», С. Мерзлякова.
  • «Хореография для детей дошкольного возраста» О. Киенко.

Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

 Программа предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах музыкальной деятельности. Музыкальный репертуар, сопровождающий музыкально – образовательный процесс формируется из различных программных сборников, которые перечислены в списке литературы. Репертуар -  является вариативным компонентом программы и может изменяться, дополняться, в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей.

 Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной деятельности: речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой.

 Подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии.

          В рабочей программе учтены аспекты образовательной среды для детей дошкольного возраста:

- предметно – пространственная развивающая образовательная среда;

- условия для взаимодействия с взрослыми;

- условия для взаимодействия с другими детьми.

           1.2.  Актуальность

 Современная наука признает раннее детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты нейропсихологических исследований доказали, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности – часть нашего биологического наследия. Влияние же музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. По мнению В.А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…».

 В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни.

Основная идея рабочей программы – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины.

          1.3.  Цель программы

 Введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой; сохранение и развитие высокой чувствительности воспитанника к шумовому и музыкальному миру; развитие творческих способностей детей через самовыражение. Создание условий для развития предпосылок смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, реализации самостоятельной творческой деятельности.

           Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой музыкальной культуры личности, всестороннее развитие музыкальных, психических и физических качеств  в  соответствии  с  возрастными  и  индивидуальными  особенностями ребенка,  подготовка  к  жизни  в  современном  обществе,  к  обучению  в  школе.  

  1.4 Задачи программы

          - Подготовка воспитанников к восприятию музыкальных образов и представлений;

          - Развитие способностей слышать, любить и понимать музыку,

     - Закладывание основ гармонического развития:

  • развитие слуха – научиться слышать и слушать самого себя, окружающий мир,
  • развитие внимания, музыкальной памяти,
  • развитие чувства ритма,
  • развитие индивидуальных музыкальных способностей,

          - Воспитание интереса к музыкально – ритмическим движениям;

     - Приобщение детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре;

     - Освоение детьми приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности (игра на музыкальных инструментах);

     - Знакомство воспитанников с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме;

     - Развитие детского творчества  во  всех  видах  музыкальной деятельности.

  1.5   Принципы и подходы к формированию Программы

  Реализуемая Программа строится на принципах ФГОС ДО (ФГОС ДО п. 1.2.):

  • поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
  • уважение личности ребенка;
  • реализация Программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

           Реализуемая Программа учитывает основные принципы дошкольного образования, указанные в ФГОС ДО: (ФГОС ДО п. 1.4.)

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество образовательного учреждения с семьёй;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.

         

          1.6. Методические принципы формирования программы:

  • Создание непринужденной и доброжелательной обстановки на занятиях;
  • Учет возрастных особенностей воспитанников;
  • Гендерный подход к используемому репертуару;
  • Последовательное усложнение поставленных задач;
  • Принцип преемственности;
  • Принцип положительной оценки;
  • Соотношение используемого материала с природным, светским и, частично, народным календарем;
  • Соотношение с тематическим планированием ОП МКДОУ.

  1.  Характеристика особенностей музыкального развития детей

Характеристика особенностей музыкального развития

детей раннего возраста.

          В раннем возрасте дети способны эмоционально реагировать на восприятие контрастной по настроению музыки, поэтому можно наблюдать веселое оживление при восприятии ребенком веселой плясовой музыки или спокойную реакцию при восприятии музыки спокойного характера, например, колыбельной. У детей развиваются слуховые ощущения, они становятся более дифференцированными: ребенок может различать высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание.

         Для детей характерна подражательность: они активно подражают действиям взрослого, что способствует первоначальному развитию способов исполнительской деятельности. В этом возрасте еще нет четкого разделения видов музыкальной деятельности, но, все же можно отметить, что у детей появляются первые успехи в пении и в развитии движений. У детей возникают сознательно воспроизводимые певческие интонации. Ребенок пытается подпевать взрослому, повторяя за ним окончания слов и музыкальных фраз песни.

          Начинают развиваться движения под музыку. Становится более координированной ходьба. Ребенок способен овладеть простейшими движениями, такими, как, например, хлопки в ладоши, притопывание, пружинки, кружение, покачивание с ноги на ногу и др., может выполнять элементарные движения с атрибутами (платочки, погремушки и др.)       Дети с удовольствием участвуют в сюжетных играх под музыку, передавая несложные игровые образы (зайки, мишки, птички и др.); с интересом прислушиваются к звучанию музыкальных инструментов, различают тембровую окраску при звучании некоторых музыкальных инструментов, например, бубна или погремушки, барабана или металлофона.

          К концу второго года жизни накапливается определенный запас музыкальных впечатлений, ребенок может узнавать хорошо знакомые музыкальные произведения и эмоционально реагировать на них, проявляет интерес к новым произведениям. Однако устойчивость внимания, в силу возрастных особенностей, незначительна: дети способны слушать музыку непрерывно в течение 3—4 минут, поэтому быстрая смена видов деятельности, игровых действий позволяет удерживать внимание ребенка, направляя его в нужное русло.

          На третьем году жизни продолжается развитие основ музыкальности ребенка. Наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку контрастного характера. Дети живо и непосредственно реагируют на музыкальные произведения, выражая разнообразные чувства — оживление, радость, восторг, нежность, успокоение и др.

           Происходит дальнейшее накопление музыкальных впечатлений. Дети узнают знакомые песни, пьесы и просят их повторить. У них развивается музыкальное мышление и память.

          Интенсивно развиваются музыкально-сенсорные способности: дети могут сравнивать звуки по высоте, тембру, динамике (различают, например, какой колокольчик звенит — маленький или большой, какой инструмент звучит — бубен или погремушка и т. д.).

          У детей активно развивается речь. Она становится более связной. Развивается мышление (от наглядно-действенного к наглядно-образному). Появляется желание проявлять себя в разных видах музыкальной деятельности. Дети с удовольствием слушают музыку и двигаются под нее, запоминают и узнают знакомые музыкальные произведения, просят их повторить; активнее включаются в пение взрослого: подпевают концы фраз, могут вместе со взрослым спеть короткие песенки, построенные на повторяющихся интонационных оборотах. В основе деятельности детей лежит подражание взрослому.

