Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Как мы золотой рыбке помогали"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Аристарина Вера Викторовна

В данной НОД раскрываются возможности по созданию условий для формирования предпосылок грамотности: речевой и экологической.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Как мы золотой рыбке помогали.

Цель: создать условия для формирования предпосылок грамотности: речевой и экологической.

Задачи:

  1. Обучающая:

Формирование словаря:

  • Продолжить работу по обогащению природоведческого словаря.
  • Приучать детей к самостоятельности суждений.

Звуковая культура речи:

  • Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность детей.

Грамматический строй речи:

  • Упражнять в согласовании слов в предложении, умении строить сложноподчинённые предложения.
  • Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова.

Связная речь:

  • Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми.
  • Воспитывать культуру речевого общения.

Подготовка к обучению грамоте:

  • Продолжить работу по формированию знаний, умений и навыков по темам: «Предложение. Слово. Слог. Звук. Буква.»

Экологическая грамотность:

  • Расширять представления детей о реке и её обитателях.

Музыкальная грамотность:

  • Формировать у детей музыкальную восприимчивость, способность эмоционально откликаться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам.
  1. Развивающая:
  • Развивать мыслительные операции, познавательную и речевую активность, работать совместно в подгруппе, индивидуально.
  • Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. 
  1. Воспитательная:
  • Воспитывать у детей интерес к жизни речных обитателей, понимание необходимости сохранения целостности реки.
  • Формировать умение правильно вести себя у реки.
  • Воспитывать желание помогать взрослым заботиться о реке и её обитателях.

Виды деятельности: игровая, музыкальная, двигательная, коммуникативная, восприятие фольклора, элементы общественно - полезного труда.

Формы организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Форма реализации детских видов деятельности: решение проблемной ситуации, игра, психогимнастика, релаксация, беседа, трудовой десант по уборке «загрязнённого участка реки».

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Предварительная работа: знакомство с Красной книгой. Беседы на тему: «Для кого река дом родной», «Жалобная книга водоёмов», «Животный мир Волги». Рассматривание иллюстрированных книг, альбомов: «Рыбы наших вод», «Обитатели рек и озёр». Чтение рассказов: «Рыбка» (стр.92 Т.М. Бондаренко). «Сказка про Сазанчика» И.Токмаковой. Разучивание стихов, пословиц, пальчиковой игры «Щука».

Используемые методы:

Словесные: беседа, логические вопросы, художественное слово, д/и «Продолжи предложение», «Подумай и ответь», «Определите место звука в слове», звуковой анализ слова.

Практические: психогимнастика, дидактическая игра «Собери картинку», релаксация, физпауза, слушание музыкального фрагмента оперы «Сказка о царе Салтане» Римского – Корсакова «Полёт шмеля», музыкального фрагмента к песне «Камушки» (муз. А.Морозова, сл. М.Рябинина), трудовой десант.

Наглядные: д/и «Определи место звука в слове», «Угадай зашифрованное слово» (с использованием проектора), «Собери картинку» (моделирование: части тела рыбы), работа со схемой предложения.

Оборудование: 

Демонстрационный: игрушка – золотая рыбка, уголок загрязнённой реки, картинки с обитателями реки (водоросли; рыбы: сазан, судак, щука; животные: бобёр; насекомые: клоп-водомерка, жук-плавунец, стрекоза; рак.), корзинка с камешками (галька), схема предложения,

Раздаточный: карточки и фишки для звукового анализа слова; карточки для д/и «Собери картинку».

ТСО: мультимедийный проектор, магнитола: аудиозапись музыкального фрагмента оперы «Сказка о царе Салтане» Римского – Корсакова «Полёт шмеля», музыкального фрагмента к песне «Камушки» (муз. А.Морозова, сл. М.Рябинина), К.Сен – Санс «Аквариум» фрагмент из цикла «Карнавал животных.»

                                                       Ход НОД.

Вход в зал под музыкальный фрагмент к песне «Камушки» (муз. А.Морозова, сл. М.Рябинина).

А. Организационный момент

1. Приветствие

– (на фоне музыки) Какая приятная звучит музыка!

- Она такая…(побуждает детей продолжить предложение (лёгкая, весёлая, напевная, мелодичная).

- Нам под неё хочется…  (танцевать, гулять, петь, улыбаться).

Рады все на белом свете:

И растения, и дети,

И зверушки все, и рыбки –

Тёплой, солнечной улыбке!

-  Как тепло и весело улыбается Женя. Ну – ка, Женя, передай свою улыбку друзьям! А теперь давайте поделимся улыбкой с гостями и скажем им: «Здравствуйте!».

Б.  Сюрпризный момент

Звучит музыкальный фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского – Корсакова «Полёт шмеля».

- Что случилось с музыкой? (Она изменилась.)

- Каким стало её настроение? (тревожное, настороженное)

- На что это похоже? (Как будто что-то на нас надвигается неприятное, беда, опасность.)

- Нам под неё хочется…?

