Презентация " Понятие о предложении"
презентация к уроку по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Ионова Любовь Николаевна

Понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложения в высказывании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_o_predlozhenii.pptx1.25 МБ
Файл konspekt_ponyatie_o_predlozhenii.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие 2. Понятие о речи.

Слайд 2

Ты сказал предложение . Наша речь состоит из предложений. 2 .Скажи , что изображено на картинках?

Слайд 3

Катя поливает цветы из лейки. 2. Катя поливает цветы из……….. Предложение должно быть законченным.

Слайд 4

Наташа даёт рыбкам корм. 2А. Наташа даёт рыбкам………. Предложение должно быть законченным

Слайд 5

2 Б. Расскажи о купании куклы.

Слайд 6

Из чего состоят предложения? 4.

Слайд 7

Небо, тучи, деревья, листья, качаются- это слова 4.Что изображено на картине?

Слайд 8

Предложения состоят из слов. Каждое слово в предложении обозначим линией. Первое слово обозначим В конце ставим точку. 4.

Слайд 9

Осень. 4.1. Составь предложения по схеме

Слайд 10

Улетели птицы. 4.2. Составь предложения по схеме

Слайд 11

Белка грызёт орешки. 4.3. Составь предложения по схеме

Слайд 12

Ёж несёт три яблока. 4.4 Составь предложения по схеме

Слайд 13

Маша укладывает куклу. 7. Маша , кукла, укладывать.

Слайд 14

Толя играет машинкой. 7. Машинка , играть, Толя.



Предварительный просмотр:

Занятие 2

Тема: Понятие о предложении. Понятие о слове (возможно изучение данной темы на двух занятиях.)

Цель: дать понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании; показать, что предложение состоят из слов, познакомить со схемой предложения; тренировать в составлении простых предложений по картине, по опорным словам, по схеме;, упражнять в передачи повествовательной интонации предложения;, учить определять количество слов в предложении.

Оборудование: Цветные карандаши, тетради в крупную клетку, на каждого ребёнка картинка «Девочка купает куклу»,  ручки. (Альбом №1)

Ход занятия.

  1. Организационный момент:

-Наступил сентябрь. Школьники пошли в школу. А вы - в детский сад. Сейчас  я буду говорить о школе, а вы назовите похожих людей, предметы, явления в детском саду.

Учитель-………(воспитатель)

Директор-…….(заведующая)

Класс-…………….(группа)

Парты-……………(столы)

Урок-………………(занятие)

  1. Знакомство с понятием «предложение».

Юпик никогда не ходил в детский сад и очень хочет  там побывать.

Раз! Два! Три!

Летающая тарелка,

На страницу 5 лети.

(педагог смотрит пособие на стр.5)

А) Дети рассматривают картинки и отвечают на вопрос

-Что изображено на картинках?»

- Девочка  завтракает.

- Дети строят башню из кубиков.

Педагог делает вывод:

-Вы сказали предложение. Когда мы разговариваем, спрашиваем, отвечаем, мы говорим предложения.

-У нас идет занятие. Я сказала предложение. Все дети внимательно слушают воспитателя. Я сказала ещё одно предложение. Сегодня вы узнаете много нового. Что я ещё сказала?

Б) –Юпик посмотрел, чем занимаются дети в детском саду, и тоже захотел составить о них предложение. Он сказал:

-Катя поливает цветы из….  Это предложение? Нет, это не предложение, потому что оно не закончено. Помогите Юпику составить предложение.

(аналогично проводится работа по второй картинке:  Наташа даёт рыбкам корм. Педагог делает вывод: Предложения должны быть закончены. Педагог  упражняет детей в передачи повествовательной интонации.)

В) – В детском саду дети сами ухаживают за игрушками. Посмотрите  картинки о купании куклы (с. 6).

Дети рассматривают картинки, составляют по ним предложения и показывают, кружком какого цвета обозначены картинки.

- Расставим предложения по порядку и раскрасим кружки в этом порядке . Что сначала делает девочка? Каким цветом раскрасим первый кружок?