          В процессе музыкальных занятий дети овладевают несложными танцевальными движениями, учатся согласовывать движения с характером музыки. Двигаются, ориентируясь в основном на образец взрослого, но могут двигаться и самостоятельно, выполняя хорошо знакомые движения (хлопки в ладоши, притопывание, покачивание с ноги на ногу, полуприсядку). Дети танцуют, стоя по одному или в кругу, однако пока еще недостаточно хорошо ориентируются в пространстве. Малыши любят участвовать в музыкальных сюжетных играх, выполняя те или иные роли (цыплят, воробышков, зайчиков, котят и др.) и приучаются связывать свои движения с теми изменениями, которые происходят в музыке (двигаются тихо, если музыка звучит негромко, быстрее, если темп музыки становится подвижным).

          Творческие проявления детей становятся более заметными. Их можно наблюдать и в пении, когда дети воспроизводят звукоподражания, с разной интонацией поют имена друг друга, сочиняют несложные импровизации на «ля-ля-ля» (например, колыбельную или плясовую для мишки, собачки, куклы Даши и др.).

          По-прежнему сохраняется интерес к экспериментированию с музыкальными и немузыкальными звуками: дети изучают возможности звучания разных предметов (деревянных палочек, брусочков, металлических ложечек, емкостей, наполненных разным сыпучим материалом и по-разному звучащих) и простейших музыкальных инструментов. Постепенно расширяются представления детей о музыкальных инструментах и возможности игры на них. Дети знакомы со многими инструментами ударной группы — барабаном, бубном, погремушкой, колокольчиком, металлофоном и др. Они различают их по внешнему виду, тембру звучания, могут самостоятельно озвучивать их, используя в играх.

          Задачи: развивать элементарное эстетическое восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость на музыку, ее характер и настроение, на музыкальный образ, доступный ребенку; развивать музыкально-сенсорный слух детей, побуждая воспринимать и различать высокое и низкое, тихое и громкое звучание музыкальных звуков; приобщать к музыкально-ритмической деятельности.

    Характеристика особенностей музыкального развития

    детей 2 младшей группы (3-4 лет)

          В этот период, прежде всего, формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения. Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения.

         На четвертом году жизни у детей появляется дифференцированное восприятие музыки. У них возникает доброжелательное отношение к персонажам, о которых поется в песне, они чувствуют радость при исполнении веселого праздничного марша и успокаиваются во время слушания колыбельной. Дети узнают и называют знакомые песни, пьесы, различают регистры.    Совершенствуются    музыкально-сенсорные    способности, которые проявляются при восприятии звуков, разных по высоте, слушании 2-3 детских музыкальных инструментов, выполнении ритма шага и бега (четверти и восьмые).

           Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь начинает своё становление. Голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. У детей 3—4 лет начинает формироваться певческое звучание в его первоначальных формах. Подстраиваясь к голосу педагога, они правильно передают несложную мелодию, произнося слова вначале нараспев, затем появляется протяжность звучания. Голос ребёнка не сильный, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому репертуар отличается доступностью текста и мелодии. Проводится работа над правильным произношением слов. Малыши осваивают простейший ритмический рисунок мелодии. Можно установить певческий диапазон, наиболее удобный для детей этого возраста (ре1 ля1).

           Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых приёмов и доступного материала.

          Приобщение детей к музыке происходит и в сфере музыкальной ритмической  деятельности, посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку. Движения становятся более согласованными с музыкой. Многие дети чувствуют метрическую пульсацию в ходьбе и беге, реагируют на начало и окончание музыки, отмечают двухчастную форму пьесы, передают контрастную смену динамики. Малыши выполняют различные образные движения в играх, в упражнениях используют предметы: погремушки, флажки, платочки. Они более самостоятельны в свободной пляске.

           На музыкальных занятиях уделяется внимание игре на детских музыкальных инструментах, где дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, различают красоту звучания различных инструментов.

          Задачи: воспитывать отзывчивость на музыку разного характера, желание слушать ее, замечать изменения в звучании; учить различать звуки по высоте (в пределах октавы, септимы); тембр 2—3 музыкальных инструментов, передавать разный ритм (шаг и бег), узнавать знакомые песни и пьесы, уметь вслушиваться при исполнении песни, точно ее воспроизводить, формировать протяжность звучания, навык коллективного пения, развивать согласованность движений с музыкой на основе освоения детьми несложных гимнастических, танцевальных, образных движений.

    Характеристика особенностей музыкального развития детей

    средней группы (4-5 лет)

          Дети 4—5 лет эмоционально откликаются на добрые чувства, выраженные в музыке, различают контрастный характер музыки. В этом возрасте наступает период вопросов: «почему?», «отчего?», и они часто направлены на содержание музыкального произведения.

          Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыку веселую, радостную, спокойную; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; наличие в пьесе двух частей (одна быстрая, а другая медленная); на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.

           Певческий голос детей очень хрупок и нуждается в бережной охране. Пение звучит негромко и еще неслаженно. Наиболее удобный певческий диапазон голоса — ре1 си1. Песни в основном построены на этом отрезке звукоряда, хотя и встречаются проходящие более высокие и низкие звуки.

          Движения ребенка недостаточно скоординированы, он еще не в полной мере овладел навыками свободной ориентировки в пространстве, поэтому в играх и плясках нужна активная помощь воспитателя.

          Дети проявляют интерес к музыкальным игрушкам и инструментам, применяют их в своих играх и могут усвоить простейшие приемы игры на бубне, барабане, металлофоне.

           Задачи: воспитывать интерес к музыке, отзывчивость, желание слушать ее, обогащать музыкальные впечатления детей, развивать музыкально-сенсорные способности, формировать простейшие исполнительские навыки: естественное звучание певческого голоса, ритмичные движения под музыку, элементарные приемы игры на  детских  музыкальных  инструментах.