Звучат слова золотой рыбки из-под сети на ширме «река».

Рыбка: Ох! Ох!

Воспитатель: Кто это говорит?

Рыбка: Плачут, плачут берега, просит помощи река.

Я попала в сети, помогите, дети».

- Мне кажется, что голос доносится из-за сети. Дети, давайте поспешим на помощь.

Воспитатель с детьми спасает рыбку из сети.

В. Основная часть

1. Беседа о причинах (факторах) загрязнения водоёмов.

- Золотая рыбка, что с тобой случилось?

Рыбка: B речке чистой нет водицы, ни поплавать, ни напиться.

 Отравляют, захламляют, в речке рыбы погибают.

Воспитатель обращает внимание детей на импровизированную загрязнённую реку.

- Да, и правда. Дети, как вы думаете, что случилось c рекой? (Люди отдыхали на берегу, весь мусор после себя оставили.)

-  Что же делать? (Поможем рыбке оживить реку, очистим её от мусора.) 

3. Трудовой десант «Очистка реки» под музыкальное сопровождение. 

- Ну, вот. Теперь порядок.

 - Рыбка, мы очистили реку. Но что-то с рекой не так.  

- Дети, что с рекой? (Все жители исчезли).

 - Почему? (От мусора всё погибло.)

Рыбка: Река моя стала мёртвой, не могу я в ней жить.

Даже волшебную силу потеpялa.

Воспитатель: Дети, давайте поможем вернуть её силу. Только скажи, рыбка, как это сделать. 

Рыбка: Задания на камешках читайте и в точности всё исполняйте.

Воспитатель с детьми берут корзиночку с речной галькой.

- Первый камешек просит нас продолжить предложение. Готовы? Слушайте?

5. Д/и «Продолжи предложение» (Стоя у «реки»)

- Речь бывает … .

- К устной речи мы относим то, … .

- К письменной речи мы относим то, … .

- Наша речь состоит из … .

- В устной речи одно предложение от другого отделяется… .

- Посчитайте количество предложений в моём тексте:

Мокрая тётка бежит по земле.
Радость великая всей детворе.
Люди от зноя в ней летом спасаются.
Зимой на коньках и салазках катаются.

-Сколько предложений в тексте?

- Что это? (Река.)

- Как вы догадались?

- Кто из вас знает, на какой великой русской реке стоит наш город?

- На каком берегу?

Звучит колокольчик.

- Слышите, звенит колокольчик. Значит задание выполнено верно и в реке, благодаря нам, появляются водоросли.

 Воспитатель прикрепляет водоросли на дно импровизированной реки.

- Молодцы, дети. Можно ещё камешек взять. Задание: Подумай и ответь.

6. Составление предложений по схеме. 

(Перейти к доске со схемой предложения.)

- Что это? (схема предложения) 

- Из чего состоит предложение? (Из слов.)

- Что обозначает уголок?

- Чем обозначен конец предложения?

- Как отделить одно предложение от другого в письменной речи? (Поставить знаки . ? !)

- Придумайте предложение к записанной схеме __ __ __ __.    про реку.

-Сколько слов в этом предложении?

- Назовите первое (второе, третье, четвёртое) слово.

- О ком говорится в этом предложении?

- Что о них говорится?

- Измените порядок слов в этом предложении.

- Прочтите это предложение так, чтобы оно стало восклицательным.

- А теперь вопросительным.

А знаете ли вы, что река Волга является домом для многих насекомых. Таких как: стрекозы, жуки, клопы.

Звучит колокольчик. В реке появляются насекомые: стрекозы, водомерки, жуки-плавунцы.

7.  Д/и «Части тела» (рыбка). Подбор родственных слов. (Сидя на ковре лицом к «реке»)

- Снова достаю камешек. На этот раз задание «Собери картинку».

 Достаньте содержимое конверта. Чьё изображение вы будете собирать? (рыбы)

– Соберите рыбу из частей.

- Кто знает, что это за рыба? (Сазан, судак, щука.)

- Из каких частей состоит тело рыбы? Зачем они ей нужны?

- Из каких частей состоит слово «рыба»? (Из слогов.)

- Как определить, сколько слогов в слове? (хлопаем, топаем, под подбородок ладонь, сколько в слове гласных…)

- Сколько слогов в слове «рыба»?

- Назовите первый (второй).

- Произнесите слово рыба с ударением. На какой слог падает ударение?

- Вспомните слова, имеющую такую же часть, как и в слове «рыба». (Рыбак, рыболов, рыбалка)

Знаете ли вы, что сазан, судак, щука водятся в Волге. Какой ещё рыбой богата Волга? (Сом, вобла, лещ, окунь, толстолобик, плотва, чехонь, сазан, ёрш. В Волге живут также стерляди, осетры, белуги и севрюги.)

Звучит колокольчик. В реке появляются рыбы: сазан, щука, судак.

8. Физминутка.

(Звучит К.Сен – Санс «Аквариум» фрагмент из цикла «Карнавал животных»)

- Дети, давайте отдохнём, поплаваем в реке.

