анкета для родителей
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Для выявления отношения родителей к проблеме развития навыков диалогического общения детей, была предложена анкета для родителей, которая включила в себя 8 вопросов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для выявления отношения родителей к проблеме развития навыков диалогического общения детей, была предложена анкета для родителей, которая включила в себя 8 вопросов.

Характер вопросов способствовал выявлению уровня коммуникативных умений родителей и особенностей общения родителей с детьми (см. Анкету для родителей).

Анкета

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на следующие вопросы. Ваши ответы помогут дать вам практические советы в общении с детьми.

1. единодушны ли вы с вашим(ей) супругом(ой) в воспитании ребёнка?

а) Да

б) Нет

в) Не всегда

2. Какова ваша позиция в общении с ребёнком?

а) Доминирующая

б) На равных

3. Как часто ваш ребёнок становится свидетелем сцен выяснения ваших отношений с супругом(ой)?

а) Часто

б) Иногда

в) Никогда

4. Как часто, занимаясь своими делами, вы делаете вид, что слушаете ребёнка, но не слышите его?

а) Часто

б) Иногда

в) Никогда

5. Оскорбляете ли вы ребёнка (в речевой форме) при конфликте с ним?

а) Да

б) Иногда

в) Нет

6. Как часто вы делаете замечания ребёнку, если он допускает ошибки в общении?

а) Всегда

б) Иногда

в) Никогда

7. Напоминаете ли вы ребёнку, если он забывает говорить речевые этикетные формулы?

а) Всегда

б) Иногда

в) Никогда

8. Учитываете ли вы эмоциональное настроение вашего ребёнка?

а) Всегда

б) Иногда

в) Нет

                          Спасибо за участие!

Для выявления характера отношения к ребёнку в процессе общения с ним, была предложена анкета для воспитателей, которая включила в себя 5 вопросов (см. Анкету для воспитателей).

Анкета для воспитателей

1. Чем определяется ваш стиль отношений с ребёнком?

а) концепцией воспитания и обучения

б) примером воспитания детей другим воспитателям

2. Какие формулы вежливости вы используете в общении с детьми?

- приветствия

- прощания

- благодарности

3. Как часто, занимаясь своими делами, вы делаете вид, что слушаете ребёнка, но не слышите его?

а) Часто

б) Иногда

в) Никогда

4. Как часто вы не выслушиваете ребёнка до конца, перебиваете его?

а) Часто

б) Иногда

в) Никогда

5. Всегда ли вы способны признать свою ошибку в общении с ребёнком?

а) Часто

б) Иногда

в) Никогда

                            Спасибо за участие!

Для более точной и глубокой характеристики уровня сформированности навыков   диалогической   речи  используется  методика анализа предложенная

Т.А.Ладыженской  [6,c.64],  доработанная  и  модифицированная,  где  наряду   с  речевыми задачами оцениваются коммуникативные умения. Данная методика представляет интерес, по-нашему мнению, в связи с тем, что она позволяет отразить все сведения о ребёнке, необходимые для успешного проведения работы по развитию диалогической речи.

Диагностическая методика включила в себя  ряд тестовых заданий, представленных ниже, которые позволили определить уровень сформированности навыков диалогической речи и коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.

Тест 1.

Цель: выявить у детей умение понимать на слух обращённую речь.

Материал: предметы и объекты ближайшего окружения.

Задание: педагог просит ребёнка выполнить задания.

Инструкция: принеси кубик, прокати мяч, возьми ложку, открой книгу.

Тест 2.

Цель: выявить у детей умение отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении.

Задание: педагог просит ответить на вопросы о себе и ближайшем окружении.

Инструкция: скажи сколько тебе лет? Есть ли у тебя брат(сестра)? Что любишь делать (играть, рисовать, строить)? Как зовут твоего друга?

Тест 3.

Цель: выявить у детей знания о правилах взаимоотношений друг с другом.

Мы поссорились с подругой

                                             И уселись по углам,

 Очень скучно друг без друга!

Помириться  нужно нам.

                                             

                                              Я её не обижала,

        Только мишку подержала,

        Только с мишкой убежала

                                              И  сказала: «Не отдам!»

Детям задаются вопросы по тексту:

    - Почему подруга обиделась?

    - А как бы ты поступил?

Тест 4.

Цель: выявить у детей умение обращаться к взрослому, сверстнику, задавать простые вопросы.

Задание: педагог просит ребёнка обратиться с просьбой к сверстнику, взрослому, задать вопрос.

Инструкция: попроси у Кати куклу…Спроси у Алёши, сколько ему лет?

Тест 5.

Цель: выявить у детей умение поддерживать диалог, беседу со сверстниками и взрослыми, используя формы вежливого обращения.

Задание: педагог анализирует общение детей в ходе выполнения моментов, наблюдений за деятельностью детей в блоке совместной деятельности, прогулке и т.д.

Критерии оценки:

3 балла-  правильное, точное выполнение инструкций;

2 балла- незначительное отклонение от инструкций, отсутствие нарушений логики, небольшое количество подсказок;

1 балл-  неверное    воспроизведение    инструкции,    многочисленные      паузы,

необходимость в подсказках;

0 баллов- отказ выполнить инструкцию.

Уровень сформированности навыков диалогической речи определился по сумме баллов:

достаточный уровень – 12-15 баллов;

средний уровень – 9-11 баллов;

низкий уровень – 6-8 баллов.

Процентное отношение количества детей с различным освоением навыков диалогической речи может быть вычислено по формуле:

 N1*100%

                                                         Р= ————

N

                                                               

где Р1- достаточный уровень;

Р2- средний уровень;

Р3- низкий уровень;

N1- количество детей (с достаточным, средним, низким уровнем);

N- общее количество детей.



Предварительный просмотр:

. РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ 6 ГОДА

Для  формированию навыков диалогической речи, целесообразно включать в работу игры-инсценировки, игры-драматизации, художественное слово, дидактические игры, подвижные игры, занятия этического характера, планировать совместную деятельность родителей и всех структур ДОУ.

Для повышения уровня формирования навыков диалогического общения предложена педагогическая модель взаимодействия воспитателя, специалистов, родителей, которая помогла бы скоординировать действия всех структур ДОУ и семьи (рис.2).

 Специалисты

Ребёнок

                           Воспитатели                                      Родители

Рис.2. Модель взаимодействия структур ДОУ и семьи.

Таким образом, данная педагогическая модель взаимодействия координирует работу всех структур ДОУ и семьи (рис.2).

Ведущей формой работы с детьми являются занятия этического характера. Для обучения детей умениям диалогического общения предлагается цикл из  9

занятий, которые проводятся во второй половине дня (см. приложение 1). Каждое занятие ставит своей целью обучить :

- умению общаться при помощи неречевых средств (мимики, пантомимики, жестов) и понимать собеседника  по используемым жестам и мимике;

- умению устанавливать контакты с помощью речевых и неречевых средств (обращение по имени, контакт глаз, комплимент);

- умению понимать и выражать своё настроение при помощи слов;

- умению вести себя в общении в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнёров лицом друг к другу);

- умению четко, ясно, выразительно высказывать в речи своё коммуникативное намерение;

- умению внимательно выслушивать собеседника.

Взаимосвязь с родителями осуществляется через различные формы работы: консультации; встречи в родительской гостиной, где родители обмениваются опытом; наглядная пропаганда и т.д.(см. приложение 3).

Разработан и апробирован план взаимодействия между воспитателями и специалистами ДОУ, который включает тематику лексических бесед. В основе

предметной модели лежит тематический принцип её построения. Последовательность   предлагаемых  этических   тем   определена  программой и

постепенным их усложнением. При подборе тем учитывается принцип последовательности; сознательности(см.табл.2).

Таблица 2

Перспективно-тематический план этических бесед

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

Знакомство с Феей-Здравствуйте

Познакомить детей с тем, что можно общаться без   слов    и понимать   то, о   чём  говорим, и настроение говорящих при помощи движений

лица,     рук,     тела     (мимикой,     жестами, пантомимикой); обучить детей общаться при помощи жестов, мимики.

Октябрь

Волшебное слово

Обучить   детей   устанавливать     контакт    с помощью   речевых   (обращение    по   имени, комплимент)и неречевых (улыбка, контакт глаз) средств в общении.

Ноябрь

Прощание с гостем

Познакомиться   с    различными       формами прощания;    показать,  как соединены добрые чувства    и    слова,    которые      необходимо произносить при расставании.

Декабрь

Учимся благодарить

Обучить детей уместному использованию слов благодарности.

Январь

Как    нужно   вести        себя в разговоре

Познакомить  детей с  правилами поведения  в общении с окружающими (чётко произносить слова,  говорить не спеша, выбирать  удобное расположение   по   отношению   к  партнёру); показать, как влияет поведение общающегося на чувства  собеседника.

Февраль

Королевство Слов

Обучить детей говорить так,  чтобы речь была понятной, красивой; учить регулировать речевое дыхание; изменять темп речи в зависимости от ситуации;   чисто   и  ясно   произносить слова (совершенствовать дикцию);  учить   говорить выразительно.