Дети устанавливают последовательность предложений и раскрашивают пустые кружки.

  1. Физкультминутка.

(Движения с речевым сопровождением.)

а) В детском садике ребятки

Могут ловко встать на пятки,

 Пошагать и покружиться,

 Вправо, влево наклониться.

Снова встать и потянуться,

 И друг другу улыбнуться.

б) «Встали пальчики».

Этот пальчик хочет спать,

 Этот пальчик – прыг в кровать,

 Этот пальчик – прикорнул,

 Это пальчик уж заснул.

Встали пальчики -УРА!

В детский сад идти пора.

( Поочерёдно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем ( можно под счёт 1, 2, 3 касаться всех остальных-«будить». Одновременно  с восклицанием «УРА!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны. )

  1. Знакомство с понятием «слово» ( с. 6).

-Юпик увидел картинку «Осень» и стал рассматривать её. Рассмотрите  её и вы. Что изображено на картине?

Дети отвечают одним словом: небо, тучи, деревья и т.д.

–Что делают деревья? Листья? Какой лес осенью?

Педагог делает выводы:

- Небо, деревья, листья, качаются, летят, разноцветный, нарядный -это слова.

Всему название дано-

И зверю и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

 А безымянных нету.

А.Шибаев.

5.Знакомство с составом предложения.

-Составим предложение по картине «Осень». Осень. Я сказала предложение, в котором только одно слово. Скажу ещё одно предложение. Посчитайте, сколько в нём слов: «Небо потемнело.»

(  Дети определяют  количество  слов  в  предложении. Называют  первое, второе слово в предложении.)

-Каждое слово в предложении будет обозначать линией. Маленькая вертикальная чёрточка указывает, что это начало предложения, а в конце предложения ставится точка. У нас получится схема предложения.

                                                 Осень.

                                                 Небо потемнело.

- Прочитайте схему предложения.

-Составьте предложения о ветре ( о деревьях), начертите схему этого предложения. Прочитайте схему, называя каждое слово.

6. Составление предложения  по схеме (с. 7).

-А вот ещё картинки Юпик не может понять, что это за линии над картинками. Объясните ему.

-Составьте предложение по схеме.

7. Упражнение в согласовании слов в предложении.

«Поправь Юпика».

-Юпик посмотрел, как играют дети в детском саду, и сказал:» Маша, кукла, укладывать.» Правильно он сказал? Скажите предложение правильно.

(Педагог делает вывод: слова в предложении должны дружить и следовать в определённом порядке).

8. Итог занятия.

А в конце игра для вас.

В ней проверим мы сейчас

Ваше умение:

Различать слова и предложения.

-Если я скажу слово,, вы вытяните руки вперед и скажите «Слово» . Если предложение- руки разверните в стороны и скажите: «Предложение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - игра "Составь предложение к схеме"

Для детей логопедических групп (ст и подг возраста)...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной школе группе "Знакомство с термином "слово". Понятие о предложении"

Программное содержание: Развитие представлений о многообразии слов. Знакомство с термином «слово». Дать понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании; показать,...

«Понятие о предложении. Понятие о слове.»

laquo;Понятие о предложении. Понятие о слове.»...

Конспект занятия по развитию речи Тема: Понятие о предложении. Понятие о слове.

Цель: дать понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании; показать, что предложение состоят из слов, познакомить со схемой предложения; тренировать в составлени...

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе "Понятие о предложении»."

                              ПОНЯТИЕ    О     ПРЕДЛОЖЕНИИ. ЦЕЛЬ: Дать  п...

Понятие о предложении в старшей группе

В процессе речевого общения дети обращают внимание прежде всего на содержание, смысл того, что слышат в речи других и что говорят сами. При ознакомлении со словесным составом предложений они начинают ...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе для детей комбинированной группы с задержкой психического развития Тема: Понятие слово, предложение

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группедля детей комбинированной группы с задержкой психического развитияТема: Понятие слово, предложение...