    Характеристика особенностей музыкального развития детей

    старшей группы (5-6 лет)

           На шестом году жизни дети эмоционально, непринужденно отзываются на музыку, у них появляется устойчивый интерес к музыкальным замятиям. Они не только предпочитают тот   или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным его формам, например, больше танцуют, чем водят хороводы, у них появляются любимые песни, игры, пляски.

          Дети способны усвоить отдельные связи и зависимости от музыкальных явлений: «Это музыка-марш, и надо играть бодро, смело». Они могут дать простейшую оценку произведению, сказать, как исполняется, например, лирическая песня. «Нужно петь красиво, протяжно, ласково, нежно», — говорит ребенок. На основе опыта слушания музыки ребята способны к некоторым обобщениям. Так, о музыкальном вступлении они говорят: «Это играется вначале, когда мы еще не начали петь, не начали танцевать».

         Значительно укрепляются голосовые связки ребенка, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Большинство детей способны различить высокий и низкий звуки в интервалах квинты, кварты, терции. Они привыкают пользоваться слуховым контролем и начинают произвольно владеть голосом. У некоторых голос приобретает звонкое, высокое звучание, появляется определенный тембр. Диапазон голосов звучит лучше в пределах ре1 си1, хотя у отдельных детей хорошо звучит до2.

          Задачи: воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к музыке различного характера, развивать музыкальное восприятие, обогащать музыкальные впечатления, развивать звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух.

          Формировать исполнительские навыки: правильное звукообразование, чистоту интонации, выразительность ритмических движений под музыку, точность приемов игры на детских музыкальных инструментах.

          Развивать творческую активность: в импровизации попевок, плясовых движений, инсценировок.

          Характеристика особенностей музыкального развития детей

          подготовительной к школе группы (6-7 лет)

          На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети 6—7 лет могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, выделить выразительные средства, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные в музыке.

          Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Благодаря этому дети действуют в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений.

           Голосовой аппарат укрепляется, однако певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, в связи с чем, охрана певческого голоса должна быть наиболее активной. Надо следить, чтобы пение было негромким, а диапазон постепенно расширялся — ре1 – до2.  В певческих голосах семилеток проявляются напевность и звонкость, хотя сохраняется специфически детское, несколько открытое звучание. В целом хор звучит еще недостаточно устойчиво и стройно.

          Дети охотно импровизируют различные мотивы, отвечают на «музыкальные вопросы», сочиняют мелодию на заданный текст. Они овладевают основными движениями (ходьбой, бегом, прыжками), выполняемыми под музыку, элементами народных плясок, простейшими движениями бального танца, умело ориентируются в пространстве при перестроении в танцах, хороводах.

          Уровень развития музыкального восприятия позволяет ребенку выразительно, ритмично передавать характер музыки, отметить в движении некоторые ее выразительные средства, изменить характер движений в соответствии с формой произведения, его частями, предложениями, фразами. Дети инсценируют в движении песни, варьируют танцевальные движения, передают музыкально-игровые образы.

          В этом возрасте ребенок легко овладевает приемами игры не только на ударных, но и на клавишных (металлофоны, баяны), духовых (триола) и струнных (цитра) инструментах, они играют по одному, небольшими группами и всем коллективом.

           Задачи: учить детей самостоятельно, всем вместе начинать и заканчивать песню, сохранять указанный темп; петь, ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание, смягчать концы музыкальных фраз, точно выполнять ритмический рисунок, правильно передавать мелодию, исправлять ошибки в пении; различать движение мелодии вверх и вниз, долгие и короткие звуки; импровизировать различные попевки на основе хорошо усвоенных певческих навыков.

          Учить детей выразительно и непринуждённо двигаться в соответствии с музыкальными образами, характером музыки; ускорять и замедлять движения, менять их в соответствии с музыкальными фразами; уметь ходить торжественно-празднично, легко-ритмично, стремительно-широко, скакать с ноги на ногу, выполнять движения с предметами, ориентироваться в пространстве; инсценировать игровые песни, импровизировать танцевальные движения, составляя несложные композиции плясок.

           Учить простейшим приемам игры на разных детских музыкальных инструментах: правильно расходовать дыхание, играя на дудочках; приглушать звучание тарелок, треугольников; правильно держать руки при игре на бубне, барабане, встряхивать кастаньеты, маракас; играть в ансамбле.

 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

     2.1. Интеграция образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка» с     другими образовательными областями

          Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка» и интегрирует со всеми образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Образовательная область

Интеграция

Социально-коммуникативное развитие

Направление «Социализация»: развитие эмоциональной отзывчивости, освоение способов взаимодействия со сверстниками и взрослыми; формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие совместной игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

Направление «Безопасность»: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.

Познавательное развитие

Направление «Познание»: расширение кругозора детей в области музыки; формирование представлений о свойствах музыки (звучание, ритм, темп); сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства; развитие воображения, творческой активности; развитие интереса к самостоятельному познанию (освоение музыкальных инструментов).

Речевое развитие

Обогащение активного словаря детей; развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Художественно-эстетическое развитие

Направление «Художественная литература»: использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений

Направления «Изобразительное искусство», «Развитие детского творчества»: приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки, развивать умение и желание образно передавать, отображать музыкальные впечатления.

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.

«Физическая культура»

Развитие физических качеств (координация, гибкость) для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности; развитие творчества в двигательной деятельности; развитие крупной и мелкой моторики.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.

            2.2. Задачи, содержание образовательной музыкальной деятельности.  

          Группа детей раннего возраста

1. Восприятие музыки

- Развивать умение вслушиваться в музыку, формировать устойчивость слухового внимания.

- Увлечь ребенка музыкой, обогащая его слуховой опыт и создавая запас музыкальных впечатлений.

- Развивать элементарное эстетическое восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость на музыку, ее характер и настроение, на музыкальный образ, доступный ребенку.

- Развивать элементарно-сенсорное восприятие некоторых средств музыкальной выразительности, способствующих созданию музыкального образа (высотные, ритмические, тембровые и динамические отношения музыкальных звуков).

- Способствовать активным проявлениям детей в процессе слушания музыки.