Март

Учимся слушать друг друга

Обучать детей умению слушать собеседника; воспитать гуманное отношение у детей друг к другу в общении: быть внимательнее к партнёру, не перебивать его.

Апрель

Связующая нить

Научить замечать состояние других  людей и быть готовым оказать им помощь;  воспитать гуманное       отношение       к      взрослым (сопереживание).

Май

Страна Вежливости

Закрепить в речи детей употребление этикетных формул         (приветствия,        прощания, благодарности);      совершенствовать  умение использовать  неречевые   средства   общения (мимику,   жесты,   пантомимику);   воспитать дружеские    отношения   в   группе    детей.

В течение месяца проводится углубленная работа над одной темой, которая разработана по принципу сценария и носит занимательный, игровой характер. Игровой принцип обучения соответствует возрастным психологическим особенностям ребёнка, для которого игра - типичная форма жизнедеятельности. В игре моделируются ситуации общения, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных форм речевого поведения, а также нравственных установок. Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что облегчает взаимопонимание между людьми.

Таким     образом,    развитые    коммуникативные    умения    предполагают

способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, т.е. уметь говорить и слушать других. Обучая ребёнка культуре речевого общения, мы благотворно повлияем также на развитие его характера, его отношений с окружающими, поможем ему свободно и без страха войти в мир общения.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ЭТИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ

1. Если ребёнок забывает речевые этикетные формулы (прощания, приветствия, благодарности), то ему можно подсказать в стихотворной форме: «Лена, ты знаешь, что растает даже ледяная глыба, от слова тёплого…(спасибо)», «Миша, ты что-то забыл сказать, а во Франции и Дании на прощание говорят.. (до свидания)», «Но давно уже от… (имя ребёнка) я не слышу слова…(здравствуйте), а слово-то какое, очень дорогое».

2. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям следующие упражнения:

- «Как можно нас называть по-разному?» Выбирается ведущий. Он становится в круг. Остальные дети, представляя, что они это- его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.

- «Улыбка»- дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.

- «Комплимент» - дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. («Ты всегда делишься, ты весёлая, у тебя красивое платье…»). Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Вместо похвалы можно просто сказать «вкусное», «сладкое», «молочное» слово.

3. Для совершенствования у детей умения общаться без слов сначала дайте им распознать изображённый жест (на рисунке, фотографии, диафильме), а затем предложите игры:

- «Угадай»- один ребёнок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение;

- «Походки» - один    ребёнок    изображает   походку  кого-либо   (человека,

животного, птицы и т. д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит;

- «Иностранец»- один ребёнок, изображая иностранца, с помощью жестов, мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы.

4. Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации проанализируйте с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей используйте аналогичное поведение известных детям сказочных персонажей. Если ребёнок вёл себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение можно сравнить с поведением Карабаса-Барабаса,  Бармалея и т. д.

5. Для закрепления коммуникативных умений у детей предложите детям такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные  высказывания детей.

Осуществляя работу с родителями, важно учитывать что «субъект- субъектные» отношения в семье предполагают:

1) гуманные отношения между супругами в процессе общения, косвенно влияющие на взаимоотношения детей;

2) гуманные отношения между детьми, являющиеся результатом воспитательной деятельности родителей.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ С ЦЕЛЬЮ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОБСТВЕННЫХ УМЕНИЙ ОБЩЕНИЯ.

       «Воспитывать не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя».                                  А.Н.Острогорский.

1.Развитие умений устанавливать контакт (обращение по имени, улыбка, зрительный контакт, комплимент).

Стремитесь расположить к себе собеседника в начале беседы, т.к. основное отношение к нему закладывается впервые 15 секунд. В этом вам помогут обращение по имени к собеседнику, улыбка, комплимент, приветливый взгляд.

«Помните, что имя человека-это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке» (Д.Карнеги).

Задание: попробуйте, встречаясь утром со своими соседями, коллегами по работе и приветствуя их, прибавить к фразе «Здравствуйте» имя-отчество каждого из них и вы вызовете тем самым пусть не ярко выраженные, но положительные эмоции.

2. Развитие умения слушать.

Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать. Не забывайте, что люди склонны слышать другого только после того, как выслушивают их.

В общении постарайтесь использовать следующие приёмы эффективного слушания (И.Атватер):

- дайте собеседнику время высказаться;

- слушайте собеседника очень внимательно, впитывайте всё, как губка, при этом поддерживайте его высказывания словами «да» или «нет»;

- старайтесь сдерживать себя в попытке прервать собеседника;

- избегайте поспешных выводов;

- не отвлекайтесь, следить за главной мыслью разговора;

- стремитесь отразить своей речью чувства собеседника.

Задание: понаблюдать за собой, как часто вы делаете вид, что слушаете партнёра, а на самом деле думаете о своих проблемах; как часто (на работе, в семье) вы не выслушиваете собеседника, перебиваете его.

3. Развитие умения вести себя при общении в соответствии с нормами этикета (размещение собеседников лицом друг к другу, соблюдение дистанции).

Размещение партнёров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему.

Задание: вспомните, есть ли у вас привычка разговаривать с супругой(ом), располагаясь   при   этом   в   разных комнатах? Как вы считаете, сказывается ли

такое общение на эффективности взаимопонимания?

4. Развитие речевых умений (употребление речевых этикетных формул приветствия, прощания, благодарности; неупотребление неэтичных выражений).

Стремитесь, чтобы в вашей семье это стало привычкой:

- утром приветствуйте друг друга в присутствии вашего ребёнка;

- благодарите друг друга за оказанную услугу;

- при расставании друг с другом помимо слов прощания говорите пожелания;

- старайтесь произносить этикетные формулы в доброжелательной форме.

Задание: представьте, что вас незаслуженно оскорбили в транспорте, в семье. Попытайтесь сдержать свой гнев и отрицательные эмоции. Попробуйте ответить на это негативное высказывание в доброжелательной форме.

5. Развитие умения воспринимать и понимать партнёра (первое впечатление о собеседнике и «подстройка» к нему в процессе общения). Немаловажную роль в общении играет сложившееся  первое впечатление. При формировании его многие люди допускают ошибки следующего плана:

- если они имеют дело с человеком, который их в чём-то превосходит, то оценивают его более положительно, чем это следовало бы, а если они по каким-то параметрам превосходят собеседника, то его уже недооценивают (фактор превосходства);

- если человек внешне привлекателен, то он кажется лучше и в других отношениях; если же он не привлекателен, то и остальные его качества недооцениваются;

- те люди, которые относятся к другим хорошо, кажутся значительно лучше, чем те, которые относятся к партнёрам плохо.

Задание: понаблюдать за собой, каким образом складывается у вас первое впечатление о человеке.

Для достижения успеха в общении вам необходимо осуществлять главный

его принцип-«подстройка» к собеседнику. Для его реализации важно учитывать особенности восприятия мира через зрительные образы (по визуальному каналу), другие- через ощущения своего тела: удобство позы, мягкость или жёсткость, тепло, холод и т.п. (по кинестетическому каналу), третьи- через звуковые, слуховые образы (по аудиальному каналу). Движение глаз собеседника поможет вам определить, какой канал восприятия мира для него характерен и, соответственно, «подстроиться» к нему.

Задание:

1.Общаясь с собеседником (коллегой по работе, другом, родственником) задайте ему следующие вопросы:

- Какого цвета пальто носила ваша мать в прошлом году?

- Ваш партнёр будет смотреть либо прямо вперёд, либо вверх и вверх вправо (для вас). Этот вопрос требует воспоминания зрительного образа.

- Знаете ли вы, как выглядите сейчас со стороны взгляд собеседника устремиться вверх и влево. Этот вопрос требует придумывания нового зрительного образа.

- Вы можете вспомнить мелодию вашей любимой песни?- взгляд будет направлен на припоминание звукового образа.

4. Развитие умения вести себя в конфликтной ситуации.

Конфликт- это становление противоположных интересов, взглядов; спор, грозящий усложнениями. Жизнь без конфликтов невозможна, поэтому необходимо научиться предвидеть их или извлекать из них опыт. Существуют следующие факторы, которые способствуют возникновению конфликтов: неверная, избыточная информация; отсутствие самоконтроля у собеседников; низкая  культура. Так как конфликт в семье отрицательно сказывается на психике ребёнка, то запомните следующие заповеди (В.А.Кан-Калик):

1) ребёнок не должен видеть родителей ссорящимися;

2) не    затягивайте   ваши   ссоры,   ибо   это   создаёт  в  семье   длительный

эмоциональный дискомфорт для детей;

3) если ссора вспыхнула, ни в коем случае не втягивайте в неё ребёнка в качестве свидетеля;

4) под «горячую руку» не формируйте у ребёнка плохое представление друг о друге, например: «Вот полюбуйся, Володя, какой у тебя отец»;

5) умейте вовремя поставить точку и овладеть собой в процессе ссоры; помните: если даже вы остынете и помиритесь, то ребёнок ещё долго будет переживать.

Для того чтобы избежать негативного влияния конфликтов, И.Плотниекс предлагает придерживаться некоторых советов:

- подумайте, нельзя ли избежать конфликта;

- внимательно выслушайте и постарайтесь понять партнёра;

- в споре не произносите часто слова «я» и «мне»;

- ваш оппонент чаще будет уступать, если вы сами в споре покажете ему в этом пример.