(Выполняют движения со словами под музыку.)

Тихо плещется вода, мы плывём по тёплой речке.

В небе тучи, как овечки, разбежались кто-куда. (повтор. 2 раза)

- А теперь, представьте, что вы не дети, а рыбки. Поплавайте в тёплой реке.

(Дети свободно передвигаются по залу, изображая рыбок.)

Мы из речки вылезаем, чтоб обсохнуть, погулять.

Мы за речкой наблюдаем, многое хотим узнать.

- А это что за зверь у реки? (бобёр)

- Знаете ли вы, что в Волге проживают такие животные как бобёр, выдра, ондатра.

9.  Д/и «Отгадайте зашифрованное слово» (перейти в кинозал)

- Узнайте, какое слово зашифровано на экране. (Звук)

- Чем обозначается звук на письме?

- Как называются буквы, записанные в определённом порядке?

- Сколько букв в русском алфавите?

10.  Д/и «Определи место звука А в слове». Чтение предложений на экране и на карточках детьми об аисте.

- А теперь камешек предлагает определить место звука А в словах.

а) - Дети, посмотрите на картинку и скажите, кто это? (Цапля.)

-  Где стоит звук А в этом слове? (В середине слова.)

- Давайте проверим.

б) - Кого ещё вы видите на экране? (Аиста.)

- Определите место звука А в слове «аист». (В начале слова.)

-  Давайте прочитаем об аисте.                                                                      

Аист:

1. Аист – высокая и крупная птица.

 2. Аисты охотно селятся рядом с человеком.

3. Вес взрослого аиста может достигать четырех килограмм.

4. Питаются в основном лягушками, змеями и ящерицами.

5. Сейчас аисты повсюду взяты под охрану.

в) - А это кто? (Лягушка.)

- Определите место звука А в слове «лягушка».

- Давайте проверим.

На экране появляются изображения аиста, цапли и лягушки с таблицей определения места звуков в слове. При правильном ответе детей, появляется картинка для проверки.

Звучит колокольчик.

- Давайте, посмотрим, почему нас зовёт колокольчик к реке. (Подходят к реке.)

 Появляются глиняные фигурки цапли и лягушки.

12. Звуковой анализ слова «Рак» на отдельных карточках с картинкой и табличкой.

- Дети, у нас с вами остался последний камешек. Давайте пройдём за столы.

- Возьмите по одной карточке. Камешек просит рассказать всё про слово «рак» Используя символы, расскажите о слове.

 (Дети выполняют задание самостоятельно, используя индивидуальные листы, а один ребёнок комментирует. )

Звучит колокольчик.

- Алёша, отпусти рака в реку. (Ребёнок помещает картинку с изображением рака на импровизированную реку.)

- Дети, камушки в корзинке закончились, мы выполнили все задания. Давайте посмотрим, что произошло с рекой и рыбкой. (Переход к реке)

Г. ИТОГ

- Дети, что стало с рекой? (Она изменилась, появились речные обитатели.)

- Какая река вам больше нравится: пустая или с жителями?

- Дорогая Рыбка, мы выполнили все задания. Помоги нам теперь очистить нашу любимую Волгу.

Рыбка: Мне очень хотелось бы помочь вам, дети, но я ещё очень слаба. Вся надежда теперь только на вас. Это под силу только вам, людям.

- Дети, как нам быть, ведь вы же ещё маленькие? (Не надо ждать, когда вырастем, можно помогать уже сейчас. Не мусорить, отдыхая у реки.)

- А если взрослые будут засорять реки? (Может быть, нам стоит ещё обратиться ко взрослым за помощью?)

Обращение детей ко взрослым.

- А, чтобы все об этом помнили, мы с вами, дети, можем изготовить плакат с напоминанием для всех, кто живёт в нашем детском саду. Хотите?

Воспитатель вручает детям всё необходимое для изготовления плаката.

- Мне не терпится поскорее изготовить плакат. А вам? Тогда давайте прощаться с рыбкой, нашими гостями и поскорее в группу.

Дети прощаются и под весёлую музыку уходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Конспект занятия  по подготовке к обучению грамоте  в подготовительной  к школе группе   Программное содержание: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в сказочную страну звуков"

Цели занятия. Совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове);Закреплять умение отвечать на вопросы;Упражнять в различении твердых - мягких согласных в начале слова;Упражнят...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Занятие позволяет: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать способы слогового чтения; -расширять и систематизировать знания о предложениях; совершенствовать умение составлять ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «По страничкам азбуки»

Занятие по подготовке к обучению грамоте "По страничке азбуки" направлено на  закрепление знания об изученных звуках,  о правилах составления звуковых моделей  слов, умение состав...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детей с ЗПР.

Тема: Дифференциация звуков [К] – [К’]. Задачи:1.     Развивать фонематическое восприятие.2.     Закреплять умение четко произносить звуки [К] - [К’]; дифф...