2.Пение

- Приобщать детей к восприятию песен, вызывая желание вслушиваться в настроение, интонацию песни и характерные особенности изображаемого музыкального образа.

- Побуждать к эмоциональной отзывчивости на выразительные (характер, настроение) и изобразительные (средства музыкальной выразительности) особенности музыки песни.

- Побуждать к подпеванию и пению, приобщать к выразительному пению.

 - Развивать музыкально-сенсорный слух детей, побуждая воспринимать и различать высокое и низкое, тихое и громкое звучание музыкальных звуков.

-  Приобщать к элементарным певческим умениям: напевному протяжному пению; правильной певческой дикции; согласованному пению в соответствии с особенностями музыкального звучания; своевременному началу и окончанию песни.

-  Приобщать к сольному и коллективному исполнению, к самостоятельному пению и совместному пению со взрослым, под аккомпанемент и без него.

3.Музыкально-ритмические движения

- Побуждать детей к восприятию музыки, используемой для музыкально-игровой и танцевальной деятельности, обращать внимание на смену характера различных частей музыки.

- Способствовать развитию умения связывать движения с музыкой.

- Приобщать к музыкально-ритмической деятельности:

- Приобщать к выразительному исполнению несложных танцев, хороводов, игр под музыку, вызывая желание детей участвовать в них.

- Приобщать к элементарным музыкально-ритмическим умениям: двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки.

- Приобщать к ориентировке в пространстве, учить двигаться с атрибутами.

- Побуждать детей активно участвовать в сюжетных музыкальных играх, посильно выполняя под музыку образные роли, понимать взаимоотношение в игре.

4. Элементарное музицирование

- Увлечь детей звучащими музыкальными игрушками и детскими инструментами.

- Знакомить с тембром звучания различных игрушек (бубенчики, дудочка и т.д.), а также со звучащими игрушками типа шарманки.

- Знакомить с тембром звучания различных видов детских музыкальных инструментов: духовых (свирель, дудочка); ударно – клавишных (детское пианино, детские ударные игрушки).

- Начать приобщать (эпизодически) к элементарному музицированию на металлофоне, детских ударных инрушках.

- Развивать технические умения и моторные характеристики.

          Группы детей дошкольного возраста.

1. Восприятие музыки

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

- Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку.  

- Приобщать детей к культуре слушания музыки, к основам музыкальной культуры, произведениям народного, классического и современного репертуара, доступного детям младшего  возраста.

- Побуждать к самостоятельному экспериментированию со звуками, исследованию качества музыкального звука (высоты, длительности, динамики, тембра).

-Формировать представления об отражении в музыке чувств, настроений образов, явлений окружающей жизни, связанных с их жизнедеятельностью, прежде всего в мире родного дома и семьи.

- Побуждать к эстетическому наслаждению в процессе слушания музыки, элементарно воспринимать выразительность музыки (настроение, характер музыки, отдельные яркие интонации, художественный музыкальный образ).

-  Развивать музыкально-сенсорные восприятие: учить вслушиваться, различать, сравнивать отдельные выразительные отношения музыкальных звуков, контрастные по высоте, длительности, тембру, динамике.

-   Воспитывать слушательскую культуру детей,

- Развивать умения понимать и интерпретировать выразительные средства музыки.

- Приобщать детей к культуре слушания музыки, накапливая опыт восприятия лучших произведений народного, классического и современного музыкального искусства, позволяющего формировать ценностные ориентации ребенка к ближайшей социальной среде (детскому саду).

-Формировать представления об образной природе музыки в процессе ознакомления с произведениями (движение в жизни, в природе), имеющими художественный музыкальный образ в развитии.

- Развивать представления о первичных жанрах музыки, формировать далее представления о видах песни (хороводная), танцев (парный танец, хоровод).

- развивать умение распознавать настроения музыки на примере уже знакомых метроритмических рисунков.

- Формировать умение анализировать музыкальную форму двух- и трехчастных произведений.

- Развивать понимание того, что музыка может выражать характер и настроение человека (резвый, злой, плаксивый и др.)

- Приобщать детей к музыкальной культуре, доступной для ребенка, способствовать развития умения узнавать музыку разных композиторов (И.С. Баха, Э.Грига, В.А Моцарта, П.И.Чайковского).

 - Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами музыки.

- Продолжать формировать представления об образной природе музыки в процессе ознакомления с музыкальными произведениями, имеющими один-два музыкальных образа, передающих их развитие и взаимодействие.

- Продолжать развивать представления о первичных жанрах музыки (песня, танец, марш) и их видах, а также о жанре вокальной и инструментальной музыки.

-Формировать представление о характерных признаках балета, оперы, о музыкальных инструментах, оркестре.

- Продолжать развивать целостное и дифференцированное музыкально-эстетическое восприятие.

- Обучать детей умению анализировать средства музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм).

- Приобщать детей к музыкальной культуре на основе восприятия лучших произведений народной, классической и современной музыки различной тематики и характера.

- Накапливать представления о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов.

- Обучать детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности.

-Формировать представления об образной природе музыки в процессе ознакомления с музыкальными произведениями, имеющими два-три музыкальных образа и передающими их развитие и взаимодействие.

- Развивать представление о различных жанрах музыки, в том числе музыкально-драматических, накапливать знания о характерных признаках балета, оперы, симфонической и камерной музыки.

- Познакомить с названиями, внешним видом, способами звукоизвлечения и тембром звучания некоторых музыкальных инструментов симфонического оркестра и оркестра народных инструментов.

- Развивать умение давать оценку прослушанным музыкальным произведениям, высказывать свои эстетические суждения развернуто и доказательно, опираясь на особенности звучания музыки произведения.

2.Пение

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

- Развивать музыкально-эстетическое восприятие песен народного, классического и современного репертуара разнообразного характера и тематики.

- Формировать музыкально-слуховые певческие представления, побуждать к целостному восприятию песни.

- Способствовать развитию желания ребенка подпевать взрослому и петь самостоятельно.

- Учить воспринимать средства выразительности пения (настроение, характер музыки, некоторые чувства, интонации).