Предварительный просмотр:

                          СЦЕНАРИИ АКТИВИЗИРУЮЩИХ  ЗАНЯТИЙ

Занятие 1.

Цель: познакомить детей с тем, что можно общаться без слов и понимать то, о чём говорим, и настроение говорящих при помощи движений лица, рук, тела (мимикой, жестами, пантомимикой); обучить детей общаться при помощи жестов, мимики.

Методы и приёмы: игра, направленная на раскрепощение детей; беседа; проигрывание ситуации; игровое упражнение; игра, направленная на воспитание гуманных отношений.

Ход занятий: воспитатель предлагает детям игру « Ласковое имя». Цель: способствовать раскрепощению детей; воспитывать гуманное отношение между детьми благодаря осознанному отношению к своему имени и к имени другого.

- Вспомните, как вас ласково зовут дома. Вы будете бросать мячик друг другу, и тот, к кому он попадёт, должен назвать одно или несколько ласковых своих имён. Когда все произнесут свои имена, нужно бросить мяч тому, кто вам в первый раз бросил  и назвать его ласковое имя. (Появляется Фея).

Воспитатель: Дети, кто это к нам пришёл? Давайте спросим, как её зовут?

- Кто ты, красивая незнакомка? Странно, она не отвечает нам. Она чем-то расстроена, посмотрите на её печальное лицо. Наверное, её кто-то обидел. Как же нам узнать? (Фея руками и мимикой показывает, как злой волшебник её заколдовал, и теперь она не может разговаривать).

- Нам совсем непонятно. Дети, покажите, что вы гостеприимны. Давайте сначала предложим ей отдохнуть с дороги, пригласим к столу, нальём чаю, покажем  ей  группу.  Но  сделать  это  надо так, чтобы ей было всё ясно, т.е. без

слов. (Дети с помощью мимики и жестов общаются с Феей).

- Дети, посмотрите, всё-таки опять наша гостья печальная. Давайте её развеселим: изобразим животных, попытаемся рассказать стихи без слов («Наша Таня громко плачет», «Бычок»).

- Посмотрите, незнакомка улыбнулась.

Фея: - Здравствуйте, дети! Я Фея - Здравствуйте, хозяйка Страны Вежливости. Злой волшебник заколдовал меня так, что я перестала разговаривать. А вы мне помогли справиться со злыми чарами, так как вы попытались разговаривать со мной. Оказывается, и без слов можно понимать друг друга. Трудно было вам разговаривать со мной? Что в разговоре вам помогало? (Движения рук, лица, тела).

-Правильно, дети, очень многое можно сказать при помощи движений рук, лица, тела. А теперь попробуйте отгадать то, что я хочу вам сказать.

Фея:

- здоровается за руку с ребёнком;

- подносит к губам палец (знак молчания);

- грозит пальцем;

- аплодирует, сидя на стуле;

- печально машет рукой.

Фея:- Молодцы, вы все отгадали. Вот, оказывается, как бывает, я не произнесла ни слова, а вы меня всё равно поняли.

- Дети, а вы думаете, с кем можно и удобно так разговаривать? (С человеком, у которого сильно болит зуб, с глухим человеком, с человеком, который находиться на большом расстоянии). А вам когда-нибудь приходилось с кем-либо так разговаривать?

- Хотите так поговорить друг с другом? (дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение  «Через стекло»).

- Представьте,   что   между   вами  толстое стекло, оно не пропускает звука.

Одной группе детей нужно будет показывать (Фея каждому ребёнку говорит на ухо, чтобы он показал « Ты забыл надеть шапку», «Мне холодно», «Я хочу пить»), а другой группе отгадывать то, что вы увидите.

Фея: -Дети, вы мне очень понравились. В конце нашей встречи я хочу вам преподнести подарок. (При помощи мимики и жестов изображает, как разрезает большой пирог и угощает кусочком пирога каждого ребёнка).

Воспитатель:- Дети, давайте и мы сделаем приятное нашей гостье. Преподнесём ей подарки. Но этот подарок нужно изобразить при помощи выражения своего лица и движений своего тела. (Дети изображают подарок).

Фея:- Спасибо вам за ваши подарки. Если хотите, я к вам буду прилетать и рассказывать о нашей стране Вежливости. Мне очень хочется, чтобы вы всегда были добрыми, внимательными друг к другу и к вашим  близким.

Занятие 2.

Цель: обучить детей устанавливать контакт с помощью речевых (обращение по имени, комплимент) и неречевых ( улыбка, контакт глаз) средств в общении.

Материалы и оборудование: запись песни Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты», ларец (шкатулка) с тремя «замками»; запись музыки «Колыбельная»; эскиз дома, окна которого имеют цвет, соответствующий имени каждого ребёнка (см. Грушко Е. А., Медведев Ю.М. Словарь имён. -Нижний Новгород,1997).

Предварительная работа: чтение рассказа В.Осеевой «Волшебное слово».

Методы и приёмы: игра, направленная на раскрепощение; проигрывание ситуации; игровые упражнения; этюд на расслабление организма.

Ход занятия: воспитатель предлагает игру «Море волнуется».

Цель: помочь детям владеть своим телом.

Дети становятся в круг. Выбирается водящий. Он произносит считалку:

-Море   волнуется   раз,   море   волнуется два, море волнуется три: морская

фигура, замри. (Дети замирают, изображая обитателей моря. Водящий должен отгадать).

Появляется Фея.

- Здравствуйте, дети. Я снова прилетела к вам из своей страны Вежливости. И в этот раз я к вам обращаюсь за помощью. Мне необходимо открыть вот этот ларец (показывает шкатулку), который закрыт на три волшебных замка. Ключи от них давно потеряны. Они отмыкаются сами лишь тогда, когда мы раскроем три тайны обращения друг к другу. Хотите помочь мне? (Да).

-Для того чтобы что-то сказать друг другу, сначала нужно улыбнуться. Возьмите друг друга за руки и молча, глядя друг другу в глаза, подарите самую добрую, какая у вас есть, улыбку.

-Дети, как вы называете друг друга при обращении? (По имени).

А что вы знаете про своё имя? Почему вас так назвали, в честь кого? А как называют вас родные? Что означает ваше имя?

Фея знакомит детей с тем, что у каждого существуют тёзки- великие люди, что одно и то же имя по-разному звучит в разных странах; знакомит со значением имён, говорит, что у каждого имени есть цвет. Например, Александр-защитник людей, цвет имени- голубой; этим именем были названы полководцы Македонский, Суворов, великий русский поэт Пушкин, множество русских царей. Галина- спокойная, цвет имени- лиловый, характер- трудолюбивая, упорная, добрая; этим именем названа великая русская балерина Уланова.

Фея: -Дети, для вас я принесла подарок- вот такой дом (показывает), в котором для каждого из вас есть место. Посмотрите, его окна окрашены в разные цвета . Цвет каждого окна соответствует цвету вашего имени. после того как я улечу, попробуйте нарисовать себя(«автопортрет») и эти рисунки поместите в этот домик.

- А теперь давайте поиграем в игру «Цветок-имя». Встаньте все в круг, закройте    глаза    и   представьте,  что   вы находитесь на поляне. Вас окружают

цветы. Попробуйте увидеть цветок, который вы могли бы назвать своим именем. Какой он? Расскажите нам о нём.

- Дети, посмотрите, открылся первый замок. Вот мы с вами и отгадали первую тайну- «Обращайтесь всегда по имени друг к другу, прежде чем начать разговор».

-Дети, теперь нам надо открыть второй замок. Для этого мы с вами проиграем такую ситуацию. Двое детей должны поприветствовать друг друга, спросить, чем будет заниматься каждый вечером, но при этом они должны стоять спиной друг к другу. (Двое детей проигрывают ситуацию).

-Дети, удобно ли вам было приветствовать друг друга? Что вам  мешало при этом?

-Правильно, вы заметили, что разговаривать было трудно, так как вы не смотрели в глаза друг другу. Вспомните интересную историю про мальчика Павлика. Как он произносил волшебное слово? (Спокойно, вежливо, глядя в глаза).

-А с вами или вашими друзьями бывает такое, когда вы хотите начать разговор, но в это время отводите свой взгляд в сторону?

- Вот мы с вами раскрыли вторую тайну, и замок отомкнулся.

- Дети, как вы думаете, какие приятные слова можно сказать при встрече друг с другом? Можно сказать комплимент- несколько добрых слов. Восхититься красивой одеждой, например: «У тебя сегодня красивое платье», «Ты сегодня очень нарядный», а также можно отметить положительные качества друг друга, за что-то похвалить, например: «Ты всегда делишься с другими», «Ты очень аккуратный». В ответ на комплимент всегда говорят: «Спасибо, мне очень приятно».

-Давайте с вами поиграем в игру, которая так и называется «Комплимент». Встаньте в круг и, обращаясь по имени друг к другу, глядя в глаза, произнесите комплимент.  (Если   некоторые   дети   затрудняются,  то им можно предложить

сказать какое-нибудь «вкусное», «сладкое», «цветочное слово»).

