Конспект НОД по обучению грамоте. Тема: "Звук (и) и буква (и) Ии."
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Конспект НОД по обучению грамоте. Тема: "Звук (и) и буква (и) Ии."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной.

Тема: «Звук [и] и буква Ии»

    Цель:

- Учить анализировать звуковой ряд; знакомить с буквой Ии; - Совершенствовать умение в образовании множительного числа существительных с окончанием – и;

- Работать с лексическим значением слова.

    Оборудование: Картинки; панно букв.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Они хотят посмотреть, что вы умеете, чему научились.

А нам надо вспомнить, как вести себя.

За столом сиди ты стройно и веди себя спокойно.

Ответить хочешь - не шуми, а только руку подними.

 (Воспитатель рассказывает историю, выделяя звук [и].)

1. Воспитатель: Ребята я  расскажу вам рассказ  про двух мальчиков.

Мальчики И-и-и-горь и Ти-и-и-ма седели на берегу реки-и-и. они играли в камешки. Вдруг рядом запела какая-то пти-и-и-ца. «И-и-и»- выводила она свои трели.

Тима сказал: «Это иволга». Игорь никогда не видел эту птицу. Они тихо подошли к иве. На нижней ветки куста сидела желтая птичка иволга и пела свою печальную песню.

2. Артикуляция звука. (Вопросы и ответы:)_

- Как звали мальчиков? (И-и-и-горь и Ти-и-и-ма)

- Как звали птицу? (иволга)

- Какую пела песню иволга?  (И-и-и.)

- Какой звук в этих словах слышали?  (и)

    Воспитатель: А скажите, пожалуйста,  песенка иволги похожа на звук [и], (ответ детей)

 (при произнесении звука [и] губы улыбаются, зубы сближены, воздушная струя идет спокойно, голосовые связки вибрирую).

    3. Характеристика звука. Звук [и]- гласный.

Воспитатель: Какие слова ребята вы запомнили со звуком [и]?

(Возможны наводящие и вопросы воспитателя.) воспитатель особенно хвалит детей за слова, в которых звук [и] находиться в начале слова в безударной позиции, в середине и в конце слова.

  Воспитатель: Ребята давайте разберем значение некоторых слов:

(педагог предлагает детям объяснить значение слов дать полный ответ.)

  • Ива -  это (ответ детей растение)
  • Иволга – это кто (ответ детей птица)
  • Изгородь – это что (ответ детей  забор)
  • Игорь – это фамилия или имя (ответ детей  имя).
  • Свитер - это что (ответ детей одежда).

Воспитатель: Молодцы справились заданием. Ребята, а  Игорь умеет играть на дудочки. И он нам сыграет на дудочке. Игорь взял дудочку и сыграл такую песенку: а и у (а-а-а-и-и-и-у-у-у). Тима захотел ее повторить. Он понят, что песенка состояла из трех звуков. (Воспитатель повторяет песенку, загибая пальцы.) 

первый - [а], второй - [и], третий - [у],  разобрав эту песенку, Игорь правильно ее исполнил.

Дети: да

Воспитатель: А сейчас мы с вами разберем  следующую песенку

 (сколько звуков, какие звуки, в какой последовательности звучат):

  • И-а-у (и-и-и-а-а-а-у-у-у);  
  • А-у-и (а-а-а-у-у-у-и-и-и);  
  • У-и-а (у-у-у-и-и-и-а-а-а).
  1. Образование множительного числа существительных с окончанием и. 

Воспитатель: Ребята, а  Игорь тоже ходит в детский сад и очень любит его, потому что здесь его друзья, любимые воспитатели, а еще потому, что здесь всего много. И Игорь хочет снами сделать

Физминутку:

У медведя дом большой,

А у зайки маленький

Наш медведь пошел домой,

А за ним и заинька.

Воспитатель: Ребята у Игоря дома  один стульчик, а здесь в детском саду много стульчиков. Давайте выполним следующее задание.

(Далее воспитатель называет слова в единственном числе. А дети образуют множественное число и тянут звук [и] в конце слова)

 Примерный набор слов: танк, маска , краска , тетрадь , собака , куртка, машинка, значок.

Дети: танки, маски, краски, тетради,

собаки, куртки, машины, значки.

5. Знакомство с образом буквы.

Воспитатель: Ребята давайте рассмотрим  карточку с изображением буквы Ии. Буква (И) заселяется на панно букв по адресу: пятый этаж, квартира №4 (четвертая квартира слева).

6. Аналитико-синтетическая деятельность.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в  игру «Скакалка»

 Цель: Тренировать большие пальцы рук.

- У Тимы есть сестра Ира.

Она младше Тимы, но уже умеет прыгать через скакалку (прыгалка).

 Вот так.

 Дети встают, ладони сжаты в кулачки, руки опущены в низ большие пальцы вытянуты (с напряжением) и делают круговые движения. Крутить скакалочку сначала с одну сторону, затем в другую.

 Игра сопровождается четверостишьями:

Прыгать Ирочки не лень,

Скачет Ира целый день.

Да и ночью бы скакала,

Но скакалочка устала.

7.Итог:

- О чем мы сегодня говори

 - Что нового вы узнали?

 - Понравилось ли наше занятие?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Данный конспект отражает систему занятий по обучению грамоте детей с ОНР, которая построена так , чтобы подвести ребёнка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфо...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

   Данный конспект отражает систему зантятий по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, которая построено так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способов чтения, сформиро...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Звуки и буква Д»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использование ЭОР....

Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте. Тема: Звуки К, Кь и буква К.

Коррекционно-образовательные.  Закрепить характеристику звуков К, Кь, познакомить с буквой К. формировать умение определять первый звук в слове, учить читать, формировать навыки работы над предло...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Звук О, буква О.» (для детей 6-7лет)

Задачи:  1) Учить детей определять позицию звука в словах: начало, середина, конец. 2) Закрепить характеристику звука О, развивать умение детей выделять на слух звук О. 3) Продолжать учить дет...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Звук и буква «К» (подготовительная группа)

Программное содержание:Учить определять место звука «К» в слове (в начале, в середине, в конце); произносить звук [к] и [к,], дифференцировать их на слух и в произношении.Продолжать знакомство ребенка...