- Способствовать развитию правильного интонирования мелодии.

- Развивать музыкально-сенсорное восприятие основных отношений музыкальных звуков, контрастных по высоте, длительности, динамическим отношениям, тембру.

- Приобщать детей к песенному творчеству, побуждать к музыкально-творческим проявлениям в пении.

- Развивать элементарные вокальные приемы, побуждать к чистому интонированию знакомых попевок, подражая голосу взрослого, формировать начальные певческие навыки.

- Учить петь отрывисто и напевно, соблюдая четкую правильную дикцию и слаженность пения.

- Побуждать к выразительному исполнению песен, передаче контрастных характеров, настроений музыки и их изменений, а также интонаций, эмоций.

- Учить основам певческих умений (правильная осанка, напевное исполнение, четкая дикция, естественный звук, ансамбль).

- Развивать координацию слуха и голоса.

- Побуждать к песенному творчеству (импровизации своего имени, интонации, вопросно-ответной формы, песни, танца, марша); поиску замысла и средств для его реализации.

- Развивать музыкальный слух – интонационный, мелодический, ладовый.

- Учить выразительному исполнению более сложных песен народного, классического и современного репертуара различной тематики и содержания.

-  Обучать способам певческих умений (звукообразование, звуковедение, певческая дикция, точность исполнения мелодических, ритмических, динамических и темповых особенностей и т.д.).

- Содействовать выражению своих эмоций о песне в эстетических суждениях, художественно-творческой, исполнительской деятельности.

- Развивать песенное творчество, формировать способы импровизации окончания мелодии, начатой взрослым.

- Формировать музыкально-слуховые певческие представления, побуждать запоминать, называть и исполнять песни, наиболее часто воспринимаемые детьми в течение года.

- Развивать умения владеть певческими техниками (звукообразование, звуковедение, певческая дикция, правильность интонирования мелодии, точность ритмического рисунка, динамический и тембровый ансамбль).

- Научить художественному и самостоятельному исполнению песен народного, классического и современного репертуара разнообразной тематики.

- Побуждать бережно относиться к детскому голосу.

- Содействовать выразительному осознанному исполнению эмоционально-образного содержания песни различного характера.

- Продолжать развивать песенное творчество, побуждать к импровизации.

3. Музыкально-ритмические движения

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

- Развивать восприятие музыки и движений музыкальных игр, хороводов, танцев, детского народного, классического и современного репертуара различного характера и содержания, связанного с жизнедеятельностью детей в семье.

- Способствовать развитию правильного воспроизведения ритмического рисунка мелодии.

- Формировать музыкально-двигательные представления.

-  Развивать целостное восприятие (музыки и движений) упражнений, игр, танцев, развивать интерес к ним.

- Побуждать к выразительному исполнению движений, меняя их соответственно изменению частей музыкального произведения, запоминать их.

- Побуждать к музыкально-творческим проявлениям в музыкально-игровой и танцевальной деятельности.

- Способствовать освоению элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов.

- Побуждать осваивать восприятие способов исполнения музыкально-ритмических движений (основные, сюжетно-образные движения, танцевальные шаги и движения, ориентировка в пространстве).

- Побуждать эмоционально изображать в пластических движениях свое отношение к музыкальному образу, осознавая форму танца, композицию игры и используя средства музыкальной и внемузыкальной выразительности.

- Учить выполнять движения под музыку непринужденно и пластично, слаженно и ритмично в общем, подгрупповом и индивидуальном танце, игре.

- Побуждать передавать в импровизациях музыкально-игровой образ в развитии.

- В свободной пляске содействовать осознанному изменению движений в связи с изменением контрастных частей музыки.

- Развивать у детей художественное восприятие музыки и движений, доступных игр, танцев, хороводов, детского народного, бального и современного репертуара.

- Продолжать формировать достаточный объем музыкально-двигательных представлений.

- Учить выразительному исполнению более сложного детского репертуара (народного, классического и современного направлений) различной тематики и содержания.

- Содействовать яркой выразительности исполнения движений, меняющихся в соответствии со сменой характера музыки.

- Обучать музыкально-ритмическим движениям (основным, танцевальным, сюжетно-образным), опираясь на имеющиеся музыкально-двигательные представления, развивать чувство партнера, стремиться к согласованности движений в паре, в подгруппе.

- Совершенствовать ориентировку в пространстве.

- Развивать чувство партнера в танцевальных импровизациях и свободных плясках.

- Побуждать детей придумывать несложные танцы на предложенную музыку.

- Учить воспринимать, понимать и совершенствовать ориентировку в пространстве.

- Учить выразительному исполнению детского репертуара различной тематики и содержания.

- Обучать детей способам исполнения музыкально-ритмических движений, опираясь на имеющиеся музыкально-двигательные представления, развивать изящность их исполнения.

- Продолжать обучать музыкально-ритмическим движениям (основным, танцевальным, сюжетно-образным), опираясь на имеющиеся музыкально-двигательные представления, развивать чувство партнера, стремиться к согласованности движений в паре, в подгруппе.

- Побуждать к пониманию особенности движений, добиваясь точности, ритмичности, пластичности, легкости исполнения.

- Побуждать к творческой передаче действий персонажей в сюжетных играх, образных упражнениях и этюдах.

- Стимулировать самостоятельную деятельность детей по сочинению танцев, музыкальных игр.

4. Игра на музыкальных инструментах

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

-  Развивать восприятие музыкальных произведений, исполненных на детских музыкальных инструментах и игрушках – металлофоне, бубне, барабане, треугольнике, дудочке, колокольчике и др.

- Побуждать выразительно, эмоционально передавать характер музыки в игре на детских музыкальных инструментах и игрушках.

- Побуждать, ритмически верно, передавать особенности музыкального образа несложного произведения, подбирая соответствующий по тембру музыкальный инструмент.

- Приобщать к основам правильных способов звукоизвлечения на бубне, барабане, колокольчике, ложках.

- Побуждать к творческим импровизациям в соответствии с заданным содержанием, подбирая по тембру необходимые инструменты, исполняя соответствующие динамические оттенки и т.п.