-Вот и открылся третий замок. Какие же три тайны вы сегодня узнали? Правильно, при встрече  друг с другом сначала улыбнитесь, называя имя, посмотрите друг другу в глаза и по возможности произнесите комплимент.

Фея открывает ларец.

- А в ларце лежит моя волшебная палочка. Вот теперь я снова могу делать чудеса. Вы сегодня опять мне помогли, спасибо вам. Вы, наверное, очень устали. Когда люди устают, то настроение у них ухудшается, в таком состоянии можно и поссориться со своими друзьями. Вот этого я как раз и не могу допустить. Поэтому я вас научу избавляться от усталости и плохого настроения.

Этюд на расслабление- «Фея сна».

Звучит музыка, Фея волшебной палочкой касается каждого ребёнка, тот закрывает глаза и наклоняет голову. Фея смотрит на детей, они все спят, и тихонько уходит.

Занятие  3.

Цель: познакомиться с различными формами прощания; показать, как соединены добрые чувства и слова, которые необходимо произносить при расставании.

Материал и оборудование: изображения-иллюстрации ( Малыш и Карлсон; Вини-Пух и Кролик).

Методы и приёмы: игра, направленная на создание благоприятного климата; слушание отрывков из произведений; проигрывание ситуации; игра, направленная на расслабление.

Ход занятия: воспитатель предлагает игру «Дружная семья».

Цель: развивать у детей неречевые средства общения.

Воспитатель:- Дети, встаньте в круг. Каждый из вас должен выбрать определённую    роль   (мамы,   папы,   бабушки,   дедушки…),  а    при   помощи

движений рук и тела покажите, кто чем занимается дома в вашей семье (мама стирает, папа читает газету, бабушка вяжет…).

- Дети, сегодня Фея не сможет к нам прилететь, поэтому мы сами отправимся к ней в гости. Сядем на волшебный ковёр- самолёт и полетим в Страну Вежливости (Дети садятся на ковёр.)

- Вот мы и на месте. А это замок Феи.

Появляется Фея, она обращается к детям:

- Здравствуйте, дети! Проходите, располагайтесь поудобнее, будьте как дома. На прошлой нашей встрече вы познакомились с разными словами приветствия. Сегодня мы с вами поговорим о том, как можно прощаться друг с другом и какие слова при этом необходимо произносить. Сейчас я взмахну волшебной палочкой, и мы сможем увидеть и услышать знакомых вам героев Вини- Пуха и его друга Кролика. (Показывает иллюстрации). Интересно, о чём же они говорят? Давайте послушаем.

«Пух встал из-за стола, от всей души пожал Кролику лапу и сказал, что ему пора идти.

-Уже пора? -вежливо спросил Кролик. Нельзя ручаться, что он не подумал про себя: Не очень-то вежливо уходить из гостей сразу, как только ты наелся. Но вслух он этого не сказал, потому что он был очень умный Кролик. Вслух он спросил:

-Уже пора?

-Ну, - замялся Пух, - я мог бы побыть ещё немного, если бы ты… Если бы у тебя…-запинался он и при этом почему-то не сводил глаз с буфета.

-По правде говоря,- сказал Кролик, -я сам собирался пойти погулять.

-А-а, ну хорошо, тогда и я пойду. Всего хорошего.

-Ну, всего хорошего…»                                      

                                                                              ( А. Милн).

Фея: -Как прощаются Пух и Кролик? Какие слова они произносят при этом?

(Всего хорошего). Как вы думаете, можно так прощаться? А какие слова вы произносите, когда уходите из гостей? Что можно пожелать гостеприимным хозяевам?

- Дети, сейчас вы услышите, как прощаются Малыш и Карлсон.

-«Привет!- крикнул Карлсон. -Теперь вам волей-неволей придётся некоторое время обойтись без меня. Я тороплюсь.

- Привет, Карлсон!- крикнул Малыш. -Тебе в самом деле пора улетать?

-Так скоро? -печально добавила фрекен Бок.

- Да, мне надо поторопиться! -крикнул Карлсон.- А то я опоздаю к ужину. Привет!- И он улетел».

                                                                               (А.Линдгрен).

-Какое слово употребил при прощании Карлсон? (Привет).

Как вы думаете, он ничего не перепутал? Можно ли при прощании с незнакомыми взрослыми сказать «привет»?

-Что вы говорите при расставании с родителями, со своими друзьями?

Давайте разыграем с вами такие ситуации. Кто-то из вас будет исполнять роль ребёнка, а кто-то роль взрослых.

1.Представьте, что на вокзале взрослые (мама, папа) провожают своих детей отдыхать к бабушке и дедушке. Подумайте, что и как вы будете говорить друг другу.

2.Представьте, что уже поздно, и вы ложитесь спать. Какие слова вы скажете друг другу? Покажите, как это делают ваши родители.

Фея: -Дети, вот и настало время расставания. Какие слова прощания вы сегодня произносили?

-Давайте по русскому обычаю присядем перед дальней дорогой и хорошенько подумаем, что ожидает каждого из нас.

Воспитатель:- Давайте Фею поблагодарим и попрощаемся с ней до следующей  встречи. Подумайте, какие слова мы для этого употребим? А можно

ли сказать слово «прощайте»? Когда мы произносим это слово, то уверены в том, что уже не встретимся с ней никогда. А вы хотите ещё встретиться с Феей?

- Теперь каждый из вас должен подумать и пожелать Фее что-то доброе и приятное. ( Дети произносят свои пожелания).

Дети:- До свидания, Фея!

Воспитатель:- А теперь нам пора отправиться в путь. ( Дети садятся на ковёр).

Нам желают:

- Доброго пути!

Будет  легче

Ехать и идти.

Приведёт, конечно,

Добрый путь

Тоже к доброму

Чему-нибудь.

                       ( А.Кондратьев).

Воспитатель:

- Дорога нас сильно утомила, давайте немного отдохнём. Поиграем в игру «Факиры». Сядьте в полу лотоса, закройте глаза и медленно опустите голову себе на грудь.

Занятие 4.

Цель: обучить детей уместному использованию слов благодарности.

Материалы и оборудование: изображения-иллюстрации: мальчик, девочка, слонёнок.

Предварительная работа: нарисовать рисунок на тему «Подарок другу».

Методы и приёмы: игра, направленная на создание благоприятного микроклимата;   приём ТРИЗ «Что было бы, если…»;   проигрывание   ситуации;

игра, направленная на двигательное раскрепощение.

Ход занятия: воспитатель предлагает игру «Любимый сказочный герой». Цель: развивать умение изображать любой сказочный образ при помощи жестов и мимики.

-Вспомните своих любимых сказочных героев, на которых вам хотелось быть похожими. «Я- Золушка» и подвигайтесь, как ваш герой, изобразите, что он любит делать. (Появляется Фея. Она приветствует детей).

Фея:- Дети, я сейчас вам прочитаю стихотворение- загадку, послушайте.

                         Маша знала слов немало,

                         Но одно из них пропало,

                         И оно-то, как на грех,

                         Говорится чаще всех..

                         Это слово ходит следом

                         За подарком, за обедом,

                         Это слово говорят,

                         Если вас благодарят.

                                                                  (И.Токмакова).

-Ребята, кто догадался, что это за слово? (Спасибо). Что это слово означает? Когда мы его произносим? (Когда благодарим другого за что-то).

- Кого вы благодарите и за что?

Когда это слово можно услышать в транспорте? (Когда человеку уступили место). В магазине? (Когда продавец отдаёт покупку). В парикмахерской? (Когда подстригли или сделали причёску).

-Кто знает, как ещё можно поблагодарить человека? Назовите слова. (Благодарю, большое спасибо).

-А теперь послушайте, как благодарят дети своих родителей.

                          После обеда

                          Мать сына спросила:

                         

 -Что нужно сказать?-

                          Сын ответил: -Спасибо!-

                           Спроси у знакомого и у соседа,

                           Что говорят они после обеда?

                            Каждый вам скажет, что не красиво

                            После обеда

                            Забыть про спасибо.

                           А Лидочка наша

                           Иначе воспитана.

                           После обеда

                           Всегда говорит она:

                           - Я не бу-ду

                           Мыть по-су-ду!

                                                       (В.Татаринов).

-Как вы думаете, почему мама напоминает сыну о том, что нужно сказать слово «спасибо»?

-А вы всегда говорите это слово вашим родным после приёма пищи (после завтрака, обеда, ужина)?

-Можно ли Лидочку считать воспитанной девочкой?

-Есть ли среди ваших знакомых такие дети, которые так отвечают родителям?

-Как вы думаете, как можно поблагодарить другого, не произнося слово «спасибо»? (При помощи жеста).

- Дети, вы, наверное, любите получать подарки. Сейчас вы поучитесь принимать их. Вы, я знаю, дома нарисовали подарок друг другу. Теперь каждый из вас будет преподносить другу свой подарок. Продумайте, как можно поблагодарить (употребляя слова и без слов). (Проигрывается ситуация).

- Дети,  вы  были  очень  приветливы,  и каждый по-своему поблагодарил за

подарок. Воспитатель дарит Фее рисунок с изображением маленького слона. Фея благодарит воспитателя и показывает подарок детям.

- Послушайте, какая история произошла со слонёнком.

                           «СЛОНЁНОК-МАЛЮТКА»

                           В лесу заблудился слонёнок-малютка,        

                           Слонёнку в лесу одиноко и жутко.

                           Спустилась, сгустилась вечерняя мгла…

                           Спасибо, знакомая утка

                           Малютку домой привела.

                           Слониха от радости громко трубила

                           И даже слонёнка отшлёпать забыла.

                                                                                  (В.Татаринов).

- Что же случилось со слонёнком? Кто помог ему выбраться из лесной чащи? Как вы думаете, какие слова  скажет мама-слониха знакомой утке?

- Дети, когда же мы произносим слова благодарности? (Когда нам что-то подарили, когда нам сделали что-то приятное, когда благодарим кого-то за его труд, когда нам оказали помощь. В магазине- когда что-то купили, в парикмахерской- когда нас подстригли; в транспорте когда нам уступают место..)

Ребята, как вы думаете, что было бы, если бы люди перестали благодарить друг друга? Какими бы стали люди?

Фея:- Сегодня, вы узнали много интересного про слова благодарности. Я думаю, что после нашей встречи вы никогда не будете забывать говорить их. (Фея прощается с детьми).

Занятие  5.

Цель: познакомить детей с правилами поведения в общении с окружающими  (чётко произносить слова, говорить не спеша, выбирать удобное

расположение по отношению к партнёру); показать, как влияет поведение общающегося на чувства собеседника.

Материал и оборудование: волшебное зеркальце с разным выражением лица (удивленное, печальное, со слезами, радостное); рисунок-дом с четырьмя окнами, в каждом окне изображение детей: мальчика, плачущей девочки, двух сердитых мальчиков.

Предварительная работа: чтение детям рассказа Гр.Остера «Сказка с  подробностями».

Методы и приёмы: игра, направленная на создание благоприятного климата; беседа; художественное слово; игра, направленная на воспитание гуманных чувств.

Ход занятия: появляется Фея, приветствует детей и предлагает им поиграть с ней в игру «Угадай-ка».

- Дети, встаньте в круг. Вы сейчас по очереди  будете выходить в центр круга и показывать то, что вы любите делать. Остальные дети должны отгадать ваше любимое занятие.

Фея:- Видите, как интересно общаться без слов, но мы с вами не всегда отгадывали то, что увидели. Мы ещё раз с вами убедились в том, что тяжело общаться без слов, особенно тяжело задавать вопросы и на них отвечать.

- Кому вы больше всего любите задавать вопросы? Кто на них вам интересно отвечает?

- Вам, значит, нравится, когда интересно отвечают и рассказывают. А вы умеете рассказывать так, чтобы было понятно то, что вы хотите сказать, и чтобы вас не переспрашивали?

- Как же надо говорить, чтобы речь ваша была понятной? В этом нам поможет моё волшебное зеркальце. С ним мы побываем в доме, в котором живут дети. В этой квартире живёт Саша. Кто он?

                           «САШИНА КАША»

 Живёт на свете Саша

                         

                           Во рту у Саши каша-

                           Не рисовая каша,

                           Не гречневая каша,

                           Слова простые наши,

                           Слова простые наши

                           На русском языке.

                           Но то, что можно внятно

                           Сказать для всех понятно,

                           Красиво, чисто, ясно,-

                           Как люди говорят,-

                           Наш Саша так корёжит,

                           Что сам понять не может:

                           Произнесёт словечко-

                           И сам тому не рад!

                           Он скажет:

                           «До свидания!»

                           А слышится:

                           «До здания!»

                           Он спросит:

                           «Где галоши?»

                           А слышно:

                           «Это лошадь?»

                           Когда он вслух  читает,

                           Поймёшь едва-едва:

                           И буквы он глотает,

                           И целые слова.

                           Он так спешит с налёта

 Прочесть, спросить, сказать,

                           

                           Как будто тонет кто-то,

                           А он бежит спасать.

                           Он может, но не хочет

                           За речью последить.

                           Нам нужен переводчик

                           Его переводить.

                                                               (С.Михалков).

- Дети, как вы думаете, приятно бывает окружающим, когда с ними вот так кто-то разговаривает? Конечно, нет. В таком разговоре не понятно ни слова. Как вы думаете, какое выражение лица у нашего волшебного зеркальца? Удивлённое. (Показывает  пиктограмму). Давайте покажем это мимикой.  

- Дети, а как нужно говорить, чтобы тебя понимали? (Неторопливо, чётко, ясно).

- А теперь заглянем в следующую квартиру, там живёт девочка Ганя. Послушайте, что это за крики?

                           «Что за крик, что за рёв,

                           Там не стадо ли коров?

                           Нет, там не коровушка,

                           Это- Ганя- рёвушка.

                           Плачет, заливается,

                           Слезами умывается –  у –у –у».

                                                                                  (А.Барто).

- Дети, как вы думаете, приятно разговаривать с такой девочкой – капризулей? Как вы думаете, какое выражение лица у нашего зеркальца? Когда кто – то капризничает, это огорчает окружающих, у зеркальца грустное выражение лица. ( Показывает пиктограмму). Изобразите такое лицо.

- Ну а в этой квартире живёт ребёнок с интересным именем Лапуся.

  Я не знаю, как мне быть –

                           

                           Начал старшим я грубить.

                           Скажет папа:

                           - Дверь открыта!

                           Притвори её, герой!

                           Я ему в ответ сердито

                           Отвечаю:

                           - Сам закрой!

                           За обедом скажет мама:

                           - Хлеб, Лапуся, передай!-

                           Я в ответ шепчу упрямо:

                           - Не могу. Сама подай! –

                           Очень бабушку люблю,

                           Всё равно – и ей грублю.

                           Очень деда обожаю,

                           Но и деду возражаю.

                           Я не знаю, как мне быть,

                           Начал старшим я грубить.

- А с вами бывает такое, когда вы невежливо отвечаете взрослым? Грубые слова портят нашу речь, делают её некрасивой. Какое выражение лица у нашего волшебного зеркальца? Грубые слова обижают человека, поэтому у зеркальца – печальное выражение лица. ( Показывает пиктограмму).

- А теперь давайте отдохнём и разыграем с вами ситуацию «Знакомство». (Двое детей располагаются так, что один сидит, а другой стоит).

- Дети, как вы думаете, удобно ли было общаться нашим детям? Почему? Когда мы говорим друг с другом, то стараемся расположиться так, чтобы видеть глаза собеседника.

- А   вот   ещё  один  мальчик  Федя,  который  живёт со  своей мамой в этой

квартире. Вы   уже   знаете печальную историю, которая произошла с ним, когда

он с мамой пошёл в зоопарк. Что он говорил маме? Давайте вспомним. (Станешь старой, никогда тебе градусник не поставлю; таблеток не дам; чай с лимоном не принесу). А что он сказал зверям? (Мало на вас охотились, мало из ружья стреляли, надо из пулемёта). Кому же он ещё нагрубил? (Земле). И что же с ним произошло? (Он сошёл с Земли, сказав, что обойдутся без него. Оставшись один, он испугался). Вот какой грубый мальчик.

-Дети, посмотрите, что случилось с нашим зеркальцем? Оно плачет. Давайте утешим его. Что можно придумать? Утешить- поиграть в игру «Путаница». Выбирается водящий, который закрывает глаза. Остальные дети становятся в круг, берутся за руки, начинают запутываться. Когда образовалась путаница,  водящий  открывает глаза и распутывает.

Фея: - Молодцы, вы смогли развеселить зеркальце. (Показывает пиктограмму). Сегодня мы с вами долго путешествовали. Как же нужно вести себя в разговоре, чтобы было всем понятно? (Говорить надо ясно, не торопясь, без грубых слов, спокойно, важно при этом смотреть друг другу в глаза).

- Хотите научиться так разговаривать? Тогда я прощаюсь с вами до следующей встречи.

Занятие 6.

Цель: обучить детей говорить так, чтобы речь была понятной, красивой; учить регулировать речевое дыхание; изменять темп речи в зависимости от ситуации; чисто и ясно произносить слова (совершенствовать дикцию); учить говорить выразительно.

Материалы и оборудование: «свечки» (полоски бумаги 2х7 см); куклы или картинки, изображающие Петрушек с синим, зелёным и красным колпаками.

Методы и приёмы: игра, направленная на создание положительного микроклимата  в группе; игровые упражнения для развития звукопроизношения,

интонирования, артикуляции, регуляции дыхания.

Ход занятия: появляется Фея. Она предлагает детям игру «Море волнуется». Цель: обучить распознаванию и произвольному проявлению чувств.

Выбирается водящий. Он начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости, печали, удивления, страха, на месте замри». Далее водящий выбирает фигуру, которая ему понравилась.