- Способствовать освоению детьми приемов игры на детских музыкальных инструментах.

- Побуждать играть в ансамбле слаженно, ритмично, своевременно вступая в игру и заканчивая ее.

- Учить исполнять точно постоянную метрическую пульсацию и несложные ритмические рисунки на различных ударных музыкально-ритмических игрушках.

- Побуждать самостоятельно подбирать музыкальные инструменты для аккомпанемента знакомой песни, имеющей контрастные по характеру куплет и припев.

- Побуждать самостоятельно подбирать по тембру музыкальные инструменты и игрушки для обогащения игровых образов сказки и своевременно играть на них при рассказывании сказки взрослым.

- Знать названия детских музыкальных инструментов, различать их тембры, способы звукоизвлечения и расположения на них низких и высоких звуков.

- Стимулировать освоение умений игрового музицирования.

- Продолжать обучать детей игре на детских музыкальных инструментах (прежде всего, на металлофоне).

- Обучать игре в оркестре на различных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда; исполнять слаженно простые музыкальные пьесы.

- Развивать музыкально-эстетическое восприятие произведений народной, классической и современной музыки, исполняемой на детских музыкальных инструментах, расширяя объем музыкальных впечатлений.

- Продолжать развивать целостное, дифференцированное и сенсорное восприятие пьес, исполненных на музыкальных инструментах.

-  Продолжать осваивать способы игры на детских музыкальных инструментах.

- Формировать репертуар из музыкальных произведений, исполняемых оркестром.

- Побуждать выразительно передавать в оркестре различный характер музыки двух-, трехчастной пьесы, взаимодействие двух- трех музыкальных образов произведения.

- Учить импровизировать, самостоятельно создавать мелодии различного характера на различных инструментах.

- развивать умения сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности.

- Продолжать  развивать музыкально-эстетическое восприятие произведений народной, классической и современной музыки, исполняемой на детских музыкальных инструментах, расширяя объем музыкальных впечатлений.

          2.3. Формы, способы, методы художественно-эстетического развития детей.

          2.3.1. Методы и приемы.

          Для решения поставленных задач предполагается использование взаимосвязанных методов работы:

  • наглядный:
  • наглядно-слуховой,
  • наглядно-зрительный,
  •  словесный,
  • объяснение,
  • пояснение,
  • указание,
  • беседа,
  • поэтическое слово,
  • вопросы,
  • убеждение;
  • замечания.

           - практический:

  • показ исполнительских приемов,
  • упражнения (воспроизводящие и творческие).

          2.3.2. Формы обучения и развития детей.

          Реализация Рабочей программы осуществляется через регламентированную и нерегламентированную формы обучения:

- различные виды непосредственно образовательной деятельности;  

- образовательную деятельность в режимных моментах;

- самостоятельную досуговую деятельность;

- совместную деятельность с семьей.

 Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса.

          Формы музыкального развития:

          - Фронтальная музыкальная непосредственно образовательная деятельность, занятия:

  • традиционное,
  • доминантное,
  • тематическое,
  • интегрированное;

          - Праздники и развлечения;

          - Игровая музыкальная деятельность:

  • театрализованные музыкальные игры,
  • музыкально – дидактические игры,
  • игры с пением,
  • ритмические игры;

           - Совместная деятельность взрослых и детей (развлечения, праздники, театрализованная деятельность, оркестры);

          - Индивидуальная музыкальная непосредственно образовательная деятельность:

  • творческие занятия,
  • развитие слуха и голоса,
  • упражнения в освоении танцевальных движений,
  • обучение игре на детских музыкальных инструментах.

          -  Рабочая программа предполагает проведение музыкальной непосредственно образовательной деятельности (НОД) – 2 раза в неделю в каждой возрастной группе.

Группа

Длительность

занятия

Количество занятий в неделю

Количество занятий в год

Младшая группа, дети с 1,5 до 3 лет

10

2

72

 Средняя разновозрастная группа (с 3до 5 лет)

20

2

72

Старшая группа (с 5 до 6 лет)

25

2

72

Подготовительная к школе группа (с 6 до 7 лет)

30

2

72

Структура НОД:

(может варьироваться в соответствии с усвоением материала детьми)

  • музыкально – ритмические движения;
  • развитие чувства ритма, музицирование;
  • пальчиковая гимнастика;
  • слушание, импровизация;
  • артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, распевание, пение;
  • пляски, хороводы;
  • игры.

          2.4. Использование здоровьесберегающих технологий

              Для решения приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей, предусмотрено использование здоровьесберегающих технологий:

- Логоритмика;

- Дыхательная гимнастика;

- Пальчиковая гимнастика;

- Самомассаж;

- Артикуляционная гимнастика;

- Пение валеологических упражнений;

- Музыкотерапия.

    3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

            3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды

          Развивающая предметно – пространственная среда музыкального зала ДОУ по содержанию соответствует реализуемой программе, по насыщенности и разнообразию обеспечивает занятость каждого ребенка, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

           Художественно-эстетическая среда и оформление музыкального зала отвечает содержанию проводимого в нем праздника, способствует развитию у детей художественно-эстетического вкуса.

           Зал оснащен: мультимедийной установкой, аудиоаппаратурой (музыкальным центром), мольбертом, аудиокассетами, СD-дисками.

          Оборудованы стеллажи, на которых располагаются детские музыкальные и шумовые инструменты, пособия и атрибуты (разноцветные ленты, султанчики, листья, искусственные цветы, маски и др.  Наличие ковра позволяет проводить релаксационные упражнения.