Фея:- На прошлой нашей встрече вы проявили желание научиться говорить красиво и понятно. Поэтому сегодня мы отправимся с вами в путешествие в королевство с названием «Слово», в котором вы будете обучаться этому искусству. Но для того, чтобы отправиться в путь, вам необходимы силы. (Фея раздаёт каждому ребёнку цветок). Эти цветы не простые, они волшебные, давайте их понюхаем. (Вдох через нос-выдох через рот, повторяется 3-4 раза). А теперь нужно вдохнуть ещё глубже этот запах. (Медленный глубокий вдох- краткий резкий выдох, повтор 3-4 раза). Теперь, когда вы вдохнули волшебную силу, можно отправляться в путь. А полетим мы с вами на ковре-самолёте. Это ковёр не простой, те, кто сидит на нём, должны повторять все звуки людей и животных, над которыми он пролетает. Будьте готовы к этому. (Дети садятся на ковёр).

-Полетели! Посмотрите, мы пролетаем город, вот у мальчика лопнул мячик: С-С-С-С-С. (Дети повторяют). А вот собака рычит на кошку: Р-Р-Р-Р-Р. (Дети повторяют). Мы летим очень быстро, прислушайтесь к шуму ветра: В-В-В-В-В. (Дети повторяют). А сейчас мы пролетаем поляну, вот пчела сидит на цветке: Ж – Ж –Ж – Ж – Ж. Вот пролетает комар: З –З –З –З –З . Мы с вами сейчас поднимемся очень высоко, где воздух очень холодный, поэтому давайте наберём с вами воздух и на несколько секунд задержим дыхание. (Дети глубоко вдыхают и задерживают дыхание, затем резко выдыхают).

- А теперь мы резко опускаемся и приземляемся в королевстве. Послушайте, какая музыка здесь звучит. Оказывается, здесь проходит турнир на

звание «Умеющий красиво говорить». В нём и мы будем участвовать.

Появляется житель этого королевства. (Картинка или кукла, изображающая Петрушку). Он обращается к детям:

- Здравствуйте! Кто вы такие и зачем пожаловали к нам? (Ответы детей).

Фея: - Разрешите моим друзьям поучаствовать в турнире.

Петрушка: - Хорошо. Дети, вы, наверное, знаете, что от того, как мы дышим, зависит и то, как мы произносим слова. Вот вам первое задание. Нужно будет каждому из вас погасить свечу. Посмотрите, вот так: сначала вдохнуть, задержать дыхание и короткими толчками выдохнуть воздух фу-фу-фу. Возьмите свечи в руки (рука вытянута) и приступайте к выполнению. (Дети выполняют задание).

- Молодцы, все справились с заданием. А теперь следующее задание. Вы умеете считать? Тогда вам нужно будет сосчитать Егорок:

                           Как на горке, на пригорке

                           Стоят тридцать три Егорки.

(Сделать глубокий вдох и продолжать).

                           Раз – Егорка, два – Егорка…

                           Кто больше сосчитает Егорок,

                           Тот и победитель.

- Молодцы, большинство из вас справились с заданием, но особенно отличился. (Называет победителя).

Фея: - Дети, этот конкурс показал, что от того, как мы дышим, так и разговариваем. И у вас это неплохо получается.

Петрушка:- Теперь вы идите к моему брату, он тоже проводит конкурсы, но другие. Желаю вам удачи! (Прощается с детьми).

Появляется другой Петрушка – в синем колпаке. Дети приветствуют его. Он обращается к детям:

- Я знаю, вы от моего брата пришли.  Помогите мне, пожалуйста, покрасить

забор    вот    так.    (Произносит    слова «вверх-вниз»;    при этом   его  рука    то

поднимается, то опускается). Сначала делайте маленькие мазки вот так (движением руки от локтя), рука поднимается всё выше, и голос становится выше – «вверх», рука опускается, и голос делается ниже – «вниз».    

- Молодцы, справились с заданием. А теперь каждому из вас нужно произнести слово «дай»: требовательным, просящим, робким, испуганным голосом. Попробуйте выполнить.

Фея:- Дети, как вы чаще всего произносите это слово? А если к вам обратятся требовательно («дай»), вы выполните просьбу? А если просительно?

Петрушка:- А вот слово «Здравствуйте» сможете произнести так, как будто вы: испуганный зайчик (дрожащим голосом), мышка-норушка (тоненьким голоском), Серый волк (грубым голосом), Красная шапочка (ласковым)?

Фея:- Дети, оказывается, произносить одно и тоже слово можно по-разному. Как вы думаете, если с вами поздоровались грубо, как вы поприветствуете такого собеседника? А если ласково, как ответите?

Петрушка обращается к детям:

- Теперь выполните моё последнее задание. Нужно будет произнести две строки из известного вам стихотворения шепотом, громким голосом, как робот; тихим голосом, как будто  вы замёрзли, быстро и медленно.

                           Наша Таня громко плачет,

                           Уронила в речку мячик.

-Молодцы! Все справились с этим заданием. (Ребята прощаются с Петрушкой).

Фея: - Дети, когда вы говорите шепотом? Часто ли разговариваете громким голосом? Всегда ли нужно говорить в нормальном темпе? Может быть, иногда требуется говорить быстро или медленно. Как вы думаете, когда нужно говорить медленно? Когда быстро?

- Продолжим наше путешествие.   Вот нас  уже встречает третий Петрушка.

(Дети приветствуют его).

Петрушка:- Я приготовил для вас самое сложное задание. Перед его выполнением сначала необходимо выполнить упражнения:

- «пятачок», вам нужно собрать губы в «пятачок» и поводить им вправо и влево;

- «хоботок», вытяните свои губы так, как будто это хоботок, а затем улыбнитесь;

- «почёсывание», постарайтесь нижними зубами коснуться верхней губы и легко её почесать.

То же самое и с нижней губой. Давайте выполним зарядку для языка: высуньте его, покажите мне его; поднимите к верхним зубам, запрокиньте его подальше во рту. А теперь повторяйте за мной:

                           ПУ, ПО, ПИ, ПУ,ПЕ;

                           КУ-ГУ, КО-ГО, КИ-КИ, КУ-КУ, КЕ-КЕ;

 ФУ-ВУ, СУ-ЗУ…

- А теперь попробуйте произнести скороговорки:

                           Шёл Егор через двор,

                           Шёл Егор чинить забор.

                           На дворе трава,

                           На траве дрова.

                           Не руби дрова

                           На траве двора.

Петрушка:- Дети, все вы сегодня старались выполнить задания. Поэтому вы все достойно заслужили звания «Умеющий говорить красиво». Но для того, чтобы этот  дар не потерять, у себя дома выполняйте те задания, которые вы сегодня делали с моими братьями. И тогда вы будете говорить ясно, чётко и понятно. (Прощается с ребятами).

Фея: - Друзья   мои,   нам   пора   в    путь.    Понравилось   ли   вам   в   этом

королевстве?     Когда    прилетите    домой, не     забудьте те советы, которые вы

сегодня услышали.

- Что же нужно для того, чтобы говорить красиво и понятно? (Правильно дышать, выразительно произносить слова, в зависимости от ситуации изменять голос и темп речи, чисто и ясно произносить слова).

Занятие  7.

Цель: обучать детей умению слушать собеседника; воспитать гуманное отношение у детей друг к другу в общении: быть внимательным к партнёру, не перебивать его.

Предварительная работа: чтение рассказа В.Катаева «Цветик-семицветик».

Методы и приёмы: игра, направленная на развитие речевых умений; проигрывание ситуации; игра, направленная на двигательное раскрепощение.

Ход занятия: воспитатель предлагает детям игру «Интонации». Цель: совершенствовать речевое умение – интонирование.

Воспитатель:- Дети, вспомните, как каждый раз по-разному произносила волшебное заклинание девочка в сказке «Цветик-семицветик». Попробуйте произнести слова:

                           Лети, лети, лепесток,

                           Через запад на восток,

                           Через север, через юг,

                           Возвращайся, сделав круг:

                           Лишь коснёшься ты земли-

                           Быть по-моему вели!

- Произнесите с интересом: «Вели, чтобы дома я была с баранками»; шёпотом: «Чтобы мамина любимая вазочка сделалась целой»; гордо: «Чтобы я сейчас же была на Северном полюсе»; дрожащим голосом от холода: «Чтобы я сейчас   же   очутилась  опять во дворе»; сердито «Чтобы игрушки, какие есть на

свете,   были   мои»;   быстро:   «Чтобы   игрушки   поскорей   убрались    опять в

магазин»; радостным голосом: «Вели, чтобы Витя был здоров».

Появляется Фея. Она приветствует детей:

- Здравствуйте, дети. Я хочу узнать, чем вы любите заниматься (называет имя ребёнка), в какие игры любит играть? (Дети отвечают по одному).

- А теперь назовите, чем любит заниматься (называет имя ребёнка), в какие игры любит играть? (Называет нескольких детей).

- Мы не всегда можем назвать то, что слушали. Часто это бывает и у взрослых людей, потому что мы невнимательны к другим. Нам хочется, чтобы мы говорили, а нас выслушивали.

- Как вы думаете, что может произойти, если мы невнимательно будем слушать другого? (Собеседник может обидеться, в следующий раз он уже не будет разговаривать с нами).

- Оказывается, чтобы умели всегда слушать других, не перебивать их, необходимо этому учиться. Хотите этому научиться?

- Сначала мы с вами послушаем тишину. Закройте, пожалуйста, глаза. Дети, что вы услышали?

- Давайте поиграем с вами в игру «Испорченный телефон». (Дети садятся в круг). Вам необходимо по очереди передавать друг другу слово так, чтобы никто не слышал. Последний должен это слово произнести вслух. (Выясняют, какое слово передали и где телефон испортился).

- Дети, игра показала, что необходимо не только внимательно слушать друг друга, но и чётко произносить слова.

- А теперь я попрошу вас, моих помощников, рассказать сказку «Теремок». Один из вас начнёт её, затем все остальные по очереди будут рассказывать сказку. Вы должны быть очень внимательными друг к другу, старайтесь не повторяться.

- Дети, как вы думаете, получилась у вас  сказка? Почему?

- Часто    бывает,    что,    разговаривая    друг с    другом,    мы   перебиваем

собеседника. А с вами случалось такое?

- Сейчас мы проиграем с вами такую ситуацию. Сначала вы разобьётесь на пары. Каждая пара будет выходить в центр группы. Вы должны спросить друг друга о том, чем вы занимались вчера вечером. А остальные дети должны внимательно слушать.

- Ребята, какая пара вам больше всего понравилась? Почему?

- Итак, дети, вы сегодня узнали, что важно в беседе не только самому чётко и ясно говорить, но и внимательно слушать того, с кем вы разговариваете. И этому вы сегодня старательно учились.

- В конце нашей встречи давайте поиграем в игру «Шалтай – Болтай». На слова:

                           Шалтай – Болтай

                           Сидел на стене.

                           Шалтай – Болтай

                           Свалился во сне,

- вы должны сначала поворачивать туловище вправо-влево, при этом руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклоните своё тело вниз.

Фея прощается с детьми до следующей встречи.

Занятие 8.

Цель: научить замечать состояние других людей и быть готовым оказать им помощь; воспитать гуманное отношение ко взрослым (сопереживание).

Материалы и оборудование: фотографии или рисунки, на которых изображена семья каждого ребёнка; корзина; разноцветные лепестки; чёрно-белые иллюстрации к сказке «Кукушка».

Предварительная работа: чтение сказки «Кукушка».

Методы    и    приёмы:   игра,   направленная    на   создание благоприятного

микроклимата; проигрывание ситуации; подбор цветовой гаммы к иллюстрациям; игра, направленная на расслабление.

Ход занятия: воспитатель предлагает детям игру «Связующая нить». Цель: сформировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

Дети сидят, по кругу передавая клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что они хотят для себя, что могут пожелать другим. Воспитатель:

- Дети, а теперь натяните нить! Вот какой крепкий круг у нас получился. Вот какие, оказывается, вы дружные в своей группе.

Появляется Фея. Она обращается к детям:

- Сегодня мне хочется, чтобы вы стали моими помощниками. Я решила превратить вас в волшебников.

- Дети, а вы знаете, кто такие волшебники? Какие волшебные вещи помогают им совершать волшебство? Но волшебство можно делать и без них. Как? Хотите узнать?

                           Стать добрым волшебником

                           Ну-ка попробуй!

                           Тут хитрости

                           Вовсе не нужно особой:

                           Понять и исполнить

                           Желанье другого –

                           Одно удовольствие,

                           Честное слово!

                           На клумбе – Цветок,

                           Его листья повисли.

                           Грустит он …

                           О чём?

                           

                           Угадал его мысли?

                           Он хочет напиться.

                           Эй, дождик, полей!

                           И дождик струится

                           Из лейки твоей.

                           А что же сестрёнка

                           Скучает в сторонке?

                           Волшебное что-нибудь

                           Сделай сестрёнке!

                           И ты обернулся ретивым конём,

                           Галопом сестрёнка

                           Помчалась на нём!

                           Хоть мама

                           Ещё не вернулась с работы,

                           Нетрудно узнать

                           Её думы-заботы:

                           «Вернусь –

                           Хорошо бы пошить, почитать…

                           Да надо

                           С уборкой возиться опять».

                           И ты совершаешь

                           Весёлое чудо –

                           Ковёр засверкал, засияла посуда!

                           И ахнула мама, вернувшись домой:

                           «Да это как в сказке!

                           Волшебник ты мой!»

                                                                ( С.Погореловский).

- А вы   делаете    добрые    дела   родным? Расскажите о своём добром деле.

(Каждому ребёнку предлагается взять лепесток из корзины и рассказать о своём поступке. Фея собирает лепестки в цветок).

- Вот какой красивый цветок вежливости получился у нас.

- Дети, ваша семья – это самое дорогое, что есть у вас на свете. Её надо любить и беречь. Семьи бывают разные – большие и маленькие. (Фея с детьми рассматривают на стенде фотографии и рисунки). Главное, в ней живут любящие, заботящиеся друг о друге люди.

- Какие вы молодцы, помогаете своим родным. Ну просто волшебники!

- Дети, часто бывает так, что мама уставшая приходит после работы домой? Замечаете ли вы, что у мамы грустные глаза? Что можно сделать приятного для мамы? Как вы сможете утешить, успокоить свою маму? (Фея предлагает лекарство от грусти и слёз).

                           Если в доме кто-то плачет,

                           Вы ему скажите, что

                           Ходит ёжик во лесу,

                           Барабулька на носу!

                           Ёжик ей ладошкой машет,

                           А она поёт и пляшет!

                           Если хочешь, мы с тобою

                           Завтра тоже в лес пойдём

                           И такую барабульку

                           Обязательно найдём.

- Вы настоящие помощники у мамы. А вот есть такие дети, которые не замечают, что маме тяжело, что она устала, что ей надо помочь.

- Вот эти дети. Узнаёте их? (Фея обращает внимание детей на иллюстрации к сказке «Кукушка»).

Беседа по иллюстрации:

- Какое    настроение   у    детей? Что они делают? Чем занята мама? Что же

произошло?  

- Дети, посмотрите внимательно на иллюстрации. Они черно-белые. Давайте сделаем их цветными, подберём нужный цвет фона. Необходимо учесть, что жёлтый, голубой, зелёный означают радость; красный – опасность; серый, чёрный – печаль. (Дети называют цвета красок, которыми можно раскрасить фон иллюстраций).

- А теперь, волшебники, вы должны показать своё волшебство. Представьте, что мы с вами находимся в одной семье. (Распределение ролей: мама и дочка).

- Уставшая мама пришла с работы, дочке необходимо поднять настроение: рассказать весёлое стихотворение, обнять маму, сказать тёплые слова…

- Вы прекрасно справились с заданием. А есть такие дети, которые огорчают маму. Послушайте, какая история произошла с одним из таких детей:

                           Я маму мою обидел,

                           Теперь никогда – никогда

                           Из дому вместе не выйдем,

                           Не сходим с ней никуда.

                           Она в окно не помашет,

                           Я тоже не помашу,

                           Она ничего не расскажет,

                           Я тоже не расскажу…

                           Возьму я мешок за плечи.

                           Я хлеба кусок найду,

                           Найду я палку покрепче,

                           Уйду я, уйду в тайгу!

                           Я буду ходить по следу,

                           В страшный – страшный мороз.

                           И через бурную реку

                         

                           Буду я строить мост.

                           И буду я главный начальник,

                           И буду я с бородой,

                           И буду всегда печальный

                           И молчаливый такой…

                           И вот будет вечер зимний,

                           И вот пройдёт много лет,

                           И вот в самолёт реактивный

                           Мама возьмёт билет.

                           И в день моего рожденья

                           Тот самолёт прилетит.

                           И выйдет оттуда мама,

                           И мама меня простит!

                                                                      ( Э.Мошковская).

- Как вы думаете, чем так сильно мальчик обидел маму? Жалеет ли он, что так поступил? На что он  надеется? Давайте попробуем с помощью мимики изобразить эту историю. (Стихотворение читается ещё раз).

Фея:- Вы сегодня много добрых дел совершили. Спасибо вам. Теперь настало время отдохнуть. (Предлагает детям игру «Насос и мяч». Распределяют роли: Фея: - «насос», дети- «мячи». Сначала «мячи» стоят, обмякнув телом на полусогнутых ногах, корпус наклонён вперёд, голова опущена. Когда «насос» начинает надувать «мячи»,  дети начинают распрямляться).

Занятие  9.

Цель: закрепить в речи детей употребление этикетных формул (приветствия, прощания, благодарности); совершенствовать умение использовать   неречевые   средства   общения   (мимику,  жесты, пантомимику);

воспитать дружеские отношения в группе детей.

Дети заходят, осматриваясь по сторонам, в зал и останавливаются в центре, звучит музыка. В самом центре стоит Фея.

Фея:- Здравствуйте, дети! Вы, наверное, очень хотите узнать, куда вы попали. Вы находитесь в волшебной стране, Стране Вежливости. А я здесь хозяйка, зовут меня Фея – Здравствуйте. А вы кто такие? А какие добрые слова вы знаете? (Каждый из детей читает по две строчки стихотворения О.Дриз «Добрые слова»).