Помещение

Вид деятельности, процесс

Оснащение

Музыкальный зал

  • Непосредственная образовательная деятельность
  • Театральная деятельность
  • Индивидуальные занятия
  • Тематические досуги
  • Развлечения
  • Театральные представления
  • Праздники и утренники
  • Концерты
  • Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей
  • Стеллаж для используемых пособий, игрушек, атрибутов и прочего материала
  • Музыкальный центр
  • Мультимедийная установка
  • Разнообразные музыкальные инструменты для детей
  • Ширма для кукольного театра
  • Детские стулья
  • Мольберт
  • Музыкально-дидактические игры
  • Деревянный плоскостной домик

Групповые комнаты

  • Самостоятельная творческая деятельность
  • Театральная деятельность
  • Экспериментальная деятельность
  • Индивидуальные занятия

  • Различные виды театров
  • Детские костюмы
  • Музыкальные уголки
  • Музыкально-дидактические игры

Раздевальные комнаты в группах

  • Информационно-просветительская работа с родителями
  • Информационный уголок
  • Наглядно-информационный материал
  • папки-передвижки

Кабинет музыкального руководителя

  • Методическая работа
  • Библиотека методической литературы, нотный материал
  • Музыкально-дидактические игры
  • Детские костюмы для праздников
  • Взрослые костюмы
  • Атрибуты, пособия
  • Подборка СD-дисков, USB - накопителей с музыкальными произведениями

   3.2. Система педагогического мониторинга музыкального развития

          Контроль над реализацией программы осуществляется в форме педагогической диагностики.  Проводится 2 раза в год: в январе и в мае.

      Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих    образовательных задач:

  • Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  • Оптимизации работы с группой детей;
  • Анализа профессиональной деятельности, взаимодействия с семьями.

          Основным методом мониторинга является – аутентичная оценка. В ее основе лежат следующие принципы:

  • Она строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в процессе организованной образовательной деятельности).
  • Аутентичные оценки могут давать взрослые, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают его поведение.      

       

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (Музыка)

Показатели развития детей 2-3 года

1

Эмоционально откликается на простые музыкальные произведения

2

Замечает изменения в динамике и настроении звучания музыки (тише – громче, веселое – грустное)

3

Умеет внимательно слушать (от начала до конца) небольшие музыкальные произведения

4

Узнает знакомые песни

5

Выполняет доступные танцевальные движения в соответствии с характером музыки

   

         

Показатели развития 3-4 года

1

Эмоционально откликается на простые музыкальные произведения

2

Замечает изменения в динамике и настроении звучания музыки (тише – громче, веселое – грустное)

3

Умеет внимательно слушать (от начала до конца) небольшие музыкальные произведения

4

Узнает знакомые песни

5

Поет, не отставая и не опережая других

6

Выполняет доступные танцевальные движения по одному и в паре с предметами в соответствии с  

характером музыки

7

Называет детские музыкальные инструменты: погремушки, бубен, металлофон, барабан и др.

8

Участвует в музыкальных играх-драматизациях

       

 

Показатели развития 4-5 лет

1

Активно, эмоционально включается в музыкальную деятельность

2

Определяет контрастные настроения музыкальных произведений

3

Знаком с названиями жанров (марш, песня, танец)

4

Поет естественным звуком, без напряжения песни разного характера, старается четко произносить    слова

5

Вместе с другими детьми начинает и заканчивает пение

6

Выполняет доступные танцевальные движения по одному и в паре с предметами в соответствии с характером музыки

7

Называет детские музыкальные инструменты: погремушки, бубен, металлофон, барабан и др.

8

Участвует в музыкальных играх-драматизациях

   

Показатели развития 5-6 лет

1

Более точно определяет настроение и жанр музыкального произведения (марш, песня, танец)

2

Понимает содержание музыкального произведения и может рассказать о нем

3

Узнает звучание отдельных музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка)

4

Поет без напряжения, звонко, выразительно

5

Правильно воспроизводит мелодию песни в целом

6

Передает основной характер и настроение музыки в различных видах основных движений (шага, бега, прыжков)

7

Импровизирует в движении под музыку разного характера

8

Выполняет танцевальные движения под музыку: поочередное выбрасывание ног, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении и пр.

9

Играет на детских музыкальных инструментах ударной группы; исполняет мелодии, состоящие из 2–3 звуков на металлофоне (ксилофоне)

10

Участвует в инструментальных импровизациях

11

Проявляет активность в самостоятельной музыкальной деятельности (исполнение и инсценирование  песен, хороводов и др.

12

Активно участвует и творчески проявляет себя в музыкальных играх-драматизациях

   

Показатели развития 6 – 7 лет

1

Может рассказать о прослушанном музыкальном произведении, высказать свое мнение, сравнить его с другим

2

Слышит в произведении развитие музыкального образа

3

Называет любимые произведения и их авторов

4

Поет без напряжения, легко, звонко, выразительно

5

Правильно передает мелодию в песнях с музыкальным сопровождением

6

Поет сольно и в хоре

7

Выполняет движения в плясках, упражнениях, играх ритмично, музыкально и выразительно

8

Участвует в создании творческих этюдов

9

Играет сольно и в оркестре, исполняет несложные мелодии на звуковысотных детских музыкальных   инструментах, импровизирует

10

Активно участвует в музыкальных инсценировках песен, придумывает свои варианты движений в    играх и хороводах. Проявляет творчество, участвуя в музыкальных играх-драматизациях и театрализованных игра

11

Узнает Государственный гимн РФ. Гимн

       

Результаты диагностического обследования каждого ребёнка заносятся в диагностическую таблицу.

Оценка развития детей по художественно-эстетическому развитию (Музыка) _________ 20__ г.

Ф.И. ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Примечания

Показатель «сформирован» - (+) – показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности.

Показатель «находиться в стадии формирования» - (А) – показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка.

Показатель «не сформирован» (0) – показатель проявляется очень редко и его проявление носит случайный характер.

           

                 3.3. Взаимодействие с воспитателями

            Качество реализации программы музыкального образования детей в МКДОУ зависит от уровня профессиональной компетентности и музыкальной культуры воспитателей, которые непосредственно общаются с детьми на протяжении всего времени их пребывания в дошкольном учреждении.

           Направления взаимодействия музыкального руководителя с педагогическим коллективом МКДОУ 

  • Ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального образования детей;
  • Разъяснение содержания и методов работы по музыкальному образованию детей в каждой возрастной группе;
  • Обсуждение сценариев праздников и развлечений;
  • Взаимодействие в изготовлении праздничного оформления, декораций, костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам;
  • Взаимодействие в организации музыкальной развивающей предметно-пространственной среды МКДОУ;
  • Оказание методической помощи педагогическому коллективу в решении задач музыкального образования детей;
  • Участие в педагогических советах МКДОУ;

         Формы взаимодействия

  • Индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых обсуждаются вопросы индивидуальной работы с детьми; музыкально-воспитательная работа в группах; используемый на занятиях музыкальный репертуар; вопросы организации музыкальной развивающей предметно-пространственной среды ДОУ;
  • Практические занятия педагогического коллектива, включающие разучивание музыкального репертуара, освоение и развитие музыкально-исполнительских умений воспитателей;
  • Проведение вечеров досугов и развлечений с последующим анализом и обсуждением с точки зрения взаимодействия всего педагогического коллектива в решении задач музыкального развития детей;
  • Организация смотров-конкурсов проектов музыкально-развивающей среды в МКДОУ, в отдельно взятой группе;
  • Совместная подготовка семинаров-практикумов по проблеме ценностного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки; мастер – классы;
  • Музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в МКДОУ;
  • Круглые столы по темам:
  • Совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;
  • Совместное проектирование музыкально-образовательной среды в МКДОУ, в группах;
  • Совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности;
  • Взаимные консультации по использованию музыкального материала в образовательном процессе МКДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития.

           3.4 Взаимодействие с родителями

          Основные задачи

  • Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;  
  • Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки;
  • Объединение усилий для музыкального развития и воспитания детей;
  • Активизация и обогащение музыкальных умений родителей.

Формы взаимодействия

Направления взаимодействия

Формы взаимодействия

-  Повышение компетентности в вопросах музыкального воспитания детей;

  • индивидуальные беседы;  
  • индивидуальные консультации;
  • консультации-тренинги;
  • анкетирование;
  • оформление папок-передвижек;
  • оформление информационного стенда;
  • участие в групповых родительских собраниях;
  • вечер вопросов и ответов;
  • ведение персональной страницы на сайте ДОУ;

-  Вовлечение родителей в музыкально-образовательное пространство МКДОУ;

  • привлечение родителей к посильному участию в совместном формировании развивающей предметно – пространственной среды;
  • дни открытых дверей, открытые занятия;
  • семинары – практикумы;
  • круглый стол;
  • родительская гостиная;
  • тренинги;

-  Совместная культурно – досуговая деятельность

  • привлечение к участию в подготовке и проведении праздников, исполнению ролей, изготовлению театральных атрибутов;
  • семейные гостиные; конкурсы;
  • музыкально-игровые программы (викторины, КВН)
  • организация совместных детско-родительских проектов;
  • совместное посещение концертов (экскурсии выходного дня);

            В течение года:

  • Индивидуальные консультации с родителями (по желанию);
  • Оформление информационного стенда, разработка новых рекомендаций, подбор статей, в том числе на страничке музыкального руководителя сайта ДОУ;
  • Оформление фоторепортажа о проведенных мероприятиях;
  • Оформление папок-передвижек, информационных бюллетеней, памяток;
  • Продолжать подбор музыкального материала для фонотеки, приобщая к процессу родителей.

       

  Результат освоения программы.

          Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

          Результатом реализации данной программы по музыкальному развитию дошкольников можно считать:

  • проявление инициативы, самостоятельности и творчества в различных видах музыкальной деятельности;

  • обладание установкой положительного отношения к миру;

  • сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;

  • наличие умения передавать выразительные музыкальные образы;

  • обладание развитым воображением, которое реализуется в различных видах музыкальной деятельности;

  • наличие умения передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;

  • развитие крупной и мелкой моторики, умения контролировать свои движения и управлять ими;

  • восприимчивость и передачу в пении, движении основных средств выразительности музыкальных произведений;

  • сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность).

         ЛИТЕРАТУРА

  1. «Диагностика музыкальных способностей детей» / О.П.Радынова. - М.:ВЛАДОС, 2000.
  2.  «Конспекты логоритмический занятий с детьми 5-6 лет» / М.Ю. Картушина. - Издательство Творческий Центр "Сфера" Москва, 2005.
  3. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста / И. Каплунова, И. Новоскольцева. – СПб: ООО «Невская нота»,2010.
  4.  «Малыш». Программа развития музыкальности у детей раннего возраста / В.Петрова. – Москва.:Центр «Гармония», 1998.
  5.  «Музыкальное воспитание в детском саду» /  Н.А. Ветлугина. – М.:Просвещение, 1998. 
  6. «Музыкальные занятия  1 младшая группа / Е.Н. Арсенина. -  М.: Мозаика-Синтез, 2014.

  1. «Музыкальные шедевры» / О. П. Радынова. – М.: ВЛАДОС, 2000.
  2. «Настроения, чувства в музыке» /О.П.Радынова. - М.:ВЛАДОС, 2000.
  3. «Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй» / М.Л.Лазарев. -  М.: Мнемозина, 2004.
  4. «Планирование и уровневая оценка музыкального развития детей дошкольного возраста», С. Мерзлякова, «Ежедневник музыкального руководителя детского сада». – М: ООО «Издательство Астрель», 2001.
  5.  «Праздник каждый день» / И. Новоскольцева И. Каплунова. - СПб:ООО «Невская нота», 2007.
  6.  «Примерная образовательная  программа дошкольного образования  «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе,    О.В.Солнцева  и др. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
  7.  «Ритмическая мозаика». Пособие по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста / А. И. Буренина. -  СПб: ООО «Невская нота», 2000.
  8.  «Танцевальная ритмика для детей», Т.И. Суворова. - СПб: ООО «Невская нота», 2009.
  9. «Танцы с нотами для детского сада / Роот З.Я. - М., Айрис-пресс, 2006.
  10.  «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» Учебное пособие. / А.Н.Зимина. - Творческий центр «Сфера», Москва, 2010г.
  11.  «Топ-хлоп, малыши». Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. / Т. Сауко, А.И. Буренина -СПб, ООО «Невская нота»,  2001.
  12.   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом                       Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155,