Дети:                  

                           Добрые слова не лень

                           Повторять нам трижды в день,

                           Только выйдем за ворота,

                           Всем идущим на работу,

                           Кузнецу, врачу, ткачу:

                           «С добрым утром!» - мы кричим.

                           «Добрый день!» - кричим мы вслед

                           Всем идущим на обед.

                           «Добрый вечер!» - так встречаем

                           Всех домой спешащих к чаю.

Фея: - Вот какие вы молодцы! А в группе вы дружно живёте? Вы, наверное, и друг с другом вежливо разговариваете? (Дети поют «Песенку друзей»).

Фея: - Вы мне очень понравились. Дружно и весело вы живёте. А теперь располагайтесь так, чтобы вам было удобно. (Дети садятся на стульчики).

Фея: - Дети, у нас беда!  Злой волшебник Группи – Группи Ян замуровал добрые слова, весёлые песни, смех, музыкальные звуки в стены; заколдовал животных и детей. Теперь у нас все хмурые, грубые, обижаются друг на друга. А помочь нам сможет только тот, кому пошёл шестой уж год. Ребята, помогите нам!   Вы согласны?   Тогда начнём с самого главного.  Нам необходимо вернуть

все   волшебные    слова   на   свои  места, вот на эти волшебные страницы. (Фея

читает «волшебные строчки», дети хором называют пропущенное слово).

                           Растаёт даже ледяная глыба

                           От слова тёплого (спасибо).

                           Зазеленеет старый пень,

                           Когда услышит (добрый день).

                           Если больше есть не в силах,

                           Скажем маме мы (спасибо).

                           Мальчик вежливый и грамотный

                           Говорит, встречаясь, (здравствуйте).

                           А во Франции и в Дании

                           На прощание говорят (до свидания).

Фея:- Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. Опять волшебные слова появились на своём месте. А теперь вам необходимо расколдовать наших животных. Злой волшебник превратил их в картинки, вот такие. (Показывает и раздаёт их детям). Вам нужно их оживить, а я вам подскажу особенности каждого из них (грустного пингвина, встревоженного кота, радостного кролика, хмурого орла, разгневанного поросёнка). (Дети изображают мимикой и пантомимикой животных).

Фея: - Вы и с этим заданием хорошо справились. Звери ожили. Ребята, слышите? Что это за странные звуки? Да ведь это сам Группи – Группи Ян пришёл к нам. Наверное, ему не нравится то, что вы снимаете его страшные заклятия.

Злой волшебник: - Это кто хозяйничает здесь? Опять Добренькая Фея. А это ещё кто? (Обращается к детям).

Фея: - Это мои помощники,  дети из детского сада, самые весёлые, дружные и вежливые. Они помогают мне разрушить твоё колдовство.

Волшебник: - Ну, это мы ещё посмотрим.

Фея: - Дети!    Теперь    нам    нужно    вернуть весёлую музыку. А для этого

необходимо мальчикам подойти к девочкам, обратиться к ним по имени, подать руку, заглянуть в глаза и вежливо пригласить на танец. Если вы с этим справитесь, то обязательно зазвучит весёлая музыка. (Дети исполняют танец «польку»).

Фея: - Дети, вы и с этим заданием справились. И приглашаете, и танцуете вы красиво. (Злой волшебник огорчён, щиплет себя за бороду). Теперь весёлая музыка всегда будет звучать в нашей стране.

- А теперь нужно расколдовать детей нашей страны, превратить их из невоспитанных в вежливых. Это чудо произойдёт, если вы им дадите вредные советы.

Колдун: - Вот это здорово! Вот это по-моему! Молодцы, дети, вы мне понравились. (Инсценировка стихотворения).

                           Если к папе или к маме

                           Тётя взрослая пришла

                           И ведёт какой-то важный

                           И серьёзный разговор,

                           Нужно сзади незаметно

                           К ней подкрасться, а потом

                           Громко крикнуть прямо в ухо:

                           «Стой! Сдавайся! Руки вверх!»

                           И когда со стула Тётя

                           С перепугу упадёт

                           И прольёт себе на платье

                           Чай, компот или кисель,

                           То, наверно, очень громко

                           Будет мама хохотать,

                           И, гордясь своим ребёнком,

                           Папа руку вам пожмёт.

                           

                           За плечо возьмёт вас папа

                           И куда-то поведёт.

                           Там, наверно, очень долго

                           Папа будет вас хвалить.

Фея: - Молодцы дети! Посмотрите, как переживает злой волшебник. Он теряет свои колдовские, чёрные силы. Теперь нам нужно вернуть весёлые песни. А вы знаете какую-нибудь? Спойте, пожалуйста.

Фея: -Дети, смотрите, что стало со злым волшебником: он превратился в доброго, он улыбается вам. Он хочет с вами поиграть. (Дети играют в «Зеркало»).

- Вы просто волшебники. (Читают стихотворение «Просто волшебники».

Фея: - Дети, спасибо вам! Вы сумели победить злого волшебника и помогли всем детям нашей страны, которые опять стали добрыми, вежливыми (опять слышны музыка и смех). А теперь подарим друг другу самую большую радость, встанем в круг, подадим друг другу руки. (Дети водят хоровод).

Фея: - А на прощание я каждому из вас подарю пропуск для того, чтобы вы всегда помнили о моей стране и в любое время смогли прийти ко мне в гости.                  



Предварительный просмотр:

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

1.РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ.

Цели: - ознакомление с формами, функциями общения;

- углубление знаний родителей о психолого-педагогических основах общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

1. Лекция «Роль и значение диалогического общения в развитии личности старшего дошкольника».

2. Мини-сочинение (тест) на тему: «Я как родитель», «Портрет моего ребёнка».

3. «Ты и твоё настроение».

1). Нарисуй своё настроение, учитывая следующее: красный, оранжевый, жёлтый цвета соответствуют весёлому, радостному настроению; зелёный- спокойному состоянию; синий, фиолетовый, чёрный- грустному, печальному.

2). Тебя удивило…

3). Тебя рассмешило…

4). Тебя испугало…

5). Тебя огорчило…

4.Особенности общения вашего ребёнка.

1) Как ваш ребёнок применяет слова вежливости (приветствия, прощания, благодарности) в общении с:

- родными;

- знакомыми;

- друзьями;

2) Как ваш ребёнок устанавливает контакт с:

- родными;

- знакомыми;

- друзьями;

3) Как ваш ребёнок ведёт себя во время разговора?

4) Как себя ведёт ребёнок по отношению к вам, когда вы расстроены чем-либо?

5) Какие ласковые, нежные слова говорит вам ваш ребёнок, когда вы устали?

6) Как ведёт себя ребёнок по отношению к другу, знакомому ребёнку, если тот чем-то опечален?

7) Как ведёт себя ребёнок, если его друг (знакомый ребёнок) делится с ним чем-то радостным?

8) Когда ваш ребёнок чем-то опечален, или напротив, его что-то радует, делится он этим с вами?

9) Может ли ваш ребёнок выражать своё настроение словами? (Мне грустно, весело, страшно).

10) Как чаще всего ведёт себя ребёнок в конфликтной ситуации? (Как «командир», «дитя», «взрослый»).

11) Опишите реакцию вашего ребёнка, если он слышит, что в адрес кого-то

произносят неэтичные слова, дразнят? ( Промолчит; отреагирует- как?).

12) Как чаще всего ведёт себя ваш ребёнок, когда кто-то из детей его оскорбляет (обзывает, дразнит)? (Промолчит; достойно ответит; начнёт обзывать ребёнка; будет жаловаться вам).

13) Как ваш ребёнок реагирует на наказания? (Соглашается с тем, что заслужил его; начинает плакать, не согласившись с наказанием; начинает с вами спорить…).

2.КОНСУЛЬТАЦИЯ.

Цели:- изучение разных стилей общения родителей с детьми;

- совершенствование приёмов работы с детьми по формированию умений диалогического общения.

План.

  1. Знакомство с личностно-ориентированной моделью взаимодействия взрослых с детьми (стили общения по методу Э.Берна).
  2. Знакомство с играми, способствующими становлению у детей диалогического общения со сверстниками.
  3. Анкетирование.
  4. Правила, раскрывающие особенности поведения родителей по отношению к собственным детям в процессе общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация дляродителей

адаптация детей в саду...

Памятка дляродителей

Памятка для родителей "Профилактика гриппа и ОРВИ"....

Памятка дляродителей

По дорожному движению...

Консультация дляродителей «Использование нетрадиционной техники рисования в детском саду»

Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, простран...

Бытовая техника, консультация дляродителей

ЗАДАНИЯ «Помоги маме быстро выполнить работу».1. Игра с мячом «Закончи мое предложение».Цель: уметь правильно называть бытовые приборы; внимательно слушать родителя, быстро реа...

консультация дляродителей о правилах пожарнойбезопасности

Памятка для родителей: «Правила пожарной безопасности».Уважаемые родители! Не оставляйте маленьких детей одних дома. Если все же вам приходится оставить детейодних, постарайтесь убрать опа...

Консультации дляродителей

Консультация для родителей"Правила безопасности при катании на ледянках, санках, снегокатах, тюбингах."...